В настоящее время особенность рынка Тулы состоит в том, что большая часть потребителей готовы заказывать такой вид услуг, как Клининг, по той причине, что для них это приведет к:
- уменьшению затрат на уборку;
- повышению качество уборки;
- сокращению времени и затрат на персонал для выполнения данной услуги;
- позволит поддерживать имущественный комплекс в нормальном состоянии, что приведет к экономии по расходам по его ремонту и эксплуатации;
- высвобождению времени для совершенствования и развития собственного бизнеса.
Клининговая компания ООО «Центр гигиены, санитарии, экологии населения» оказывает выездные клининговые услуги для управляющих компаний в части уборки придомовых территорий и внутриподъездных помещений общего пользования в жилых домах, уборки офисных, торговых и промышленных помещений, а также проводит работы по дезинсекции и дератизации жилых и офисных помещений.
Основная цель компании – гарантия качества выполняемых работ, удобство для клиента графика выполняемых услуг по видам уборки, качество подготовки персонала и производство работ на высоком профессиональном уровне и наименьшими затратами. Компания обеспечивает ежегодный рост клининговых услуг в размере от 18 до 23% от объема обслуживаемых площадей. Стоимость уборки 1 м2 колеблется от 0,85 рубля до 1,12 рубля.
Проведенная оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Центр гигиены, санитарии, экологии населения» показала:
- по результатам факторного анализа прибыли от реализации в целом по предприятию рост прибыли в 2016г. обусловлен в основном увеличением объема предоставляемых услуг. Отрицательное влияние на рост прибыли оказало увеличение управленческих расходов;
- полученные результаты свидетельствуют о снижении темпов роста рентабельности и деловой активности предприятия в целом;
- при изучении рентабельности в целом по анализируемому предприятию было выявлено что, чистая прибыль на 1 руб. оборота за отчетный период уменьшилась с 23,68 коп. до 11,15 коп. В основном это объясняется значительным увеличением управленческих расходов со 126,0 тыс. руб. до 2876,0 тыс. руб.;
- доход предприятия из года в год растет, но вместе с тем увеличивается и себестоимость продукции.
Оценка безубыточности, проведенная по всем видам услуг ООО «Центр гигиены, санитарии, экологии населения», показала, что производство является безубыточным, поскольку безубыточный объем продаж услуг предприятия не превышает фактический. Предприятие удовлетворительно работает на рынке г. Тулы и Тульской области, являясь конкурентоспособным, а также в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.
Для дальнейшего повышения эффективности деятельности предприятия необходимо внедрить мероприятия, направленные на увеличение показателей прибыли и рентабельности. Эти мероприятия должны включать в себя:
1) комплекс мероприятий по снижению управленческих расходов;
2) повышение производительности труда, замена труда рабочих по комплексной уборке уборочными специализированными машинами. Приобретение специальной техники в лизинг;
3) увеличение объема реализации услуг за счет расширения географии предоставления клининговых услуг;
4) восполнение неполной загруженности рабочей силы за счет получения дополнительного заказа от одной из управляющих компаний г. Тулы.
Реализация предложенных мероприятий позволит предприятию получить дополнительную чистую прибыль и повысить показатели рентабельности, что, в конечном счете, приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
В структуре управленческих расходов предприятия большую часть из них составляет заработная плата административно-управленческого персонала, а также затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы (таблица 1).
Таблица 1. Структура управленческих расходов ООО "Центр гигиены, санитарии и экологии населения"
№ п/п |
Наименование статей управленческих расходов |
Абсолютное значение (тыс. руб.) |
Относительное значение (%) |
Заработная плата |
1 610,6 |
56,0 |
|
Амортизация |
57,5 |
2,0 |
|
Коммунальные услуги |
244,5 |
8,5 |
|
Услуги связи |
258,8 |
9,0 |
|
Транспортные услуги |
339,4 |
11,8 |
|
Налоги |
57,5 |
2,0 |
|
Услуги сторонних организаций |
207,1 |
7,2 |
|
Прочие услуги |
100,7 |
3,5 |
|
|
Итого: |
2 876,0 |
100,0 |
Основные пути снижения управленческих затрат лежат в области регулирования расходов на персонал. В частности, необходимо прибегнуть к отказу:
- от должности заместителя генерального директора по финансам с возложением его обязанностей на главного бухгалтера;
- от должности одной единицы менеджера с возложением его обязанностей на двух бригадиров бригад рабочих по комплексной уборке.
