Внедрение информационных технологий в образовательный процесс повлекло за собой его кардинальную перестройку. Вместо закрытой системы, сконцентрированной преимущественно на аудиторных занятиях с преподавателем, появилась открытая система, обеспечивающая общение обучающего и обучаемого «на равных». Вместо исключительно носителя информации, педагог становится проводником, наставником, стимулирующим способность студентов обрабатывать необходимую информацию. Современные реалии таковы, что, несмотря на наличие разнообразных каналов ее получения, обучающиеся не всегда знают, что делать со всем этим объемом данных. Аудио- и видео- носители, телевидение, Интернет позволили существенного расширить привычные границы аудитории, студенты теперь имеют возможность общаться, взаимодействовать, обучаться, создавать совместные проекты, дискутировать друг с другом в режиме реального времени. в тоже время, необходимо понимать и четко представлять механизм использования подобных инструментов в образовательном процессе, чтобы это не стало информацией ради информации и не привело, к конечно итоге, к информационной перенасыщенности обучаемых. В противном случае, они не смогут ее критически оценивать и перестанут воспринимать.
По данным международной консалтинговой компании Ambient Insight, в 2016 году объем рынка продукции для самостоятельного электронного обучения составил 46,6 млрд.долларов. Россия занимает 11 место среди стран, чей бюджет на приобретение данного вида продукции превышает 300 млн.долларов, и является лидером среди стран Восточной Европы [1]. Таким образом, информационные технологии стали неотъемлемым элементом модернизации системы высшего образования как в мире в целом, так и в нашей стране, в частности.
В настоящее время разработано и широко применяются несколько приложений для создания дистанционных учебных курсов. Они также известны как системы управления учебным процессом – LMS (Learning Management System). Среди прочих, особо выделим: Moodle, TelEduc, BlackBoard, WebCT, ToolBook, TopClass Server. Основное назначение этих приложений заключается в централизации администрирования и облегчении управления образовательным процессом, посредством виртуальной образовательной среды (e-learning). Среди несомненных преимуществ платформы e-learning отметить гибкость, доступность, экономию и повышение эффективности использования ресурсов учебного заведения, интерактивность и ориентацию на потребности учащихся.
Наименование системы Moodle образовано как сокращение от Modular Object Oriented term Developmental Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения. Это бесплатное веб-приложение, предназначенное для создания обучающих сайтов. Она имеет модульную структуру, и поддерживается активным сообщество экспертов по всему миру, в том числе программистов. Это позволяет платформе постоянно развиваться и расширяться в интересах и в соответствии с потребностями пользователей. Простота использования, функциональность элементов системы, широкий набор инструментов, финансовая доступность, поддержка со стороны разработчиков нашли поддержку в преподавательской среде и сделали ее одним из лидеров среди средств разработки дистанционных учебных курсов.
Среда Moodle позволяет пользователю автоматизировать процесс разработки: расписания занятий, учебных заданий, профилей участников, чатов, wiki, интерактивного глоссария, электронная почта, лекций, опросов и семинаров. Платформа ориентирована на реализацию «социальной конструкционистской педагогики», основанной на активном участии и сотрудничестве студентов. Например, wiki, форумы и чаты незаменимы в ходе занятия при проведении мозгового штурма, обсуждений и дискуссий с учащимися. Moodle дает возможность преподавателю организовать взаимодействие со студента в безопасной информационной среде. Они могут создавать и распространять лекции, доступ к которым обучающиеся могут получить независимо друг от друга или в рамках учебных групп. Кроме того, они могут размещать разнообразные учебные материалы, в том числе текст или ссылки на веб-страницы, которые студенты могут использовать для выполнения своих заданий, а также в рамках самостоятельной работы.
Однако для работы на этих платформах преподавателям требуется регулярно проводить научные исследования, посвященные использованию компьютерной техники, мультимедийных средств и новых информационных технологий. Они должны постоянно повышать собственную квалификацию в плане использования компьютерной техники и Интернет [2].
Виртуальная среда обучения, созданная на базе Moodle, предусматривает создание, наполнение и хранение информации, необходимой преподавателю, в рамках разработанного им «курса». Автором разработан ряд курсов в электронной информационно-образовательной среде Тверского Государственного Технического Университета (здесь и далее ТГТУ) для студентов экономических специальностей [3].
Например, дисциплина «Бухгалтерский учет и отчетность», как известно, предусматривает изучение значительного массива различных нормативно-правовых актов. Кроме того, в соответствии с методологией бухгалтерского учета, ведение сплошного, непрерывного учета хозяйственных операций предусматривает оформление разнообразной документации и отчетных форм. Учитывая ограниченные временные рамки, отводимые на изучение дисциплины, и недостаточную оснащенность учебных аудиторий компьютерной техникой, при традиционной форме организации учебного процесса не всегда удавалось в полной мере раскрыть учебные вопросы. Применение электронной информационно-образовательной среды ТГТУ и разработка электронных учебных курсов на базе Moodle в большей степени способствовали решению данной проблемы. В частности, инструменты системы Moodle позволили организовать гиперссылки на информационно-правовые системы (такие как Консультант, Гарант), а также на официальные сайты правительственных организаций, отвечающих за разработку методологии бухгалтерского, финансового, статистического, налогового учета. Это позволило обеспечить доступ студентов к актуальным нормативно-правовым актам. Кроме того, электронный курс позволяет хранить значительный массив первичной документации и отчетных форм.
