В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями. В профессиональном стандарте педагога, который вступил в силу с 1 января 2017г. чётко прописаны основные стороны педагогической деятельности. Одно из требований к педагогическим работникам – это умение поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребёнка [6].
Важной задачей в воспитательной работе педагога является – сделать семью своим союзником и единомышленником. От характера отношений учителя с ребёнком и с его родителями зависят успехи в обучении и воспитании, а также психологическое состояние первоклассника, его адаптация к школе .
Практика работы с родителями младших школьников показывает, что можно выделить 3 группы родителей по характеру взаимодействия с учителем в воспитательном процессе:
1) Родители – активные помощники учителя в воспитательной работе с детьми. Они добросовестно выполняют все поручения учителя, сами проявляют инициативу в подготовке и проведения мероприятий.
2) Родители – пассивные помощники учителя в воспитательной работе с детьми. Они смогут помогать в организации учебно-воспитательного процесса, если найти к ним индивидуальный подход.
3) Родители – индифферентные помощники. Они не принимают участия в воспитательной работе класса и школы. Некоторые могут отрицательно относиться к школе, к учителям. Только одни родители своё отношение проявляют открыто, а другие – тщательно скрывают.
Конечно, любому учителю непросто выстроить отношения с родителями младших школьников. Многое зависит от личностных качеств и профессиональных компетенций педагога. Знание основных закономерностей семейных отношений позволяет учителю эффективно работать с родителями учащихся. Существует два основных закона, которым семья подчиняется как система [1.C. 29-31]:
1. Закон гомеостаза.
2. Закон развития.
Оба эти закона существуют и действуют в семье одновременно. Закон гомеостаза, характеризуется тем, что любая система стремится сохранить её существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, которые эффективно выполняют все свои функции, так и к дисфункциональным семьям. Положение в семье, в которой действует закон гомеостаза, мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают такую семью, ведь. она считает, что перемены хуже, чем существующее сегодняшнее её положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы, которые могут вырастать в конфликты между учителями и родителями первоклассников, что приводит в конечном результате их к дезадаптации к школьному обучению.
Закон развития семейный отношений, определяется тем, что любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от её возникновения до завершения. В такой семье источник творческих её сил заложен внутри семейных отношений. На уровне такой семьи закон развития проявляется в том, что семья как система проживает свой жизненный цикл эффективно. Он представляет собой последовательную смену основных событий или стадий, одним из которых является появление в ней первоклассника.
Если семья выполняет все известные в науке функции – то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна. Закон гомеостаза верен как по отношению к функциональным семьям, так и по отношению к дисфункциональным. Для дисфункциональных семей закон гомеостаза – вещь неприятная, потому что в дисфункциональной семье существует много трудного и мучительного, а закон гомеостаза пытается это тяжелое положение сделать стабильным, как бы закрепить состояние, в котором семья оказывается неспособной удовлетворить потребности друг друга в межличностном и духовном росте. При отсутствии толерантности, уважения друг к другу, честности, желания быть вместе, сходства интересов и ценностных ориентиров закон гомеостаза работает против каждого члена семьи. На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза присутствует в виде примерно таких мыслей и ощущений: перемены хуже, чем то, что есть, перемены пугают, они не нужны. В свернутом виде закон гомеостаза звучит так: система в целом должна быть без перемен.
Но семейная система функционирует под воздействием еще и закона развития [2.C. 291]. Согласно закону развития каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть некую последовательность смены событий, которую проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.
Учителя первоклассников также обязаны знать и учитывать, что история привнесла в современные семейные отношения определенные трансформации, которые могут сказаться на адаптации учащихся к школе. Анализируя специфику российской семьи, А.Я. Варга указывает, что в нашей стране современные семьи имеют следующие отличительные признаки [1.C. 129- 131]:
– сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений;
– границы между подсистемами в семье диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;
– во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, также как отсутствуют они во многих общественных институтах: школах, поликлиниках, банках, гдеглавными действующими лицами являются тоже женщины;
– несколько поколений зависит друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями;
– идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях;
– разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, что часто приводит к тому, что люди ищут «забытья» в алкоголе, наркотиках, в семье возрастает уровень взаимной агрессии». Этот факт часто приводит к дезатаптации первоклассников к школе, так как в таких семьях они предоставлены влиянию улицы. [5.C. 138]. В сфере семьи выстраиваются определенные отношения отца и матери, каждого из родителей с каждым из детей и, наконец, каждого из детей друг с другом. Члены семьи обмениваются многочисленными потоками эмоций разной интенсивности, каждый из которых, при соответствующих обстоятельствах, порождает встречное течение.
