Постановка проблемы исследования
В современных условиях изучение образования как основы устойчивого развития общества не просто актуально для социологической науки, но проявляется как общественная потребность.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется [1]. Базовое звено модернизации и реформирования образования – это российские школы различных видов. Реформа в системе образования является сейчас одним из самых горячо обсуждаемых в нашем обществе вопросов. И отношение к ней далеко не однозначное. Российская школа находится на пороге перемен. Реформы в области образования оказывают как положительное влияние, так и отрицательное. Реформирование российской системы образования сказывается на условиях и качестве обучения в школах. Различные нововведения беспокоят преподавателей, учеников и их родителей. Постоянные реформы в среднем образовании непонятны большинству граждан России.
Для того чтобы выяснить отношение родителей к основным реформам школьного образования и выяснить мнения родителей по поводу его перспективы развития, были проинтервьюированы родители учеников школ г. о. Тольятти.
Модель эмпирического исследования
В соответствии с целью и типом исследования было проинтервьюировано десять человек. В интервью приняли участие родители учеников «обычных» (общеобразовательная школа) и «статусных» (гимназии, лицеи) школ.
В качестве метода исследования использовано интервью. Оно носило характер индивидуального и формализованного.
Первый блок вопросов в интервью направлен на изучение мнений по поводу основных реформ школьной системы образования.
Для начала респонденты рассказали, замечали ли они какие-либо нововведения в школах, где обучается их ребенок. Большинство родителей учащихся недовольны усложнением учебной программы, уровнем профессионализма педагогического состава, введением ЕГЭ (ОГЭ), появлением в учебных заведениях большого количества платных услуг: «Да, и не в лучшую сторону. Например, учителя перестали доносить до учеников материал. А техническое оснащение школы так и осталось на слабом уровне» (Юлия, 36 лет, гимназия). «Да, безусловно, реформа проверки знаний (ОГЭ, ЕГЭ), ужесточение норм сдачи экзаменов и аттестации. Появление большого количества платных услуг! (Татьяна, 45 лет, обычная школа).
Постепенно в школах вводят профильное обучение. В анкетировании мы выяснили, что в большинстве школ г. о. Тольятти ввели распределение по профилям. Родители высказали свое мнение по этому нововведению. Абсолютное большинство считают профильное образование необходимым в школах. Главные плюсы: интерес к образовательному процессу, помощь в профессиональной деятельности, право выбора направления обучения: «Хорошо отношусь. Ребенок выбирает для себя близкое направление, по которому ему будет интересно и полезно обучаться. Это поможет для выбора профессии» (Светлана, 48 лет, гимназия). «Отлично, так как ребёнок может выбрать ту сферу, которая ему интересна и тем самым, сориентироваться в профессиональной сфере, хотя бы приблизительно» (Екатерина 36 лет, гимназия). «Положительно, потому что ребенку дается право самостоятельно выбрать свою будущую профессиональную деятельность» (Оксана, 41 год, гимназия).
Одна из самых главных и обсуждаемых реформ в России – ведение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ). В связи с этим было выяснено, какие эмоции у родителей вызывает такая система измерения знаний. Все опрошенные респонденты имеют негативное отношение к данной реформе, объясняя это тем, что ребенок испытывает сильнейший стресс при подготовке и сдаче экзаменов, а форма сдачи экзамена в виде теста не является показателем оценки уровня знаний учащихся (ответы можно выбрать случайно). На наш взгляд, необходимо создание альтернативной системы сдачи экзаменов по предметам школьной программы. Среди высказанных мнений были следующие: «Не являюсь сторонником ЕГЭ. Эмоции негативные. Тест не способен заменить традиционные виды аттестаций» (Алла, 43 года, обычная школа). «Отрицательно отношусь. Мне жалко детей. В ЕГЭ большая часть успеха зависит от удачи» (Надежда, 38 лет, лицей). «Плохо. ЕГЭ (ОГЭ) не является показателем знаний и приводит к деградации подрастающего поколения» (Татьяна, 45 лет, обычная школа).
