Обучение и воспитание младшего школьника невозможно без заботы об их «психологическом здоровье». Попробуем разобраться и понять, зачем это необходимо учителю, и что подразумевается под понятием «психологическое здоровье». Современная психология трактует понятие «психологическое здоровье» как «состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений, которое в действительности обеспечивает регуляцию поведения и деятельности» [1 с. 34].
Почему эта тема актуальна для современного учителя? Социально-педагогическая запущенность, педагогические конфликты в системах «учитель-родитель», «родитель-родитель», как показывает наш педагогический опыт, приводят к тому, что учителю все чаще приходится сталкиваться в своей практике с противоречиями в требованиях к обучающимся со стороны семьи и школы, с трудными, неординарными детьми, успеваемость и поведение которых не укладываются в общепринятые рамки поведения. Такие дети требует особого педагогического внимания, внушают озабоченность и беспокойство не только своих родителей и учителя, но и родителей других учащихся. Как следствие это приводит к конфликтным ситуациям, имеющим последствия: жалобы родителей на этого ребенка, обида на учителя, якобы за «бездействие» на его поведение, ссора с родителями ребенка и др. негативные последствия.
В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная система его воспитания. У одних родителей требования, которые они предъявляют ребенку, соответствуют тому, что ждут от него педагоги, у других система во многом противоречит принципам, утверждающимся в школе. «Дай сдачи», «Будь мужчиной» и другие высказывания слышит он от папы и мамы. Ученик первого класса, сталкиваясь с противоположными требованиями учителя и родителей, переживает эти противоречия, затрудняется определить свою жизненную позицию, развитие его личности деформируется.
В рамках вышеуказанных конфликтов возникают межличностные разногласия в ученическом коллективе: разобщенность, деление на «группы». Зачастую в таком коллективе появляются «изгои». Какой же выход из ситуации?
Традиционно главным институтом воспитания является семья. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные факторы, имеющие положительное воспитательное значение. В семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось личным примером, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, духовной связи родителей с ребёнком [2, с. 23].
Какие меры должны быть предприняты учителем и школой для предотвращения подобных ситуаций и создания педагогических условий гармонизации отношений семьи и школы в целях формирования успешности ребенка? В МБОУ СОШ № 20 определены следующие пути решения этих проблем.
Повышение педагогической культуры родителей, уровень которой в настоящее время по результатам проведенной в школе диагностики не высок. Это одна из основных проблем современной школы и общества в целом. Работа по повышению педагогической культуры семьи – важная социальная задача школы и других институтов. В настоящее время в свете реализации новых ФГОС изменяется роль родителей учащихся в воспитании детей. К сожалению, их низкая педагогическая компетентность фактически тормозит процесс становления личности ученика, хотя в образовательные стандартах нового поколения предлагается определить зоны ответственности в воспитании и образовании ребенка между образовательным учреждением и семьёй, конкретизировать их в договоре. Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее изменять в лучшую сторону. Он знает, что если не помогает один метод воспитания, то надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения в развитии ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.
Педагогическая компетентность родителей очень важная часть самореализации взрослого человека. Анализ научных исследований (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, С.Л. Ладывир, Т.А. Маркова, Н.М. Метенова, Л.Ф. Островская, А.А. Петрикевич, Л.Г. Петряевская и др.) показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания.
Педагогическая компетентность родителей может развиваться в течение всей жизни, поскольку ее развитие базируется на синергетическом подходе, который предполагает вероятные результаты, но основная задача школы – задать вектор развития педагогической компетентности родителей. Для реализации содержания этой модели использованы следующие диагностические методики мониторинга педагогической компетентности родителей:
- методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, разработанная Е.Н. Степановым;
- методика незаконченных ситуаций (МНС) для диагностики родительской компетентности (Н.Д. Михеева);
- тест «Родительско-детские отношения» (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет);
- тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), который предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
- тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) выявление родительского отношения, воспитания детей и общения с ними.