Ежедневная школьная жизнь насыщена не только уроками, переменами, мероприятиями, в ней присутствуют и взаимные обиды, и выяснения отношений, и ссоры, и конфликты. Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор [4]. Еще бы: на таком маленьком пространстве как школа собираются люди разного возраста – ученики, учителя, администрация. Есть ещё родители, которые не присутствуют в школе непосредственно, но заинтересованы во всём, что происходит в ней. Конфликты, которые происходят в школе, в зависимости от их участников можно разделить на 6 групп:
1 группа – между учителем и учеником;
2 группа – между учителем и группой детей (иногда целым классом);
3 группа – между учителем и родителем (родителями);
4 группа – между учащимся;
5 группа – в педагогическом коллективе;
6 группа – внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.
Конфликты были в прошлом, существуют сейчас и будут существовать в дальнейшем. Любой конфликт в обыденной жизни ассоциируется с негативными эмоциями и чувствами – гнев, враждебность, агрессия, злоба и т.д. Школьный конфликт учителя и родителя (родителями) тоже не приносит пользу. Особенно он отрицательно сказывается на адаптации первоклассников, так как ученик страдает, потому что оказывается в ситуации между двух огней, что негативно отражается на его психическом и физическом здоровье. С другой стороны конфликты выявляют скрытые проблемы, способствуют развитию взаимоотношений. В любом случае конфликтов не надо бояться, их необходимо разрешать. Позитивное решение конфликтных ситуаций будет положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей, а так же повысит качество образовательного процесса.
Из практики известно, что чаще всего конфликты между учителями начальных классов и родителями возникают в таких областях:
– взаимодействия в организации домашней работы ученика;
– несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;
– неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;
– непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;
– завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр.
Педагоги и родители учащихся МБОУ СОШ №20 г. Краснодара решили вместе ответить на вопрос: «Какие причины возникновения конфликтов между учителем и родителями?». 1 апреля 1916 г. проведен круглый стол по теме: «Проблемы взаимоотношений учителей и родителей в учебно-воспитательном процессе начальной школы».Егоучастниками стали учителя начальных классов, а также родители учеников 1-2 классов. Все участники, спонтанно разделившись на 4 группы обсудили и сформулировали конкретные причины, из-за которых возникают конфликты в нашей школе. Причём, каждая группа выступала в определённой роли: 1-я группа – учителей,2-я группа – родителей учащихся,3-я группа – администрации школы,4-я группа – учащихся.
Каждая группа участников круглого стола выделила определенные причины возникновения конфликтных ситуаций Первая группа, выступающая в роли учителей, определила, что они возникают из-за: 1) невыполнений требований образовательной организации (школьных правил); 2) предвзятого отношения к учителю класса; 3) грубости по отношению к учителю; 4) завышенной оценки родителями своего ребёнка; 5) откровенной лжи со стороны родителей; 5) агрессивного отношения ученика к своим одноклассникам; 6) пропусков уроков учащимися без предупреждений и объяснений родителеями; 7) непосещения классных родительских собраний; 8) пассивности некоторых родителей, нежелания участвовать в жизни класса; 9) лености ученика 10) неправильных приоритетов семьи, для которой важным является не учебная деятельность своего ребенка, а дополнительное образование (спорт, танцы и т.д.); 11) игнорирования родителями замечаний учителя в адрес ученика или важной информации о нем и т.п.
Во второй группе, которой определена роль родителей учащихся, сформулированы такие проблемы возникновения конфликтных ситуаций: 1) предвзятое отношение к ученику со стороны учителя; 2) несогласие с выставленной оценкой учителя; 3) неграмотная организации процесса обучения; 4) неумение учителя разобраться с возникшей в классе проблемой; 5) безразличное отношение учителя к учащимся; 6) общение учителя с детьми на повышенных тонах; 7) большой объём домашних заданий; 8) часто или редко спрашивают ученика на уроке; 9) в холодное время года учитель не разрешает учащимся ходить на уроки не в школьной форме и т.п.