Такое решение было вызвано тем, что ООО «Центр гигиены, санитарии, экологии населения» - это небольшое предприятие с годовым оборотом, составляющим всего лишь 4447,0 тыс. руб. Основными функциями, выполняемыми заместителем генерального директора по финансам, являлись: своевременное проведение платежей; бюджетирование и составление отчетности для собственников и в статистику. Получением кредитных ресурсов в банке, оформлением соответствующего пакета документов занимается главный бухгалтер. Как показала практика работы, загруженность рабочего времени заместителя генерального директора составила около 65%. Данную должность вводили на перспективу дальнейшего развития, связанную с резким увеличением объема предоставляемых клининговых услуг. Однако, в условиях рыночной конкуренции между компаниями Тульской области, работающих в этой сфере, резкого увеличения объемов клининговых услуг не произошло. Функции заместителя генерального директора по финансам в основном были сконцентрированы на финансовом контроле, который в свою очередь базировался в основном на информации, содержащейся в бухгалтерских документах (первичные учетные документы, бухгалтерская отчетность, учетные регистры).
Таким образом, учитывая тот факт, что финансовые потоки на предприятии невелики, а главный бухгалтер располагает всей необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ему не составит труда дополнительно проводить анализ финансовых потоков и анализ хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, на должность главного бухгалтера был принят молодой высококвалифицированный специалист, владеющий в совершенстве программным продуктом «1С: Управление производственным предприятием 8», который позволяет организовать комплексную информационную систему, автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета.
Заработная плата заместителя генерального директора по финансам составляла 35,0 тыс. руб. При исключении данной должности из штатного расписания годовая сумма экономии составит – 420,0 тыс. руб.
Однако необходимо учитывать, что увеличение дополнительных обязанностей у главного бухгалтера приведет не только к расширению его полномочий, но и увеличению объемов выполняемых работ, что потребует дополнительной оплаты. Поскольку данный специалист будет отвечать за бухгалтерию, налогообложение, бюджетирование, управленческий учет, то планируется ему доплата к основному окладу в размере 25%. В результате заработная плата главного бухгалтера с выполнением функций заместителя генерального директора по финансам составит:
30,0 тыс. руб. + (30,0 тыс. руб. х 0,25) = 37,5 тыс. руб.
Таким образом, увеличение заработной платы составит 7,5 тыс. руб., что явится неплохим стимулом для поддержания высококвалифицированного главного бухгалтера и его личной заинтересованности в улучшении конечного результата своей работы.
Годовой экономический эффект по экономии фонда заработной платы составит: 420,0 тыс. руб. – 7,5 тыс. руб. х12 м-в = 330,0 тыс. руб.
По условиям трудового договора заместитель генерального директора по экономике имел отдельный кабинет площадью 22 м2. Освобождение данного помещения позволит сдать его в аренду, что обеспечит получение дополнительного дохода и снизит затраты на коммунальные платежи.
Сдача в аренду помещения позволит получить дополнительный доход в размере:
Годовая сумма аренды (постоянная часть) = Цена аренды 1 м2 х Площадь х Число месяцев в году, где,
- стоимость аренды 1 м2 – 620 руб. в месяц;
- площадь сдаваемого помещения - 22 м2;
- число месяцев в году – 12 месяцев.
Постоянная часть арендной платы = 620 руб. х22 м2х 12 м-в = 163 680,0 руб.
Годовая сумма аренды (переменная часть) – это оплата жилищно-коммунальных услуг (освещение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, содержание и текущий ремонт 1м2 жилья, куда входит обслуживание газовых внутридомовых сетей, вывоз твердо-бытовых отходов, благоустройство территории и прочие услуги) – на общую ежемесячную сумму в размере – 3 410,0 руб.
Общая сумма арендной платы в год составит - 163 680 руб. + (3 410руб. х12 м-в) = 204 600 руб.
Кроме того, заместитель генерального директора использовал личный автомобиль в производственных целях, за что предприятие производило ежемесячную компенсацию затрат (расход ГСМ (горюче-смазочных материалы, амортизация автомобиля) в размере 2500,0 руб.
Экономия за счет сокращения транспортных расходов – 2500,0 руб. х 12м-в = 30 000 руб. в год.
Сокращение одной единицы менеджера с передачей его функций двум бригадирам бригад рабочих по комплексной уборке, позволит получить годовую экономию в размере:
Годовая экономия по заработной плате = 21,0 тыс. руб.х12 м-в – 5,4 тыс. руб. х 12 м-в = 187,2 тыс. руб.
