Full text

В современном обществе особенно в последние годы стремительно возросла роль информации. Ежедневно на каждого из нас,  обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно растет. Сориентироваться в этом потоке непросто взрослым людям, тем более непросто детям. В этой связи, особенно актуальным представляется проблема воспитания информационной культуры в период адаптации первоклассников к школе. Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы. Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. В период адаптации к школе первоклассники постепенно начинают вхождение в огромный мир информации – знакомство с разными понятиями, символами, знаками, умение анализировать информацию, выделять главное и т.д. Формировать у первоклассников умение отличать  важную информацию от не нужной, умение с ней работать, оценивать – прерогатива современной начальной школы. Именно школа может разъяснить ученику непонятое, неизвестное в мире информации.

По мере взросления информационное поле первоклассника расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Для удовлетворения все возрастающих информационных потребностей младших школьников на помощь приходят современные достижения в области IT технологий – компьютеры, планшеты, телефоны  и многие другие гаджеты, позволяющие искать информацию в сети Интернет. Здесь их подстерегает множество опасных сайтов, знакомство с которыми может иметь негативные последствия. Учитывая особенности детей 7-8 летнего возраста, их природную доверчивость, недостаточную психологическую устойчивость и неспособность отличить опасную информацию от полезной, делает их уязвимым в большом информационном потоке. В формировании умения ориентироваться в этом потоке важным условием на наш взгляд, является координированная деятельность школы и семьи, что в свою очередь еще и способствует успешной адаптации первоклассников к школе.

 Информационная грамотность и безопасность важна для первоклассников в период преодоления школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитий. Внешним индикатором трудности процесса адаптации первоклассника к школе или проявлениями школьной дезадаптации являются:

 – негативные изменения в поведении: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, вялость, слезливость, депрессивность;

– возникновение чувства страха, нежелание идти в школу и т.д;

– замедление роста, падение массы тела;

– частая заболеваемость первоклассников (в этот период она может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших младших школьников).

Одним из аспектов преодоления проблемы школьной дезадаптации у первоклассников является воспитание информационной культуры и информационная грамотность самих  родителей. В психолого-педагогической науке воспитание информационной культуры является предметом исследования многих отечественных ученых.

Теоретико-методологические аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались в трудах С.Г. Антоновой, Е.П. Велихова, A.П. Ершова, Н.Б. Зиновьевой, М.П. Лапчика, Н.В. Макаровой, E.А. Медведевой, В.А. Минкиной, В.А. Монахова, K.P. Овчинниковой, Э.Л., Семенюка и др. [1]

Важные педагогические аспекты формирования информационной культуры освещены в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Васильева, Б.С. Гершунского, Е.В. Данильчука, В.Г. Кинелева, Е.И. Машбица, В.Л. Матросова, И.Ф. Харламова и др. [1].

Задача развития информационной культуры неразрывно связана с процессом информатизации образования, сущность которой раскрыта в работах С.А. Абрамова, Г.А. Бордовского, A.A. Вербицкого, А.Г. Гейн, В.М. Глушкова, С.Г. Григорьева, Ю.И. Дегтярева, A.M. Довгяло, В.П. Дьяконова, В.А. Извозчикова, Г.М. Коджаспировой,  A.A. Кузнецова,  С.С. Лаврова,  В.Г. Разумовского, И.А. Румянцева, А.Я. Савельева, и др. [1]. Решающим фактором информатизации образования выступает компьютеризация обучения (И.Н. Антипова, Е.А. Африна, Л.П. Бабенко, О.Ю. Бахтина, Д.А. Богданова, Л.В. Верник, Р. Вильяме, В.А. Каймин, К. Клейман, Е.Ю. Комиссарова, М.А. Лейбовский, Д.Ш. Магрос, Е.Д. Маргулис, Ю.О. Овакимян, Е.С. Полат, A.M. Слуцкий, А.Д. Симак, М.Л. Смульсон, Дж. Хартли и др.) [1].

Психологические аспекты использования компьютеров в образовании рассмотрены в исследованиях Т.В. Габай, Т. Гергея, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбица, В.В. Рубцова, Н.Ф. Талызиной, O.K. Тихомирова, H.A. Шаламова и др. [1].

