Full text

Новые социально-экономические реалии развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении или в совершенствовании ранее полученных знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения в новых условиях становятся все менее эффективными [1].

Современный мир стал информационно единым благодаря повсеместному применению средств информационно-коммуникационных технологий, которые становятся неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности десятков миллионов людей. Еще более широкие масштабы применения компьютеров и коммуникационных сетей возникли в повседневной жизни и образовательном процессе.

В современных условиях образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение учащимися необходимым объемом учебной информации, а как развитие у них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации. Изменение социальной практики и соответствующее изменение целей образования с неизбежностью влечет за собой и новое содержание образования, и новые технологии работы с учебной информацией. Образование как результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в значительной степени определяется процедурами поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения информации [2]. Т.о. образование является процессом строго информационным и под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности работы с информацией учебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной техники и средств телекоммуникации. Конечная цель информатизации образования состоит в расширении и упрощении доступа граждан к получению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также в более полном и оперативном удовлетворении их разно образных потребностей в знаниях и умениях, что создает реальные предпосылки для повышения качества и результативности обучения. Достижение этой цели предполагает решение совокупности взаимосвязанных научных и практических задач.

В первую очередь, это развитие транспортной информационной инфраструктуры, обеспечивающее телекоммуникационную связанность образовательных учреждений различного уровня на основе применения уже привычных для многих людей средств информационных и телекоммуникационных технологий. В результате появляется реальная возможность обмена информационными ресурсами учебного назначения не только между территориально распределенными образовательными учреждениями, но и предоставление этих ресурсов территориально распределенным учащимся при многократном повышении оперативности информационного обмена.

Кроме того немаловажно создание нового содержательного наполнения информационной среды образовательными ресурсами, разрабатываемыми с учетом особенностей ихдальнейшего применения в учебном процессе. Применение новых носителей информации и средств ее обработки и отображения открывает новые возможности и направления совершенствования информационных ресурсов учебного назначения.

Для решения перечисленных задач необходима массовая подготовка преподавателей, методистов, администраторов учебных заведений к эффективному применению информационно коммуникационных технологий и образовательных ресурсов в организации и проведении учебного процесса.

Важной инновацией выступает широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении кадров [3].

Также для актуального и качественного учебного процесса должна осуществляться его информатизация администрирования, суть которой заключается в том, что территориально распределенные учащиеся и преподаватели применяют в обучении также распределенные образовательные ресурсы. Целесообразное применение информационных технологий в образовании способствует повышению качества и результативности обучения, изменяя годами выверенные стереотипы в организации учебного процесса, в соотношении объема и значимости различных видов занятий, повышая роль самостоятельной учебной работы учащихся в достижении высоких творческих результатов. Центральное место преподавателя как практически единственного носителя актуальной учебной информации, передаваемой учащимся непосредственно во время учебных занятий, сменяется более скромной, но не менее важной ролью наставника, направляющего и корректирующего по преимуществу самостоятельную работу учащихся. Существенное влияние информационные системы оказывают на все средства обеспечения учебного процесса: учебную литературу, технические средства обучения, лабораторное оборудование и др. Информационные образовательные ресурсы в виде мультимедийных электронных изданий, включающих наряду с текстами и статическими иллюстрациями видеофрагменты и интерактивные компьютерные модели изучаемых объектов и процессов, становятся все более востребованными. Эти ресурсы обладают рядом преимуществ по сравнению с учебной литературой в традиционном печатном виде, среди которых: большое разнообразие средств представления учебной информации, компактность ее хранения, оперативность поиска информации и внесения необходимых изменений и дополнений в ее состав, простота тиражирования и доступа к учебным материалам территориально распределенных учащихся. В то же время на современном этапе электронные образовательные ресурсы не могут полностью заменить печатные учебные издания по психологическим и эргономическим причинам. На современном этапе на смену наблюдаемого еще совсем недавно разнообразия технических средств обучения приходит персональный компьютер (ПК) как универсальное техническое средство обучения, обладающее средствами компактного и надежного хранения больших объемов учебной информации, ее быстрой переработки и наглядного представления. Включение ПК в информационные сети открывает неограниченные возможности оперативного обмена информацией между участниками образовательного процесса, а также поиска необходимой информации. Учебное лабораторное оборудование, содержащее в своем составе технические и программные средства информационных технологий, становится информационно прозрачным, его управляемость и производительность многократно повышаются. Такое оборудование принято характеризовать как интеллектуальное, т.е. обладающее зачатками искусственного интеллекта. Положительные свойства такого оборудования многократно возрастают, если оно становится доступным территориально распределенным учащимся, управляющим ходом учебных экспериментов по компьютерным сетям и получающим результаты экспериментов для дальнейшей обработки на персональных компьютерах, подключенных к информационным сетям.

Не меньшая роль принадлежит средствам информатизации в организации и документальном сопровождении учебного процесса. Можно сказать и о том, что эти средства изменили подходы к документированию хода и результатов образовательного процесса, открыли реальные возможности для индивидуализации обучения учащихся.

Глобальная цель системы высшего образования любого государства — это воспитание поколения, способного принимать решения, приносить максимальную пользу государству и обществу. Для реализации этой цели необходимо постоянно совершенствовать систему образования, обеспечивать повышение качества высшего профессионального образования [1].

