Трудовая деятельность В.А. Стародубцева, как следует из его биографии, началась в 1947 году в 16-летнем возрасте и продолжалась до момента его кончины в декабре 2011 года, когда В.А. исполнилось 80 лет.
За этот 64-летний период экономика России, Советского Союза, пережила несколько рубежных этапов, основное содержание которых наглядно иллюстрируется событиями из трудовой биографии В.А.
Василий Александрович Стародубцев – российский государственный деятель, советский партийный и политический деятель. Народный депутат СССР (1989-1992). Один из инициаторов создания Аграрной партии, бывший председатель Агропромышленного союза России, член ЦК КПРФ с 1995 года, в 1997-2005 годах – глава администрации Тульской области, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого и шестого созывов. C 18 по 21 августа 1991 года - член ГКЧП. Герой Социалистического Труда (1976).
Родился в крестьянской семье.
Трудовую деятельность начал рядовым колхозником, впоследствии стал бригадиром колхоза в Липецкой области. С 1949 года работал в строительно-монтажном управлениия № 22 «Особстрой» в городе Жуковском (Московская область), одновременно учился на лётных курсах в аэроклубе. После его окончания был призван в ряды Вооружённых сил, в 1951—1955 проходил службу в частях военной авиации, летал бортмехаником на боевых самолётах, уволен в запас в звании младшего лейтенанта.
С 1955 года работал на шахте № 36 треста «Сталиногорскуголь» в нынешнем городе Новомосковск (Тульская область).
В 1959-1965 годах учился в Воронежском сельскохозяйственном институте, имеет специальность «учёный агроном-экономист». В 1966 году окончил Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования по специальности «экономика и организация сельского хозяйства».
В 1964-1997 – председатель колхоза им. Ленина Новомосковского района (в 1977 году перспективное хозяйство было преобразовано в племзавод-колхоз, в 1984 году – в агропромышленное объединение «Новомосковское»).
С 1986 года – председатель Всесоюзного совета колхозов, в марте 1989 года был избран народным депутатом СССР по квоте объединения. В апреле 1990 года был избран председателем Союза аграрников РСФСР; председатель Крестьянского союза СССР с июня 1990 по август 1991 года. Во время избирательной кампании 1991 года был доверенным лицом кандидата в президенты председателя Совмина СССР Николая Рыжкова. В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».
В период 19—21 августа 1991 года — член Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП); в этом качестве готовил проект Указа Комитета «О спасении урожая». После провала и самороспуска комитета был арестован как участник попытки государственного переворота, ему было официально предъявлено обвинение по статье 64 Уголовного Кодекса РСФСР (измена Родине). 22 августа Президиум Верховного Совета СССР дал согласие на привлечение к уголовной ответственности и арест Стародубцева. На следующий день он был арестован и находился в СИЗО «Матросская тишина» в Москве. 2 января 1992 года депутатские полномочия Стародубцева были прекращены в связи с распадом СССР. В июне 1992 года Стародубцев освобождён из-под стражи по состоянию здоровья под подписку о невыезде с места жительства (остальные члены ГКЧП были освобождены только лишь в январе 1993 года), вернулся на прежнюю работу в возглавляемый им прежде Аграрный союз России; некоторое время руководил Крестьянским союзом СНГ.
В 1993—1995 — депутат Совета Федерации Федерального Собрания России.
В 1997—2005 — глава администрации (губернатор) Тульской области.
В 2007 году был избран депутатом Государственной Думы V созыва по списку Коммунистической партии Российской Федерации по Тульской области. Работал членом Комитета Государственной Думы России по аграрным вопросам, а также заместителем председателя Комиссии Государственной Думы РФ по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.
В 2011 году так же, по списку Коммунистической партии Российской Федерации по Тульской области, избран депутатом Государственной Думы РФ шестого созыва.
Научная деятельность
Кандидат сельскохозяйственных наук (1973), член-корреспондент ВАСХНИЛ (1988), действительный член Международной академии информационных процессов и технологий.
Автор более 50 научных работ, в том числе 13 книг и брошюр.
Трудовая деятельность В.А. Стародубцева началась в послевоенное время, когда страна лежала в руинах, не хватало самого насущного, надо было восстанавливать народное хозяйство.
Что же из себя представляло народное хозяйство страны в послевоенные годы?
После окончания Великой Отечественной войны предстояло серьезное восстановление промышленности, железных дорог, сотни городов и поселков. Государство решило вернуться к довоенным пятилеткам. Будущее страны виделось в продолжении строительства советского социалистического общества.
Послевоенное социально-экономическое положение страны оставалось крайне тяжелым. Пятая часть всего населения погибла в боях, в фашистских концлагерях либо умерла от голода. В результате войны до 30 % национальных богатств было потеряно, что нанесло большой ущерб народному хозяйству.