Особую значимость задача формирования информационной культуры обретает в начальной школе как важном этапе познавательного развития личности. Введение в начальные классы пропедевтического курса информатики, а также начавшийся процесс компьютеризации начальной школы создают реальные предпосылки для её решения (Е.В. Баранова, В.А. Буцик, A.B. Горячев, И.А. Донина, Н.С. Жуйкова, O.A. Завьялова, И.И. Игнатович, A.A. Кузнецов, О.Л. Русаковой, Б. Сендов, A.A. Узденова, H.H. Ускова и др.) [1].

«Информационная культура» как понятие изучается учеными, представляющими самые различные области знания, в том числе информатику, психологию, социологию, педагогику. Приведем некоторые определения. «Информационная культура – область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [1], «информационная культура – уровень генерирования, хранения, предоставления, обработки, передачи, распространения знания в социальном пространстве и времени, его интериоризации (освоения обществом и личностью). В иной формулировке – это область культуры, связанная с производством и функционированием знания (информации) в обществе и формированием информационных качеств личности, гармонизацией ее внутреннего мира» [2]. Б.А. Семенов рассматривает информационную культуру как «совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации [2]. Е.А. Медведева определяет информационную культуру как уровень знаний, позволяющий человеку «свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [4]. Критерием освоения детьми младшего школьного возраста современной информационной культуры (в соответствии с возрастными особенностями младших школьников) является уровень сформированности осознанной потребности, используя информационные ресурсы, находить нужную информацию, выделять смысл и значение полученной информации, оценивая ее критически [2]. В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.

Исследователи-педагоги подчеркивают резко возросшую информированность детей. Раньше для ребенка школа была основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, а сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у младших школьников картины мира. Расширение кругозора, высокий рост эрудиции – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе информационно-коммуникационные технологии, информационный потенциал Интернета, различные дис­танционные формы обучения и др.

Соотношение понятий «информационная культура» и «информационная грамотность» достаточно тесное. Так, информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей. Информационная грамотность трактуется как комплекс навыков, которые требуются для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений [2].

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный процесс взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем понятие информационной культуры личности шире, чем понятие информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.

В ФГОС говорится, что высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культурыкак учащихся, так и учителей. Главное – умение учащихся быстро реагировать на изменения в информационном мире, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию [5].  

Мы придерживаемся мнения ученых понимания информационной культуры как систематизированной совокупности знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Часто удовлетворение информационных потребностей учащихся происходит с использованием возможностей Интернета, и здесь встает вопрос информационной безопасности. Важно сделать интернет безопасным для первоклассника. Раньше, когда не было компьютеров, дети делились на домашних и дворовых. «Домашние» имели строгое расписание, ходили на различные кружки и секции. «Дворовые» дети, наоборот, гуляли по улицам, забредали на стройки, могли покалечиться, цеплялись к товарным составам, чтобы покататься, что часто заканчивалось трагически. Сейчас практически все современные дети сидят дома у экранов компьютеров и смартфонов. От воздействия улицы дети защищены, но детский мир не стал от этого безопасней. Опасность подстерегает их дома в виртуальной внешней среде.

В современной среде компьютеры – это наша жизнь. Он открывает для ученика огромный запас интересной и познавательной информации. Работа с компьютером позволяет развивать у первоклассника познавательные процессы (память, мышление, внимание и т.д.). У него формируются познавательные универсальные учебные действия (поиск и выделение необходимой информации, умение анализировать информацию и т.д.)

Однако, в противовес положительной стороне информационной среды, вступает ее противоположная сторона. Детям доступна абсолютно вся информация в Интернете. Опасные сайты, видеочаты накладывают на психику детей негативный отпечаток или могут ее сломать. На сайтах размещаются видео, связанные с насилием, издевательством над животными, пропагандой смерти и т.д. Так дети быстро втягиваются виртуальную реальность и, со временем развиваются симптомы компьютерной зависимости. Это такие симптомы как: ожидание с нетерпением момента занятий с компьютером; отсутствие контроля над временем; сухость глаза; неуверенность в себе; проявления раздражения, апатии и агрессии; нарушение сна; желание увеличить время пребывания за компьютером; неряшливость; желание есть, не отходя от компьютера; неспособность занять себя альтернативным занятием.

