Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного в ней сближает членов семьи, объединяет их духовно. Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: «Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи [2].
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации – визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для младших школьников во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Книги дают учащимся интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие языка; социальное и образовательное развитие; влияют на социализацию личности. Необходимо предоставить возможность первоклассникам всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к функциональной грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Становление младшего школьника как читателя не может проходить без активного участия родителей. Родители должны стимулировать у ребенка интерес к чтению, создавая условия для познавательной деятельности, должны направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек и учителя – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Главное отличие семейных чтений от других его видов – классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения – это разговор родителей с первоклассниками о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения художественной литературы. Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей.
Начинать работу необходимо с родителей первоклассников, с первого родительского собрания, где нужно говорить им о важности чтения в семье. Школьная библиотека способствует формированию в семье гармоничных отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь начинающего читателя, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. Новые программы, оригинальные методики чтения, учат преодолевать конфликты между поколениями.
Но одному школьному библиотекарю очень трудно организовать такую работу. Возникает ситуация единого сотрудничества школьного библиотекаря и учителя. И. Я. Линкова отмечает: «Школьному библиотекарю и учителю надо работать вместе в самом тесном контакте». Эта мысль остается актуальной и в настоящее время, ведь школьный библиотекарь и учитель – педагоги, и только в тесном сотрудничестве школьный библиотекарь и учитель достигнут высоких образовательных целей. Здесь на первый план выходит индивидуальная работа школьной библиотеки с учащимися начальных классов. Индивидуальная работа с младшими школьниками и проведение совместных массовых мероприятий – это далеко не единственная форма работы школьной библиотеки.
Школьная библиотека осуществляет следующую работу:
– руководство внеклассным чтением;
– руководство чтением в школе;
– организация книжных выставок;
– сотрудничество с библиотеками города;
– массовая работа с педагогическим коллективом школы;
– массовая работа с читателями младшего школьного возраста;
– работа с родителями [3].
Проводя все эти мероприятия, школьная библиотека тем самым привлекает активных читателей в свои ряды. Сейчас, когда учащиеся читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки. Для этого необходимо наладить работу с каждым учащимся, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями, библиотекарями.
Чтобы приобщить к активному чтению учащихся в начальной школе используются различные формы такие как:
- реклама новых книг;
- библиотечные уроки;
- мероприятия в игровой форме;
Однако это в основном относится к детям, которые читают по указанию учителя много, но есть младшие школьники, в которых родители не пробудили интереса к чтению, и с ними посложнее. Только учитель начальных классов совместно с библиотекой вынужден искать «пути-дороги», чтобы заинтересовать ребят и вместе с ними отправиться в удивительный мир книг.
Методика, используемая в библиотеке СОШ № 20, чтобы еще раз на этапе начальной школы достучаться до сердца, до ума ребенка – донести до него интересную книгу – читать ее вместе – обсуждать ее, думать вместе с ее героями и оставить в уголке своего сердца впечатление от встречи с самой яркой книгой, чтобы она стала потенциалом добра, чтобы могла увлечь ученика в мир книги построена поэтапно.
1 этап – знакомство детей со школьной библиотекой. Этот этап проходит во 2-3 четверти 1-го класса. Первое посещение библиотеки проводится для всего класса. Младшие школьники-первоклассники знакомятся с правилами поведения в школьной библиотеке, журналами, книгами, соответствующими их возрасту.
2 этап – изучение читательских интересов учеников. Этот этап повторяется на протяжении всего обучения в начальной школе
3 этап – поиск увлекательной книги, способной увлечь и зажечь учеников.
4 этап – подготовительный. Книг интересных должно хватить на всех, родителям, ученикам и классным руководителям, чтобы все их читали.
5 этап – подготовка вопросов по книге или для проведения викторины.
6 этап – подготовка рисунков, сочинений, рассказов по прочитанному произведению.
7 этап – подготовка раскладок, ученик должен видеть все «краски» книги, начиная от биографии книги и заканчивая всеми гранями книги.
8 этап – проведение мероприятия по прочитанному произведению в связке ученики – родители – классный руководитель – библиотекарь. Своеобразное сотрудничество, которое объединяет интересная книга.
Мы работаем с младшими школьниками, давая возможность соприкоснуться с миром книги поближе. Эти путешествия строим на интересной книге, которые всегда во все времена актуальны.
В современных условиях традиционные формы проведения массовых мероприятиях, таких как: диспуты, беседы, обзоры, КВН, устные журналы, уроки-утренники, библиотечные уроки и т.п. принимают более модернизированную форму. Приведем несколько примеров.
