В практике работы советской, а затем российской школы сложилась система работы органов родительского самоуправления – родительских комитетов классов и школы. Они призваны содействовать объединению усилий семьи и школы в деле обучения и воспитания младших школьников, защиты их прав и интересов. Это в идеале. На практике эффективность работы родительских комитетов классов всегда зависела от целого ряда факторов:
– особенностей конкретного родительского коллектива;
– готовности классного руководителя к взаимодействию с родителями;
– системы работы с родителями администрации школы[5].
Сегодня возникло много вопросов, связанных с деятельностью, полномочиями этих общественных организаций, их ролью в жизни образовательной организации. Любой педагогический коллектив должен принять как факт то, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Одним из условий гармоничного развития личности учащегося, его комфортного пребывания в стенах школы является оптимально организованное взаимодействие семьи и школы [2]. Поэтому правы те классные руководители, которые смогли максимально использовать родительский потенциал для организации учебно-воспитательного процесса через разнообразные формы взаимодействия, в том числе с помощью родительских комитетов классов. Согласно теории участие родителей должно затрагивать различные аспекты жизни их детей в школе:
– участия в принятии решений о режиме работы образовательной организации (пяти или шестидневная рабочая неделя, перенос занятий в связи с выходными или праздничными днями);
– формирование учебного плана (профиль класса, казачья направленность, выбор профильных или элективных курсов);
– наполнение содержания плана воспитательной работы классного коллектива досуговыми, туристско-краеведческими, спортивными мероприятиями;
– привлечение к работе с учащимися класса различных специалистов или интересных людей;
– организация профессиональной ориентации;
– выбор методов поощрения учащихся класса за различные успехи и достижения;
– организация социальной помощи учащимся и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
– воспитание культуры здорового образа жизни и т.д. При соблюдении данного условия формируется гармоничный коллектив учащихся и родителей, который организует, координирует классный руководитель [3].
Но, к сожалению, в практике работы образовательной организации есть и другие примеры такого «взаимодействия»:
– классный руководитель игнорирует мнение родительской общественности, их сотрудничество носит формальный характер, так как это – руководитель авторитарного типа, не терпящий любого вмешательства, или он просто не умеет работать с родителями, а иногда и боится их;
– иногда родительскому комитету из числа чрезмерно активных родителей классный руководитель позволяет выйти за пределы их полномочий и агрессивно навязывать свое мнение другим родителям и педагогу.
В данной статье рассмотрим пути преодоления таких ошибок и определим, из чего складывается успешная совместная работа классного руководителя, родительского комитета и всего коллектива родителей класса.
В целях успешного взаимодействия классному руководителю необходимо правильно организовать систему работы с родителями в начальной школе, в которой активность родителей будет наиболее высока. Для этого следует учитывать определенные условия эффективного взаимодействия и современную ситуацию развития общества, главной ячейкой которого является семья.
Во-первых, классный руководитель обязан хорошо знать не только своих учеников, но и их родителей. Здесь формального составления социального паспорта класса явно недостаточно. Необходимы посещения семей, личные беседы с родителями, их анкетирование и мини-сочинения о своем ребенке. Без полной информации о семье невозможно найти подход к младшему школьнику и правильно построить работу с родителями. Но следует помнить, что доверенная учителю личная информация о семье должна быть надежно защищена.
Кроме того, следует понимать и учитывать тот факт, что родительские коллективы классов расслоились не только по социальным признакам, но и по их ценностям, методам семейного воспитания и отношению к школе.
Во-вторых, следует принять тот факт, что ушли в прошлое родители, которые были готовы ловить любое слово учителя, являвшегося непререкаемым авторитетом только потому, что он занимает это место и принимает эту роль. Сегодня это уважение необходимо заслужить, а профессионализм постоянно доказывать. Это вовсе не значит, что учитель обязан знать или уметь все. Он при поддержке родительского комитета может и должен привлекать к работе в своем классе специалистов различного профиля, социальных партнеров, в том числе из числа родителей. Это обогатит жизнь любого коллектива, разнообразит ее.