К решению проблем информационной безопасности учащихся родители подходят по-разному. В одном случае, родители проявляющие ответственность ограничивают времяпровождения за компьютером, организуют досуг ребенка, ограничивают доступ к нежелательным сайтам, в то время как безответственные родители не интересуются жизнью ребенка в виртуальном мире, позволяют ученику все свободное время проводить за монитором и т.д.

Если первоклассник втянулся в виртуальную реальность, необходимо предпринимать меры. Следует находить ему занятие или определенное дело, которое будет для него увлекательным и интересным, ведь эмоции и чувства, приобретаемые в реальном мире – намного ярче, богаче. Если родители организуют активный досуг, совместные игры, прогулки, имеются семейные традиции, то опасность в компьютерной зависимости снижается. Учащиеся смогут увидеть, что вокруг много интересного, и можно получать положительные впечатления и ощущения не только у экрана. Большинство родителей мало знают о том, что у них есть большие возможности контролировать детей, ограждать их от опасностей виртуального пространства. Существуют федеральные сайты, государственные программы безопасного интернета, с помощью которых организуется защита от вредной и нежелательной информации. Пусть компьютер остается для детей багажом полезных знаний. С его помощью дети могут общаться со своими друзьями, играть в полезные, развивающие игры. Взрослым необходимо увести детей от опасностей, неприятностей, помочь сделать Интернет хорошей, безопасной и комфортной средой для жизни первоклассников.

Привлечь внимание родителей к необходимости создания безопасной комфортной среды для детей в информационном пространстве – одна из задач общеобразовательной школы. Только образовательные организации в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке. В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

Например, работа над развитием информационной культуры как условия формирования проектно-исследовательской деятельности начинается уже в первом классе с первых уроков по обучению грамоте. Понятие «информация» вводится в словарь ученика с первых страниц «Азбуки», где ученики, анализируя объекты, представленные в рисунках, считывают информацию, учатся адекватно воспринимать как общий вопрос: «Что можно узнать, рассматривая рисунки?», так и более частный: «О чём говорят позы, движения людей?». Уже в конце учебного года на последних страницах учебника на основе анализа рисунков учащимся предлагается сделать вывод о современных способах сохранения и передачи информации на расстояние. «Прочтение» знаков-букв помогает даже первоклассникам, еще не умеющим читать, определять, что обозначено тем или иным символом. «Чтение» пиктограмм-предложений помогает первоклассникам осознать, что отдельную мысль можно выразить в устной речи предложением и записать в виде схемы. Начиная с этой информации, ученики придумывают предложения в соответствии с данной схемой, составляют маленькие тексты. При этом сопоставляя и анализируя схемы-модели, учащиеся приходят к выводу о их многозначности [2].

На практике в начальной школе навыки работы с информацией формируются преимущественно в полной мере в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературного чтения и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п. Уже в младшем школьном возрасте у учащихся закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, поэтому младших школьников нужно вовлекать в проектно-исследовательскую деятельность, которая предусматривает извлечение информации из различных источников [2]. Преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий

В учебниках системы Л.В. Занкова выделены и реализованы предпосылки для проведения проектно-исследовательской деятельности с 1-го по 4-й классы, заложены знания, умения и универсальные учебные действия, в том числе и информационные умения. В них предложены задания, позволяющие учащимся приобрести умения и навыки работы с информацией, начиная с первого класса. В требованиях ФГОС сказано: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее» [3].

Таким образом, период адаптации первоклассников к школе – один из самых ответственных, и успешная профилактика школьной дезадаптации возможна при условии воспитания информационной культуры и родителей, и самих учащихся. Избежать проблемы Интернет зависимости и посещения разных не очень полезных сайтов в нем, влияющих на еще не окрепшую психику первоклассников, будет способствовать не только воспитание информационной грамотности учащихся и родителей, но и формирование умения избирательного отношения к информации в сети Интернет, поиск альтернативных способов времяпрепровождения первоклассников.