Далее мы узнали у родителей, существует ли форма в школах, где учится их ребенок, и выяснили преимущества и недостатки такой формы одежды. Многие ответили, что в их образовательном учреждении есть требования к одежде. Большая часть родителей довольна таким нововведением, объясняя это тем, что единая форма дисциплинирует детей, создает внешний аккуратный вид и не делит детей по социальному уровню жизни. При этом родители учащихся статусных школ отметили один существенный недостаток – стоимость школьной формы. Итак, представим ряд высказываний: «Единые требования к одежде существуют. Считаю, что это дисциплинирует, не отвлекает от процесса учебы» (Алла, 43 года, обычная школа). «В каждом классе свой цвет одежды, деловой стиль. Это дисциплинирует детей и прививает им деловой этикет» (Надежда, 38 лет, лицей). «Да, мой ребенок ходит в единой школьной форме. Это дисциплинирует ученика. Все должны быть наравне. Единственный недостаток – дорого» (Екатерина, 36 лет, гимназия).
Неумолимыми темпами происходит развитие инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс. Родители к данным инновациям относятся положительно, указывая на то, что в их школах техническое оснащение выросло за последнее время. Информационные технологии благополучно влияют на образовательный процесс, упрощая работу учителям и обучение детям. Многие родители довольны такими нововведениями как электронный дневник, интерактивные доски, электронные учебники, но участники образовательного процесса, непременно, должны уметь применять их в своей деятельности. Мнения родителей были следующими: «Да. Отношусь положительно. Очень удобно. Всегда смотрю электронный дневник ребенка. Считаю, что новые технологии благополучно влияют на процесс обучения, где-то даже упрощают учебу» (Надежда, 33 года, обычная школа). «Отношусь положительно, например, в любое время можно посмотреть успеваемость ребенка. Да, улучшилось» (Оксана, 41 год, гимназия).
Несколько родителей отметили, что с внедрением в систему образования информационных технологий постепенно теряется традиция отечественной системы образования (без компьютеров). Некоторые респонденты отметили, что дети проводят очень много времени за компьютерами, что сказывается на здоровье и самочувствии: «Техническое оснащение выросло. Насчет электронного дневника не знаю, этим заведует жена. Я по старому, смотрю иногда обычный дневник. Но слишком много дети за компьютерами проводят, что в школе, что дома. Это плохо, лучше бы книги читали. Поэтому все надо использовать в меру» (Владимир, 42 года, обычная школа).
Далее респонденты выразили мнения по поводу того, что является главным в деятельности современного преподавателя и устраивают ли родителей педагогический состав в школах, в которых их дети обучаются. Почти все опрошенные сошлись во мнении, что преподаватель, главным образом, должен уметь находить понимание с детьми, заинтересовывать их своим предметом и мотивировать на дальнейшее обучение. Также главное в учителе – это любовь к своей профессии и детям, профессионализм, постоянное саморазвитие и совершенствование: «Главное для преподавателя – умение увлечь ребенка своим предметом, постоянно развиваться, быть хорошим психологом. Не все учителя в школе устраивают» (Алла, 43 года, обычная школа). «Любовь к своей работе, ответственность, профессионализм, постоянное саморазвитие» (Надежда, 33 года, обычная школа). «Умение наладить контакт и найти общий язык с учениками. Да, устраивают» (Михаил, 44 года, обычная школа).
Важной проблемой современного школьного образования является нехватка молодых специалистов. Главной причиной, по которой молодые преподаватели часто покидают стены школы, респонденты единогласно назвали низкую оплату труда. Как правило, молодежь хочет «добиться всего и сразу», однако в преподавательской деятельности процесс построения карьеры выстраивается довольно продолжительный период времени. Также родители считают, что учителям надо иметь большую выдержку, многие просто не справляются с «трудными детьми». Престиж профессии снижен, учителей как носителей профессии и как конкретных личностей не уважают как родители, так и учащиеся, считают опрошенные респонденты: «Считаю, что молодые специалисты не задерживаются в школах из за системы в целом. Сопутствующие нагрузки, не связанные с образованием (договора, оплата питания и т. п.), низкая оплата труда, неумение стать для ребенка авторитетом (нынешняя позиция детей «вы не имеете право» приводит к тому, что дети не уважают педагогов в большинстве случаев)» (Алла, 43 года, обычная школа). «Маленькая зарплата, нет социального жилья, бесперспективность» (Светлана, 48 лет, гимназия).
