Full text

Новые социокультурные условия, изменения, происходящие в общественно-политическом устройстве современного государства, не обходят стороной и школу, прямо или косвенно влияя на все стороны учебно-воспитательного процесса. Взаимодействие школы и семьи является актуальной проблемой в обществе на сегодняшний день. Школа и семья – это два общественных института, которые во взаимодействии влияют на процесс воспитания ребёнка. Сегодня как никогда важно создать оптимальные безопасные условия установления продуктивных взаимных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, включая и родителей младших школьников. Именно потому сейчас весьма актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся. Безусловно, ведущая роль во взаимодействии семьи и школы отводится классному руководителю. Однако, социальные, бытовые и материальные проблемы взаимодействующих сторон зачастую тормозят успешность решения поставленной задачи.

Деятельность классного руководителя по организации работы с родителями ориентирована на:

просвещение – способствование родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;

консультирование – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на учащегося в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

коммуникацию – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Большой интерес классный руководитель начальной школы должен уделить психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Хорошо организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей влияет на развитие их педагогического мышления и воспитательные умения, изменение восприятия собственного ребенка в их глазах.

Родители должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в классах своих детей. Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые интересующиеся, опытные и инициативные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. Родительский комитет привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители могут организовывать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей счастливыми и здоровыми. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а также помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей и развитии способностей младшего школьника. Но в то же время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не обладают специальными знаниями в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Главную роль в создании сотрудничества педагогов и родителей выполняют педагоги. Взаимопонимание родителей и классного руководителя, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает их, а советует, договаривается и размышляет вместе с ними. Атмосфера взаимодействия и общения педагога с родителями должна показать, что классный руководитель нуждается в родителях, в объединении их совместных усилий.

Не все родители откликаются и проявляют интерес на сотрудничество педагога с ними. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Нужно начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни класса и поддерживает педагогов.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить внимание на поощрение самых серьезных и активных родителей в жизни класса. Формы поощрения родителей могут быть различными, например: благодарственные письма, грамоты, шутливые ордена и медали, дипломы и многие другие необычные формы поощрения.

Учитель – классный руководитель начальных классов, устанавливая связи с родителями, решает такие задачи:

– познание семьи ученика;

– систематическое изучение влияния социального окружения на личность учащегося;

– организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей;

– помощь родителям в воспитании детей дома;

– организация педагогического просвещения родителей [1, c. 187].

Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обращать внимания на следующую информацию о семье ученика:

– общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;

– образовательный уровень семьи, интересы родителей к жизни ребенка в классном коллективе и школе;

– жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

– авторитетность семьи в глазах ребенка;

– уровень педагогической культуры родителей;

– степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

– семейные обычаи и традиции.

Изучение семей младших школьников позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее обычаи, традиции и духовные ценности.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение младшего школьника, влиять на отношения родителей и детей. В науке известны и широко применяются следующие методики диагностики: наблюдение, тестирование, беседы, тренинги, деловые игры, анкетирование, интерактивные игры, анализ материалов детского творчества. Для диагностики взаимоотношений учащихся и их родителей можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать как для учащихся, так и для их родителей. Необычные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить младшим школьникам и их родителям на одну и ту же тему. Интересный результат во взаимодействии с семьей дает такая форма её изучения как сочинение-размышление. Такая диагностика используется там, где классный руководитель и родители учеников являются единомышленниками, которых объединяет единая цель – сделать жизнь учащихся лучше и в школе, и в семье. Можно проводить множество различных исследований, благодаря которым классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание посещать школу, контактировать с классным руководителем [6, c. 187].

Вся работа семьи и школы делится на три основные организационные формы: индивидуальная, групповая и коллективная. Одной из коллективных форм является педагогический лекторий, который проводится с целью привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания младших школьников. Это предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые предполагают сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Но, к сожалению, не каждая родительская аудитория класса готова к работе по этой форме [5, c. 229].

Сотрудничество учителя с семьями учащихся является требованием времени, и потому как происходит/не происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, делает/не делает школу привлекательной для детей и родителей, стимулирует/не стимулирует учителя к творческой деятельности. Сегодня, согласно ФГОС НОО родители младших школьников получили доступ к участию в таких вопросах как: выбор предметов для обучения, определение объёмов их изучения, составление учебных планов, изменение сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбор профиля школы, выработка внутришкольных уставов, разработка мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний. К этому следует готовить родителей, поскольку многие из них переносят свой школьный опыт на современные требования к начальному общему образованию, из-за чего часто возникают конфликтные ситуации.

