Full text

Большие изменения в жизни современного общества определили новые требования к личности обучающегося. Обучаемые в современной образовательной среды должны быть ответственными и инициативными, адаптивными к изменяющимся условиям, у школьников необходимо сформировать ценности и основные социальные качества. Современный социум предполагает, что выпускники общеобразовательных организаций должны обладать новым типом функциональной грамотности.

В связи с изменениями в социуме происходим модернизация в системе отечественного образования и новые образовательные стандарты определили приоритетные задачи современных общеобразовательных организаций, где особое место уделено формированию социальной активной личности обучающегося, который способен к плодотворной жизни, преобразованиям и позитивной самореализации во всех сферах жизнедеятельности.

Разработчиками нового стандарта социальная деятельность обучающихся представлена как системообразующий ресурс, который заложен в основе развития гражданского общества в стране. Социальная активность должна обеспечить укрепление российской государственности; консолидацию общества рост гражданской ответственности, межличностное взаимопонимание и доверие всех представителей социальных групп, национальное согласие, формирование идеалов и ценностей в гражданском обществе, такие как справедливость, свобода, семейные традиции, безопасность.

Стратегические изменения в развитии нашей страны предполагают увеличение инновационного потенциала, инновационных идей и интеллектуальных продуктов, в том числе в системе образования. Проведенный анализ динамики модернизационных изменений в системе современного образования позволили выявить необходимость в развитии инновационной образовательной среды. Данная педагогическая задача сегодня актуализируется процессом интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современную школу, требованиями, обеспечивающими формирование личности обучающегося с новым качеством мышления, умением к самостоятельному приобретению знаний, продуцированию новых идей, стремлением к самоопределению и самосовершенствованию.

Понимание феномена образовательной среды представлено в работах М. В. Кларина, Е. П. Белозерцева, Ю. С. Манулова, М. М. Поташника, Н. В. Астафьевой, С. В. Тарасова, Р. А. Кассиной, Э. Р. Мамонтовой и другими исследователями, что позволило накопить и расширить понятийный аппарат. Однако, отечественные исследователи недостаточно уделяли внимание таким факторам как социализация и воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях современной школы, недостаточно раскрыты компоненты педагогические условия, средства и возможности образовательного пространства [1].

Важными характеристиками, определяющими понятие «развитие инновационной образовательной среды» нами выделены такие, как эффективное взаимодействие, результативный учено-воспитательный процесс, развитие социальной компетентности у субъектов образовательного процесса.

Компоненты социальной компетентности:

К когнитивному компоненту социальной компетенции у обучающихся относится следующее: теоретические вопросы об основных нормах общения и безопасном поведении в социуме; о вариантах поведения, направленных на предотвращение и конструктивное разрешение конфликта.

К мотивационно-ценностному компоненту относится: проявление умений к адекватной оценке себя, умение определять свои способности и суждения об успешности или неуспешности; способности к проявлению адекватной эмоциональной реакции на различные обстоятельства; способности к сопереживанию, чувствительности, пониманию других людей.

К деятельностному компоненту относится: умения выслушать сверстников и осуществлять предметный диалог, выполнять действия к группе, прислушиваться к мнениям обучающихся; нахождение правильных способов по разрешению конфликтов, организация безопасной поведенческой реакции [2].

Процессы, направленные на формирование социальной активности обучающихся с ОВЗ, определяют необходимость во внедрении в образовательно-воспитательную деятельность определенных педагогических условий:

  1. Обеспечение развития самостоятельности и активизация учебных действий обучаемых.
  2. Внедрение методов развития мотивационной сферы обучающихся.
  3. Включение обучающегося в организацию педагогического сотрудничества.
  4. Реализация методов и форм обучения в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
  5. Создание благоприятной социальной среды [3].

Т. В. Антоновой разработана критериальная база по определению наличия социальной активности обучающихся, к которым можно отнести: желание к взаимодействию со сверстникам, заботливость и стремление решить социальные проблемы в коллективе, в семье, стремление освоить предметно-операционные компетенции, умение осуществить организацию, планирование и реализацию социальной деятельности, осуществлять социальные действия, безопасное поведение, развитие таких качеств, как самостоятельность и ответственность; сформированность представлений о ценностных ориентациях, системе отношения к себе и социуму.

В период школьного обучения происходит рост социальной ответственности и преобразование активности обучающихся в систему социальных потребностей и действий.

Развитие социальной активности обучающихся представляется как многоаспектный процесс, который предполагает включение обучаемого в условия социальной среды и осуществление социального познания и социального общения [4].

Социально активный обучающийся может участвовать в противостоянии определенным жизненным обстоятельствам, окружающим негативным тенденциям.

Целевая задача инновационной образовательной среды заключается в создании условий, направленных на формирование социальной компетенции обучающихся, развитие способности к адаптации в социальной жизни у каждого обучаемого.

