Full text

Рассматривая определение слова «рок», по словарю С. И. Ожегова, мы выделили, что синонимом данного определения является слово «судьба». Примечательно, что Ожегов определял её, судьбу, весьма трагичной и несчастной в аспекте рока. Кроме того, С.И. Ожегов дал более точное трактование определения рок-музыки, а именно как «эксцентрической, эстрадной музыки, исполнение которой происходит в быстрых ритмах, с помощью электронных инструментов и участием голоса» [1].

Рок-музыка как особое музыкальное направление имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл (от которого и пошло массовое распространение рок-культуры и всевозможных жанров рок-музыки), от которого в своё время это направление и произошло, до брутальных и агрессивных жанров – дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.

Рок – также музыкальное направление, у которого есть свои временные границ и собственные характерные черты, которые существенно отличают его от других. Так же как и литературное творчество, рок имеет свои направления, например рок-н-ролл, симфонический и психоделический рок. Главной отличающей особенностью рока является непрерывный, жесткий и четкий ритм. Рок-музыка не создавался специально с какой-либо целенаправленной идеей, но осмотревшись на время формирования этого стиля, можно с уверенностью твердить, что подсознательная цель создателей этого стиля является протест и бунтарство молодого поколения нравам и моралям старших. Разные представители рок–музыки по различному объясняют задачу создания их рок-произведений. Одни заявляют, что такая музыка дает возможность получать удовольствие от жизни, какая бы она ни была, иные, что рок способствует умению управлять поведением и мыслями других людей, третьи сетуют что рок – это способ и стиль их существования.

Рок-музыку, только как один из жанров музыкальной индустрии, не целесообразно рассматривать, т.к. это не только музыка, но и специфичная культура молодёжи. Рок (дословным переводом слова «Rock» является – «качаться, раскачиваться») берёт свои истоки с первой половины 1950-х гг. в США.

Лишь в 60-х годах 20 века рок-музыка стала обозначаться, в американской литературе, как индивидуальное музыкальное направление, окантованное своей стилистикой и модой. На сегодняшний день «рок» охватывает в себя не только музыку, но так же – культуру, или рок-культуру.

Е. Л. Рыбакова утверждала, что «такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение» [2, с. 2]. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.

Возникновение молодежной культуры в целом и рок-культуры в частности связывают с феноменом «беби-бума». К середине 60-х годов доля молодежи 14–19 лет в общей массе населения развитых стран составляла от 30 до 45%. «Впервые в истории человечества молодежь образовала независимую социальную группу со своими потребностями, интересами и исканиями» [3, с. 17].

В своей статье мы будем исходить из того факта, что экстремальность является определяющим свойством сознания и поведения современной молодежи. В условиях социальной неопределенности, риска и катастроф, экстремальность все чаще приобретает крайние формы, которые могут выражаться как приемлемыми, так и неприемлемыми способами – протесты, вооруженные нападения и столкновения, террористические акты и т. д. все чаще происходят с участием некоторой части молодежи.

Кроме того, российский исследователь Т. А. Хагуров предостерегает об опасности массового увлечения молодежью России некоторыми субкультурами в связи с их явной предрасположенностью к некрофилии, провоцирующей «влечение к смерти, что вполне отчетливо проявляется в так называемых депрессивных подростковых субкультурах – Эмо и Готов (по счастью, не очень прижившихся в нашей стране!), давно и справедливо обвиняемых в провоцировании суицидальных настроений в подростковой среде» [4, c. 5677].

Обратимся к анализу причин данных явлений, а именно к специфическому типу сознания молодежи. Такие психофизиологические особенности молодежного сознания как эмоциональный уровень восприятия явлений, импульсивность, агрессивность, склонность к эпатажу в сочетании с социально-политическими факторами его становления, а именно конфликтом ценностей поколений, преобладанием роли средств массовой коммуникации в жизни детей, социальным протестом против государственной власти приводят к осознанию частью молодежи в создании своего рода «убежища» от мира взрослых – собственной молодежной культуры.

В целях изучения влияния рок-музыки на жизненный путь личности нами в январе-феврале 2017 года были проведены глубинные интервью с представителями данной культуры. В данной статье представим результаты интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет.