В-третьих, работа родительского комитета должна быть регламентирована соответствующим локальным актом образовательной организации. В школьном положении об органах родительского самоуправления, разработанном и принятом управляющим советом должны быть прописаны следующие моменты:
– порядок формирования и функционирования родительских комитетов классов;
– задачи и компетенции членов родительского комитета классных коллективов;
– документация, в которой фиксируются обсуждаемые с родительским комитетом классов вопросы и принимаемые ими решения.
С этим документом должны быть ознакомлены все педагоги и родители. Именно в рамках этого документа имеет право действовать комитет родителей, и тогда, на наш взгляд, конфликтные ситуации в классных коллективах, в которых вынужден разбираться директор образовательной организации, будут возникать гораздо меньше.
Очень сложным моментом в работе с родителями является процесс выборов членов родительского комитета. Типичной ошибкой классного руководителя является отказ от ротации состава этих комитетов, что часто происходит в жизни коллектива первого класса. Обычно в практике работы еще на первом организационном родительском собрании будущих первоклассников появляются «самовыдвиженцы», которые изъявляют желание войти в состав родительского комитета. Как правило это активные и мобильные мамы, располагающие свободным временем, желающие держать под постоянным контролем школьную жизнь своих собственных детей. Часто этот состав лишь незначительно меняется на протяжении многих лет. Это недопустимо по целому ряду причин:
– основная масса родителей лишена возможности более активного участия в жизни класса;
– происходит монополизации власти небольшой группой родителей, которые очень скоро отрываются от родительского коллектива и превращаются в послушное орудие в руках педагога или других родителей-диктаторов, не признающих авторитет классного руководителя. И в том, и в другом случае конфликтов между родителями не избежать, и появление жалоб от родителей класса – это только дело времени.
Выход один – постоянная смена состава родительских комитетов частично или полностью, как минимум раз в год. Об этом родители должны узнать также на первом собрании и понимать, что никаких пожизненных должностей в органах родительского самоуправления не бывает. Если же с подбором новых кандидатур возникает проблема, то можно использовать и принцип очередности или использовать алфавитный список родителей. Снижение активности в работе комитета это меньшее зло в сравнении с жалобами – это в четвертых.
В-пятых, важно помнить, что главным органом родительского самоуправления является не родительский комитет, а родительское собрание. Именно оно правомочно голосованием принимать важнейшие решения, касающиеся жизни класса, а не родительский комитет или классный руководитель. Решения принимаются коллегиально путем голосования с их фиксацией в протоколе его итогов, высказанного отдельными родителями или особого мнения. При этом все должны понимать, что собрание родителей это общественная организация, решение которой вовсе не является обязательным для всех родителей. За каждым родителем остается право принимать решения в отношении своего ребенка: фотографировать его или нет, какой спектакль или экскурсию ему посещать, нужен ли ему подарок ко дню рождения и многое другое [4]. Члены родительского комитета вместе с учителем обязаны готовить родительские собрания, обсуждать повестку дня, обеспечивать выполнение его решений. Никому не дано право принимать решения за весь родительский коллектив класса.
Система взаимодействия между классным руководителем, коллективом родителей и родительским комитетом, по нашему мнению, должна быть выстроена следующим образом:
– классный руководитель исходя из особенностей того или иного коллектива учащихся и их родителей с учетом приоритетов учебно-воспитательной работы образовательной организации, определенных «Программой развития» конкретного образовательного учреждения и планом его работы на текущий год, определяет стратегические направления работы данного классного коллектива, главные воспитательные цели;
– родительское собрание класса в случае принципиальной поддержки программы этих направлений работы, разработанной классным руководителем, утверждает план воспитательной работы на текущий учебный год, принимает решения по важнейшим вопросам жизни детского коллектива;
– родительский комитет выступает в качестве посредника между педагогом, всеми родителями, администрацией школы, общешкольным родительским комитетом и социальными партнерами. Члены родительского комитета класса должны понимать, что их главная задача – отстаивать интересы всех учащихся и их родителей, а только потом оказывать организационную помощь классному руководителю.
Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в год. Их заседания обязательно протоколируются. Все решения этих собраний заверяются подписями присутствующих родителей. Родительский комитет может собираться чаще: обязательно накануне проведения родительских собраний с целью выработки его повестки и подготовки отдельных вопросов, при подготовке больших классных дел для решения текущих вопросов или при возникновении каких-либо нештатных ситуаций. Отдельно ведутся протоколы заседаний родительского комитета класса. На последнем родительском собрании в учебном году члены комитета должны обязательно отчитаться о своей работе. Этот отчет прилагается к протоколу родительского собрания. Не стоит переносить это мероприятие на следующий учебный год, чтобы никаких вопросов и недопонимания у родителей не оставалось.
Многолетний опыт работы убеждает, что успешность взаимодействия учащихся, педагога и родителей во многом зависит от наличия общей цели, увлечения, идеи. У каждого классного коллектива должна быть своя «изюминка», свое лицо. Этим объединяющим началом может стать увлечение путешествиями, театром, туризмом, спортом, волонтерская работа. Чаще всего инициатива исходит от увлеченного педагога, которому удается заразить этим детей и родителей. Иногда кто-то из родителей, поддержанных классным руководителем, становится таким генератором идей. Но всегда это дает положительный эффект: формируется система работы на основе коллективного дела, интересного большинству и учащимся и их родителям. Каждый ученик и родитель находят в этой системе свое место, выполняют посильные функции, учатся взаимодействовать в различных ситуациях. Для всех это – прекрасная возможность посмотреть друг на друга по-новому. Многие родители делают для себя открытие – оказывается можно интересно отдыхать семьей не только в очередном торгово-развлекательном центре. Для многих детей из неполных семей появляется возможность получить «прививку» мужского воспитания. Часто классные дела перерастают в многолетнюю дружбу между семьями. Родители знакомятся с кругом общения своего ребенка. Такие классные коллективы в любой школе всегда яркие, очень активные, именно они становятся лидерами всех школьных конкурсов и соревнований. Следует отметить, что без лидирующей роли классного руководителя, его инициативы, готовности жертвовать своим личным свободным временем, это невозможно.
Еще одной болезненной темой в работе родительских комитетов является соблюдение этических норм общения между родителями, педагогами и родителями. Эта проблема обострилась в связи с созданием групп в социальных сетях. Все чаще нарушение правил общения в них становится предметом разбирательств на уровне администрации школ, а иногда и органов управления образования города Краснодара и Краснодарского края. Классные руководители или родительские комитеты, зная о занятости родителей, создают их с целью оперативного обмена информацией, но чаще всего они превращаются в арену раздоров, сплетен в самой неприглядной форме. Нужны ли они? Вопрос спорный. Приведем аргументы против такой формы взаимодействия школы и семьи:
– в младшем школьном возрасте ученик развивается как личность. Многие из учащихся еще крайне несамостоятельны и безответственны, а теперь учитель и родители еще освобождают их от необходимости записывать домашние задания, информировать родителей о классных мероприятиях и т.д.;
– драгоценное, итак слишком малое время вечернего семейного общения теперь отдано прочтению сотен сообщений в социальной группе, написанию собственных комментариев. Мамы не общаются с детьми, они общаются друг с другом;
– очень часто в социальной группе срабатывает эффект «испорченного телефона», дающий повод для конфликтов;
– нарушается принцип добровольности вовлечения в эти группы, далеко не все родители классного коллектива приветствуют общение в социальных сетях, а еще хуже, когда какая-либо личная информация о состоянии здоровья ребенка, проблемах в обучении ребенка или в семье становится всеобщим достоянием или предметом обсуждения. Чаще всего это исходит от самых информированных родителей – членов родительского комитета [1].
Особо хочется остановиться на роли родительского комитета в организации и проведении просветительской работы с родителями. Зная проблемы родителей не понаслышке, поддерживая постоянный контакт с родительским сообществом, они должны помочь сформировать план работы родительского Всеобуча. Эффективна ретрансляция опыта тех родителей, которые имеют несколько успешных детей, построили интересную систему семейного воспитания. Большую помощь в повышение компетентности родителей могут оказать родители медики, педагоги дополнительного образования, юристы, спортсмены, работники правоохранительных органов.
Это лишь часть рекомендаций по организации взаимодействия классных руководителей и родительских комитетов. Универсальных рецептов нет и быть не может. Но именно профессионализм, педагогический такт, готовность идти на контакт с родителями помогут педагогу в каждом новом детском ученическом коллективе выстраивать уникальную модель сотрудничества с их родителями.