Развитие современной экономики невозможно без эффективного промышленного производства. Одной из ключевых системообразующих отраслей является легкая промышленность. Легкая промышленность Российской Федерации – это важнейший многопрофильный и инновационный сектор экономики, который осуществляет как первичную обработку сырья, так и производство готовой продукции. Это отрасль с быстрой оборачиваемостью капитала и относительно невысоким объемом капитальных вложений, имеющая высокий уровень рентабельности. Ее технологический цикл интегрирует в свою сферу сельское хозяйство, химическую промышленность, станкостроение и другие отрасли промышленности. Легкая промышленность обеспечивает сохранение страной статуса независимой и суверенной индустриальной державы, играет существенную роль в решении государственных задач по улучшению демографической ситуации и отвечает жизненно важным интересам многих регионов. Отрасль содействует гармоничному развитию регионов, снижению социальной напряженности, обеспечению занятости населения и улучшению его благосостояния, оказывает помощь в становлении и развитии малого бизнеса.
Легкая промышленность имеет сложную структуру, включая две группы производств: текстильное и швейное производство, на которые приходится около 80% объема выпуска, а также производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, на которые приходятся остальные 20% выпуска.
Территориально предприятия, занятые текстильным производством, распространены крайне неравномерно. Лидерство принадлежит столичным регионам и Ивановской области, которой удалось выжить в переходный период 1990-х годов благодаря традициям и особенностям организации производства в регионе. В настоящее время предприятия текстильной отрасли преимущественно сосредоточены в Москве (24,5%), в Ивановской области (8,9%), в Московской области (8,5%) и в Санкт-Петербурге (6,6%). Что касается индивидуальных предпринимателей данного сегмента, то они расположены главным образом в Москве (8,2%), в Карачаево-Черкесской Республике (6,2%), в Ивановской области (5,4%) и в Московской области (4,9%) [1].
На сегодня легкая промышленность занимает 0,9% от ВВП, что составляет 2,4% от объема промышленного производства или 3,6% от общего объема обрабатывающих производств [2].
В начале 1990-х годов в отрасли произошел значительный спад производства: его объем в стоимостном выражении снизился в 5 раз, в натуральном – в 8 раз. Он был обусловлен разрушением старых вертикально-интегрированных цепей поставок, а открытие рынка привело к массовому притоку дешевых импортных товаров. Отечественная продукция легкой промышленности оказалась неконкурентоспособной по сравнению с зарубежными производителями, особенно с Китаем и Турцией. Отрасль оказалась на грани исчезновения, но она выжила, и в 2000-е годы начался ее умеренный рост.
По данным заместителя генерального директора «Росагролизинг» Натальи Зудиной, с 2009 по 2013 годы российская легкая промышленность демонстрировала исключительно положительную динамику. Если в 2008 году предприятия отрасли произвели 2,61 млрд. кв. метров ткани и сшили изделий на 51 млрд. рублей, то в 2013 году – 4,16 млрд. кв. метров и 93,6 млрд. рублей соответственно. Но в прошлом году рынок легпрома впервые с кризисного 2008-го сократился: производство тканей снизилось на 6,2%, швейных изделий – на 3,1%. Виной тому стал двукратный обвал рубля по отношению к ведущим мировым валютам, который тут же ударил по платежеспособности россиян. В отличие от продуктов питания рынок одежды чрезвычайно чувствителен к экономическим кризисам. Мировой опыт показывает, что при падении доходов люди готовы отложить покупку одежды и на полгода, и на год [3].
Определенные проблемы в развитии легкой промышленности обострились в последнее время, когда многие европейские страны ввели многочисленные санкции к России, из-за чего можно наблюдать довольно существенное снижение экспорта товаров данной отрасли. В результате множество продукции остается невостребованной, а реализовать ее полностью на внутреннем рынке практически невозможно. Это приводит к тому, что предприятия, занимающиеся в этой сфере деятельности, всеми силами стараются снизить себестоимость выпускаемых товаров. Зачастую это приводит к снижению качества продукции, что не является хорошим показателем для состояния экономики России в целом. Именно поэтому министерство легкой промышленности в России старается наладить обстановку, для чего компаниям предлагаются очень выгодные условия для покупки инновационной и современной техники, которую они могут приобрести по низким процентным ставкам в кредит [4].