Итак, обращаясь к анализу роли агентов социализации, имеющих первостепенное значение в процессе формирования сознания подрастающего поколения, отметим родителей, которые в жизни наших информантов сыграли ведущую роль и в деле приобщения их к рок-культуре. Многие интервьюируемые отмечали лояльное отношение родителей к своим музыкальным предпочтениям. Каждый из опрошенных нами информантов акцентировал внимание на своём раннем погружении в рок-музыку. Этот возраст варьируется от 5 до 14 лет.

Стоит подчеркнуть, что девушки начинали увлекаться рок-музыкой неесколько позже юношей. Мы можем предположить, что именно мужское влияние, со стороны отцов, братьев, на информантов оказало более сильное влияние, нежели женское. В частности, один из респондентов с благодарностью и уважением рассказывал нам о своей семье, а именно об отчиме, который понимал, принимал и поддерживал его увлечения. Сергей (19 лет) отмечал: «Всё началось в 2003 году, когда мама познакомилась с отчимом и мы вместе проводили время, гуляли, он включал музыку в машине. Он слушал рок. Жёсткий рок. Не просто альтернативу, а именно Hard-rock, Dead-metal, экспериментальный рок. Отчим повлиял на меня очень сильно, привил вкус, любовь к жизни, внёс свою идеологию «безбашенности» и в то же время ответственности к жизни и другим людям. Принёс в мою жизнь рок!».

Как уже говорилось выше, каждый из информантов отмечал, что в их семьях не было жестких запретов на самовыражение и увлечения, родители являлись не только авторитетом и примером, но и близкими друзьями, которые старались акцентировать внимание на ребёнке, как на личности, а не как на «несмышленом ненормальном пацане в чёрном». (Николай, 23 года)

Несомненно, рок-музыка не только даёт поприще для приятного времяпрепровождения и приятного слуху звучания. Музыкальная культура нацелена на досугово-эстетическую часть свободного времени людей. При этом, мы можем утверждать, что именно рок-музыка является вдохновляющим фактором для ее постоянных слушателей. Она как рама для картины, которая не даёт вдохновению человека расплескаться красками по полу. Любимая музыка стабилизирует эмоциональный фон человека: в психотерапии немалая роль отводится для музыкальной релаксации пациента.

Молодые информанты подчёркивали, что для них музыка – спутник к творчеству. Именно благодаря рок-музыке появились жизненно важные интересы: многие информанты отмечали увлечённость игрой на музыкальных инструментах, сочинение музыки и стихов. Многократно информанты акцентировали внимание на том, что без рока, не было бы их как состоявшихся и созревших личностей. Каждый информант утверждал, что он, слушая рок, был психологически намного старше своих сверстников, которые не хотели развивать себя, своё тело и разум, а «живя обыденной жизнью, – отмечал Николай (23 года) – в режиме дня Сурка, я бы сказал».

Каждый считает рок-музыку уникальнейшей возможностью получить вдохновение для свершения смелых поступков, появлению новых увлечений и получить от жизни то, на что не смеют надеяться среднестатистические обыватели.

Стоит отметить и негативную сторону жизни рок-слушателей, которую респонденты вспоминали с ярко выраженной эмоциональностью, порой даже агрессивностью – неприятие рок-культуры и их (рокеров), в частности, обществом. Виктория (24 года) констатирует, что «зачастую игнорирование меня, как личности, доводило до ручки. Все считали меня, как минимум сатанисткой, а как максимум – последовательницей террористических организаций».

Юноши рассказывали о насильственных столкновениях, о фактах отстаивания чести, как собственной, так и чести друзей, которых оскорбляли за индивидуальность. Виктория (20 лет) передала нам диалог, случившийся в школе с одноклассницами, который ей запомнился: «В 9 классе, ближе к выпускному, ко мне подошли одноклассницы и спросили: «Почему ты слушаешь это? Почему ты не такая как все? Тебе не страшно? Ведь тебя могли не избивать, если бы ты не выпендривалась». Я сказала, что я такая, какая есть и мне безразлично их мнение. Они смеялись, а я знала, что я стала смелее, умнее, я добиваюсь того, чего хочу, не смотрю на других, живу так, как считаю нужным, не завися от общества и его мнения. Про меня кучу слухов распространяли, на тот момент, что я детдомовская и т. п. Задевало, но не до депрессии. В итоге, половина одноклассников спилась, другая снаркоманилась. И это не рокеры, прошу заметить. Вот как «работают» стереотипы!».

