Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется высокими темпами глобализации. Процесс глобализации подразумевает под собой интернационализацию социальных, экономических, политических, а также культурных процессов. Глобализация мировой экономики влечет за собой изменение характера производственного процесса. В настоящее время глобализация характеризуется следующими чертами:
1) Интенсивное развитие технико-экономического потенциала стан;
2) Углубление международного разделения труда;
3) Изменение качественных показателей на финансовом рынке;
4) Высокие темпы развития транснациональных корпораций;
5) Развитие телекоммуникационных средств связи.
В условиях глобализации мирохозяйственных процессов более мобильными оказываются субъекты малого и среднего бизнеса, так как они являются более гибкими в условиях изменения конъюнктуры рынка.
Малый бизнес представляет собой форму организации экономической деятельности, задачей которой является поиск способов эффективного использования ресурсов в постоянно изменяющихся и неопределенных условиях экономики.
Важно отметить, что малый бизнес обладает высоким инновационным и экспортоориентированным потенциалом. Именно малый бизнес стабилизирует условия социально-экономического развития, создает новые рабочие места, а также обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей населения страны.
Развитие малого бизнеса играет большую роль в развитии конкурентоспособности страны. Рассмотрим основные характеристики малого бизнеса:
1) высокая гибкость организаций;
2) высокий уровень мотивации к осуществлению инновационной деятельности;
3) узкая специализация организаций;
4) склонность к риску;
5) высокая производительность труда;
6) низкие издержки производства.
Изучим показатели малого предпринимательства в разных странах (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика субъектов малого предпринимательства
|
Доля субъектов малого предпринимательства, % |
Средний удельный вес занятых в малом бизнесе, % |
Доля малого бизнеса в экспорте, % |
|||
|
2010 |
2015 |
2010 |
2015 |
2010 |
2015 |
Россия |
41 |
46,4 |
21 |
26,3 |
39 |
42 |
США |
97 |
98,4 |
59 |
63 |
38 |
42 |
Страны ЕС |
98,2 |
98,7 |
72 |
74,5 |
69 |
73 |
На основе проведения сравнительной характеристики стран можно сделать вывод, что, чем выше доля малого бизнеса в экономике страны, тем выше уровень развития страны и степень ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Хотелось бы отметить, что в целом глобализация мировой экономики создает благоприятные условия для развития малого бизнеса, однако, она способна привести и к негативным последствиям.
К негативным последствиям глобализации на развитие субъектов малого бизнеса относятся:
- неравномерное распределение преимуществ глобализации между национальными экономиками;
- увеличение конкуренции на мировом рынке [1, с. 104];
- постоянно изменяющая конъюнктура рынка;
- быстрые темпы развития технологических и инновационных процессов.
Хотелось бы отметить, что 68% субъектов малого предпринимательства США прекращают свою деятельность в первые 5 лет своего существования, 62% малого бизнеса в странах Японии и 60% предприятий ЕС – в первые 10 лет. 73% малых предприятий Российской Федерации прекращают свою деятельность в течение двух лет своего функционирования.
Можно выделить факторы, которые предопределяют необходимость изменения условий функционирования субъектов малого бизнеса при глобализации. Такие факторы делятся на внутренние и внешние [2, с. 112].
К внутренним факторам относятся:
- некачественное управление в организациях,
- низкий уровень собственных оборотных средств,
- высокая степень износа оборудования,
- трудности в подборе квалифицированного персонала.
Внешние факторы, в свою очередь, могут быть условно разделены на национальные и мировые. К национальным относятся:
- существующие проблемы в нормативно-правовой базе,
- высокие темпы инфляции,
- низкий уровень финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства,
- высокая арендная ставка и т.д.
К мировым внешним факторам относятся:
- рост издержек, связанных с выходом предприятия на мировой рынок,
- ужесточение политики протекционизма,
- последствия финансово-экономического кризиса,
- увеличение конкуренции на мировом рынке,
- увеличение валютных и политических рисков.
Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в условиях глобализации мировой экономики во многих странах осуществляется политики поддержки субъектов малого предпринимательства. При реализации данной политики наиболее часто применяются экономические методы [3, с. 87]. Снижение налоговой нагрузки малых предприятий является косвенным методом поддержки субъектов малого предпринимательства:
- вычет части прибыли организации из налогообложения;
- инвестиционный налоговый кредит;
- метод «патентное окно»;
- налоговые каникулы;
- инвестиционная налоговая скидка [4, с. 280].