Интерес к использованию информационно-управляющих моделей в образовании не случаен. Он является отражением повышенного внимания к вопросам образования, проявляемого во всех странах. Практика показывает, что разработка новых средств и методов обучения оказывает весьма незначительное влияние на ход реального процесса обучения, если их внедрение не обеспечивается соответствующими перестройками в области организации и управления образованием. Эта сложная проблема не может быть эффективно решена управленцами, если их работа будет основываться лишь на прошлом опыте, интуиции и здравом смысле руководителей. Будучи необходимыми сами по себе, эти факторы должны быть дополнены точной, полной и своевременной информацией об управляемой ими образовательной структуре.

Современная система образования предполагает создание информационных потоков, облегчающих и способствующих решению учебных, научных и административных задач. Эффективное функционирование и управление вузом предполагает наличие развитой информационной инфраструктуры на основе новых информационных технологий. Особенно это важно для формирования баз данных информационных образовательных ресурсов, содержащих структурированную нормативную, учебную, научную, справочную, фактографическую и другую информацию. Также необходимо развитие информационной системы управления вузом, включающей в себя эффективные средства анализа деловой и другой информации [4].

Деятельность университета с учетом ее сложности практически невозможно осуществить без современных средств и методов автоматизированной переработки информации. Решение рассмотренных проблем лежит на пути создания автоматизированных информационных систем. Применение новых информационных технологий направлено на совершенствование управления качеством образования в высшей школе.

Во многих учебных заведениях все чаще возникают проблемы, связанные с автоматизацией рабочего места, формализацией и структурированием рабочей информации.

Внедрение информационных технологий в университете позволяет обеспечить динамичное развитие образовательной деятельности, сократить ручной труд сотрудников, ускорить процессы обработки информации. Степень обеспечения новыми технологиями является показателем уровня развития университета, обозначает конкурентоспособность на рынке образования.

Университет как организационная система обладает рядом особенностей. В их числе необходимо отметить, прежде всего, существенное преобладание информационных процессов над материальными, поскольку значительную часть предмета деятельности, средств деятельности и конечных продуктов деятельности в этой системе составляет информация. Эта особенность усложняет математическое описание основных процессов функционирования университета, ибо информационным процессам, в большей мере, чем материальным, свойственна сложная взаимосвязь между результатами труда (научного, педагогического) и потребляемыми ресурсами (людскими, финансовыми, материально­техническими).

Преобладание активного элемента – человека не только в контуре управления, но и в составе основных «технологических» процессов деятельности высшей школы, с одной стороны, увеличивает адаптивность и устойчивость системы, с другой – является источником случайных процессов. Свойственный человеку эвристический характер мышления вносит известную степень неопределенности и непредсказуемости в его поведение даже в тех случаях, когда выбор альтернативы осуществляется в эквивалентных условиях.

Еще одной особенностью процессов управления университетом является их относительно слабая доступность для количественных измерений. Нематериальный характер основных процессов деятельности университета, высокая степень неопределенности таких качественных категорий конечных продуктов, как «знание», «умение», «навыки», «научный уровень» и т.п., – все это создает особые трудности количественного измерения исследуемых параметров, без чего, однако, невозможно использование математических методов анализа и методов оптимизации решений.

Важной особенностью университета по сравнению с другими человеко-машинными и техническими системами является преобладание человеческого фактора. Известно, что в учебном процессе человек (студент) является основным предметом деятельности, человек (преподаватель) является субъектом и основным средством деятельности, человек (подготовленный специалист) является также основным конечным продуктом деятельности.

Перечисленные характеристики, свойства и особенности подтверждают тезис о том, что университет является большой и сложной организационной системой. В соответствии с основными положениями системного анализа система является сложной, если ее поведение (функционирование, развитие) не может быть полностью адекватно описано.

Совершенствование организационных систем связано с разработкой способов и приемов, направленных на реализацию общих целей, на повышение активности элементов организации.

Особую актуальность в научном и практическом аспектах приобретает автоматизированный анализ качества процесса обучения, качества выпускаемого специалиста, т.е. анализ учебно­методической деятельности в университете.

В системе высшего образования возникает необходимость разработки систем автоматизации учебного процесса. Большой объем данных, обрабатываемых вручную, значительно сокращается при применении современных информационных технологий, повышается уровень достоверности данных.

Учебный процесс является ключевой функцией университета. Эффективность учебного процесса определяет собой уровень и качество образования. От того, как он организован, каково его содержание, насколько эффективны методы передачи знаний и контроля за их получением студентами, зависит, в конечном итоге, качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда.

Для формирования информационного пространства вуза следует использовать всю совокупность методов обработки информации, преобразования состояния и свойств ее носителей в информационных процессах.

Основная цель информатизации учебного процесса в вузе – повышение эффективности его деятельности, качества подготовки специалистов, повышение оперативности управления, планирования и использования всех ресурсов вуза, организация эффективного взаимодействия с другими вузами и Министерством образования, достижение необходимой степени динамизма в управлении через распределение ресурсов и контроль их использования. Это позволит организовать работу так, чтобы своевременно удовлетворять новые потребности и быстро оценивать появляющиеся возможности, а также повысить эффективность, управляемость, координацию деятельности всех структурных подразделений вуза.