Участие в рок-концертах и/или прослушивание громкой музыки позволяет молодежи «выпустить пар», выплеснуть накопившуюся агрессию. На наш взгляд, данная функция этого музыкального направления по осуществлению физической и эмоциональной разрядки, компенсирует молодежи недостаточность возможностей для экспрессивного выражения своих мыслей, идей, чувств и желаний. Кроме того, и что немаловажно, подчас глубокомысленные тексты песен ряда рок-исполнителей о несовершенстве общества, помогает понять подрастающему поколению, что они не одиноки в этом мире, и что социальные проблемы решаются не с помощью вооруженных столкновений и массовых беспорядков.

По результатам нашего исследования в данной возрастной категории, многие опрашиваемые отмечали смысложизненную ценность и роль рока в качестве вдохновителя: «Под такую музыку хочется либо изменять себя или мир. Мотивировало жесть как на великие поступки!» – комментирует Сергей (19 лет).

И, тем не менее, несмотря на своё стремительное влияние на общество, рок-культура как социокультурный феномен, зачастую, становилась поводом для гонения и унижения её последователей. Насилие, неприятие и, порой, даже экстремизм в отношении рок-слушателей и, следовательно, представителей различных рок-субкультур становился отвергаемым явлением в 2000-х годах.

Вот, что по этому поводу отмечает одна из информанток (Виктория, 20 лет): «Я скрывала свою неформальность в школе, так как боялась того, что делали с такими же, как я, ребятами. Издевались, били, унижали. Но, когда прознали, что я неформалка и, о ужас, слушаю рок… Меня, в течение двух лет, гнобили, издевались, унижали... Да что уж… Меня били. Даже мальчики. Так как это было почётно – ударить неформала, рокера. Того, кто не такой как все!»

Один из информантов (Николай, 23 года) так же отметил, что не только через незнакомых людей исходило осуждение их культуры, но и от друзей: «Большинство друзей не понимали меня и мои вкусы, говорили, что это лишь шум, даже издевались над моими вкусами. Один раз чуть не подрались. Да и потом были драки. В частности, из-за того, что я другой. Ношу косуху и ирокез. Как говорится, лишний повод для гнобёжки».

Как отмечают доктора социологических наук, заведующая Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН Ю. А. Зубок и главный научный сотрудник того же отдела В. И. Чупров: «В молодежной среде деление на «своих» и «чужих» чаще всего проходит по иным основаниям, нежели в мире взрослых – по субкультурным основаниям…Чужие могут стать «врагами» только потому, что они другие» [5, с. 38].

Тем не менее, информанты идентифицировали себя как сильных, морально устойчивых личностей, которые не сломились под давлением оппозиционно настроенной среды. В процессе анализа текстов интервью, мы пришли к выводу, что опрошенные нами личности представляют собой образованных и талантливых людей, судя по эрудиции и стилю речи, которые они продемонстрировали. Многие из слушателей рок-музыки приобщились к ней не только как пассивные реципиенты, но и как деятели, творцы, инноваторы. Многие пишут стихи и тексты песен, другие играют в рок-группах, занимаются вокалом и изобразительной деятельностью. Они называют рок – своим вдохновением, соратником и помощником. «Если бы не рок, – заключает одна из информанток (Виктория, 24 года), – я бы осталась маленькой, ленивой амёбой, которой от жизни нужно только смешные картинки в интернете посмотреть, да выпить за гаражами!»

Как показали результаты проведенного нами исследования, для многих интервьюируемых рок – это не просто музыкальное течение или стиль, это культура, ставшая средством общения молодежи, в некотором смысле зеркалом общества. Для данного поколения рок позиционируется как возможность самовыражения, некого бунта и протеста против устоявшихся общественных норм, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Примечательно, что именно такие направления как металл, хард-рок и панк-рок большинством опрошенных (в особенности представителями старшего поколения) воспринимаются негативно. Происходит это по причине агрессивности и эпатажности данных направлений. Справедливости ради, стоит сказать, что неоправданно, на наш взгляд, данные выводы экстраполировать на всю рок-музыку в целом. При этом мы можем утверждать, что увлечение рок-музыкой способствует непринятию асоциальных и деструктивных форм поведения некоторой части молодых людей, в связи с особой ролью текстов песен, имеющих социальное звучание и носящих подчас глубокий философский смысл.

Кроме того, увлечение рок-музыкой и приверженность к соответствующей культуре служит барьером для отделения собственного стиля жизни от общепризнанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Рок-музыка предопределяет жизненные сценарии индивида, наполняет жизненным смыслом и продлевает ощущение молодости для представителей более старшего поколения.