Задачи:

-          развитие возможностей и способностей, помогающих в процессах самоопределения и самореализации обучающихся;

-          оказание практической помощи в создании благоприятной обстановки в образовательной среде;

-          формирование мобильного школьника, который будет коммуникативным, ответственным и инициативным, обладающим социальными компетентностями.

В процессе исследования доказана эффективность формирования инновационной образовательной среды в современной школе. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе школ города Оренбурга, среди обучающихся 5 классов. В рамках исследования вывялена положительная динамика уровня сформированности социальной активности у обучающихся в условиях развития инновационной образовательной среды.

Для активизации мыслительных процессов обучаемым необходимо создать комфортную образовательную среду, выбрать эффективные методы передачи учебной информации, создать условия для проявления социальной активности.

Для создания необходимого эмоционального настроя необходимо связать новый учебный материал с жизненным опытом обучающихся, что позволит активизировать стремление обучающихся учебной деятельности и адекватным социальным действиям.

Для социализации личности это имеет огромное значение, так как обучающиеся всегда будут пребывать в коллективе (класс, семья, работа и др.), поэтому обучение в группе позволит обучаемым научиться:

-          проявлять адекватную социальную реакцию,

-          безопасному социальному поведению,

-          формированию коммуникативных универсальных учебных действий,

-          снижению внешней и внутренней тревожности,

-          быть социально активными,

-          учитывать мнение представителей коллектива,

-          самостоятельно принимать решения в условиях возникновения социальной проблемы [5].

В процессе накопления определенного объема знаний, умений и навыков учащиеся могут активно принимать участие в деловых играх и дискуссиях, что позволит обеспечить повышение социальной активности обучаемых.

Применение активных методов обучения и связь его с повседневной жизнью школьников будет способствовать сознательному пониманию содержательной части образования, сознательному отношению к учебной деятельности, активной социализации, повышению познавательной работы.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих повышение качественных показателей результатов образовательной и воспитательной деятельности педагогов при работе с детьми ОВЗ можно выделить – внедрение информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения и иных видов электронных ресурсов в образовании.

Применение информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном пространстве школы будет способствовать расширению творческих возможностей детей с ОВЗ. Использование компьютерной техники положительно влияет на динамику развития инновационной образовательной среды, так как будут созданы оптимальные специальные условия для педагогического воздействия на школьников с различной степенью коррекции, оптимизирует процесс развития социальной компетентности у обучающихся, в том числе детей с ОВЗ [6].

Определение уровня социальной активности обучающихся осуществлялось методом анкетирования по Т. Бегловой.

После регистрации и обработки результатов анкетирования нами подведены итоги, которые представлены на рисунке.

 

Уровень социальной активности обучающихся (%)

 

Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамики в области повышения социальной активности обучающихся в двух группах, особенно в опытной группе.

Так, в опытной группе 53% обучающихся проявляют высокий уровень социальной активности, а в контрольной группе – 27% обучающихся.

Сегодня необходимо активизировать сознательность обучающихся, развить у них социальные компетенции, что позволит выпускникам добиться успешности в жизни, выполнять важные социальные роли.. что особенно важно для детей с ОВЗ.

В сложившейся ситуации приоритетным направлением системы образования, является удовлетворение потребности детей с отклонениями в состоянии здоровья, восстановление, укрепление и поддержание здоровья, личностного развития, самореализации в целях улучшения качества жизни.

В ходе реализации мер педагогического сопровождения детей имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, является создание условий для полноценного личностного развития. Комплекс мероприятий содержит три фазы социализированности детей, в которых специалист обеспечивает согласованность этапов для успешного освоения норм жизнедеятельности ребенка: социальная адаптация, проявление индивидуализации личности ребенка с последующей интеграцией в современное общество [7].

Развитие современного общества не могло не затронуть вопросы обучения и воспитания детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья. Важным направлением работы образовательных организаций по улучшению ситуации с состоянием здоровья детского населения страны и учащейся молодежи является внедрение, в практику образовательных учреждений оптимальные педагогические условия.

В результате исследования доказана эффективность следующих педагогических условий:

  1. Создание персонифицированной образовательной среды – это проектная среда, в которой дети с отклонениями в состоянии здоровья индивидуально принимает социальные и образовательные стандарты.
  2. Внедрение здоровьесберегающих технологий. Результатом применения здоровьесберегающих технологий является создание устойчивой потребности в соблюдении норм безопасной жизнедеятельности, достижению максимальной адаптации к меняющимся условиям жизненного пространства.
  3. Применение оптимальных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.
  4. Развитие информационной образовательной среды.
  5. Развитие мотивационной сферы обучающихся. Факторы, влияющие на формирование положительной мотивации: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, стиль педагогической деятельности, коллективные, групповые, индивидуальные формы учебной деятельности, создание ситуацию успеха.