Full text

Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [1].

Информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида [2].

Информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающая оперативный доступ к информации и осуществляющая образовательные научные коммуникации [3].

Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов становится все более актуальной задачей, которая обусловлена целым рядом организационных, дидактических, содержательных причин. К числу таких причин можно отнести [4]:

1. потребность использования видео и аудио изображений, позволяющих более наглядно отразить содержание разделов курса;

2. необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными достижениями;

3. возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта;

4. необходимость использования вычислительной мощности компьютера в процессе проведения лабораторных работ.

Основной особенностью электронных образовательных ресурсов, используемых в информационно-образовательной среде вуза, является единство технологических и дидактических требований, предъявляемых к ним.

Существующая система преподавания в высших учебных заведениях основана на изучении широкого комплекса предметов и дисциплин, имеющих свои специфические особенности. Вместе с тем, содержание учебных дисциплин имеет свою собственную, характерную для конкретного вуза специфику, определенную академическими традициями и методиками преподавания, сложившимися в конкретном вузе. Таким образом, реализация информационно-образовательной среды вуза во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения [5].

В России с середины 90-х годов прошлого века провозглашена необходимость активного внедрения информационных образовательных технологий. Время диктует необходимость перехода от применяемых сегодня в вузах разрозненных, эклектичных средств информатизации к целостной системе, способной выступать инструментом организации, управления и методического обеспечения образовательных программ вуза. Такой системой должна стать единая информационная образовательная среда (ЕИОС) вуза. Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы [6]. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру и наоборот. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующим разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Она является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий, образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни [7].

Основные направления стратегий развития единой информационной образовательной среды вуза: аккумуляция информационных ресурсов; информационное обеспечение субъектов образовательного процесса; совершенствование информационных технологий; формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса; интеграция объектов информатизации. Аккумуляция информационных ресурсов представляет собой накопление документированных и недокументированных информационных потоков, способствующих повышению качества информации для принятия стратегических и тактических решений. Совокупность информационных потоков должна обеспечивать качество учебной деятельности студентов и профессиональной работы преподавателей (учебной и научной), внедрение постоянно обновляющихся информационных техник и технологий в образовательную среду вуза, их интенсивное использование в учебно-научном процессе. Это система широкого доступа каждого субъекта образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных дисциплин, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения включают в себя: средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического применения. К функциональным возможностям средств информационных и коммуникационных технологий относятся: средства обеспечения коммуникаций на основе использования локальных и глобальной распределенных компьютерных сетей; средства обработки информации при ведении делопроизводства на основе использования автоматизированных рабочих мест и информатизированных рабочих мест; средства автоматизации принятия управленческих решений, в том числе использующие средства искусственного интеллекта [8]. Мультимедийность, как следствие внедрения информатизации в образование, позволила стратегически изменить весь ход образовательного процесса. Мультимедийные технологии относятся к разряду инновационных по своей природе. Интерактивность мультимедийных технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно ориентированных моделей обучения [9]. Особо следует отметить и то обстоятельство, что мультимедийные технологии могут решить проблемы обучения профессиональному общению и интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения активного времени каждого студента и усиления наглядности благодаря преимуществам мультимедийных технологий, которые заключаются в организации познавательной деятельности путем моделирования; имитации типичных ситуаций профессионального общения с помощью средств мультимедиа; применении полученных знаний в новых ситуациях; эффективной тренировке усваиваемых умений и навыков; автоматизированном контроле результатов обучения; способности осуществления обратной связи; развитии творческого мышления; возможности объединения в учебных программах визуальной и звуковой форм [10]. Интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося. Это предполагает, что обучающиеся должны выработать навыки самостоятельно находить информацию, необходимую для формирования знаний. Поэтому следует использовать различные методы индивидуального обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником процесса обучения и критически подходить к изучаемому материалу.

Техническая основа ЕИОС – это парк серверов, рабочих станций персональных компьютеров, локальных вычислительных сетей подразделений института, объединенных в высокоскоростную корпоративную сеть. В основу формирования образовательного сервера института заложена кейсовая технология, позволяющая студентам очной и заочной форм обучения и слушателям курсов программ дополнительного профессионального образования получить доступ к электронным учебно-методическим комплексам дисциплин, научным публикациям научно-педагогического состава института. В структуре ЕИОС логично выделить следующие элементы: «Организация учебного процесса», «Образовательная деятельность», «Управление вузом», «Научно-исследовательская работа», «Внеаудиторная и воспитательная работа студентов». Элемент «Образовательная деятельность» рассматривается в качестве методической основы как двухуровневой подготовки бакалавров и магистров, так и одноуровневой подготовки специалистов. Помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают студенты в рамках инновационных образовательных программ. Именно поэтому в лучших своих образцах программы ориентированы не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Большую роль для самостоятельной подготовки студентов призваны сыграть обновленные электронные учебно-методические комплексы, размещение которых ведется на образовательном сервере. При их формировании широко используется система гиперссылок, связывающая все составляющие комплекса, в них также размещаются основные электронные полнотекстовые литературные источники, в распоряжение студента для организации самостоятельной работы предоставляется своего рода мини-библиотека. Для контроля усвоенных знаний широко применяется комплекс электронных оценочных средств. Полный доступ ко всем возможностям этого блока предоставляется только системному администратору, обслуживающему данную среду. Блок тестирования позволяет в режиме интерактивного индивидуального диалога студента с электронными подсистемами ЕИОС определить уровень осваиваемых компетенций [11]. Для проведения тестирования преподаватель указывает наименование дисциплины, вид контроля (текущий, промежуточный, итоговый), предоставляет список допущенных к контролю студентов. В институте для формирования основных компонентов элемента «Образовательная деятельность» успешно апробирована система управления обучением (Learning Management Systems – LMS) Moodle, которая по уровню предоставляемых возможностей выдерживает сравнение с известными коммерческими аналогами, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется бесплатно в открытом исходном коде. Самостоятельность развития эффективных стратегий самообучения средствами информационных технологий подразумевает обязательное наличие у студента высокого уровня информационной культуры, в частности, принятие на личностном уровне ценностей информационного общества; осознание единства гуманитарной и технологической культур; обладание достаточно высоким уровнем функциональной грамотности; знание системы информационных ресурсов в своей отрасли; активное применение инновационных компьютерных технологий для поиска и переработки необходимой информации; уверенное владение навыками поиска информации; творческий подход к стратегированию своей информационной деятельности [12].

Таким образом, единая информационная образовательная среда – это расширяющая возможности личности система, в которой формируется специалист, свободно ориентирующийся в мировом информационном пространстве, имеющий необходимые знания и навыки для того, чтобы осуществить поиск, хранение и использование информации, трансформировать информацию, видоизменять ее форму, представление, знаковую систему, работать с разнообразными носителями информации, переводить вербальную информацию в невербальную и, наоборот, использовать для этих целей современные информационные технологии, компьютерные коммуникации.