- заработная плата менеджера в месяц – 21,0 тыс. руб.;
- доплата дум бригадирам за выполнение дополнительного объема работ по 15% каждому от его тарифной ставки - (18,0 тыс. руб. 5х 2 чел. Х 0,15 =5,4 тыс. руб.);
- количество месяцев в году – 12 месяцев.
Передача функций менеджера бригадирам улучшит оперативность выполнения работ. Сократит время на распределение работ по уборке помещений, позволит производить ежедневный контроль за качеством их выполнения, своевременно предоставлять акты выполненных работ, что будет способствовать оплате предоставленных услуг в соответствии с заключенными договорами.
Такое снижение управленческих расходов для данной организации будет являться весьма существенным.
Годовой экономический эффект от внедрения мероприятий по снижению управленческих расходов:
1) Сокращение единицы заместителя генерального директора по финансам, с возложением его функций на главного бухгалтера с доплатой за выполнение дополнительного объема работ в размере 25% от основного оклада - 330,0 тыс. руб., с учетом отчислений в фонды социального страхования (30,2%) – 429,66 тыс. руб. (330,0 тыс. руб. х 1,302 = 429,66 тыс. руб.);
2) Дополнительный доход от сдачи в аренду кабинета заместителя генерального директора по финансам площадью 22 м2 - 163,68 тыс. руб.;
3) Сокращение суммы жилищно-коммунальных услуг от сдачи в аренду кабинета (переменная часть арендной платы) – 40,92 тыс. руб.;
4) Сокращение транспортных расходов (расходы на амортизацию автомобиля заместителя генерального директора по финансам и ГСМ) – 30,0 тыс. руб.;
5) Сокращение одной единицы менеджера с передачей его функций двум бригадирам бригад рабочих по комплексной уборке, с доплатой за выполнение дополнительного объема работ в размере 15% каждому – 187,2 тыс. руб., с учетом отчислений в фонды социального страхования (30,2%) – 243,73 тыс. руб. (187,2 тыс. руб. х 1,302 = 243,73 тыс. руб.)
В итоге, дополнительная выручка от сдачи в аренду помещения составит – 163,68 тыс. руб., сокращение управленческих расходов - 744,31 тыс. руб. (429,66 тыс. руб. + 40,92тыс. руб. + 30,0 тыс. руб. + 243,73 тыс. руб. =744,31 тыс. руб.)
Рассчитаем прибыль и рентабельность с учетом внедрения мероприятий по снижению управленческих расходов.
Таблица 2. Изменение показателей чистой прибыли и рентабельности
Наименование показателя |
До внедрения мероприятий (тыс. руб.) |
После внедрения мероприятий (тыс. руб.). |
Изменения (тыс. руб.) (-,+) |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|
|
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость) |
4 447 |
4610,68 |
+163,68 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
946 |
946 |
0,0 |
Валовая прибыль (убыток) |
3 501 |
3664,68 |
0,0 |
Коммерческие расходы |
0 |
0 |
0,0 |
Управленческие расходы |
2 876 |
2131,69 |
- 744,31 |
Прибыль (убыток) от продаж |
625 |
1532,99 |
+907,99 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
Проценты к получению |
0 |
0 |
0 |
Проценты к уплате |
0 |
0 |
0 |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
Прочие доходы |
0 |
0 |
0 |
Прочие расходы |
6 |
6 |
0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
619 |
1526,99 |
+907,99 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
0 |
0 |
0 |
Изменение отложенных налоговых активов |
0 |
0 |
0 |
Текущий налог на прибыль |
123 |
305 |
+182 |
Чистая прибыль (убыток) |
496 |
1222 |
+ 726 |
Рентабельность по чистой прибыли, % |
11,15 |
26,5 |
+ 15,35 |
Рентабельность по чистой прибыли, %:
- до внедрения мероприятий – 11,15% (496 тыс. руб. / 4447 тыс. руб. х 100% = 11,15 %);
- после внедрения мероприятий - 26,5% (1222 тыс. руб./4610,68тыс. руб. х 100% = 26,5%).
В результате реализации данных мероприятий ООО «Центр гигиены, санитарии, экологии населения получит возможность увеличить чистую прибыль на 726,0 тыс. руб., а рентабельность по чистой прибыли на 15,35%, т.е. с 11,15% до 26,5 %. (таблица 2)
За счет внедрения специальной техники - комбинированной уборочной машина КО-707-1 на базе трактора МТЗ-82 предприятие:
- увеличит объем предоставляемых услуг;
- сократит время на их выполнение;
- улучшит качество предоставляемых услуг;
- высвободит бригаду рабочих по комплексной уборке в количестве 6 чел.
