Full text

Проблема развития речи младших школьников всегда привлекала к себе пристальное внимание педагогов. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем их интеллектуального развития. Отсюда, актуальность проблемы развития речи младших школьников определяется высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в ФГОС НОО. Развитие речи предполагает работу на нескольких уровнях, но поскольку они все взаимосвязаны, а лексический уровень дает основу для дальнейшего развития речи, то в исследовании был рассмотрен лексический уровень – словарная работа.

 В связи с этим определилась цель исследования, которая заключалась в отборе методов и приемов, способствующих развитию речи младших школьников на лексическом уровне в образовательной области «Филология» и экспериментальной проверке их эффективности. Образовательная область «Филология» представлена предметами: русский язык, родной язык, русская литература, родная литература, иностранный язык. В исследовании были рассмотрены два учебных предмета дисциплины русский язык и литературное чтение.

С целью определения уровня развития речи младших школьников на лексическом уровне экспериментального 2 «А» и контрольного 2 «Д» классов был проведен констатирующий этап эксперимента. Для этого использовалась методика диагностики Р.С. Немова «Определение активного словарного запаса» [6 с. 220]. Учащимся были предложены 2 картинки на выбор, на которых изображены люди и различные предметы (рис.1, рис.2).

Младших школьников  контрольного и экспериментального классов попросили в течение 5 минут рассказать о том, что изображено и что происходит на одной из картинок. Речь каждого учащегося фиксировалась в специальном протоколе, а затем анализировалась. Результаты диагностики по методике Р.С. Немова представлены на диаграмме 1.

 

Стимульный материал на этапе констатирующего эксперимента

Рисунок 1                                                                       Рисунок 2

 

     

           

Диаграмма 1

Результаты диагностики уровня развития активного словарного запаса у учащихся 2-х классов на констатирующем этапе эксперимента

 

На основании результатов, приведенных в диаграмме, можно сделать следующий вывод, что у большинства учащихся обоих классов средний и низкий уровень развития активного словарного запаса. Таким образом, конститирующий этап эксперимента показал, что развитие речи младших школьников на лексическом уровне по направлению активизации словаря в целом недостаточно, особенно это наблюдается в экспериментальном 2 «А» классе. Исходя из этого, появилась необходимость в специальной педагогической работе в образовательной области «Филология» на уроках русского языка и литературного чтения.

После анализа психолого-педагогической литературы были отобраны три группы методов и приемов, способствующих развитию речи младших школьников, по мнению ученых, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На формирующем этапе эксперимента по развитию речи младших школьников на лексическом уровне решались следующие задачи: обогатить, уточнить, активизировать словарь, устранить из активного словаря учащихся нелитературные слова. В ходе исследования по решению этих задач методы и приемы были структурированы по соответствующим темам уроков, проводимых в экспериментальном 2 «А» классе, что представлено в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Методы и приемы по развитию речи младших школьников

на лексическом уровне на уроках русского языка

 

Тема урока

Методы и приемы

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Коммуникативный метод. Игровой прием «Карусель».

Правописание собственных имен существительных

Имитативный метод. Прием составления предложений.

Значение глаголов в речи

Метод конструирования. Приемы: включение слов в собственные предложения; работа фразеологическими единицами.

Единственное и множественное число глаголов

Имитативный метод. Прием инсценирования.

Имя прилагательное как часть речи

Метод конструирования.

Приемы: работа с синонимами, работа со словарями.

 

Таблица 2

Методы и приемы по развитию речи младших школьников

на лексическом уровне на уроках литературного чтения

 

Тема урока

Методы и приемы

К.И.Чуковский «Путаница».

Метод конструирования. Приемы: работа со словарями, работа с синонимами.

Имитативный метод. Прием: чтение текста с творческими дополнениями или изменениями

С.Я.Маршак

«Кот и лодыри»

Метод конструирования. Прием: работа с синонимами.

Метод коммуникативный. Соревновательный прием.

Имитативный метод. Прием: синтез собственных языковых конструкций

А.Барто

«Вовка – добрая душа»

Коммуникативный метод. Прием рассматривания иллюстраций

Н.Носов «Затейники»

Метод конструирования. Прием: включение данных слов и выражений в собственный текст.

Н. Носов «На горке»

Коммуникативный метод. Прием – «проба пера»

 

Особое внимание следует обратить на то, как и в каких заданиях реализовывались представленные методы и приемы на уроках русского языка и литературного чтения. Так, посредством имитативного метода применялись несколько различных приемов. С целью уточнения словаря учащихся на уроке русского языка использовался прием составления предложений. Младшим школьникам предлагалось придумать собственные предложения, в которых одно и то же слово пишется и с заглавной буквы, и со строчной по образцу: «У мальчика Мишки есть большой плюшевый мишка». На уроке русского языка по теме: «Единственное и множественное число глаголов» применялся прием инсценирования. Учащимся предлагалось вставить в таблицу слова по образцу, а затем придумать свои и показать их с помощью жестов и мимики. В таблице 3 приводится пример подобного задания.