Учитывая смену моды, вкусов, рыночного спроса, легкая промышленность – самая динамичная отрасль индустрии. Быстрая смена фасонов, внедрение новых изделий предъявляют свои требования к оборудованию и всей организации производства. Негативная ситуация в легкой промышленности усугубляется высокой степенью износа оборудования на отечественных предприятиях при отсутствии в стране технической базы для собственного производства станков и агрегатов. Доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет в отрасли составляет 37%; от 11 до 20 лет – 24%; более 20 лет – 39%. О необходимости развивать собственное станкостроение заявил Д.А. Медведев. [5]
Для того чтобы увеличить темпы роста легкой промышленности в 2015 году Министерством промышленности и торговли был разработан проект «Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года». Целью данной Стратегии является создание в России устойчиво развивающейся легкой промышленности, интегрированной в мировую систему разделения труда и основанную на естественных конкурентных преимуществах страны.
Основные цели стратегии легкой промышленности до 2025 года:
1) увеличение вклада легкой промышленности в ВВП с 0,9% до 1,5% путем замещения импорта, развития внутреннего спроса и реализации экспортного потенциала;
2) обеспечение стратегически значимых отраслей отечественной высокотехнологичной текстильной продукцией;
3) сохранение и поддержка занятости в отрасли путем создания рабочих мест с высокой производительностью труда и частичного перемещения рабочей силы из низкопроизводительных сегментов.
Приоритетными направлениями для развития являются:
1) выстраивание технологической цепочки синтетических материалов (производства полиэфирных, вискозных и полиамидных волокон, производства технического текстиля и других синтетических тканей);
2) создание условий для частичной локализации производства швейной и обувной продукции, а также поддержка развития отечественных брендов;
3) минимизация «серого импорта», нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке [2].
В последние годы самыми быстрорастущими видами материалов для легкой промышленности в мире являются полиэфир и вискоза, потребление которых ежегодно увеличивается на 5–7%. На расширение доли синтетики на отечественном рынке легпрома Минпромторг РФ вдохновляют примеры других нефтедобывающих стран с развитой нефтехимией и богатой сырьевой базой, которые сделали ставку на искусственные волокна и нити еще в конце девяностых. Объем экспорта этих текстильных материалов из ОАЭ сегодня превышает 1,3 млрд. долларов [3]. Безусловно, для производства этих материалов необходимы инновации в промышленности.
Стратегия Минпромторга РФ предполагает господдержку в сфере синтетических и искусственных волокон (с ориентацией на экспорт) создания в России двух–трех крупных производителей полиэфирных волокон, которые будут интегрированы с химическими компаниями и столько же фабрик по изготовлению вискозы. В сфере текстильных материалов усилия власти будут направлены на создание условий для переориентации массового производства на синтетические материалы. Власти готовы поддержать «создание экосистемы предприятий технического текстиля в рамках одного-двух кластеров или индустриальных парков», а также экспорт синтетических и искусственных текстильных материалов. В сфере готовой продукции чиновники намерены создать благоприятные условия для локализации производства одежды, обуви и текстиля. Ожидается и появление в стране обувного кластера с полной технологической цепочкой. И, наконец, Минпромторг РФ поддержит создание и развитие российских брендов одежды и обуви.
Ожидается, что до 2025 года отрасль сможет привлечь порядка 625 млрд. рублей инвестиций и создаст 250 тыс. новых рабочих мест. Основные средства планируется потратить на текстильное производство [3].
В некоторых странах индустриальные парки стали исключительно эффективным инструментом развития экономики. Так, в Китае промпарки в значительной степени помогли стимулировать бурный экономический рост. Индия также является одним из самых успешных примеров применения этого инструмента. Только в текстильной индустрии страны с 2000 по 2010 год был создан 61 парк. В настоящее время в стране функционирует порядка 200 индустриальных парков в разных отраслях промышленности. Резиденты индустриальных парков показывают в среднем на 30% большую производительность труда, чем их коллеги вне парков. Этот эффект обеспечивает комбинация таких факторов, как инфраструктура, бизнес-среда, помощь консультантов [6].
