Full text

Изучение базового цикла социально-гуманитарных дисциплин традиционно является неотъемлемым компонентом образовательной стратегии отечественной высшей школы. Эта ключевая интенция российской системы высшего образования сохраняет свою преемственную значимость и актуальность и на современном этапе ее развития. Систематическая, теоретически фундированная и методически эффективная подготовка бакалавров-экономистов в области общих и прикладных общественных и гуманитарных дисциплин, таких как история, философия, психология, культурология, социология, право, этика деловых отношений, иностранный язык и т.д., в рамках организации образовательного процесса в условиях современного вуза, по нашему убеждению, предполагает последовательную реализацию четырех основополагающих, концептуально консолидированных и детерминированных психолого-педагогической спецификой обучающихся комплексов дидактических и воспитательных задач.

К их числу в первую очередь относится формирование целостного мировоззрения будущих специалистов в сфере экономики. Его наличие и полнота призваны обеспечить необходимые предпосылки и мотивационные стимулы для всестороннего и непрерывного развития их кругозора, общей эрудиции, интеллектуальной культуры и творческой самостоятельности мышления. Усложняется социальный заказ образовательным учреждениям всех уровней – подготовка не только квалифицированных, но и духовно развитых, высоконравственных и культурных специалистов, открытых всему новому, готовых к межкультурному общению, сотрудничеству, построению диалога культур [1]. Это, в свою очередь, должно способствовать существенному повышению качества специальной профессиональной подготовки студентов вуза и их ожидаемую конкурентоспособность в условиях современных рыночных отношений. Иначе говоря, указанные выше характеристики выпускников в равной степени могут послужить залогом успешности как их образовательной, так и будущей профессиональной  деятельности.

Важно отметить, что данный аспект реализации задач гуманитаризации высшего экономического образования в современной России может быть рассмотрен и квалифицирован в контексте присущей европейской ментальности дилеммы «двух культур» – гуманитарной и научно-технической, истоки и пути разрешения которой Ч.П. Сноу непосредственно связывал с анализом специфики задач, организации и содержания высшего образования на Западе. А именно, усматривал главную причину мировоззренческих деформаций и творческой индифферентности его выпускников в избыточно узкой профессиональной специализации всей западноевропейской и североамериканской образовательной системы в целом. В целях преодоления сложившегося дисбаланса Ч.П. Сноу прямо рекомендовал обратиться к опыту традиционной системы образования советской школы, построенной на принципе «универсальности образования» и продемонстрировавшей свои несомненные преимущества на примере успехов, достигнутых СССР в индустриализации, фундаментальных науках и освоении космоса. Как ни странно, слова английского писателя и ученого, прозвучавшие в далеком 1956 году, обнаруживают сегодня не меньшую, если не большую актуальность, чем в середине прошлого столетия. Более того, они звучат как предостережение и, одновременно, руководство к немедленному действию.

«Сейчас еще не поздно, – призывает Ч.П. Сноу, – принять какие-то меры, не выходящие за пределы возможностей разумных людей. Образование, конечно, не является полным решением проблемы, но, не перестроив системы образования, Запад не сможет даже начать борьбу. Все стрелки указывают в одну сторону. Уничтожить пропасть между двумя культурами одинаково необходимо и во имя отвлеченной идеи нашего интеллектуального оздоровления, и для решения самых насущных практических задач. Пока эта пропасть существует, общество не в состоянии мыслить здраво.

Ради нашего интеллектуального здоровья, ради безопасности нашей страны, ради благополучия западной цивилизации – богатой среди бедных, ради бедных, которым не для чего оставаться бедными, если в мире существует разум, Англия, Америка и весь Запад должны по-новому взглянуть на образование. Это один из тех случаев, когда англичанам и американцам есть чему поучиться друг у друга. А нам вместе надо многому научиться у Советского Союза, если только мы не слишком для этого горды. Русские, конечно, тоже могут многое позаимствовать у нас и у американцев» [2].

Очевидно, что подобная постановка вопроса не может не заставить серьезно задуматься о важности корректного соотнесения начал модернизации и преемственности в ходе проведения широкомасштабных реформ структуры и содержания современной российской системы образования в целом и высшего профессионального образования, в частности.