Таблица 3

Пример задания с применением приема инсценирования

 

Предмет

Что делает этим предметом?

Что делают этим предметом?

лопата

Копают землю

Сажают картофель

карандаш

 

 

кисть

 

 

ложка

 

 

 

На формирующем этапе эксперимента использовался и коммуникативный метод. На уроке русского языка по теме «Имя существительное как часть речи: значение употребление в речи» был реализован прием «Карусель». Для этого класс делился поровну, первая половина составила – внутренний круг, а вторая – внешний. Учащиеся внутреннего круга загадывали любое значение имени существительного (явление природы, состояния человека, качества), а учащиеся внешнего круга надо было одно существительное по заданному значению. Этот прием был направлен на активизацию словаря младшего школьника.

Прием рассматривания иллюстраций применялся на уроке литературного чтения. Учащимся было предложено рассмотреть иллюстрации (рис. 3,4) и подобрать к ним, поговорки, пословицы, фразеологизмы.

 

Иллюстрации для рассматривания на уроках литературного чтения

Рисунок 3                                                        Рисунок 4

 

 

 

                  

В рамках коммуникативного метода был использован прием «проба пера». Второклассникам было дано задание: «Придумайте свой рассказ по сюжетной картинке (рис. 5), представленным в учебнике».

Рисунок 5

Сюжетная картинка

 

В процессе формирующего этапа эксперимента использовалось множество приемов метода конструирования. На уроке по теме «Значение глаголов в речи» применялись несколько приемов: включение слов в собственные предложения, работа с фразеологическими единицами. На их основании разработаны были следующие задания:

1. Найдите глаголы в «Магическом прямоугольнике» и придумайте предложения с 3 глаголами.

п

у

т

с

л

о

и

с

а

т

и

в

г

о

т

ь

ч

и

р

а

ь

т

е

д

 

2. Замените фразеологизмы одним глаголом.

Делать из мухи слона –

Обвести вокруг пальца –

Тянуть кота за хвост –

Жить как кошка с собакой –

Приемы работа с синонимами и работа со словарями были реализованы в групповой работе с элементом соревнования. 2 «А» экспериментальный класс был поделен на 3 команды. Задача каждой команды – объяснить значения слов записанных на доске и подобрать к ним как можно больше синонимов. Слова, значения которых были не объяснены или объяснены не точно, нужно было найти в словаре.

  В рамках приема – включение данных слов и выражений в собственный текст было предложено следующие задание: «Подумайте, вы же затейники? Придумайте свой рассказ на эту тему, используя опорные слова и выражения: затеяли, не тут-то было, откуда ни возьмись, внезапно появились, бежал что есть мочи, от страха захватило дух, напрасно, у страха глаза велики».

На основании сразу нескольких методов: имитативного и конструирования, и приемов: работа со словарями, работа с синонимами, чтение текста с творческими дополнениями или изменениями было разработано задание: «Выпишите выделенные в стихотворении слова в «Копилку новых слов и выражений». Посмотрите их значение в толковом словаре, замените подходящим синонимом. Затем прочитайте стихотворение «Путаница» с новыми словами».

На уроке литературного чтения по теме «С.Я. Маршак. Кот и лодыри» был применен сразу комплекс, включающий приемы трех групп методов. Класс был поделен на 2 команды, первая команда подбирала синонимы к слову «лодырь», а вторая – антонимы, а затем придумывали предложения с новыми словами.

  На контрольном этапе эксперимента была установлена динамика развития речи учащихся на лексическом уровне в обоих классах. Для этого была использована та же методика диагностики, что и в констатирующем эксперименте, но с другим стимульным материалом. Учащимся были предложены 2 сюжетные картинки на выбор (рис.6, рис.7)

Стимульный материал на контрольном этапе эксперимента

Рисунок 6                                                                Рисунок 7

 

 

После обработки протоколов диагностики было установлено, что результаты экспериментального 2 «А» класса стали выше контрольного 2»Б». В двух диаграммах 3 и 4 представлена динамика уровня активного словарного запаса учащихся этих классов.

Диаграмма 3

Динамика уровня активного словарного запаса учащихся экспериментального 2 «А» класса

 

Диаграмма 4

Динамика уровня развития активного словарного запаса учащихся контрольного 2 «Д» класса

 

Из этих диаграмм видно, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе результаты стали лучше. Низкий и очень низкий уровень уменьшился в экспериментальном 2 «А» классе на 18%, а в контрольном 2 «Д» только на 7%. Высокий и очень высокий уровень развития активного словарного запаса в экспериментальном классе увеличился на 14%, а в контрольном классе на 4%.

Таким образом, анализ полученных результатов показал положительное влияние использования методов и приемов по развитию речи на лексическом уровне у учащихся 2 «А» экспериментального класса. Отсутствие учащихся с очень низким уровнем развития речи на лексическом уровне после формирующего этапа экспериментальной работы, указывает на выраженную позитивную динамику в результате целенаправленной и систематической работы.