Внедрение и реализация инновационных методов обучения – одна из ключевых задач при подготовке квалифицированных кадров [1; 6; 9]. В настоящее время в рамках проводимых трансформаций в области профессионального образования особое внимание уделяется такому виду образовательных услуг, как индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) студента [2; 7; 11].
Актуальность исследуемого вопроса не вызывает сомнений, т.к. проектирование, внедрение и реализация принципов ИОМ требует особого внимания и всестороннего изучения, как со стороны образовательной организации, так и со стороны студентов [3; 5].
Целью данной статьи является определение сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и выявление путей реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях образовательной организации.
В современном научном мире уже существует немало трудов, посвященных вопросам индивидуального образовательного маршрута. Различные подходы к трактовке этого понятия с позиций проблемно-рефлексивного подхода, деятельностного подхода, технологии педагогического сопровождения можно найти в научных трудах П.В. Антошкина, С.В. Воробьевой, А.С. Гаязовой, С.А. Изюмова, В.В. Лоренца и других ученых и практиков. Однако данная тема весьма обширна и требует постоянного мониторинга и внесений изменений, дополнений и рекомендаций по совершенствованию, т.к. современное образование систематически совершенствуется, внедряются различные инновации, которые и формируют механизмы образовательного процесса.
Внедрение в процесс обучения индивидуального образовательного маршрута, хоть и имеет на сегодня значительную научную базу, однако, говорить о его всесторонней изученности не представляется возможным. Поэтому в рамках данного исследования авторами проведена работа по выявлению эффективности и целесообразности применения ИОМ в системе высшего образования.
Итак, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой образовательную программу, предназначенную для конкретного студента, направленную на развитие его индивидуальных способностей и профессиональных компетенций. Иными словами, ИОМ можно трактовать как целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает студенту (согласно его субъективным потребностям) выбор, проектирование и реализацию образовательной программы в тесной связи и содействии с преподавателями для получения студентом знаний, компетенций и опыта в процессе его индивидуальной образовательной траектории.
ИОМ есть вектор индивидуального движения студента в процессе самообразования к качественному саморазвивающемуся специалисту-профессионалу [4; 8].
Даже при одинаковых знаниях об объектах, которые исследуются, образовательные продукты каждого студента разные, поскольку усвоенные им виды деятельности и уровень их развития отличаются.
Выраженный внешне образовательный продукт обучаемого отражает его внутренние образовательные изменения или прирост. Образовательный продукт (ОП) зависит от достигнутых знаний об исследуемом фундаментальном образовательном объекте (ФОО), развития индивидуальных способностей человека (С), усвоение способов и видов деятельности (ИД):
ОП = f (ФОО, С, ВД).
Данная зависимость позволяет утверждать, что даже при одинаковых знаниях о фундаментальных образовательных объектах (ФОО = const) образовательные продукты конкретных студентов различные, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются. Благодаря этой зависимости становится понятным необходимость и неизбежность введения в процесс обучения индивидуального образовательного маршрута.
Конечно, не все студентам рекомендовано обучение по ИОМ. К данной методике прибегают лишь немногие студенты по субъективным показателям. Это могут быть и приобретенные ранее знания, желание изучить более детально ту или иную дисциплину, посетить профильные курсы, состояние здоровья (в т.ч. и ограничения по здоровью) и иные причины. В качестве примера представим вариант ИОМ студента (Рисунок 1).
Рисунок 1. Вариант содержания индивидуального образовательного маршрута
Нельзя не отметить, что показатель ИОМ можно представить в виде технологической цепочки или алгоритма, ориентированной на метапредметные результаты профессионального образования (Таблица 1).
В рамках реализации индивидуального образовательного маршрута студента необходимо четкое понимание того результата, которого он желает добиться. Часто студенты, желая получать образования по системе ИОМ, ставит перед собой «неподъемные» цели и не знают, и не имеют представления, как эти цели достичь. Задачей образовательной организации, как раз, и является направить студента по нужному пути и объяснить целесообразность данной траектории. Ведь многие «образовательные желания» студентов с легкостью реализуются в рамках самого образовательного процесса при реализации образовательной программы, и нет необходимости в индивидуальном образовательном маршруте.
Тем не менее, и процесс обучения, и результат бывают более успешными при условии, что обучающиеся принимают активное участие в разработке программы своего обучения, в выборе наиболее подходящего для них способа обучения (от простого запоминания до постановки и решения проблемных задач), в выборе стиля и стратегии своего обучения [10].
Таблица 1 - Составляющие технологической цепочки проектирования индивидуального образовательного маршрута метапредметной направленности
Виды деятельности |
процессы |
Метапредметные результаты профессиональной деятельности |
Уровни сформированности метапредметных умений |
Исследовательская |
информатизации |
- способность - готовность - владение |
- пороговый уровень - диффузный уровень - продвинутый уровень |
проектировочная |
Коммуникации |
||
коммуникативная |
Мышления |
||
рефлексивная |
Становления личности |
||
Вариативность, многовекторность |
В качестве примера объекта реализации индивидуального образовательного маршрута авторами рассмотрена методика Воронежского экономико-правового института (ВЭПИ). Большинство студентов, обучающихся по ИОМ – это студенты, получающие высшее образование на основе среднего профессионального или высшего (второе и последующее) образования.
Начальным этапом проектирования индивидуального образовательного маршрута конкретного студента является сравнение учебных дисциплин с учетом академических часов (зачетных единиц), изученных студентом ранее, с учебным планом по конкретному направлению подготовки, после чего формируется соответствующая сравнительная ведомость с результатами и рекомендациями.
Далее студенту необходимо написать заявление на имя ректора с просьбой перезачесть ранее изученные дисциплины. На основании данного заявления и карточки перезачетов аттестационная комиссия принимает решение (положительно или отрицательно) о переходе студента на индивидуальный образовательный маршрут.
Согласно Положению обучаться по индивидуальному образовательному маршруту имеют право студенты, имеющие профильное среднее профессиональное образование, высшее образование; студенты, переведенные из других образовательных организаций, восстановившиеся студенты и др.
Итак, по решению аттестационной комиссии (в случае положительного вердикта) составляется индивидуальный учебный план студента, а он сам (студент) получает Аттестационную ведомость, по которой он, согласно индивидуального графика, осуществляет свою образовательную деятельность.
Практика показывает, что индивидуальный образовательный маршрут студента позволяет не только сократить срок обучения, но и освоить более детально и глубоко определенные курсы и дисциплины. Однако нельзя забывать, что основополагающим принципом данного механизма является стремление самого студента к индивидуальному обучению. Это характеризуется личными качествами студента (психологическими, интеллектуальными).
Так, правильность выбора индивидуального маршрута образования определяет вектор профессионального совершенствования студентов, поэтому этот процесс необходимо соответствующим образом организовывать. Каждый студент должен получить широкий выбор для своего дальнейшего развития. ВУЗ обязан обеспечить ему право на строительство личного мира знаний в течение профессионального обучения.
Таким образом, отметим, что внедрение и реализация индивидуального образовательного маршрута студента высшего образования является целесообразным процессом, однако, сугубо индивидуальным, отвечающим субъективным потребностям конкретного студента. Но, по мнению авторов, ИОМ необходимо совмещать с традиционным образованием, т.к. работа в группе – это также неотъемлемая часть образовательного процесса, формирующего, как профессиональные навыки, так и коммуникацию.