Реализовать государственную стратегию в России поможет собственная сырьевая база и хорошо развитая нефтехимия. Так же рядом находится и перспективный европейский рынок сбыта. Кроме того, низкая стоимость рубля и дешевая рабочая сила открывают перспективы для укрепления позиций российских компаний на мировом рынке.
Для развития легкой промышленности нужны не только новые высокотехнологичные методы, но и инновации. Одной из движущих сил в инновационной деятельности предприятий являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия и технологии. В последнее время все большую важность приобретает НИОКР в сфере маркетинга. Компании отслеживают последние разработки конкурентов и потребности потребителей и, проанализировав данные, проводят собственные исследования, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
В России существует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, занимающиеся выдачей грантов на НИОКР. В прошлом году фондом было поддержано 619 стартапов, примерно столько же планируется поддержать в нынешнем. На сегодняшний день легкая промышленность в таких проектах представлена недостаточно широко, но некоторые примеры все же есть. В их числе предприятие из Новгородской области, которое разработало IT-систему управления швейными предприятиями. На втором году реализации компания вышла на текущую выручку в 7 млн. рублей.
Есть в фонде и программа развития для действующих предприятий. Сумма гранта составляет 15 млн. рублей. Их получают предприятия, которые имеют многолетнюю историю, хорошую динамику развития, наращивают свою численность, высокотехнологичные рабочие места, выручку. В прошлом году было выдано больше 200 таких грантов на три миллиарда рублей. В качестве примера инновационного производства в отрасли легкой промышленности заместитель гендиректора фонда привел компанию, которая создала конструктор швейного производства – программное обеспечение, позволяющее оптимизировать рабочее место технолога [7].
Для того чтобы внедрить новый конкурентоспособный продукт на рынок нужно провести фундаментальные научные разработки и НИОКР. На сегодняшний день наметилась тенденция к сотрудничеству между компаниями-производителями и научно-исследовательскими институтами, возрастает доля финансирования данных научных проектов. Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации) в целом по Российской Федерации в текстильном и швейном производстве в 2015 году выросла на 1,2 % по сравнению с 2014 и составила 11,2% [8].
Так, например, МПШО «Смена» в рамках НИОКР разработала инновационную многофункциональную детскую одежду нового поколения для профилактики и коррекции нарушений костно-мышечной системы. Первая категория продукции – школьная форма со встроенными ортопедическими элементами для профилактики таких нарушений появится в фирменных розничных магазинах уже летом 2017. Вторая категория продукции предназначена для детей, уже имеющих нарушения КМС, - это повседневная одежда с иммобилизационными элементами, которые помогают ребенку длительное время удерживать правильную физиологическую позу. Эта одежда получила патент как «полезная модель» и два изобретательских патента. В ближайшее время планируется ее внедрение в промышленное производство [9].
Тема инноваций является одной из наиболее востребованных в современной России и мире. Как показывает мировой опыт, успехов в конкурентной борьбе добиваются только те компании, которые действуют на основе адекватно разработанной стратегии инновационного развития. Необходимо особенно выделить малые формы предприятий для осуществления инновационной деятельности, поскольку именно малые предприятия отличаются высокой оперативностью в принятии решений, быстрой адаптацией к воздействиям внешних факторов, высокой оборачиваемостью средств и небольшими расходами по управлению, а также восприимчивостью к нововведениям в управленческой и производственной деятельности.
Таким образом, легкая промышленность в России является областью, которая считается перспективной и интересной для инвесторов, хоть она и переживает в настоящее время достаточно трудные времена. Хотя кризисная обстановка наблюдается практически в каждой области промышленности за счет существенного снижения экспорта. Однако государство предпринимает определенные меры, направленные на улучшение обстановки, поэтому можно ожидать в ближайшем будущем налаживания состояния данной сферы деятельности.