В настоящее время в психолого-педагогической литературе определены теоретические подходы по коррекции нарушений связного высказывания, характеризующие целостное развитие ребенка и являются важным показателем его готовности к усвоению школьной программы. По просмотренным данным, можно сказать, что в последнее время число детей с нарушением речи значительно увеличилось. Неполноценное речевое развитие негативно влияет на развитие ребенка, а именно на память, внимание, воображение, познавательную деятельность, восприятие [1]. У таких детей наблюдается отставание в формирование речевых компонентов, а именно лексических, фонематических, грамматических знаний, недостаточно сформирована произносительная и смысловая сторона речи, это приводит к затруднению воспроизведения правильно построенного связного высказывания. У таких детей возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, наблюдаются трудности в учебе и адаптации личности в социуме, что определяет произносительную сторону речи в качестве объекта психолого-педагогического, психолингвистического исследования [2].
В своих работах авторы В. К. Воробьева, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, В. П. Глухов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. Н. Ефименкова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко. подчеркивают, что при обследовании отмечаются трудности звукового оформления и смыслового программирования, недостатки логических и тематических операций, то это позволяет понять, что проблема существует. Это подчеркивает, что логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи по коррекции нарушений связного высказывания, становится главной целью всего коррекционного процесса, требующей кропотливой и длительной работы логопеда, родителей, воспитателей и самого ребенка, обуславливая необходимость ранней диагностики указанных нарушений и разработку новых, эффективных подходов к их коррекции [3; 4; 5; 6].
Л. С. Выготский выделяет в речи три функции связи с внешним миром: коммуникативную, регулирующую, познавательную. Коммуникативная функция – развивается раньше всех. В связи, с чем автор разделяет становление и развитие речи по возрастным особенностям ребенка.
Т. Б. Филичева рассматривала связную речь у детей с общим недоразвитием речи четвертого уровня. Автор отмечает, что дети допускают ошибки, при составлении рассказа по заданной теме, картинке, серии картинок, отсутствует логичность последовательности высказывания, затаривание на менее важных деталях, пропуски главных деталей рассказа, повтор эпизодов, возникают трудности при планировании высказывания.
Таким образом, после проведения анализа научной и специальной литературы можно выделить ряд причин определяющие нарушения связного высказывания у детей 5–7 лет с ОНР:
- нарушения связной речи возникают в беседе, при составлении рассказа по картинкам, серии картинок. А именно происходит «застревание» на менее важных событиях, а пропускаются главные события, происходит повтор эпизодов;
- возникают трудности в выборе определенных языковых средств и планирование последовательности высказываний;
- в речи ребенка преобладают простые предложения.
В настоящее время большое количество авторских методик направленно на изучение состояния связного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР. Изучив методики авторов Л. Е. Ефименкова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жуков, В. П. Глухов, О. Б. Иншакова, В. К. Воробьева, направленных на выявления особенностей связного высказывания у детей 5-7 лет с ОНР можно сказать, что методики схожи между собой и имеют общую структуру, которая включает в себя:
- пересказ текста (знакомой и не знакомой сказки);
- составление рассказа по серии сюжетных картинок в предварительно расположенной последовательности;
- составление рассказа на материале сюжетной картинки;
- составление рассказа на основе личного опыта.
Единой методики не принято по изучению состояния связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Для этого необходимо проводить исследование всех речевых компонентов у детей дошкольного возраста: звукопроизношение, лексические и фонематические процессы, грамматический строй речи и связную речь.
Значительное внимание проблеме связной речи и коррекционно-педагогическим условиям ее формирования уделено в современных логопедических исследованиях целым рядом авторов. Т.Ю. Четверикова в своих работах описала закономерности формирования навыков рассказыванияи рассмотрела механизмы формирования навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи [7]. В работах Л. В. Ковригиной [6] проводились исследования, которые более точно позволяли отследить механизм нарушения порождения связного высказывания у дошкольников, что позволяет обеспечить условия для разработки наиболее адекватного коррекционного маршрута для каждого ребенка с учетом преобладающих у него механизмов нарушения связной речи [7]. В собственных исследованиях были выявлены закономерности связного высказывания для построения ребенком значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов) и моделирования ребенком собственных речевых высказываний [8].
В целом у детей 5–7 лет с ОНР наблюдаются затруднения в умении составлять пересказ по серии картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета.
Причины несформированности связной речи [9] у детей 5–7 лет:
1) операции, обеспечивающие смысловую организацию текстового сообщениями – передача смысловой программы заданного текста, установление временной последовательности изображенных на картинках событий, нахождение и развитие темы сообщения, итог – нарушение смысловой цельности речевых высказываний;
2) операции, обеспечивающие его лексико-синтаксическое оформление (нарушение лексико-синтаксического оформления предложений, выбора слов, выбор средств межфразовой связи, итог – нарушение связности речевого сообщения).
Проведен анализ подходов и методик по преодолению нарушений связного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Основные направления работы [10]:
- формирование и закрепление лексико-грамматических категорий;
- формирование основных действий по узнаванию связного сообщения;
- формирование умения проводить анализ рассказа;
- владеть умением выделять главное и составлять сообщение по плану;
- обучение навыку правильного лексического и грамматического оформления высказываний;
- формирование кинестетической и кинетической основы речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР;
- формирование акустико-гностической основы их речевой деятельности;
- развитие связной речи как средства общения (включение контекстной речи в другие виды деятельности).
В разных источниках предлагаются самые разнообразные методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связного высказывания у детей дошкольного возраста [10]:
беседа, рассказы по сериям картин, по предъявлению картин, пересказы;
- изложение сюжета по последовательным вопросам составленных логопедом;
- подражание готовым показам;
- собеседование по запланированной структуре к рассказу;
- вопросы, требующие проведения сравнения;
- провокационные вопросы;
- сопоставление речи взрослого и ребенка;
- опора на наглядно воспринимаемые предметы;
- показ картинки-эпизода относящейся к озвученному разделу;
- подбор картинок к отдельным сюжетам: подборка называния разделов, установление последовательности их расположения;
- разнообразныеупражненияпозакреплениюнавыковсоставленияразличныхтиповпредложений (через демонстрацию: различных действий, по вопросам, по сюжету, по опорным словам);
- оречевление детьми дошкольного возраста выполняемой серии действий;
- упражнения с проблемными ситуациями (задания на сравнение рассказа и слов из него;
- две загадки, в которых об одном и том же содержание рассказа разное;
- игры на пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок и без опоры;
- На подбор недостающего фрагмента игры;
- игры на придумывание небольшого сюжета с последующим его оречевлением.
В этом исследовании контрольная группа была сформирована и обследована для того, чтобы видеть разницу выявленных нарушений связного высказывания между детьми экспериментальной и контрольной групп, и дальнейшего описания логопедической работы по коррекции нарушений у детей 5-7 лет с ОНР. Обследование детей проводилось индивидуально с каждым ребенком, в свободное от занятий время на протяжении двух недель практического исследования проводился контроль за состоянием связанного высказывания.
Весь процесс коррекционного воздействия в процессе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР имеет четкую коммуникативную направленность. Сюжетно-ролевая игра представляет собой форму копирования ребенком 5–7 лет социальных отношений взрослых.
Анализ исследований педагогов и психологов выявили основные элементы сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании сюжетно – ролевой игры выделена игровая задача и намечена проблема, лежащая в основе сюжета. Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику, либо с личным участием ребенка в действии, либо с его наблюдением. Картина состояния сюжетной игры у детей с общим недоразвитием речи III уровня в основном соответствует первому уровню развития игры и характеризует уровень элементарного игрового поведения. Однако, чем выше уровень развития игровой деятельности, тем выше уровень сформированности фразовой речи в игре у детей дошкольного возраста. Применение в коррекционно-логопедической работе сюжетно-ролевых игр способствует восполнению пробелов в развитии связной речи. Игры на представлении небольших пантомим, развивают у детей переход от предметно-образного языка к внутренней речи.
В процессе проведения различных игр ребёнок 5–7 лет накапливает необходимый словарь слов, постепенно овладевает способами выражения словами содержание рассказа и в итоге приобретает возможность и умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование связанного высказывания в игре направлено на развитие навыков и умения согласованно выражать мысли простыми и сложными словами и предложениями, правильно строить высказывания в форме, числе, падеже. Игровые действия дают возможность, активизировать и расширить имеющийся запас слов, грамматически правильно оформлять речь, стимулируют на наиболее достоверную репродукцию текста, на составление собственных фраз [11].
Анализ полученных данных показал, что недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормой слуха и интеллекта отмечается позднее становление речи, скудный запас слов, дефекты произношения и словообразования.