Full text

Инклюзия как новая стратегия развития сферы образования Российской Федерации подразумевает перестройку всей системы образования: внедрение изменений организационного, методического, технического порядка, подготовки педагогических кадров [1]. Также перемены происходят в сознании всех субъектов образовательного пространства: администрации и педагогов, обучающихся и их родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение является целостной, системно организованной деятельностью, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде (в том числе и инклюзивном процессе).

В процессе психолого-педагогического сопровождения произошли серьезные изменения во взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и семьи ребенка.

ПМПК становится связующим, координирующим звеном в сетевом взаимодействии образовательных и иных организаций по обеспечению качественного доступного образования обучающимся с ОВЗ.

Очевидно, что организация деятельности ПМПК в ситуации возникновения и интенсивного развития в образовании инклюзивной практики, не затрагивая основные аспекты ее деятельности, в то же время, в определенной степени видоизменяет и ее задачи. Подобные изменения касаются не столько изменения процедуры оценки особенностей и возможностей самого ребенка, сколько относятся к особенностям определения образовательной программы, специальным образовательным условиям ее реализации в среде обычных сверстников.

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» в п. 27 ст. 2 определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Обеспечение равного доступа означает создание специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Цит. по: 2]. Определение необходимых специальных условий является одной из основных задач деятельности ПМПК.

Необходимо понимать, что специальные условия, в основном описывают изменения условий образования как несколько избыточно (сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики никогда не работали в системе инклюзивного образования, и их так мало в Росси, что предоставить каждому ребенку с сенсорными нарушениями не представляется возможным), так и недостаточно полно, т.к. особые образовательные потребности у каждого обучающегося с ОВЗ специфичны и отразить их в Законе невозможно. Как раз определение и конкретизация образовательных условий и входит в сферу ответственности специалистов ПМПК. Но специалисты ПМПК также вправе указать направления работы со специалистами, которые наиболее часто встречаются в образовательной организации, нежели приведенные выше (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). Результатом посещения ребенком с ОВЗ психолого-медико-педагогической комиссии должны стать рекомендации по созданию условий получения образования исходя из особых образовательных потребностей ребенка, а не из наличия этих условий в организации.

Заключение ПМПК позволяет работникам образовательной организации в наибольшей степени безошибочно организовать процесс психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Вступившие в силу 1 сентября 2016 года ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ [Цит. по: 3] и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Цит. по: 4] определяет три основные проблемы взаимодействия семьи и ПМПК:

-          незнание родителями (законными представителями) (далее родители) действующего законодательства, регламентирующего вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

-          незнание родителями своих обязанностей и прав детей;

-          нежелание родителей принять необходимость обследования ребенка врачом-психиатром.

Некомпетентность родителей (законных представителей) в вопросах нормативно-правового регулирования процесса организации обучающихся с ОВЗ требует от специалистов ПМПК не только проведения обследования детей, но и консультирования их родителей (законных представителей) по вопросам организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Следовательно, специалист ПМПК должен обладать знаниями и по своей специальности (логопедия, дефектология, психология и так далее), и знаниями в области юриспруденции.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся темы консультирования, основанные на нормативных правовых актах.

Специалист ПМПК разъясняет родителям ребёнка, что:

-          Конституция РФ гарантирует право каждого на получение основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования [Цит. по: 6]. Это означает, что родители (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования;

-          ФЗ «Об образовании в РФ» определяет условия организация образования обучающихся с ОВЗ, условия психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и другие [Цит. по: 2];

-          в соответствии с п. 4 ст. 63 форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями несовершеннолетнего обучающегося, кроме того при выборе формы получения образования и формы обучения учитывается мнение ребенка [Цит. по: 2];

-          п. 3 ст. 55 устанавливает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций ПМПК [Цит. по: 2];

-          ФГОС с ОВЗ представляют собой совокупность обязательных требований при осуществлении адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность [Цит. по: 3];

-          ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) закрепляет на законодательном уровне совокупность необходимых требований к организации обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность [Цит. по: 4].

Каждый сотрудник комиссии консультирует родителей (законных представителей) и всех заинтересованных лиц по многим иным вопросам, касающимся организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Для того чтобы родители исполняли свои обязанности и соблюдали права детей специалист ПМПК во время консультации сообщает им, что [Цит. по: 2]:

-          на основании п. 3 ст. 42 Закона «Об образовании в РФ» психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям обязательно на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей;

-          пд. 8 п. 3 ст. 44 Закона «Об образовании в РФ» определяет права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся присутствовать при обследовании детей ПМПК, участвовать в обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Сотрудники комиссии информируют родителей по другим вопросам, касающимся прав и обязанностей, основываясь на знании законов, приказов и положений.

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК» для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) обязаны предоставить в комиссию следующие документы [Цит. по: 5]:

-          заявление родителей о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

-          копию документа удостоверяющего личность (паспорт) или свидетельства о рождении ребенка;

-          заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающегося;

-          подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями от врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации;

-          характеристику обучающегося, оценочный лист;

-          результаты самостоятельной деятельности ребенка, а именно письменные работы по русскому (родному) языку, математике.

Исходя из перечня документов, мы видим, что обязательным является предоставление заключения врача, наблюдающего ребёнка, в том числе необходимым является заключение детского психиатра. Зачастую родители не хотят, чтобы обучающийся был обследован именно этим специалистом – психиатром. Это происходит от того, что родителям сложно принять заключение об интеллектуальном нарушении их ребёнка.

Специалист комиссии объясняет родителям, что определение психиатром уровня интеллектуального развития ребёнка позволит наиболее правильно определить адаптированную образовательную программу, а правильно подобранная программа учитывает физические и психические особенности и способности ребёнка, помогает ему учиться и развиваться.

Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:

-          адекватное определение варианта, режима образовательной программы, а также специальных образовательных условий ее реализации на ПМПК;

-          наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума, высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;

-          материально-технического обеспечения, в том числе программно-методического обеспечения;

-          наличие в шаговой доступности реально функционирующей сети образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.

Также говоря о взаимодействии семьи и ПМПК, целесообразно подчеркнуть, что каждая сторона – и родители, и специалисты комиссии – всегда стремятся определить и создать такие условия образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ребёнка-инвалида в которых ему будет наиболее комфортно. Возникающие на пути к данной цели проблемы всегда преодолимы, нужно только правильно выстраивать беседу с родителями и быть специалистом в своей области деятельности, знающим нормативные правовые акты.

В соответствии с требованиями ФГОС для каждой из категории детей с нарушениями в развитии комплексное психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями должно осуществляться с учётом состояния индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития.

Психолого-педагогические условия реализации рекомендуемой ПМПК образовательной программы должны обеспечивать:

-          преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к предыдущему уровню образования;

-          учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

-          создание и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

-          вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

-          диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

-          вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Все вышеприведенные условия и задачи не могут быть эффективно решены, если не создана целостная система психолого-педагогического сопровождения одними из основных элементов которой и является ПМПК и семья.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый изменяющийся процесс, который основан на взаимодействии специалистов различных профилей, специалистов ПМПК, педагогов и семьи ребенка.