В мае 1945 г. часть оборонных предприятий перешла на производство товаров народного потребления. В сентябре 1945 г. упразднили Государственный Комитет Обороны, а управление страной было отдано Совету Народных Комисаров, переименованному в марте 1946 г. в Совет Министров СССР. На базе некоторых военных наркоматов были созданы новые.
На предприятиях и учреждениях возобновился нормальный 8-часовой режим труда, отменялись сверхурочные обязательные работы, заново были введены ежегодные оплачиваемые отпуска. В результате пересмотра бюджета III и IV кварталов 1945 г. и бюджета 1946 г. статьи расхода на гражданскую экономику значительно возросли, а затраты на военные нужды значительно сократились.
Верховным Советом СССР в марте 1946 г. был утвержден план дальнейшего экономического развития страны на 1946–1950 гг. Согласно ему на развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности выделялось значительное количество денежных средств, материалов и трудовых ресурсов. Делалась ставка на увеличение металлургической базы в восточной части СССР. Предполагалось освоение новых угольных запасов.
Для перехода предприятий к выпуску гражданской продукции были изменены технологии производства, введено в эксплуатацию новое оборудование, осуществлялась кадровая переподготовка. На территории Белоруссии, Молдавии и Украины в первую послевоенную пятилетку велись восстановительные работы. Вступили в строй Запорожсталь и Днепрогэс. Возводились новые заводы и фабрики. К концу этих 5 лет в стране действовали 6,2 тыс. предприятий промышленности. Большое развитие получили металлургия, машиностроение, военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, возникшие на Урале, в закавказских республиках, в Сибири, Средней Азии. Началась деятельность Сухумской и Рыбинской гидроэлектростанций. В Западной Украине и прибалтийских республиках введены новые промышленные отрасли: автомобильная, газовая, металлообрабатывающая, электротехническая. На западе Белоруссии развивались электроэнергетика и торфяная промышленность. К концу намеченного государством пятилетнего плана уровень промышленного производства увеличился на 73 % по отношению к довоенному. Возросла численность рабочего класса.
Сельское хозяйство испытывало трудности. В результате войны количество посевных полей существенно сократилось, а обработка посевов ухудшилась. В 1946 г. случилась сильная засуха на Украине, Молдавии, на правом берегу Нижнего Поволжья, Северном Кавказе и центральных черноземных областях. С начавшимся голодом началась миграция сельского населения в города. Зимой 1947 г. государство приняло решение обеспечить деревню сельхозмашинами, тракторами, удобрением. В 1940–1950 гг. произошло укрупнение мелких колхозов (с 255 до 94). В республиках создавались новые коллективные хозяйства, причем коллективизация нередко проводилась насильственными методами. Недовольные подвергались репрессиям и высылке (из Литвы было выслано в мае—июле 1948 г. 70 тыс. сельских жителей). Принятые меры не повлияли на производительность села. Так, в 1950 г. зерна собрали 32,3 млн т, что на 3,9 млн т меньше, чем было собрано в 1940 г. Индивидуальные частные хозяйства подверглись поборам со стороны государства.
Социально-экономическое развитие СССР в 1950-е гг. происходило на основе уже сложившихся ранее тенденций, т. е. оборонной и тяжелой промышленности уделялось большее внимание, чем другим отраслям. Продукции товаров народного потребления выпускалось незначительное количество. Сельское хозяйство в сложившихся условиях не обеспечивало должным образом пищевую и легкую промышленность сырьем. Укрупнение министерств привело к увеличению управленческого аппарата. В ходе принимаемых государством решений несколько улучшилось качество жизни населения. В 1947 г. прекратила свое существование карточно-продуктовая система. Была проведена денежная реформа (старые деньги обменивались 1 к 1), но на самом деле реформа привела к ликвидации наличных средств у граждан. Возродились многие города и селения.
Развивается топливно-энергетическая база, в том числе, Подмосковный угольный бассейн.
Масштабная добыча бурого угля началась в 1920-х годах в рамках реализации идеи использования местных топливных ресурсов (см. план ГОЭЛРО) и необходимости во время Гражданской войны 1918-1920 годов обеспечивать топливом Центральный регион. Промышленная разработка месторождений производилась в Тверской, Смоленской, Калужской и Тульской областях. В 1940—1960-х годах на трёх месторождениях использовалась технология подземной газификации угля, каждое месторождение вырабатывало газа, эквивалентного свыше 100 тыс. тонн у.т. в год. В 1958 году в Тульской области вскрыт первый разрез — «Кимовский» (Кимовский район), за ним «Богородицкий» (у города Богородицка), «Грызловский» (Венёвский район) и «Ушаковский» (Узловский район).