Система Moodle также предоставляет возможность организовать как текущий, так и промежуточный контроль в процессе изучения дисциплины, а именно, предусматривает выполнение тестовых заданий, подготовку эссе, выполнение письменных заданий, проведение видеоконференций, опросов и т.д. При этом, реализованный инструментарий позволяет не только оценить степень освоения учебного материала в целом, но и отдельных его блоков. Так различного рода статистические отчеты и оценочные ведомости помогают выявить наиболее сложные для понимания дидактические единицы и уделить им особое внимание при разборе допущенных студентами ошибок во время аудиторных занятий.
Все это позволяет повысить степень освоения профессиональных компетенций. Кроме того, разработка электронных курсов позволяет частично решить проблему с отработкой занятий, пропущенных студентами. Для них, в частности, в рамках курса предусмотрены дополнительные задания, выполнить которые они смогут лишь после прохождения он-лайн лекции.
Автор предлагает условно делить потенциальных слушателей данных он-лайн курсов на следующие категории:
-новичок – это недавний выпускник учебного заведения, заинтересованный в познании специфики выбранной им профессии;
-карьерист – это сотрудник с полной занятостью и заинтересованный в продвижении по карьерной лестнице, в том числе посредством повышения своей квалификации в рамках краткосрочных курсов;
-странник – это пользователь с неоконченным высшим образованием, возможно, ранее он бросил обучение. Поскольку он не имеет четкой цели, определяющим для него является стоимость он-лайн курса;
-искатель – это специалист, решивший сменить род своей деятельности.
В ходе применения платформы Moodle, был выявлен ряд присущих ей преимуществ, по сравнению с традиционными формами обучения:
-легкий и простой доступ к большому массиву данных;
-возможность интерактивного взаимодействия между учащимися и педагогом;
-комбинирование синхронного и асинхронного дистанционного обучения;
-возможность многократного использования единожды разработанного контента;
-возможность контролировать и курировать действия учащихся на расстоянии;
-возможность обеспечить качественной образовательной услугой большого числа учащихся;
-упрощает проверку отчетных работ учащихся;
-обеспечивает создание безопасного информационного пространства для студентов;
-возможность организации мультинационального взаимодействия учащихся и преподавателей;
-формирует у студентов мотивацию к обучению;
-реализация инклюзивного образования;
-помогает учащимся преодолеть психологический барьер, возникающий у некоторых из них при общении в аудитории;
-организация эффективной обратной связи с учащимися;
-позволяет частично решить проблему нехватки педагогов, особенно узкой специализации. Это обеспечивается посредством разработки высококачественного учебного материала (например, интерактивного программного обеспечения, облачных технологий и т.д.) и проведения открытых он-лайн лекций. В дистанционных «классах» и на видео-конференциях число студентов ограничивается лишь количеством разосланных преподавателем приглашений;
-позволяет решить проблему нехватки учебных материалов, пособий, раздаточных материалов, учебной литературы. Доступ к электронным ресурсам может быть реализован даже на мобильных устройствах, например, мобильных телефонах, планшетах, электронных книгах. Интерактивные формы обучения, такие как викторины или игры, повышают уровень усвоения учебного материала;
-позволяет повысить качество обучения, посредством увеличения информационного контента. Интерактивные технологии способствуют формированию у учащихся особых навыков и умений (известные также как «навыки 21 века»), таких как, способность к критическому мышлению решению проблем, коммуникации, взаимодействию и креативности.
Однако, несмотря на неоспоримые достоинства системы, процесс внедрения платформы Moodle связан с рядом объективных и субъективных трудностей:
-значительная доля учащихся и преподавателей не имеют представления о существовании и возможностях систему управления учебным процессом LMS;
-отсутствие технических средств и программного обеспечения в необходимом объеме;
-проблема защиты авторских прав на разрабатываемый учебный материал;
-отсутствие четкого понимания принципа действия виртуальной образовательной среды;
-необходимость внедрения технологии e-learning в образовательный процесс не всегда находит отклик у преподавателей, загруженных помимо образовательной деятельности научно-методической работой. В настоящее всех разработчиков можн условно разделить на две группы: увлеченные-реформаторы и вынужденные-консерваторы;
-платформы e-learning, к сожалению, не всегда способны решить поставленные перед ними задачи в полном объеме. Так, система Moodle на высоком качественном уровне позволяет решить проблему разработки виртуальной образовательной среды в рамках отдельного учебного заведения, но не способна обеспечить эффективную работу среды, например, в рамках города;
Переход к электронному обучению требует решения ряда задач:
-формирование и развитие соответствующей культуры обмена информацией;
-поддержка учащихся в процессе адаптации к вводимым изменениям;
-разработка учебных материалов должна осуществляется с ориентацией на формирование компетенций у учащихся;
-разработка учебных материалов, должна обеспечивать их успешное освоение учащимися;
-разработка каналов обратной связи с учащимися;
-обеспечения простого доступа обучающихся к необходимой информации в любой момент времени.
Таким образом, использование технологий дистанционного обучения демонстрирует многообещающее будущее в системе высшего образования, позволяющее повысить адаптивность образовательного процесса и качество обучения.