Участники третьей группы в роли администрации школы выделили следующие проблемы возникновения конфликтов между учителями и родителями учащихся, которые они разделили на три группы по отношению к родителям: 1) недостаточный контроль родителей за ребёнком; 2) нарушения требований к школьной форме или спортивной форме; 3) отказ от питания в школьной столовой без уважительной причины ; 4) не организован досуг ребёнка; к учащимся: 1) отсутствие на занятиях в школе по неуважительной причине; 2) плохая успеваемость; 3) невыученные уроки; 4) постоянная ложь; 5) всё время «огрызается» в ответ на замечания; к учителям: 1) незаполненный электронный журнал; 2) несвоевременная сдача отчётов; 3) учащиеся на переменах оставлены без присмотра; 4) плохая организация участия детей в школьной жизни.
Четвертая группа участников круглого стола, которой определена роль учащихся, определила такие причины конфликтов:1)- не любит учитель; 2) учитель часто ругает, кричит; 3) учитель занижает отметки; 4) часто учитель жалуется на них родителям, звонит им; 5) много уроков учитель задаёт на дом; 6) на уроках неинтересно, скучно; 7) заставляет работать на уроках; 8) часто делает замечания во время уроков; 9) не позволяет бегать на переменах в коридоре; 10) не разрешает играть в телефоне; 11) несправедливо относится к проказам; 12) заставляет есть в школьной столовой; 13) не разрешает сидеть за партой с другом.
Причины возникновения конфликтов, которые определены в процессе работы, разделены на 3 группы: 1. Организационно-управленческие. 2. Социально – психологические. 3. Личностные. В ходе проделанной работы выяснилось, что для учителей и учеников больше причин для конфликтов личностных,а для родителей и администрации школы – организационно- управленческих. По окончанию работы участники пришли к общему выводу: для того чтобы создать бесконфликтную атмосферу в школе (в классе) необходимо правильно выбрать стратегию взаимодействия. Среди известных в науке стратегий взаимодействия [5] (избегание, противодействие, уступчивость, сотрудничество, компромисс) самой эффективной является сотрудничество. Именно стратегия сотрудничества во взаимодействии учителей и родителей учащихся позволяет ставить общие цели, учит понимать других людей и самого себя. В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания учащихся, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутриклассных связей или отношением учителя к ученику или его родителям.
Входя в родительское сообщество, каждый родитель подвергается потенциальной опасности быть втянутым в конфликтную ситуацию. Чтобы этого не случилось, родители должны знать какие действия могут к нему привести. В ходе работы круглого стола разработана памятка для родителей, в которой приведен примерный перечень их действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:
– агрессия или антипатия к учителю или к другим родителям класса;
– недовольство руководством, построением образовательного процесса в классе;
– постоянные придирки к деятельности учителя;
– отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;
– истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;
– активное навязывание своей точки зрения;
– отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;
– создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;
– втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;
– навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.
Также определено, что конфликтную ситуацию иногда создает и сам учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими: использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса; отсутствие интереса к личностям учеников и родителей; использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и их родителям; игнорирование интересов учеников и родителей; неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия с родителями; создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.
В том случае, если конфликт всё таки возник, его следует разрешить. В научной литературе предлагается программа действий при его разрешении. Она может включать несколько этапов: выделение проблемы конфликта; поиск решений его нейтрализации; выработка процедуры разрешения; реализация плана разрешения конфликта; оценка правильности принятого решения. Рассмотрим эти этапы подробнее [3].
1. Выделение проблемы конфликта. Для начала необходимо признать наличие конфликта и не думать, что все само собой рассосется. Не теряя времени, следует правильно определить проблему, которая привела к конфликту. Технология определения проблемы выглядит следующим образом. Конфликтующие стороны должны высказать свою точку зрения на проблему. Следует включать в такой диалог только тех учителей или родителей, которые принимают непосредственное участие в конфликте. Участие членов конфликтующих групп должно быть добровольным и осознанным. Самая трудная роль у человека, который взялся разрешить конфликт. Ему предстоит выступить в качестве третейского судьи. Для этого необходимо отстраниться от личных пристрастий и интересов и наблюдать конфликт со стороны. Главная цель участия такого человека – выявить факторы, которые каждая из сторон упустила, проанализировать их и дать им грамотную оценку.
