На современном этапе модернизации образования в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривается гуманистическая направленность, предоставления равных прав на воспитание и обучение. В настоящее время личность нормально развивающегося ребенка и ребенка с проблемами в развитии рассматривается как субъект деятельности; индивид, личность как источник познания, общения, преобразования действий, представляющий единое целое биологических, психологических, социальных черт личности. Наиболее актуальным в свете решения проблем индивидуальности детей является учет характеристик интегральной индивидуальности, складывающейся из индивидуальных свойств, индивидуального характера связи между ними [1].
Особую значимость приобретает личностно-ориентированный подход. Педагогу, работающему с детьми в условиях инклюзивных групп, для определения наиболее оптимальных путей, методов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать не только первичное нарушение у данной категории детей, но и его влияние на дальнейшее психофизическое развитие.
Реализовать себя как личность ребенок с ограниченными возможностями здоровья может при условии признания его индивидуальности, самоценности, определенного жизненного опыта, социального статуса, внутренних психофизических ресурсов.
Современное личностно-ориентированное образование с позиций гуманистического подхода, ценностного отношения к ребенку, его детству как уникальному периоду жизни представлено в работах Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, А. В. Петровского, Т. В. Фоменко, И. С. Якиманской и других ученых. Теоретические предпосылки и обоснование ориентированного подхода обозначены гуманистической мыслью зарубежной и русской классической педагогикой, психологией (С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Лазурский, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Мункуева и другие). В дидактических системах идея личностно-ориентированного подхода в образовании: «интерес» (И. Ф. Гербарт), «стремление» (К. Д. Ушинский), «намерение» (П. Ф. Каптерев), которые характеризуют представления педагогов об учении как деятельности, реализации определенных жизненных устремлений личности [2]. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции понимания [3].
Исследователями представлены теоретические и методологические положения личностно-ориентированного подхода. Е.В. Бондаревской определены основные человекообразующие функции: гуманитарная; культуросозидательная (культурообразная); функция социализации. Среди обозначенных позиций в личностно-ориентированном подходе рассматриваются: ученик как субъект познания, как субъект жизнедеятельности, как субъект культуры. Данные положения позволяют говорить о том, что личность является центром личностно-ориентированного подхода [4]. Индивидуальность в личности формируется в зависимости от определенных социально-типических отношений, возникших на почве психических свойств индивида [5].
Среди основных принципов личностно-ориентированного подхода по концепции В. В. Серикова выделен принцип индивидуальности в образовании как альтернатива коллективной технологии обучения [6].
Рассматривая образование на основе антропологической Концепции выделена следующая позиция: индивидуальность не может быть представлена в виде жесткого и устойчивого набора качеств. Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в становлении собственной индивидуальности. В Концепции содержания личностно-ориентированного образования по сравнению с традиционной иная позиция педагога, которая рассматривает ребенка как субъекта собственной деятельности иная позиция педагога и выражается:
- в оптимистическом подходе к ребенку, к его будущему;
- стремлении видеть перспективы развития индивидуальности;
- умении максимально стимулировать развитие ребенка педагогическими средствами адекватными его потребностям и возможностям.
А. А. Мункуева выделяет основными принципами личностно ориентированного образования такие, как:
- природосообразности (фундаментирующий) предполагает учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей:
- вариативности и культуросообранности;
- активности и самостоятельности;
- развития и системного подхода;
- опоры на субъектный опыт ученика, его интересы, свободы сообразности;
- «целое как взаимосвязь частей», а также принцип Любви, плюрализма, равенства, диалогизма [7].
Исходя из методологической основы гуманистического понимания личности и процесса ее развития (биогенное направление) основополагающим является признание в природе личности наличие позитивных качеств (в соответствующей среде), развертывание их – развитие личности. Генетический аспект (принцип конкретного исторического подхода) определяет не только изучение происхождения объекта, основных этапов его становления, но и прогностику перспектив развития явления.
Сущность личностно ориентированного подхода в признании ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Личностно ориентированное обучение представляет собой системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития [8].
Личностно ориентированное обучение представляет собой спроектированную организацию процесса обучения в соответствии с подготовкой обучающегося, его способностями, психофизиологическими особенностями при создании необходимых условий для проявления и реализации его возможностей с учетом ведущего вида деятельности (принцип активной деятельности личности). Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика. И содержание, и технологии обучения должны быть адекватными уровню развития ребенка с учетом своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Также необходимо признание в ребенке его уникальности, несхожести, неповторимости [8].
В проектировании содержания личностно ориентированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья обязательное соблюдение специальных принципов: педагогического оптимизма; ранней педагогической помощи; коррекционно-компенсирующей направленности обучения; социально адаптирующей направленности обучения; развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования; деятельностного подхода в обучении и воспитании; дифференцированного и индивидуального подхода; необходимости специального педагогического руководства. Приоритетом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход.
Индивидуальный подход на основе всестороннего изучения ребенка предполагает разработку соответствующих мероприятий педагогического и другого специального воздействия. Модель личностно ориентированного подхода должна включать следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический. С наличием глубоких и разнообразных нарушений учебной деятельности у детей целесообразно применять оценочно-прогностический подход, который предполагает участие педагогов, специалистов и родителей в процессе оценочного прогнозирования развития ребенка и интеграцию их усилий в работе с детьми. Данный подход позволяет:
- выявить и оценить особенности конкретного вида деятельности;
- установить препятствующие более высокому уровню усвоения ребенком деятельности;
- спланировать пути преодоления недостатков этой деятельности.
Выявление индивидуальных недостатков учебной деятельности, комплексная оценка способствуют: общему развитию ребенка, осуществлению индивидуальной коррекции его развития [9].
Е. С. Бондаревская выделяет, что работать с процессами развития позволят образовательные технологии, в частности педагогическая технология (от совокупности педагогический приемов до целостной системы обучения), рассматривая технологию прежде всего в ее отношении к целому образовательному процессу, определенного типа: технология традиционного обучения, технология развивающего обучения, программного обучения, коррекционного обучения [4].
Основная задача педагога – создание среды, способствующей проявлению изначально позитивной природе человека. При оказании детям с ограниченными возможностями здоровья помощи в решении их индивидуальных проблем здоровья, общения, самоопределения основной педагогической технологией становится технология педагогической поддержки.
Выбор технологий, методов, приемов в зависимости от вида отклоняющегося развития, степени характера нарушений, возможностей ребенка позволит ориентировано поддержать его индивидуальное развитие, а также разработать индивидуальный образовательный маршрут, представляющий собой целенаправленно проектированную дифференцированную образовательную программу, направленную на преодоление несоответствия реального уровня возможностей обучающегося и проблем его развития.
Базовыми этапами совместной деятельности педагога с ребенком являются: диагностико-поисковый, проектировочный, деятельностный, рефлексивный.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что:
- личностно ориентированное обучение – тип образовательного процесса, в котором ребенок и педагог выступают субъектами деятельности, данный процесс является системным (охватывает все ступени обучения);
- развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости является целью обучения;
- для реализации задач лично-ориентированного подхода необходима особая образовательная среда (образовательный маршрут, педагогические технологии, видение основополагающих направлений в деятельности педагога, сформированность его толерантных позиций, профессиональных компетенций и пр.).