Качество образования является одним из ключевых вопросов современной образовательной системы [1; 4]: Сфера дополнительного профессионального образования (ДПО) не является исключением. Немало научных трудов посвящено данной проблеме. В связи с этим, нами видится, актуальность данного направления исследования, ведь на современном этапе развития образовательного комплекса инновационные технологии выступают приоритетным вектором совершенствования образования и науки. В рамках данного исследования авторы выделили в качестве одного из инновационных методов образовательного процесса в системе ДПО – проведение онлайн-обучения как стратегического принципа современного развития дополнительного образования. Это обусловлено тем, что в условиях всеобъемлющей компьютеризации и Интернет-технологий данный вид обучения представляет собой эффективный путь получения образования, в том числе в рамках профессиональной переподготовки, дополнительного образования, самообразования, получение высшего образования и т.п. Это особенно важно в рамках обучения в системе дополнительного профессионального образования, т.к. не все слушатели могут посещать занятия в очной форме.
В современном мире Интернет-технологии прочно обосновались в жизни общества, укрепившись во всех сферах, в т.ч. и в образовании. Образовательные организации ведут свои Интернет-страницы, большинство отчетов передаются через «сеть», активно используется электронная почта и Интернет-ресурсы образовательной направленности. Сегодня широкое распространение получило и дистанционное образование, в т.ч. и по программам дополнительного профессионального образования, в рамках которого мы и ведем исследование. Дистанционное обучение (ДО) представляет собой вид самостоятельную форму обучения, при которой информационные технологии являются ведущим средством. При ДО взаимодействие преподавателя и студента (слушателя) происходит на расстоянии посредством сети Интернет [7; 8; 9].
Но мы в своем исследовании остановимся на проведении онлайн-курсов по определенным направлениям или дисциплинам. Данный метод представляет собой комплекс занятий, привлекающих внимание именно заинтересованных слушателей. Так, предлагается определенный курс, охватывающий или более углубленное изучение дисциплины (для школьников, студентов, магистрантов), или обучающие курсы для дополнительного интеллектуального, нравственного, социального развития, получения дополнительных умений и навыков.
К слову, рассмотрим основные побудительные мотивы для выбора именно инновационного интерактивного обучения (Рис. 1).
Рис. 1. Побудительные мотивы выбора интерактивных методов образовательного процесса
Рассмотрим более подробно выбранные нами инновационные образовательные технологии. Итак, онлайн-лекция представляет собой проведение преподавателем лекции при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Также с данным материалом есть возможность ознакомиться и оффлайн, в любой удобный момент времени.
Вебинар отличается от онлайн-лекции только тем, что в данном режиме отличительным признаком является наличие обратной связи, т.е. возможности взаимосвязи и общение преподавателя и слушателя, где в режиме онлайн есть возможность задать вопросы, подискутировать. Эта инновация ранее не практиковалась в дистанционном образовании. Как считают многие аналитики, указанный признак выводит образование на принципиально новый уровень. Однако в настоящее время российскими образовательными организациями такого рода процедуры применяются крайне редко или не используются вовсе.
Другой особенностью проведения онлайн-лекций и вебинаров нами видится в том, что стать слушателем какого-либо курса, дисциплины может стать любой человек, которого интересует данное направление. Для этого совсем не обязательно являться обучающимся в определенной образовательной организации, следовательно, целевая аудитория увеличивается в разы.
Конечно, нельзя забывать, что наличие качественной Интернет-связи является залогом эффективного проведения интерактивных занятий. Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на качество проведения интерактивного занятия (Рис.2).
,
Рис. 2. Факторы, влияющие на качество организации онлайн-лекций (вебинаров)
Так, качественная организация и проведение интерактивных лекций и вебинаров в рамках преподавания по программам дополнительного профессионального образования является залогом привлечения максимального количества целевой аудитории.
Итак, подытожив вышесказанное, выделим основные преимущества организации и проведения онлайн-лекций и вебинаров [2-3; 5-6; 10-12]:
- гибкость (время, темп, место – в зависимости от желаний и потребностей потребителя);
- структурированность материалов курса;
- не нужно конспектировать;
- единство требований;
- повышение эффективности работы лектора;
- индивидуализация (на основе самостоятельности)
- возможность оперативной адаптации и пр.
Отечественная система образования базируется на фундаментальных принципах развития, однако, современные реалии требуют модернизации и совершенствования всех сфер, в том числе и образовательной. Поэтому совершенствование образовательной сферы путем внедрения и активного использования интерактивных онлайн-занятий, по нашему мнению, является нами доказанным. В рамках непрерывного образования Интернет-технологии позволяют расширить ареалы познания с помощью «всемирной паутины».