Стоит отметить, что предприятие обладает потенциалом для дальнейшего развития, который заключается в постоянно увеличивающемся количестве постоянных клиентов и спросе на клининговые услуги.
За счет внедрения специальной техники - комбинированной уборочной машина КО-707-1 на базе трактора МТЗ-82 предприятие получит дополнительный доход за счет дополнительного объема убираемой территории площадью 25 200,0 м2. При расценке за уборку 1 м2 в размере 7,8 руб., годовая дополнительная выручка составит - 2 358,7 тыс. руб. (25 200,0 м2 х 7,8 руб. х12 м-в = 2 358,7 тыс. руб.) (таблица 3.)
Таблица 3. Дополнительная выручка за счет увеличения объема реализации услуг
Дополнительный объем убираемой территории (м2) |
Расценка за уборку 1м2 (руб.) |
Дополнительная выручка в месяц (тыс. руб.) |
Дополнительная выручка в год (тыс. руб.)
|
Сумма дополнительного дохода |
|||
25 200,0 |
7,8 |
196,6 |
2 358,7 |
Таблица 4. Расход за счет применения специальной уборочной техники
Годовой фонд заработной платы водителя уборочной машины (тыс. руб.) |
Отчисления в фонды социального страхования с заработной платы (тыс. руб.) (30,2%) |
Годовой расход ГСМ (тыс. руб.) |
Лизинговый платеж по договору лизинга (тыс. руб.) |
Итого: годовой расход (тыс. руб.) |
300,0 |
90,6 |
295,6 |
51,0 |
737,2 |
Всего расходов: с учетом накладных расходов (44,2%) (172,6 тыс. руб.) |
909,8 |
Но внедряя специальную уборочную технику, предприятие понесет расходы. Для обслуживания уборочной машины необходим водитель, заработная плата которого с отчислениями в фонды социального страхования составит – 390,6 тыс. руб. (25,0 тыс. руб. х 1,302х 12 м-в = 390,6 тыс. руб.).
Расход ГСМ (бензин, масла) – 147,8 тыс. руб. (расход ГСМ на 100 км – 20 литров, ежедневно километраж уборочной машины – 160 км., стоимость бензина в день- 1120 руб., при цене за литр – 35 руб., 22 рабочих смены в месяц, годовой расход ГСМ – 295,6 тыс. руб. (1120 руб.х22 дня х 12 м-в= 295,6 тыс. руб.).
С учетом накладных расходов 44,2% от фонда заработной платы водителя – 172,6 тыс. руб. (390,6 тыс. руб. х 0,442 = 172,6 тыс. руб.). Всего расходы на обслуживание уборочной машины составят – 909,8 тыс. руб. в год. (таблица 4.)
Специализированная уборочная техника высвободит бригаду рабочих из 3-х человек.
Таблица 5. Расчет ФЗП бригады рабочих по комплексной уборке
Наименование профессии |
Коли-чество, чел. |
Заработная плата в месяц, руб. |
Отчисления с заработной платы в месяц, руб. |
Итого: годовая заработная плата с отчислениями, руб. |
Рабочий по комплексной уборке |
2 |
30 000,0 |
9 060,0 |
468 720,0 |
Бригадир рабочих по комплексной уборке |
1 |
18 000,0 |
5 436,0 |
281 232,0 |
Итого: |
5 |
48 000,0 |
14 496,0 |
749 952,0 |
При высвобождении 3 человек по комплексной уборке, годовая экономия по фонду заработной платы с отчислениями составит – 749,9 тыс. руб. (таблица 5.)
Внедрение выше перечисленных мероприятий является экономически обоснованными не представляющими угрозы для финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия. Напротив, этот позволит высвободить часть финансовых ресурсов, которые будут направлены на инвестирование в развитие ООО «Центр гигиены, санитарии и экологии населения», которое приведет к увеличению объема предоставляемых клининговых услуг, внедрению средств механизации (замена ручного труда специализированными машинами по уборке территорий), приобретенных в лизинг, уменьшению трудоемкости выполняемых работ и, как правило, снижению цены на единицу предоставляемой клининговой услуги.
Динамика данных показателей является положительной тенденцией в работе предприятия и свидетельствует о повышении эффективности деятельности организации. В свою очередь, увеличение чистой прибыли приведет к увеличению чистых активов предприятия, что снимет проблему неудовлетворительной финансовой деятельности предприятия и банкротства в целом.