Full text

Город Оренбург имеет богатую историю, основные ее вехи увековечены в памяти людей при помощи различных форм коммеморации: памятников, названий объектов городской инфраструктуры, памятных знаков и мемориальных досок. Однако мемориальные доски самостоятельным объектом изучения становятся не часто. Тем не менее, при помощи мемориальных досок можно и нужно изучать историю Оренбурга, а для того, чтобы каждая мемориальная доска существовала на своем законном месте, необходимо осуществлять правовое регулирование. На сегодняшнем этапе правовое регулирование деятельности по установке мемориальных досок в Оренбурге встречает некоторые проблемы. Так или иначе, эти проблемы связаны с изучением истории города, это подчеркивает их актуальность. Поэтому наша цель – отразить основные аспекты правового регулирования установки мемориальных досок и заострить внимание на проблематике.

Вопрос о правовом регулировании мероприятий, связанных с мемориальными досками, неразрывно связан с действиями, направленными на увековечение памяти о людях и событиях.

Основные правовые положения, касающиеся исследуемой деятельности, сосредоточены на региональном уровне источников права, издаваемых преимущественно органами местного самоуправления. В большинстве случаев они принимаются в соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ, затрагивающем вопросы правового регулирования на федеральном уровне.

Для начала следует рассмотреть подзаконный акт органов местного самоуправления. Схема взаимодействия субъектов и документов на уровне муниципального образования представлена на рисунке 1.

 

 

Рис. 1 - Взаимодействие субъектов и актов

на уровне муниципального образования

 

Этим актом является Приложение N 1 к решению Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 12 сентября 2013 г. N 406 «Положение о порядке присвоения имен муниципальным учреждениям, установки памятных знаков и мемориальных досок в муниципальном образовании Оренбургский район Оренбургской области».

Важную информацию содержит введение Положения, в котором определены цели регулируемых мероприятий:

 - повышение уровня исторических знаний, популяризации истории Отечества среди молодежи;

- формирование духовно-нравственных ценностей и гражданского сознания, повышение исторической культуры у подрастающего поколения;

- патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на примере героев Отечества.

В главе «Общие положения» указана основная цель мероприятий – увековечение памяти. Дано определение памятным знакам и мемориальным доскам - это формы монументального искусства, предназначенные для увековечения памяти о выдающейся личности или знаменательном событии в истории Оренбургского района Оренбургской области и страны, устанавливающиеся на фасадах здании и сооружений, а также в помещениях, где происходили освещенные события.

Отмечены основания для принятия решения о проводимых мероприятиях: значимость события, наличие официально признанных достижений личности и определенного вклада в развитие общества.

Мемориальные доски могут устанавливаться по решению Совета депутатов МО Оренбургский район Оренбургской области независимо от сроков, установленных для присвоения имен муниципальным учреждениям.

Порядок принятия решений о соответствующих мероприятиях во многом схож с порядком на уровне города. Следует отметить, что основными вопросами на этом уровне занимается специальная комиссия «О присвоении имен муниципальным учреждениям, об установке памятных знаков и мемориальных досок на территории Оренбургского района Оренбургской области».

Актом установлены требования к долговечности материалов изготовления мемориальной доски. Учет памятных знаков и мемориальных досок, контроль их состояния осуществляет комиссия администрации Оренбургского района; меры по их сохранению, текущему содержанию и обновлению принимает Администрация Оренбургского района.

Решение о демонтаже или снятии памятных знаков и мемориальных досок принимается Советом депутатов МО Оренбургский район Оренбургской области [1].

Таким образом, действует правовое регулирование в рассматриваемой сфере на уровне муниципального образования. Далее следует продолжить рассмотрение особенностей правового регулирования на уровне органов МСУ, в частности на уровне города, наиболее интересующего нас в рамках проводимого исследования. Схема взаимодействия документов и субъектов на рисунке 2.

Рис. 2 - Взаимодействие субъектов и актов на уровне города

 

Первоначально правовым актом, затрагивающим вопрос о регулировании деятельности по установке мемориальных досок на городском уровне, являлось Приложение к постановлению Оренбургского городского Совета от 26 августа 1999 года N 153 «Положение Оренбургского городского Совета о порядке наименования (переименования) улиц, площадей, иных муниципальных объектов и установлении мемориальных досок в городе Оренбурге» [2].

На сегодняшний день этот правовой акт является устаревшим, с 1999 года неоднократно принимались решения о внесении в него изменений: от 20 апреля 2009 года N 826, от 28 июня 2011 года N 223, от 6 сентября 2011 года N 262, от 27 марта 2012 года N 380.

На сегодняшний день на основании Решения Оренбургского городского Совета от 17 июня 2016 года вступило в силу Положение Оренбургского городского Совета «О порядке присвоения, изменения, аннулирования наименований элементов улично-дорожной сети, элементов планировочной структуры в границах муниципального образования "город Оренбург" и установлении мемориальных досок», которое отменяет действие предыдущих правовых актов.

Первое, на что следует обратить внимание, – появилось определение мемориальных досок, несколько отличное от данного на уровне муниципального образования.