2. Поиск решений по нейтрализации конфликта. После выявления проблемы конфликта начинается совместный поиск его разрешения. Здесь позиция руководства разрешением конфликта тоньше. Необходимо стимулировать участников конфликта на высказывания о предполагаемых путях выхода из создавшейся ситуации. Важно учитывать тот факт, что в ситуации конфликта люди не любят, когда дают оценку их предложениям. Они более активно продуцируют идеи, если не ждут оценки, особенно со стороны. Очень важно из предложенных идей выбрать такую, которая учитывала бы мнение всех сторон и удовлетворяла их требованиям.
3. Выработка процедуры разрешения конфликта. Когда наличие конфликта признано всеми участниками, важно выработать «правила игры»: кто, когда, в каком составе и где будет обсуждать нерешенные проблемы. Главное на этом этапе прекратить бесплодные споры. Важным представляется выработка критериев позитивного разрешения конфликта и установления сроков его разрешения. Сроки должны быть согласованы и приняты всеми участниками конфликта. В этом действии участвуют все заинтересованные стороны.
4. Реализация плана разрешения конфликта. Основное действие на этом этапе заключается в немедленном начале разрешения конфликта после того, как стороны договорились об этом. Если медлить, стороны начинают подозревать друг друга и «разрешителя» конфликтной ситуации в неискренности и плутовстве. Полезно к урегулированию конфликта привлекать неформальных лидеров коллектива, предварительно выяснив их позицию в решаемом вопросе. В каждом родительском сообществе найдутся такие лидеры.
5. Оценка правильности принятого решения. На этом этапе оценивается эффективность действий членов конфликтной ситуации. Самое важное сделать так, чтобы максимальное количество участников было довольно. Вряд ли можно добиться полного согласия, так как всегда останется один-два человека, несогласных с принятым решением. Самый главный критерий – окончание конфликта. После успешной реализации принятого решения полезно опять вернуться к обсуждению и выяснить, устраивает ли это решение большинство родительского коллектива или нет. Если нет, определить почему, что мешает его реализации. Если большинство разочаровалось в принятом решении, необходимо принять новое, пройдя все вышеобозначенные этапы. Учителю следует быть смелее в принятии нового решения и не бояться изменить ситуацию. «Дорогу осилит идущий!».
Как любая деятельность, реализация плана разрешения конфликта может быть успешной при следующих условиях:
– спокойное поведение конфликтующих сторон;
– подробный анализ конфликтной ситуации;
– открытый диалог, выяснение позиции всех заинтересованных сторон;
– выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели достичь
– умение делать выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем;
– создание атмосферы сотрудничества;
– наличие понимания источника конфликта всеми его участниками;
– перевод конфликта из эмоционального состояния в рациональное;
– учет индивидуальных особенностей всех сторон, участвующих в конфликте;
– нейтрализация вялотекущих процессов конфликта, активное содействие его разрешению;
– поиск оптимальных методов управления конфликтом;
– регулирование взаимоотношений участников конфликта;
– обозначение своей позиции беспристрастного судьи;
– использование внутришкольной информации в выводе части претензий из условий конфликта.
Родители могут соглашаться, а могут и не соглашаться с требованиями школы, могут принимать их частично. Главное во взаимодействии двух институтов – семьи и школы заключается в том, чтобы любой неверный шаг больно не отзывался на главном участнике возможных конфликтов или родительских притязаний – ученике.
Психологический климат классного коллектива, успешная адаптация первоклассников во многом зависят от педагогического такта учителя, от его терпения, от умения вовремя разглядеть проблему. Девизом к разрешению любого педагогического конфликта может стать утверждение: «Понимание – начало согласия», а завершить статью о конфликтах в школьной среде можно словами великого римского мыслителя, политического деятеля и оратора Цицерона, который много лет назад писал: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке».