Кохлеарная имплантация на сегодняшний день является наиболее эффективным методом восстановления слуха как при врожденной, так и при приобретенной сенсоневральной тугоухости или глухоте. При данных нарушениях слуха поражаются рецепторы улитки (волосковые клетки), однако волокна слухового нерва остаются сохранными. В процессе хирургической операции специальные электроды, которые заменяют слуховые рецепторы, вживляются во внутреннее ухо. Речевой процессор улавливает звуки внешнего мира, они в свою очередь преобразуются в электрические импульсы и с помощью имплантированных электродов передаются к волокнам слухового нерва, по которому звуковая информация поступает в головной мозг [1, с. 39].
На сегодняшний день все больше имплантируют детей раннего возраста, так как первые три года жизни ребенка наиболее важны для развития слухоречевых и речедвигательных центров головного мозга. Цель кохлеарной имплантации глухого ребенка раннего возраста заключается именно в том, чтобы он научился понимать речь других людей, говорить самостоятельно и использовать речь для общения с окружающими [2, с. 263].
Одним из самых главных направлений реабилитации детей раннего возраста после кохлеарной имплантации является логопедическая работа по развитию речи. До начала проведения занятий логопед выясняет при помощи речи разной громкости индивидуальные слуховые возможности детей.
При организации занятий создаются специальные условия слуховой среды:
- отсутствие постороннего шума в помещении;
- исключение эффекта эха;
- расположение педагога со стороны имплантированного уха ребенка;
- исключение одновременного говорения нескольких человек;
- комфортная громкость голоса логопеда с немного замедленным темпом и расстановкой пауз [3, с. 482].
И. В. Королева выделяет четыре этапа реабилитации детей после кохлеарной имплантации, на каждом из которых логопед выполняет различные функции (см. таблицу 1) [4].
Этапы реабилитационной работы с детьми после кохлеарной имплантации
Этап реабилитации |
Интервал времени после подключения КИ |
Задачи реабилитационной работы |
Функции логопеда |
|
3-12 нед. |
1. Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м). |
1. Формирование физиологической основы будущей речи. 2. Вызывание у ребенка интереса к собственному голосу, мотивации использования голоса для общения. 3. Консультирование родителей по вопросам развития произносительных навыков, активизации речи.
|
|
6-18 мес. |
1. Достижение оптимальных параметров настройки речевого процессора КИ. 2. Формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков. |
1. Развитие фонематического слуха, как основы для развития способности узнавать и запоминать слова на слух. 2. Работа по развитию голоса, увеличения подвижности артикуляторного аппарата, развитию звукопроизношения. 3. Развитие слуховой и слухоречевой памяти. |
|
Около 5 лет |
|
1. Развитие слухоречевой памяти. 2. Накопление пассивного (импрессивного) словаря. 3. Развитие грамматической системы. 4. Развитие понимания устной речи на слухо-зрительной и слуховой основе. 5. Накопление активного (экспрессивного) словаря. 6. Развитие диалогической речи. 7. Развитие связной речи. 8. Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических компонентов. 9. Развитие навыков чтения и понимания прочитанного текста. |
|
Дальнейший период развития |
1. Расширение общих представлений об окружающем мире |
1. Увеличение словарного запаса, |
Первый этап логопедической работы с детьми раннего возраста начинается перед операцией или после операции, но до подключения речевого процессора кохлеарного импланта. Предварительная логопедическая работа включает ряд направлений:
- Формирование правильного речевого дыхания (формирование направленной воздушной струи, увеличение силы и длительности выдоха). Для этого можно надувать мыльные пузыри, дуть в дудку, сдувать вату с ладошки.
- Артикуляционный массаж. Он необходим детям, у которых органы артикуляции недостаточно подвижны и имеют слабый тонус мышц.
- Артикуляционную гимнастику. Необходимо развивать подвижность органов артикуляции ребенка совместно с голосовыми реакциями. В этом помогает также «кривляние» перед зеркалом, различные голосовые упражнения, пение, повторение ребенком слогов по подражанию взрослым и так далее [5, с. 403–405].
Данные направления коррекционной работы создают физиологическую основу для будущей речи.
В большинстве случаев дети раннего возраста до кохлеарной имплантации не владеют собственной речью, у них могут присутствовать лишь голосовые вокализации [6, с. 264]. Их можно использовать для вызывания у ребенка сначала непроизвольных, а затем и произвольных голосовых реакций. Это положительно влияет на развитие дыхательной и голосообразовательной функции.
После подключения речевого процессора кохлеарного импланта начинается работа по развитию слухового восприятия, пополнение пассивного словарного запаса и вызывание спонтанной речи. Начальный этап переходит в основной.
Развитие слухового восприятия ребенка с кохлеарным имплантом проводится по следующим направлениям: обнаружение звука (есть звук / нет звука), локализация источника звука, различение речевых и неречевых звуков, оценка характеристик звуков (громкий – тихий, высокий – низкий и пр.), различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды (звучание музыкальных инструментов, голоса животных), опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз) [9, с. 128].
Логопед проводит работу по развитию фонематического слуха, начиная с неречевых звуков (учит ребенка узнавать звуки животных, окружающего мира, голоса близких людей). Одновременно проводится работа по накоплению словарного запаса, ведущая роль в которой принадлежит родителям.
Собственная речь у детей на момент проведения кохлеарной имплантации зачастую совершенно отсутствует, либо представлена отдельными лепетными словами [8].
Развитие устной речи после кохлеарной имплантации по мере овладения пониманием речи окружающих, грамматических представлений и формированию произносительных навыков. Задачей логопедической работы является вызывание звуков речи для того, чтобы активизировать звуки, подобные лепету, развить у него умение произносить сначала одиночные слоги, затем последовательность слогов [5, с. 409].
Развитие звукопроизношения у ребенка с кохлеарным имплантом имеет ряд особенностей. Зачастую это не механическая постановка звуков речи, а вызывание этих звуков с опорой на крупные движения тела, рук и ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов или коротких слов. Это способствует более эффективному запоминанию ребенком произношения звуков. Использование данного метода помогает более быстро вызвать голосовые реакции, лепет, натренировать артикуляционный, дыхательный и голосовой аппарат.
Занятия по развитию речи имплантированного ребенка на ранних этапах логопедической работы предполагают побуждение его к проявлению спонтанной речевой активности. Для этого важно обучать детей использованию простых слов. В процессе занятий педагог сначала несколько раз произносит простые и наиболее часто употребляемые в быту слова (дай, на, пить, ляля, пока и т. д.), соотнося их с соответствующими действиями и предметами. Постепенно ребенок старается повторить за взрослым [5, с. 264].
Для тренировки артикуляционной моторики, развития силы голоса и правильного звукопроизношения О. В. Зонтова рекомендует использовать фонетическую ритмику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, малые повторяющиеся ритмичные строки (па-па-па, да-да-да и др.) в игровых упражнениях, которые интересны детям. Педагог в процессе игры может сопровождать деятельность ребенка облегченными словами-звукоподражаниями (бах, топ-топ, буль-буль), а ребенок, играя, вступает в речевое взаимодействие с взрослым [7, с. 23–24].
Дети с кохлеарными имплантами довольно быстро научаются имитировать отдельные звуки, слоги и слова во время занятий. Все задания предоставляются сначала слухо-зрительно, чтобы он видел действия, вызывающие звук, а затем он воспринимает все сигналы, опираясь только на слух [3, с. 480].
К первым словам ребенка можно отнести звукоподражания и ряд слов с простым составом («мама», «папа», «дай» и т. д.), так как это наиболее удобные по артикуляции слова, которые легче всего запомнить и повторить.
На следующем – языковом – этапе работа по развитию речи направлена на развитие фразовой речи и пополнение активного словаря ребенка.
