Full text

На данный момент в России действует более 427000 молодежных, детских общественных объединений: межрегиональные, общероссийские, региональные,  международные, местные, которые призваны к участию в выработке, принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня. Специфика любого детского общественного объединения требует участия в ней взрослых как организаторов, руководителей, координаторов: взрослые и, в частности, муниципальные образования, педагоги призваны выполнять курирующую функцию в объединениях, где дети реализуют свои социальные потребности, интересы, выбирают идеологические ориентиры, критерии оценки собственных поступков, прогнозируют свои жизненные перспективы. Необходимость выявления специфики педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений – одна из приоритетных задач, стоящих перед руководством объединений любого уровня.

Деятельность детских общественных объединений – это целенаправленный процесс совместной деятельности взрослых и детей, через который молодежь сообщает о своих потребностях, первоочередных задачах перед обществом в аспекте совершенствования педагогического взаимодействия, функционирующий на основе добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. Деятельность детских общественных объединений рассматривается в четырех плоскостях: детская (главная основа этой деятельности - детское мировосприятие); социально-педагогическая (в степени реализации позиции общества по отношению к детям); общественная (в степени решения общественных проблем);  организационная (наличие структуры, корпоративной культуры, обеспечивающих воспроизводимость, устойчивость этой социальной организации).

Реальная социально-педагогическая направленность детских общественных объединениях заключается, по словам Д.И. Фельдштейна, в том, что «они призваны снимать противоречие между социальным развитием детей и ограниченными возможностями социального функционирования» [1]. С точки зрения А.В. Мудрика, детское общественное объединение – это некий социально-педагогический проект, «не возникающий спонтанно, а представляющий собой продукт специальной организаторской работы взрослых/старших» [2]. И как всякий проект - его заранее проектируют, уточняют, дополняют, оформляют его корпоративную культуру в педагогически целесообразном направлении.

 «Объединение детей» и «объединение для воспитания детей» отличает разная социально-педагогическая составляющая [3]. Характерная черта детского общественного объединения заключается в объективной автономности от государственной системы образования, в отсутствии ведомственного подчинения. Детское общественное объединение самодеятельно - минимум зависимости от внешнего воздействия, определяет свой состав, идеологию, форму, методы работы, представляя собой частный аналог некоммерческой организации - «не преследует целей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет прибыль между своими участниками» [4], являясь потенциально социальным партнером органов государственной/муниципальной власти и бизнеса.

Приоритетными задачами типичного детского общественного объединения считается восполнение знаний и навыков в областях, выходящих за пределы общего, дополнительного образования, семейного воспитания; формирование общекультурного стандарта; развитие национального патриотизма, самосознания; воспитание ответственного отношения к окружающим людям, толерантности, гуманизма, активно участвовать в решении социальных проблем.

Различные детские общественные объединения стимулируют социальное развитие ребенка, содействуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, основываясь на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности деятельности.

Основными задачами детского и молодежного общественного объединения являются:

формирование у школьников активной гражданской позиции;

создание необходимых механизмов для участия детей и учащейся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;

создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.;

развитие творческой личности.

Условно ДОО (детские общественные объединения) можно подразделить и по основным целям и видам их деятельности.

    Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному:

разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты);

школьными (ученическими) объединениями;

детскими общественными объединениями, действующими в рамках законодательства на базе школы;

временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д.

Детское общественное объединение на современном этапе отличается такими особенностями развития как: яркая потребность в воспитании у детей предприимчивости, расчетливости, практичности; необходимость в формировании электоральной активности у современных 15-16-летних подростков; укрепление в качестве основной ценности здорового образа жизни; формирование устойчивости к отрицательному влиянию СМИ, негативного отношения к употреблению наркотических, токсических веществ; выработка механизмов выявления и поддержки ребят с ярко выраженными лидерскими задатками; организация активной воспитательной работы с детьми по месту жительства; усилия по предотвращению распространения движений, сект и т.п. с различной идеологической окраской [5].

Анализируя деятельность функционирующих и работающих в данный момент детских общественных объединений, можно выделить несколько важных моментов, отражающих их особенности:

Принцип функционирования - команда: проявляется внимание к структуре объединения, к функционалу команды объединения. Объединение имеет работающий актив, правление, каждый член которого несет персональную ответственность за определенную часть работы. В эффективной команде нормально функционирующего детского общественного объединения существуют следующие должности:

- лидер, отвечающий за координацию деятельности, за представление интересов объединения на всех уровнях и руководитель общего проекта, идейный творческий вдохновитель всей команды;

- заместитель руководителя, ответственный за работу по программам деятельности, «правая рука» руководителя, советник и помощник в координационной работе;

- ответственный за привлечение ресурсов в объединение. Это могут быть как материальные, финансовые, так и стратегические, общественные ресурсы.

- ответственный за формирование положительного общественного мнения об объединении и его деятельности;

- ответственный за формирование и развитие организационной культуры;

- ответственный за взаимодействие объединения с организациями;

- ответственный за работу с потенциальными членами объединения;

Деятельность, главной целью которого выступает создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни. Реализация данной цели происходит посредством включения членов объединения в реальную социально-значимую деятельность.