- графический тест «Рисунок семьи» исследование межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка.
- методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье».
Педагогические условия гармонизации отношений семьи и школы предполагают комплексный подход к осуществлению процесса воспитания обучающихся. Здесь необходимо вспомнить учения Ш. А. Амонашвили [3. с.12], который всегда призывал к постоянному взаимодействию школы и семьи, которое обеспечивает комплексный подход к ребенку: «Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе». Социальное, семейное и школьное воспитание должны осуществляться в неразрывном единстве.
Школа должна пересмотреть прежние методы и формы с родителями и стать на практическую плоскость развития педагогической компетентности всех субъектов педагогического процесса, отсюда следующее условие успешности в обучении первоклассников – использование инновационных форм взаимодействия с родителями обучающихся.
Взаимодействие школы, семьи и общественности по воспитанию детей должна реализовываться через эффективные, современные организационные формы. Согласованная и скоординированная воспитательная работа педагогического коллектива школы, учителя, родительских комитетов классов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса. В науке определены совместные мероприятия с родителями: педагогические форумы, круглые столы, лектории при условии активного участия в нем родителей, но к сожалению не все они эффективно используются в работе с родителями первоклассников на практике. Все вышеперечисленные формы работы помогают родителям лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним дома, помочь в решении трудных вопросов в воспитании и обучении младшего школьника, преодолеть конфликтные состояния.
По нашему мнению, также есть необходимость в активном привлечении к этим проблемам школьного медика, социального педагога и психолога к тесному контакту с классным руководителем, ребенком и его семьей. В случае необходимости специалисты должны оказывать индивидуальную помощь детям и их родителям, попавшим в сложную педагогическую ситуацию. В нашей школе для этого составляется единый план совместной деятельности семьи и школы «Школа-семья-ребенок». При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся партнерами в воспитании детей, где каждый имеет определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Главным наставником при любых формах взаимодействия семьи и школы остается учитель, классный руководитель. Свою деятельность он организует через родительский комитет, родительские собрания. Отдельно остановимся на самой распространённой форме взаимодействия – родительских собраниях. Недопустимо говорить на этих собраниях только об успеваемости и поведении учащихся, нельзя допускать резких высказываний в адрес детей и родителей. Традиционной формой работы классного руководителя остаются беседы с родителями. Они требуют тщательной предварительной подготовки от учителя и при их проведении соблюдать следующие правила:
– проявлять педагогический такт в разговоре с родителями;
– исключить жалобы на ученика, а если говорить о проблемах, то подсказывать и пути их решения;
– постоянно подчеркивать свою заинтересованность судьбой каждого первоклассника.
На родительских собраниях учитель должен показывать свою высокую педагогическую компетентность и тогда родители будут стремиться к сотрудничеству, видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Актуальной проблемой взаимодействия с родителями для успешности первоклассника в обучении было и остается духовно-нравственное воспитание учащихся, различные аспекты которой следует постоянно обсуждать на родительских собраниях. В этом плане большую роль в духовном воспитании играет курс «Основы религиозных культур и светской этики». Именно на этом «безоценочном» уроке ребята могут свободно рассуждать о таких понятиях как «совесть», «подвиг», «дружба», «взаимовыручка» и др.
Кроме названных вышеформ работы по эффективному взаимодействию и тесному контакту родителей и педагогов для сплочения учащихся важно создать следующие условия:
– гуманизация отношений между всеми участниками педагогического процесса;
– установка на толерантные отношения, которые проявляются в готовности родителей и учителей к сотрудничеству;
– педагогическое консультирование администрации образовательных учреждений по проблемам обучения и воспитания школьников;
– психологическая поддержка младшего школьника на протяжении всего периода обучения, способствующая сохранению его психологического здоровья;
– общесемейные увлечения, спортивные состязания, вечера семейного чтения, семейные чаепития, и др. мероприятия;
– семейные традиции, культпоходы, путешествия, походы выходного дня.
Итак, в каждой семье должна сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям и школе.