Становление фразовой речи ориентируется на потребность ребенка высказать просьбу или желание («хочу пить», «мама, дай пить» и т. д.). ребенок испытывает потребность в общении с взрослым или в предмете, который нужно назвать, значит ему необходимо назвать предмет, действие или просьбу и, значит, произнести нужную фразу. Предлагается создавать ситуации, в которых нужно было бы надо обратиться к взрослому, игрушке или другому ребенку, используя не одно слово, а целую фразу, даже если она содержит не облегченные по составу слова и звукоподражания («смотри, би-би!», «ляля спит») [4, с. 26–28].
Дальнейшая логопедическая работа с ребенком раннего возраста после кохлеарной имплантации направлена на развитие интонационно-ритмической стороны речи. Детям сложно воспроизвести слоговую структуру слова, так как они затрудняются повторить последовательность движений органов артикуляции, поэтому они часто пропускают слоги, произнося вместо трехсложного двусложное слово. Для развития данного умения используется следующее упражнение: сначала педагог учит ребенка хлопать в ладоши определенное количество раз (2-3), затем одновременно с этим произносятся слоги. Это упражнение помогает ребенку научиться воспроизводить нужное количество слогов. Затем произнесение какого-либо трехсложного слова необходимо сопровождать негромкими хлопками, чтобы ребенок услышал, из скольких слогов состоит слово, и смог его повторить. Задания по повторению слова по слогам необходимо заканчивать произнесением этого слова напевно, сопровождая плавным движением руки. Это поможет малышу научиться произносить слова слитно [5, с. 432–433].
На этапе формирования лексико-грамматического строя речи ребенок осваивает словарь и правила грамматики, то есть происходит развитие языковой системы. Малыш овладевает значением многих слов, учится изменять существительные по падежам, родам и числам, правильно употреблять окончание глаголов, согласовывать слова между собой в словосочетаниях и предложениях и т. д. Данная работа проводится не столько на целенаправленных занятиях, сколько в ежедневных ситуациях общения со взрослыми в процессе совместной деятельности.
Осваивая новые понятия, ребенок знакомится с обобщающими словами, включающими в себя ряд понятий. Например, ребенка учат объединять предметы родовые категории (одежда, мебель, посуда и пр.), употреблению предлогов, понятию одушевленных и неодушевленных предметов и т. д.
Дети учатся соблюдать в своем высказывании правила грамматики. Для усвоения этих навыков важны различные приемы и игры, важным условием которых является то, что нужно дать развернутый ответ на вопрос или составить распространенное предложение. Можно использовать различные картинки, изображающие какую-либо ситуацию, и описывать их. Педагог учит детей объединять слова в предложения, отдавать команды игрушкам («ложись спать», «иди играть» и др.), выражать желания и спрашивать разрешение.
Работа над лексико-грамматической стороной речи создает основу для развития коммуникативных умений и навыков детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. При этом развитие умения имплантированного ребенка общаться с окружающими людьми происходит только при реальном и активном речевом взаимодействии с группой сверстников и со взрослыми. Для побуждения его к речевой деятельности нужно создавать мотив использования речи путем задавания вопросов или создания ситуаций общения.
Результаты развития речи детей различны. При активной помощи родителей, через 1,5 месяца после подключения речевого процессора ребенок начинает подражать интонации взрослого, через полгода использует в речи простые слова и звукоподражания, а спустя 1–1,5 года формируется умение строить фразы из нескольких слов. Примерно через 2 года использования кохлеарного импланта у ребенка формируется связанная речь.
На дальнейших этапах развития связной речи совершенствуются произносительные навыки, лексико-грамматический строй речи, увеличивается словарный запас. Ребенок учится строить длинные связные высказывания с помощью выразительных средств родного языка, максимально приближаясь к уровню речевого развития нормально слышащих сверстников. Данная работа происходит в течение всего школьного обучения.
Большинство детей, прооперированных в раннем возрасте, могут быть подготовлены к посещению массовой группы детского сада, но все же их речевое развитие все же будет отставать от речевого развития сверстников с нормальным слухом [9].
Таким образом, логопедическая работа с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации направлена на то, чтобы помочь ребенку пройти все этапы речевого развития, которые он не смог пройти из-за нарушенного слуха. Также основной задачей логопеда является приближение речевого развития имплантированного малыша к нормативному.