В связи с увеличением в школах учебной нагрузки, необходимо узнать у родителей, сколько времени их дети проводят в учебных заведениях и за выполнением домашней работы. И как это сказывается на здоровье детей [2]. В среднем учащиеся в школе находятся по 6-8 часов. На домашнее задание ученик в среднем тратит около 3 часов. То есть ребенок загружен с утра и до самого вечера. Многие родители отмечают, что их дети очень устают и это сказывается на самочувствии в целом. Снижается зрение, появляются головные боли: «В школе ребенок проводит в среднем 8 шесть. Домашние задания делает в среднем часа 3. Постоянно испытывает усталость, часто болит голова. Кроме этого, ребёнок занят дополнительным образованием. Это относится к требованиям школы (если ребенок не занят, то обязан посещать нагрузки в школе)» (Алла, 43 года, обычная школа). «В школе ребенок проводит 6 часов, домашнее задание делает 3 часа. Усталость, снижение зрения» (Надежда, 38 лет, лицей).
Далее респонденты рассказали про материально-техническую базу школы. Большинство родителей устраивает техническое оснащение в учебных заведениях, в которых учатся их дети. Один из респондентов отметил, что иногда деньги на ремонт требуют именно с родителей. Только одного из опрощенных совсем не устраивает оснащение школы: «Материально – техническая база школы хорошая» (Алла, 43 года, обычная школа). «В общем да. Единственное на физкультуре слабое техническое оснащение (например, нет лыж)» (Надежда, 33 года, обычная школа). «Да. Но бывает, на это собирают деньги с родителей, это неправильно» (Светлана, 48 лет, гимназия). «Нет, не устраивает, пришлось собственными силами восстанавливать класс к учебному году» (Оксана, 41 год, гимназия).
Далее был задан вопрос по поводу альтернативного способа получения знаний – домашнего образования. Большинство родителей считают, что такая форма образования отрицательно скажется на ребенке, и они бы не стали переводить детей на домашнее обучение. Объясняют они это тем, что ребенок должен находиться в коллективе, в социуме, со своими сверстниками, а не изолирован от общества: «Нет. Он будет изолирован и оторван от общества, что негативно скажется на ребенке» (Юлия, 36 лет, обычная школа). «Ребенок должен находиться в коллективе, чтобы общался с детьми, учился на своих ошибках» (Надежда, 38 лет, лицей).
Поскольку в настоящее время в России продолжаются меняться образовательные программы, а также набор и содержание школьных учебников, интересно узнать, устраивает ли родителей содержание образования, и хотели бы они что-либо изменить. Мнение у респондентов не однозначное. Часть родителей устраивает школьная программа, другая часть считает, что много ненужного и сложного материала преподается детям: «Нет. Изменить надо программу обучения, облегчить ее. Много лишнего» (Надежда, 33 года, обычная школа). «Нравится. Ничего не надо менять» (Владимир, 42 года, обычная школа). «Двоякое мнение. По некоторым предметам побольше бы творческих работ» (Надежда, 38 лет, лицей). «Нет. Много ненужного материала. Верните программу обучения СССР» (Татьяна, 45 лет, обычная школа).
Следующий вопрос связан с альтернативными методами обучения. Вопрос актуальности альтернативных систем образования все чаще появляется в информационном поле. Н. Архипова считает, что это «связано, в первую очередь, с введением ЕГЭ, а также многочисленными скандалами в прессе в связи с нарушениями и коррупцией в системе среднего образования» [3].