Ко второму кругу задач мы склонны отнести культивирование принципов патриотизма, гражданственности, национально-культурной идентичности, а также толерантности в качестве социокультурной парадигмы мышления современного человека и профессионала, оказавшегося перед лицом мощных вызовов со стороны мультикультурной (в том числе, мультирелигиозной) и, отчасти, кросскультурной ситуации в России и мире в целом. При этом эффективная и внутренне сбалансированная реализация данной установки возможна лишь при наличии у выпускника современного вуза всего арсенала необходимых для корректной национально-этнической, культурно-исторической, религиозной, политической и общецивилизационной самоидентификации знаний, умений и навыков, формируемых именно в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин.

Третий комплекс задач, стоящих перед отечественным гуманитарным образованием, напрямую связан с выработкой базовых установок и принципов ценностного сознания и социально-ответственного поведения будущих специалистов, преимущественно реализуемых в ходе овладения ими технологией осуществления «гуманитарной экспертизы» определяющих целей, мотиваций и преференций профессиональной деятельности, а также основными категориями, императивами и инструментариями профессиональной и корпоративной этики (такими, как справедливость, честность, добросовестность, профессиональный и служебный долг, ответственность и др.). Попутно заметим, что такие проблемы, как соотношение универсального и партикулярного в морали, статус и функции прикладной этики, обоснование приоритетной значимости нравственной составляющей в совокупности личностных и профессиональных характеристик современного специалиста и т.п., уже были более подробно рассмотрены нами ранее в статье «Этика в системе культуры» [3]. 

Одним из важнейших выводов, следующих из этих рассуждений, является то, что «продуктом» современного отечественного высшего профессионального образования должен стать не просто грамотно и эффективно функционирующий в своей профессиональной сфере специалист, всецело ориентированный на публично атрибутированную успешность и карьерные преференции, а всесторонне развитая и ответственно действующая личность, в полной мере обладающая широким, самостоятельным, творческим и ценностно зрелым мышлением. Причем эти важнейшие личностные качества следует рассматривать не как дополнительно-факультативные требования к выпускнику современного вуза, а как непосредственные гарантии его подлинной профессиональной успешности.

Таким образом, лишь при условии целенаправленного и поэтапно контролируемого формирования комплекса общекультурных компетенций, составляющего фундамент личностной и профессиональной состоятельности и конкурентоспособности современного специалиста в области экономики и достигаемого, прежде всего, в процессе освоения базовых гуманитарных дисциплин, появляются основания прогнозировать устойчивый экономический рост, общественно-политическую стабильность и развитие по-настоящему социально-ответственного бизнеса в нашей стране. И подобная корреляция не является следствием беспочвенного оптимизма или отвлеченно-назидательного преувеличения, ибо очевидно: только широко образованный, неординарно мыслящий, обладающий чувством национального самосознания и внутреннего долга и, при этом, глубоко компетентный в своем деле экономист может претворить в жизнь столь благоприятный футурологический сценарий...  

Вместе с тем, намеченные выше магистральные направления и задачи гуманитаризации высшего экономического образования в современной России должны быть, по нашему убеждению, дополнены чрезвычайно существенным и актуальным аспектом – формированием лингвокультуроведческой компетенции, компонентом которой является речевая культура, как одной из фундаментальных характеристик профессиональной подготовки будущего выпускника, а также индикатором всестороннего развития личности.

К основным принципам гуманистически ориентированного образования следует отнести природосообразность, толерантность, культуросообразность, сотрудничество. Данные принципы обнаруживают себя через содержание обучения и реализуются на занятиях за счет применения социокультурного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Одной из важных задач любого учебного заведения является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у студентов умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве [1].

Трудно не согласиться с утверждением, что речевая культура является показателем интеллектуального развития и общей культуры человека. Мы живем в эпоху глобальных процессов и модификаций, которая функционирует и развивается в рамках жесткой конкуренции, но в тоже время открывает широкие возможности для выражения мнений, реализации творческого потенциала, инновационного мышления, а самое главное, отстаивания своих позиций, как жизненных, так и профессиональных. Воспользоваться возможностью добиться успеха на поприще реализации себя как специалиста смогут активные и предприимчивые люди, лишенные профессиональной ограниченности и узости интересов, так как все сферы нашей современной реальности нуждаются в творческой личности.

Речевая культура, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Поэтому хотелось бы начать научную полемику с утверждения о необходимости изучения в высшей школе не только иностранного языка, но, прежде всего, родного языка и норм его употребления. Вспоминается высказывание советского лингвиста Н.И. Жинкина: «Речь – процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием. <…. речь должна быть не просто правильной, а  совершенной по содержанию и форме. Возможности же совершенствования речи в качественном отношении почти безграничны. Не обязательно требовать, чтобы каждый человек стал первоклассным оратором, но всякий должен уметь вступать на многолюдном собрании с тем, чтобы высказать свои мысли в живой форме устной речи…» [4].