Все направления деятельности детских общественных объединений можно свести к списку из следующих пунктов:

- формирование и пропаганда среди детей и молодежи идей здорового образа жизни, профилактика употребления наркотических средств, алкоголя, профилактика негативной агрессии молодых людей;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, организация фестивалей, конкурсов, концертов, интеллектуальных игр и игр КВН;

- исследование истории своего края, организация краеведческих экспедиций, изучение национальной и отечественной культуры, истории России, формирование у молодых россиян патриотических чувств, любви к своей Родине;

- защита прав детей и молодежи, отстаивание интересов молодых людей перед государством и обществом;

- милосердие: забота о ветеранах, связь с детскими колониями, организация приютов для бездомных животных, помощь детям-инвалидам и т. п.;

- укрепление физического здоровья детей, культивирование занятий спортом, организация спортивных соревнований и праздников, проведение военно-спортивных игр и лагерей;

- экологическое просвещение населения, пропаганда экологических знаний и соответствующего им образа жизни, проведение экологического мониторинга и организация экологических акций, природоохранная деятельность, разработка и реализация творческих экологических проектов;

3. Организационная культура: разработка принципов и законов деятельности объединения, утверждение символики, отличительных знаков, традиций, обычаев, ритуалов;

4. Ресурсное обеспечение деятельности объединения:

- кадровые: специалисты-профессионалы, добровольцы, собственные и привлеченные;

- методические: программы деятельности, технологии, разработки и т. д.;

- информационные: СМИ и интернет-пространство;

- материально-технические: оборудование, оргтехника, транспорт, помещения, средства связи, реквизит, инвентарь, расходные материалы;

- финансовые; связи: система договоров с различными лицами и организациями, личные связи.

5. Реклама объединения: публикации и выступления в СМИ (в газетах, на радио, телевидении); выпуск собственной газеты; выпуск рекламной информационной продукции; размещение сведений об организации в Интернете; проведение рекламных акций и так далее.

6. Установление контактов с другими организациями;

 7. Работа с потенциальными членами объединения;

8. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений – согласно модели педагогического сопровождения А.М. Рудко [6].

Среди проблем, стоящих перед ДОО можно выделить следующие: не выявлены причины и механизм возникновения детских общественных объединений; не определен субъект инициирования, создания ДОО; не определен субъект осуществления педагогического сопровождения ДОО; не обозначены методы стимулирования детского лидерства; не очерчены направления развития детского самоуправления в ДОО детей; не созданы необходимые условия, позволяющие ДОО в достаточной мере реализовать воспитательные функции; не выявлена четкая социальная ниша для ДОО (конкретная для детей, не глобальная - свойственная общественным/государственным институтам).

Как правило, дети, присоединившиеся к такому объединению, обладают сформированной мотивацией, но опять же успех дальнейшей деятельности в ДОО зависит от содержания, целей, средств, методов совместной деятельности участников детского общественного объединения.

Опыт деятельности детских общественных объединений как педагогической проблемы доказывает, что готовность детей к жизни, выполнению социальных ролей формируется в непосредственной связи с субъектами управления этими объединениями – руководителями детских общественных коллективов.

Возможность выбора детских общественных объединений дает любому ребенку школу общественной жизни, содержательно насыщает свободное время детей, формирует интерес.

Социальные отношения отличаются особенной динамикой, которая проявляется в период интенсивного общения детей в общественных объединениях. Но эффективная социализация осуществляется там, где ее участники объединены общей деятельностью по улучшению окружающего мира, жизни.

С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения[5]:
1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);
2)  социально-индивидуальной  направленности  (главным  образом скаутские организации);
3)  связанные  с  начальной  профессиональной  подготовкой  детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);
4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);
5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);
6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).

В основе классификации детских общественных объединений субъектов социального пространства находятся: цель, задачи, ключевая направленность деятельности детских объединений:

- ориентированных преимущественно на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного;

- социально-индивидуальной направленности;

- начальной профессиональной ориентации и подготовки;

- культурологических, историко-поисковых;

- экологического движения и движения «Культура мира»;

- спортивного, туристско-краеведческого движения за здоровый образ жизни;

- досуговых.

Детские общественные объединения различаются по взаимосвязям, взаимоотношениям, взаимодействию с:

– государственными структурами: школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами – интернатами, учреждениями культуры, науки и т.д.;

– взрослыми и молодежными общественными объединениями, движениями;

– с частными, коммерческими структурами.

Итак, детское общественное объединение (ДОО) – это способ для молодежи сообщить о своих потребностях, первоочередных задачах перед обществом в аспекте совершенствования педагогического взаимодействия.

К сильным сторонам ДОО можно отнести: разнообразие возможностей по реализации и защите прав участников объединения; оказания психолого-педагогической поддержки ДОО; широкий воспитательный потенциал игры, игровой технологии. К слабым сторонам относят: формально-правовое самоуправление и чрезвычайное увлечение игровой стороной процесса. Важнейшими элементами эффективного развития воспитательного потенциала ДОО являются: постоянное совершенствование форм деятельности, появление инновационных, расширение сфер взаимодействия с иными ДОО, с социумом, появление новых связей и отношений.

Деятельность детских общественных объединений – это целенаправленный процесс совместной деятельности взрослых и детей, через который молодежь сообщает о своих потребностях, первоочередных задачах перед обществом в аспекте совершенствования педагогического взаимодействия, функционирующий на основе добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. Деятельность детских общественных объединений рассматривается в четырех плоскостях: детская; социально-педагогическая; общественная; организационная.

Основными выявленными особенностями деятельности детских общественных объединений можно считать: принцип функционирования – команда, состоящая из лидера, участников, выполняющих определенные функции; деятельность, главной целью которой выступает создание условий для всестороннего развития ребенка в различных сферах общественной жизни; своеобразная организационная культура, определяющая уникальность объединения; ресурсное обеспечение деятельности объединения; реклама и информационная деятельность по распространению анонсов и результатов работы объединения; необходимость работы с новыми и потенциальными участниками объединения для обновления и омоложения состава объединения, обязательное установление контактов с другими общественными объединениями для обмена опытом и расширения сфер деятельности; эффективное педагогическое сопровождение деятельности детского объединения как необходимое условие развития объединения.