С 1960-х годов, с началом поставок в Центральный район более дешёвых природного газа и мазута, произошло плавное снижение добычи. Из-за низкого качества угля (средние зольность 31 %, содержание серы 3 %, влаги 33 %, теплота сгорания 11,4—28,2 МДж/кг) и высокой стоимости его добычи (высокая обводнённость пластов) в 1980—1990-х годах практически все добывающие предприятия были закрыты. За время эксплуатации месторождений было добыто свыше 1,2 млрд тонн угля.
В 1991 году весь мир услышала новую аббревиатуру – ГКЧП. К этим событиям сейчас общество относится по-разному. Среди тех, кто по-своему, пытался спасти от развала большую страну, оказался и председатель племзавода-колхоза имени В.И. Ленина Новомосковского района, Герой и орденоносец, народный депутат СССР В.А. Стародубцев. Потом был арест, «Матросская тишина».
Но уже в декабре 1993 года Василий Александрович возвращается в большую политику как всенародно избранный депутат Совета Федерации I созыва от Тульской области. А спустя ещё через три с небольшим года он, получив свыше 65% голосов на выборах, занял пост губернатора.
Тульская область промышленно-аграрная и ее становой хребет – военно-промышленный комплекс. В том, что «оборонка» в те годы выжила, немалая заслуга Василия Александровича.
Августовский дефолт 1998 года отбросил экономику региона на 10 лет назад, а многих простых туляков — в нищету. Наша область оказалась в числе пяти регионов России, которым достались «живые» деньги на помощь ставшим безработными шахтерам. И губернатор с помощниками не дал их разворовать.
Туляки одними из первых в России ввели такую систему прохождения «пенсионных» денег, что их стало невозможно украсть. У нас бюджетные средства впервые пошли через казначейство, приходя в Тулу без «усыхания».
За 7 «стародубцевских» лет в экономику области инвесторы вложили свыше 60 млрд. рублей. От банкротства были спасены более 200 предприятий, создано свыше 6000 новых рабочих мест. Это был мощный удар по безработице.
С 1997 года в области удалось построить 1 миллион 688 тысяч квадратных метров жилья. Одним из первых в стране на государственном уровне Василий Александрович поднял вопрос о сносе ветхого и аварийного жилья и переселении людей в благоустроенные квартиры.
Уровень газификации области при нем вырос с 65,9% до 73,7%.
В 2003 году впервые за все постсоветские годы убыточное сельское хозяйство области получило прибыль в 350 млн.
Стародубцев принял регион с бюджетом в 2 млрд. рублей и долгом в два годовых бюджета. К 2005 году областная казна насчитывала уже 16 млрд. рублей. Половина из них шла на социальные нужды. Одним из первых региональных руководителей Василий Александрович смог найти средства для покупки жилья детям-сиротам, активно поддержал становление института приемной семьи, находил возможность помогать бюджетным учреждениям федерального подчинения, в том числе – тульским вузам.
Стародубцев получил область, находившуюся по уровню жизни на 72 месте (из 86) в России, а отдал преемнику – на 38-м.
В те годы Стародубцев создал хороший фундамент для развития экономики области и движения вперед. Казалось, с уходом с поста губернатора закончилась и его биография политика, управленца, общественного деятеля. Но спустя два с половиной года земляки доверили ему представлять их интересы в Государственной Думе. И в этот период сделано было немало. С удивительной энергией Василий Александрович объехал почти всю область, провел десятки встреч, принял сотни людей, направил тысячу депутатских запросов. Воевал против закрытия школ, выбивал деньги на погашение задолженности работникам ряда предприятий, помогал учреждениям социальной сферы, продолжал лоббировать интересы тульских оборонщиков и аграриев в Москве.
Развитие экономики Тульской области определено в Программе социально-экономического развития Тульской области до 2021 года [2]. Она во многом созвучна Посланию Президента России Федеральному Собранию [1].
Уже успешно решается ряд вопросов, которым глава государства в своей речи уделил особое внимание. Так, модернизируется оборонно-промышленный комплекс, расширяется выпуск высокотехнологичной гражданской продукции. Внедряется система непрерывного образования, приоритетным становится развитие образования для одарённых детей.
В будущем именно они будут наращивать позиции России в глобальной экономике.
В центре экономического развития России, как отметил Президент, должен быть Человек, его нужды и потребности.
Достигнутые Тульской областью результаты и намеченные планы являются органическим следствием трудовой деятельности В.А. Стародубцева, о каких бы её этапах не шла речь.
Немаловажное значение для развития экономики России имеют ориентиры, которые формируют главные направления, цели и принципы хозяйствования. Речь, прежде всего, идет о рациональном хозяйствовании [3], принципах его организации [5] и измерении результатов [4]. При этом, на наш взгляд, следует учитывать общемировые тенденции в экономическом развитии. И главная из этих тенденций заключается в изменении сущности хозяйствования в контексте третьей и четвертой промышленных революций.