В настоящее время имеется тенденция на увеличение количества детей с нарушением познавательной деятельности. Анализ методической литературы по проблеме, а также практический опыт показали, что существует необходимость в проработке приемов и практических упражнений для формирования речевой активности у неговорящих детей, имеющих нарушение интеллекта. Педагогу-дефектологу приходится встречаться с основным видом нарушения интеллекта, которое представляет собой стойкое необратимое обеднение психической деятельности, ее упрощение и упадок, которое проявляется в ослаблении познавательных способностей, обеднении чувств и в изменении поведения ребенка. Согласно определению С. Я. Рубинштейна, умственная отсталость – это нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга на ранней стадии его развития [1]. Врожденное нарушение интеллекта сопровождается той или иной степенью отставания в развитии абстрактно-логических и конкретно-образных форм мышления, недостаточностью развития навыков, умений, речи вследствие патологической инертности нервных процессов, нарушения их подвижности. При легкой степени слабоумия задержка речевого развития также является следствием замедленного, развития и неполноценного функционирования сенсорных систем, преимущественно зрительной, слуховой и кинестетической. Понимание механизмов формирования дефекта необходимо для адекватной организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющих ОВЗ указанной этиологии [2, 3].
В словаре такого ребенка первые слова появляются только к 2–3 годам, а фразы к 5–6, при этом отмечается ограниченный объем словаря и аграмматичность при его использовании [4].
Поступая в школу, дети с нарушением интеллекта, имеют серьезные затруднения в речевой деятельности. Лексикон крайне беден, пассивный словарь преобладает над активным, фразы односложны, дети мало пользуются союзами, прилагательными и глаголами. Фразы до сих пор носят ситуативный характер, в то время как дети с нормальным развитием пользуются этим в 3–4 года [5]. Вдобавок, школьники имеют недоразвитие фонематического слуха, серьезные дефекты произношения, а также неспособность расчленения слов на звуки. Ситуацию ухудшает и то, что зачастую первоклассники могут понять только одну или двухступенчатую инструкции. Это существенно затрудняет обучение, так как слышимая речь воспринимается ими как большой поток неразличимых и непонятных звуков. Данная проблема обобщения мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом.
Период постановки звуков проходит значительно дольше и труднее, чем у детей с нормальным развитием. Это обусловлено замедленном формированием новых, особенно сложных, условных связей в коре головного мозга, что существенным образом затрудняет коррекционную работу [6]. Наиболее длительным является этап автоматизации, т.к. у детей, в связи со спецификой высшей нервной деятельности, отсутствует система контроля за собственной речью. Здесь, рекомендуется проводить различные игровые упражнения на развитие фонематического слуха, память, внимание. Отличным вариантом выступят упражнения с разными музыкальными инструментами, шумовыми игрушками, карточки, а также подручные школьные принадлежности. Сама логопедическая работа по коррекции звукопроизношения имеет циклический характер, при этом не стоит исключать возможность того, что поставленный звук автоматизируется в речь только к выпускному классу.
Важным аспектом логопедической работы является развитие артикуляционной моторики, а также общей, ручной и кинестетической. Рекомендуется делать ребенку лицевой и артикуляционный массаж несколько раз в неделю, это повысит эффективность занятий. Особое внимание стоит уделить развитию содружественных движений, так как благодаря афферентным нервным импульсам, которые исходят с пальцев рук, появляется возможность для эффективного развития восприятия, мышления и памяти. А развитие темпа, ритма будет способствовать лучшему запоминанию каких-либо чистоговорок, потешек, стихов. Как можно заметить, развивая одну сторону речи, мы развиваем и другие важные компоненты высказывания.
Для развития лексической стороны речи следует опираться на наглядный дидактический материал, это помогает ребенку соотнести звуковую оболочку слова с его графическим изображением. В большой актуализации нуждаются такие части речи, как: местоимение, глагол, прилагательное, наречие; а также лексические категории; обогащение словаря синонимами [7]. Большую пользу для усвоения материала приносят элементы арт-терапии, такие как: сказкотерапия и кукольный театр. Они помогают развивать мышление, воображение и просодическую сторону речи, соотнести предметы и их названия, обучают навыкам работы в коллективе, и способствуют закреплению ранее пройденного материала. В соответствии с тяжестью интеллектуального дефекта подбираются направления, приёмы и упражнения для направленного логопедического воздействия. Формирование связной речи проходит по тому же алгоритму, с внесением элементов работы по устранению дисграфии и дислексии. Стоит отметить, что работа по коррекции устной и письменной речи ведется вплоть до выпуска из школы.
Для правильной организации логопедических занятий следует учитывать, что преподносимый материал должен быть в интересной и понятной для ребенка форме, также необходимо помнить о его физиологических особенностях. Поэтому проведение физкультурных минуток не просто рекомендуется, а необходимо для школьников с нарушением интеллекта. У всех детей с умственной отсталостью наблюдается слабая мотивация к обучению, поэтому, чтобы хоть как-то простимулировать ребенка к занятиям, стоит разработать свою систему поощрения. Чаще всего это: наклейки, конфеты, витаминки, красивые печати в тетрадях, воздушные шарики, пузыри и многое другое. В общем, это всё то, что блестит, имеет красивую обложку, это можно понюхать или потрогать, или даже съесть. У многих умственно отсталых детей недоразвитие интеллекта неравномерно, а у некоторых встречаются и отдельные выдающиеся способности (счетные, музыкальные, касающиеся механической памяти). Обнаружение у ученика интеллектуальных качеств, выдающихся над общим уровнем умственной отсталости, должно быть использовано в обучении и абилитации, так как это дает дополнительный шанс для социализации ребенка. Коррекционные занятия рекомендуется проводить в индивидуальной форме, так как дети из-за своих психофизиологических особенностей, не могут дать хорошего результата при групповых занятиях, нежели при одиночной форме работы. Групповые занятия в данном случае следует использовать для закрепления лексических тем.
Направленная коррекционно-логопедическая работа способствует развитию речи детей с умственной отсталостью, стимулирует их коммуникативную сторону и благоприятно влияет на школьную успеваемость. Логопедическая работа охватывает формирование когнитивных процессов, пространственной ориентировки, формирует анализ и синтез, а также разъясняет правила языкового построения фраз и предложений, систему взаимоотношений языковых единиц. Благодаря этому ребенок с нарушением интеллекта успешно овладевает навыками социализации.