Одной из проблем, с которой мы сталкиваемся в процессе реализации современных стандартов образовании, это с бедностью языка молодого поколения, трудностями в высказывании своего мнения, в умении создавать и понимать тексты разных жанровых и стилистических направленностей, а также пренебрежении соблюдением языковых норм, этики общения. Поэтому в портрете современного выпускника ВУЗа одним из важнейших штрихов его целостности является сформированность коммуникативной компетенции. Свободное решение коммуникативных задач социально-бытового дискурса неизменно ведут к повышению уровня владения профессиональной культурой общения.

Сфера деловых коммуникаций включает в себя не только правильность, четкость, лексико-стилистическое богатство языка, но и владение конвинсивными и персуазивными средствами аргументации, а также инструментами объективации речевого воздействия – стратегиями, тактикам, приемами и т. п., равно как и разноуровневыми манифестационными средствами [5]; знание основных законов риторики и красноречия; знание делового этикета и законов общения в различных деловых ситуациях; умение вести деловые переговоры, деловую корреспонденцию; обладать навыками правильного использования речевых стратегий и тактик для достижения коммуникативной интенции. Также коммуникативная компетенция является неотъемлемым атрибутом успешной самопрезентации личности, которая ведет к созданию собственного конкурентоспособного на рынке труда бренда.

Доказав тем самым необходимость формирования речевой культуры будущего специалиста, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия такой дисциплины как «Русский язык и культура речи» в образовательном процессе современного экономического ВУЗа. Такого рода образовательная лакуна ставит нас, преподавателей, на стезю постоянного поиска различных инновационных средств и методов обучения, которые мы могли бы применять при изучении других дисциплин, но которые неизменно вели бы к развитию навыков устной и письменной речи студентов. Это, прежде всего, публичные выступления, круглые столы, деловые игры, дискуссионные обсуждения проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью, подготовка презентаций, докладов, тематических выступлений. В учебном процессе должны применяться методы и формы, вовлекающие студентов в квазипрофессиональную деятельность по ведению переговоров, решению конфликтных или спорных ситуаций. Результатом работы над совместным обсуждением профессиональных тем, поиском наиболее выразительных и убедительных языковых средств делового стиля общения станут шаги к формированию коммуникативной компетенции будущих успешных специалистов.

Нельзя отрицать тот факт, что в процесс формирования языковой личности включено изучение иностранных языков, так как в настоящее время в мире глобализации свободное владение иностранными языками играет немаловажную роль [6]. Однако работа над изучением иностранного языка должна вестись в неразрывной связи с работой над изучением родного языка, так как умение конструировать и свободно излагать собственные мысли на родном языке станет залогом успешной их реализации на иностранном языке.

Формирование коммуникативной компетенции связано со многими психологическими процессами личности (развитие логического и творческого мышления, когнитивных способностей, эмоционально-волевых и суггестивных качеств).

Таким образом, развивая и повышая уровень речевой культуры будущих выпускников, мы закладываем фундамент для их дальнейшего личностного и профессионального роста.

В целях анализа намеченных выше аспектов содержания и перспектив гуманитарного образования в современном экономическом вузе мы провели социологическое исследование, целью которого было выяснить, понимают ли студенты экономического вуза необходимость изучения гуманитарных дисциплин и могут ли определить их значение для всего образовательного процесса в целом и своей будущей профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 130 студентов Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова очной формы обучения. Количество респондентов с разных курсов приблизительно одинаково.

Анализ результатов показал, что лишь небольшая доля участников исследования (менее 4%) считают, что изучать гуманитарные дисциплины нет необходимости, причины объясняют все одинаково: отвлекают от освоения профильных дисциплин. Большинство же (96,2%) признают важность изучения гуманитарных дисциплин в экономическом вузе.

В чем же видят значимость гуманитарных дисциплин студенты вуза? Большая часть респондентов (43,1%) ответили, что они расширяют кругозор, треть студентов заметили, что эти учебные предметы являются базовыми для изучения дисциплин, связанных с направлением подготовки. Практически одинаковое число опрошенных (26,9% и 23,1% соответственно) указали на то, что гуманитарные дисциплины развивают интеллект и повышают конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда. Как видим, студенты понимают, что настоящий профессионал это человек, который не только разбирается в своей профессии, но и обладает широким кругозором и познаниями в других областях деятельности.

В Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова преподается ряд гуманитарных дисциплин. Какие же из них студенты посчитали самыми полезными? Результат представлен на рисунке 1. 

Рисунок 1. Наиболее полезные гуманитарные дисциплины 

Как видно из рисунка, наиболее важными респонденты считают иностранный язык, этику деловых отношений и право, что вполне закономерно. Ведь деятельность части экономистов связана с ведением переговоров, успех которых во многом зависит не от условий, предлагаемых сторонами, а от стиля общения, внешнего вида участников и т.д. Нередко такие переговоры проводятся с иностранными партнерами. Знание их языка не только положительно скажется на имидже, но и снизит некоторые виды трансакционных издержек, в частности издержки оппортунистического поведения. Человек, разбирающийся в правовой деятельности, может грамотно составить договор, вовремя обнаружить нарушение своих прав и свобод, защитить их законным способом.

Конечно, студенты недооценивают значение философии и культурологии. Ведь основы большинства современных наук заложены были именно в философии. Культурология позволяет нам получить знания об особенностях становления, развития, современного состояния различных культур. Изучение культурологии содействует формированию целостной личности, способной учитывать плюрализм мнений и ценностей при общении с окружающим миром.

Некоторые из предложенных студентам дисциплин преподаются в течение всего периода обучения (иностранный язык), некоторые только на первом или втором курсе. В таблице 1 представлены наиболее важные гуманитарные дисциплины для респондентов, обучающихся на разных курсах.

Таблица 1

Важность гуманитарных дисциплин по мнению студентов разных курсов
(в % к числу опрошенных)

Дисциплина

1 курс

2 курс

3 курс

Общее

История

30,4

33,3

20,9

28,5

Психология

37,0

56,4

30,2

40,8

Культурология

2,2

5,1

4,7

3,8

Философия

15,2

17,9

7,0

13,8

Социология

28,3

25,6

25,6

26,2

Иностранный язык

65,2

74,4

81,4

73,8

Право

41,3

43,6

51,2

45,4

Этика деловых отношений

50

46,2

58,1

52,3

 

Как видно из таблицы, большинство дисциплин студентами разных курсов оцениваются приблизительно одинаково, исключение составили история и философия, значимость которых резко падает с точки зрения студентов-третьекурсников. Данный факт можно объяснить тем, что эти дисциплины изучаются на первом и вторых курсах, а к третьему курсу студенты, не сумев найти практическое применение знаниям, полученным в рамках истории и философии, решили, что их польза минимальна.

Конечно же, перечень гуманитарных дисциплин очень широк и не исчерпывается списком, представленным респондентам. Каких же дисциплин, по мнению студентов, не достает в учебном плане? Большинство участников исследования (66,2%) отметили, что им нужен предмет «Русский язык и культура речи». Грамотность современной молодежи резко падает, мало, кто из них может писать без ошибок, также многим не хватает лексического запаса, чтобы выразить свои мысли. Для решения этой проблемы необходимо, в частности, привить студентам любовь к чтению, сделать это можно и в рамках изучения дисциплины «Литература», добавить которую в учебный план предложили почти 11% респондентов. Столько же высказались за «Всемирную историю», знание которой необходимо для того, чтобы иметь синхронизированное представление об историческом процессе и месте России в нем. Почти 18% участников исследования заявили о желании изучать географию, которая углубляет наше представление об окружающем мире. Около 6% респондентов отметили, что учебный план их устраивает и никаких дополнительных дисциплин вводить не нужно. По одному человеку высказали мнение, что необходимы бизнес-психология и семейная психология.

Говоря о перспективах развития преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе, можно отметить, что им необходимо уделять больше внимания. Ведь история, культурология, социология и другие – это огромные пласты научного знания, которые невозможно вместить в 14 занятий. Следовательно, нужно увеличить число учебных часов, отданных на изучение той или иной науки. Кроме этого, в преподавании гуманитарных дисциплин рекомендуется использовать активные формы обучения (дискуссии, деловые  игры, «мозговые штурмы» и др.), позволяющие вовлечь в обсуждение максимальное число студентов, в ходе которого они смогут продемонстрировать свои теоретические познания в той или иной области, а также творческие способности.

Таким образом, студенты понимают, что обладание знаниями в области философии, истории, социологии, психологии позволяют расширить представления об обществе, помогают в адаптации к жизненным обстоятельствам, способствуют облегчению взаимодействия между людьми. Итак, изучение гуманитарных дисциплин  является важным фактором, способствующим профессиональному становлению и развитию будущего специалиста.