Большинство интервьюируемых не знают ничего по поводу альтернативных методов обучения, поэтому не могут оценить такую форму обучения. Связано это с тем, что эта тема, на наш взгляд, не освещается СМИ нашего города. Альтернативное образование развивается в России в таких городах, например в центрах республик и областей, в столичных – Москва и Санкт-Петербург. В г. о. Тольятти начинает развиваться школа семейного образования «Родная школа» на базе центра «Солнечная семья» (открыт экспериментальный класс в 2016 году). Итак, мнения опрошенных таковы: «Не слышала ничего, поэтому не могу выразить мнение. Хотелось бы побольше узнать» (Юлия, 36 лет, гимназия). «Немного слышала, но всех нюансов не знаю. Для детей с ограниченными возможностями это отличный вариант! Слышала, что есть различные методики обучения, но в нашем городе ничего подобного нет. Для кого-то это может быть интересным. Но я считаю все же, должна быть единственная в РФ программа обучения» (Татьяна, 45 лет, обычная школа).
Следующий блок вопрос направлен на изучение мнений по поводу перспективы развития школьной системы образования.
Был задан вопрос о том, считают ли родители правильной политику РФ в отношении образования. Все интервьюируемые не согласны с политикой правительства в области школьного образования, говоря о том, что много сомнительных, нелогичных и ненужных нововведений, порой пагубно сказывающихся на образовательном процессе: «Нет. Очень много губительных нововведений и совсем ненужных» (Татьяна, 45 лет, обычная школа). «Не совсем. Советская модель образования ни чем не уступает нынешним стандартам. Даже в СССР оно было качественнее. В 21 веке появилось много информационных технологий, они помогают, но в то же время имеют свои издержки. Повторюсь, образование должно быть бесплатным!» (Екатерина, 36 лет, гимназия)
Далее родители высказали мнения по поводу перспективы школьного образования. Многие респонденты прогнозируют негативные последствия политики в области образования, говоря о том, что советская система образования была самой лучшей. Родители считают, что ситуация только станет хуже со временем: «Перспективы, на мой взгляд, неутешительные. Тупиковый путь» (Алла, 43 года, обычная школа). «Все будет очень плохо. Страшно. Губят все хорошее, что было в наше поколение» (Юлия, 36 лет, обычная школа). «Все в руках нашего государства. Скорее всего, ужесточат нормы ЕГЭ, ОГЭ. Вскоре все будет автоматизировано» (Екатерина, 36 лет, гимназия).
Родители рассказали о том, что бы они изменили в нынешней системе школьного образования. Самое главное – убрать тестовую форму сдачи экзаменов и вернуть традиционную форму выпускных экзаменов в школе, которая реально оценивала знания учеников. Один из респондентов предложил сделать экзамены по выбору: тестовый или устный. Ребенок в праве сам выбирать, что для него лучше. Многие родители хотели бы, чтобы их дети обучались по советской системе образования, считая, что раньше образование была качественней и доступнее. Также надо усовершенствовать государственную поддержку учителям (заработная плата, премия, жилье) и сделать образование полностью бесплатным: «Отмена ЕГЭ (ОГЭ), сдача экзаменов в советское время давало больше знаний (по билетам)» (Светлана, 48 лет, гимназия). «Изменила бы программу обучения, особенно в начальной школе (большая нагрузка), запретила бы учебники по Питерсону, увеличила бы зарплату учителям и вернула бы уважение и почтение к ним. А главное – надо отменить ЕГЭ (ОГЭ). Или хотя бы дать ребенка выбор: тесты или устный экзамен» (Татьяна, 45 лет, обычная школа).
Итак, гипотеза о том, что родители учащихся школ г. о. Тольятти критически относятся к современному состоянию системы российского образования, подтвердилась частично. Родители против ЕГЭ (ОГЭ), и считают, что традиционная форма сдачи выпускных экзаменов реально оценивает знания и умения учеников. Также респонденты выражают негативные эмоции по поводу платных услуг и платного образования. Это нарушает права человека на абсолютно бесплатное общее образование. Но родители с положительными эмоциями отзываются по поводу введения профильного обучения (право выбора), единой школьной формы (дисциплина) и информационных технологий в образовательный процесс (удобство).
Гипотеза по поводу того, что интервьюируемые в целом дают пессимистичные прогнозы относительно будущего российского образования подтвердилась. Родители считают, что политика в области школьного образования ухудшает качество образования в целом и прогнозируют негативные последствия некоторых нововведений в образовательной среде. Многие респонденты хотят, чтобы их дети, как и они, обучались по традиционной советской программе.