Мемориальные доски – архитектурно-скульптурные произведения малой формы на фасадах зданий и иных сооружений с целью адресного увековечения памяти выдающихся исторических событий и личностей.

Произошло разделение целей установки мемориальных досок и целей мероприятий, связанных наименованиями элементов инфраструктуры. Отныне мемориальные доски устанавливаются с целью увековечения памяти исторических событий, сыгравших важную роль в формировании истории и культуры города и государства, памяти выдающихся деятелей, внесших заметный вклад в развитие города, обеспечив повышение научного, технического, социального, культурного уровня жизни жителей города Оренбурга.

Мероприятия, связанные с наименованиями объектов, теперь же проводятся с целью обозначения указанных элементов, а также в целях восстановления исторически сложившихся наименований, имеющих особую историко-культурную ценность или устранения дублирования наименований объектов, а так же при изменении функционального назначения объекта.

Разделение целей говорит о повышении внимания к мемориальным доскам, выделении мероприятий, с ними связанных, из общего числа прочих мероприятий, регулируемых данным правовым актом.

Алгоритм принятия решений об установке мемориальных досок был дополнен, по сравнению с устаревшим актом, его схема представлена на рисунке 3.

 

 

Рис. 3 -  Алгоритм принятия решений об установке

мемориальных досок в Оренбурге.

 

Порядок учета и регистрации мемориальных досок устанавливается правовым актом администрации города Оренбурга.

Помимо порядка установки и изготовления мемориальных досок выделилась часть, регулирующая их демонтаж.

Доски демонтируются в случае:

- разрушения, сноса или проведения ремонтно-реставрационных работ здания, на фасаде которого установлена мемориальная доска;

- проведения ремонтно-реставрационных (восстановительных) работ мемориальной доски;

- установления мемориальной доски с нарушением требований Положения [3].

Во время проводимого исследования были выявлены проблемы, которые описаны ниже.

Мемориальные доски как объект правового регулирования должны учитываться на уровне права. Мы упоминали, что порядок учета и регистрации мемориальных досок устанавливается правовым актом администрации города Оренбурга [5]. Однако в открытом доступе такого акта найдено не было, как и реестра мемориальных досок.  В данном случае мы можем говорить об отсутствии соответствующих документов как о проблеме правового регулирования.

Решением этой проблемы послужит создание на сайте города специальной рубрики, содержащей материалы нормативных актов, служащих основанием для принятия решений об установке той или иной доски, с предварительным созданием реестра, если его пока не существует. Следует отметить, что отдельные Решения Оренбургского городского Совета, касающиеся досок, находятся в публичном доступе, но в бессистемном порядке.

Следующая проблема состоит в том, что исчезают мемориальные доски и материальные объекты, служащие местом установки мемориальной доски.

Примером может послужить случай с мемориальной доской, посвященной атаману А.И. Дутову.

Несомненно, данная мемориальная доска отражала объективные исторические события, однако прежде чем она обрела свое законное место на здании по адресу ул. Советская, 38, где было расположение атамана в гостинице «Центральная» в 1918 году, она демонтировалась.

Произошло это в 2010 году, тогда пропажу мемориальной доски списали на акт вандализма. Помимо этого, отсутствовали документы, подтверждающие установку или демонтаж доски, это событие вызвало общественный резонанс [4].

В конце концов, в 2012 году, на основании решения Оренбургского городского совета, мемориальная доска была установлена официально [5].

Мы можем полагать, что причинами возникновения данной проблемы является отношение общественности к таким важным историческим объектам, как мемориальные доски, а также недостаточное правовое воздействие для предупреждения подобных ситуаций.

Уничтожая мемориальную доску или материальный объект, субъект наносит непоправимый ущерб сохранению исторической памяти города. В качестве мероприятий для решения данной проблемы предлагается привлечь к ней усиленное внимание в СМИ, а также вернуться к вопросам правового регулирования, вплоть до назначения наказаний виновным.

Далее необходимо отметить проблему значимости органов государственной власти и местного самоуправления в процессе принятия решений об установках мемориальных досок. На историческом этапе развития мемориальных досок, связанном с установлением в стране советской власти, определяющая роль доставалась государственному аппарату. Сегодня возрастает роль общественных организаций в процессе принятия решений. Эта тенденция носит как положительный характер, связанный с проявлением гражданской инициативы, так и отрицательный, выражающийся в некоторых сторонах Положения.

Согласно нему, все затраты несут лица, вносящие предложения мероприятий по созданию и установке мемориальной доски [3]. То есть помимо того, что предложение об установке мемориальной доски должно было пройти сложную (на наш взгляд) процедуру принятия, заявители должны были сами оплатить все расходы, несмотря на то, что мемориальные доски являлись бы общим достоянием. Переложение обязанности финансирования деятельности на заявителей может послужить причиной отказа от создания и установки мемориальной доски. Мы считаем, что расходы на финансирование должны покрываться средствами местного бюджета.

Таким образом, нами были рассмотрены основные аспекты правового регулирования установки мемориальных досок и выделены соответствующие проблемы, требующие повышенного внимания.