Дабы повысить экспортную ориентацию субъектов малого предпринимательства, многие страны применяют такие инструменты, как расширение кредитных обязательств, предоставление экспортных кредитов и их страхование. Кроме того, проводится субсидирование предприятий-экспортеров, освобождение от пошлины, торговые льготы.
В условиях глобализации мировой экономики используются такие методы, как стимулирование развития инновационного потенциала, кооперация субъектов малого предпринимательства с крупными предприятиями.
При исследовании механизмов регулирования малого бизнеса в развитых странах можно выявить общие характеристики и возможности их применения в других странах.
Очевидно, что национальные меры государственного регулирования малого предпринимательства должны определяться конкретными целями в каждой стране, учитывая его исторические, политические, культурные, а также социально-экономические особенности.
Увеличение уровня конкуренции на мировой арене способствует качественным изменениям системы организации и управления бизнеса, которая постоянно меняется, адаптируясь к обострению конкурентной борьбы на мировом уровне.
В условиях усиления мировой конкуренции необходимо постоянно развивать инновационный потенциал предприятия, уделяя особое внимание производству качественной и экологичной продукции для повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса [5, с. 186].
России необходимо совершенствовать нормативную базу регулирования предпринимательской деятельности. Основными направлениями совершенствования выступают:
- совершенствование нормативно-правовых актов;
- устранение дублирования компетенций органов государственной власти;
- усиление контроля государственных органов малого предпринимательства;
- упрощение административных процедур;
- улучшение инвестиционного климата.
Для создания наиболее благоприятных условий функционирования субъектов малого бизнеса необходимо использовать следующие инструменты:
Приватизация государственной собственности для повышения роли частного сектора в экономике страны;
- дифференциация налоговых ставок;
- расширение льгот для субъектов малого предпринимательства;
- расширение льгот на развитие инновационной и экспортной деятельности малого бизнеса;
- расширение каналов финансирования;
- воздействие установлению межфирменных контрактов;
- повышение квалификации персонала.
Рассмотрим основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (табл. 2) [6, с. 53].
Таблица 2. Показатели деятельности субъектов малого предпринимательства
в Российской Федерации
|
2005 |
2010 |
2015 |
Число предприятий, тыс. шт. |
979,3 |
1644,3 |
2103,8 |
Среднесписочная численность работник, тыс. человек |
8045,2 |
9790,2 |
10789,5 |
Доля занятых в малом бизнесе, % |
16,7 |
21 |
26,3 |
Оборот предприятия, млн. руб. |
9633,6 |
18933,8 |
26392,2 |
Доля оборота малых предприятий, % |
26,4 |
27,4 |
30,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
120,5 |
520,3 |
664,4 |
Доля инвестиций в основной капитал, % |
3,4 |
7,2 |
4,9 |
Экспорт, млрд. долл. |
1,2 |
3,3 |
7,2 |
Экспорт, % |
32 |
39 |
42 |
Таким образом, можно сделать вывод, что доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятого населения в 2015 году увеличилась на 9,6% по сравнению с 2005 годом. Доля оборота денежных средств субъектов малого предпринимательства за 10 лет (2005-2015 гг.) увеличилась на 3,8%. Удельный вес экспорта малых предприятий за 2005- 2015 год увеличился на 1,5%.
Рисунок 1. Сравнительный анализ показателей деятельности субъектов
малого предпринимательства в России, 2005-2015 гг.
Далее проанализируем структуру субъектов малого предпринимательства в России в 2015 году по видам экономической деятельности.
Рисунок 2. Структура субъектов малого бизнеса, %
Следовательно, доля предприятий оптовой и розничной торговли наиболее высока в структуре субъектов малого предпринимательства (38,8%), а наименьшую долю имеют предприятия добывающей промышленности (1%).
Таким образом, доля предприятий, функционирующих в сфере услуг, возрастает в настоящее время (более 66%).
Целями государственной политики развития и поддержки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации являются:
- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий;
- повышение темпов развития малого предпринимательства для улучшения социально-экономического положения страны.
Основными направлениями реализации государственной поддержки малого бизнеса являются:
- ужесточение наказаний за нарушение антимонопольного законодательства;
- принцип невмешательства органов исполнительной власти в процесс функционирования конкурентной среды;
- создание равных условий конкуренции субъектов малого предпринимательства;
- усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства [7, с. 64].
Таким образом, субъекты малого бизнеса в условиях глобализации являются более мобильными, они обеспечивают занятость населения, а также высокий уровень развития инновационных технологий и экспорта. Каждое современное государство принимает меры для развития малого бизнеса в целях повышения своего социально-экономического развития.