1. Викторины по прочитанному произведению в форме телеигр «Своя игра», «Поле чудес», «Слабое звено», «Один против всех». Эта форма требует подготовки мультимедийной презентации по прочитанной книге. Она позволяет повысить интерес младших школьников к мероприятию. Использование современных технологий позволяет идти в ногу со временем. По опыту можно сказать, что такая форма очень интересна детям, вызывает большую активность. Соревновательный момент также дает дополнительный стимул при подготовке к викторине. Форма викторины позволяет проявить каждому ученику свою читательскую компетентность как по отдельному произведению, так и по произведениям какого-то одного автора. Викторины по прочитанным литературным произведениям часто проводятся как отдельно с младшими школьниками, так и совместно с их родителями. Они используются с 1-го по 4-ый класс.
2. Рисование на прочитанную тему проводится в форме конкурса рисунков, где учащиеся выставляют свои рисунки без подписи. Все младшие школьники внимательно разглядывают выставку, обсуждают увиденное. Далее каждый учащийся выставляет рисунку баллы. В итоге производится подсчет количества баллов и вызываются авторы рисунка. Проявить себя в рисовании могут и родители, выражая собственное видение прочитанного литературного художественного произведения. Кроме того, от конкурса к конкурсу меняется техника выполнения работы. Это может быть рисунок карандашами, красками, аппликация, мозаика и т.п. Младшие школьники нашей школы с большим удовольствием принимают участие в подобной выставке, так как задействован каждый: если не как автор, то как член жюри конкурса.
3. Постановка спектаклей по произведениям художественной литературы. Это очень трудоемкая форма работы, в которой принимают участие все: младшие школьники, родители, библиотекарь, классный руководитель. Школьный библиотекарь проводит урок слушания выбранного для постановки произведения, затем начинается работа по подготовке спектакля с привлечением родителей: распределение ролей, репетиции, изготовление костюмов и декораций. После премьерного показа спектакля, происходит обсуждение произведения и написание отзывов всеми участниками мероприятия.
4. Литературно-музыкальные композиции, где также младшие школьники могут проявить себя в роли артистов, а родители выступают в роли зрителей. Эта форма используется во 2-4 классах нашей школы. Особенно эмоционально-окрашенными являются литературно-музыкальные композиции о войне, о матери.
5. Создание собственных аудиокниг. Данная форма современна и актуальна. На протяжении первого-второго класса с детьми регулярно проводятся так называемые уроки слушания: произведения читает библиотекарь, учитель, родители, используются аудиокниги, которые читают профессиональные артисты. В 3-ем классе ребенок может прочитать и записать произведение по своему выбору (как правило, для начала небольшого объема). Таким образом, создание такого творческого продукта стимулирует интерес младших школьников к чтению.
6. Создание собственных литературных произведений. С 3-го класса проводится работа, направленная на развитие творческого потенциала детей, их словотворчества. Младшие школьники имеют возможность писать стихи на определенную тему, отзывы, статьи, рассказы, сказки и т.п. Все это публикуется по мере накопления материала в классной газете, активными читателями которой являются родители. С 4-го класса выпуск газеты становится периодическим.
Такое сотрудничество между школой и семьей позитивно сказывается на воспитании читательской компетентности, поскольку:
а) подает пример к чтению;
б) прививает вкус к книге;
в) ученики лучше усваивают содержание прочитанного;
г) именно художественная детская книга является посредником в эмоциональном общении ребенка с родителями, учителями и библиотеками;
д) родители выступают носителями опыта человечества;
е) процесс чтения – начальный этап приобщения чтения вообще;
ж) ребенок неосознанно переживает воздействие произведения;
з) родитель, классный руководитель, библиотекарь выступают посредником и проводником в общении школьников с автором произведения;
и) реализуются психологические, социальные, нравственные идеи, источником которых служат явления жизни отраженные в произведениях литературы;
к) там, где читают родители и младшие школьники, педагогические обязанности берет на себя книга;
л) там, где развивается чтение сообща, там рождается познавательная деятельность, побуждающая к размышлению [4].
Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Нечитающие родители воспитывают нечитающих детей. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи
Благоприятная адаптация детей младшего школьного возраста к школьной жизни – залог успешности обучения ребенка и его личностного благополучия. Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, воспитать духовность, а также объединить и укрепить семью. По нашему мнению, именно библиотекари школ должны способствовать продвижению и развитию и семейного чтения.