Социальное партнерство классного руководителя и родителей младших школьников возможно исключительно на основе системы сотрудничества, которая опирается на заинтересованность обеих сторон в изучении ученика, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Такая система с одной стороны строится на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу, с другой – на выборе классным руководителем совместно принятых оптимальных форм взаимодействия.

Формы взаимодействия – это многообразие организации совместной деятельности и общения, которые могут быть как традиционные, так и нетрадиционные. Основные традиционные формы работы с родителями [2, c. 4]наглядно представлены в таблице 1.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель начальной школы направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мыслями и идеями. Эффективный способ повышения творческой активности участников родительского собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность [4, c. 5].

Родительский лекторий позволяет ознакомиться родителям с вопросами воспитания, повысить их педагогическую культуру. Тематику лектория определяют родители. Если у них возникают проблемы с определением темы занятий, то учитель может помочь, предложив набор тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном классном коллективе.

Таблица 1

Виды традиционных форм взаимодействия

 классного руководителя с родителями учащихся

 

Коллективные

Индивидуальные

Групповые

Родительские собрания

Беседы

Работа с родительским комитетом

Вечера вопросов и ответов

Консультации

Тренинги

Лектории

Поручения

Родительские клубы

Дни открытых дверей

Посещения на дому

 

Диспуты и др.

Анкетирование

 

 

 

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Такая форма привлекает внимание родителей, информация для них звучит более убедительно и воспринимается родителями более серьезно. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения набора проблем, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. Для обсуждения родителями может быть представлен ряд вопросов проблемного характера.

Диспут – размышление по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения их педагогической культуры. Он производится в непринужденной обстановке, позволяет включить всех в обсуждение проблем. Участники диспута могут разбиться на группы и сформулировать наиболее интересные вопросы. Предметом таких обсуждений могут быть конкретные ситуации из жизни класса и конкретной семьи учащегося [5, c. 101].

Групповые формы взаимодействия классных руководителей и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.

Особо важной формой является взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом. В некоторых классах, где родители заинтересованы и активны, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора классных руководителей, при умелом взаимодействии он становится проводником идей всех учителей и родителей. Педагог и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, консультируя и оказываю помощь при необходимости, включаясь в активную совместную деятельность [1, c. 67].

Классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например по оказанию младшим школьникам помощи в овладении навыками быстрого чтения, мыслительной деятельности. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Педагоги приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают какие-либо трудности в учебной деятельности. Учителя стремятся построить уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения определенного количества этих уроков родители и учитель вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи.

Ряд групповых занятий педагога и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни на дому.

В последнее время особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления [2, c. 44].

На сегодняшний день все более востребованными становятся нетрадиционные формы работы с родителями младших школьников, представленные в таблице 2, и активные формы содействия, сотрудничества, сотворчества: клубы, мастер-классы, коллективные творческие дела (КТД) – совместные мероприятия в сотрудничестве родитель-ребенок-учитель.

Таблица 2

Виды нетрадиционных форм взаимодействия

классного руководителя с родителями учащихся

 

Коллективные

Индивидуальные

Групповые

Конференции

Электронный дневник

Совместные дела

Онлайн-конференции

Онлайн консультации

Семинары

Круглый стол

Электронные письма

Веб-семинары

 

Безусловно, виртуальные формы взаимодействия на сегодняшний день удобны для родителей с высокой занятостью. Одним из их главных плюсов является экономия времени как родителей, так и учителя. Однако это не решает проблему нехватки детско-родительского общения и полноценного взаимосотрудничества между взрослыми [3, c.9]. Одна из главных задач классных руководителей – это создание условий для развития отношений в семье. Главным средством ее решения является совместная деятельность родителей и учащихся, организованная в различных формах. Одна из них – общественный смотр знаний, проводимой для родителетей младших школьников. Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний учащиеся, родители и педагоги определят совместно. Учитель составляет задания и помогает сформировать группы, а также организовать подготовительную работу, корректируя отношения между учащимися. Родители занимаются оформлением и подготовкой поощрительных призов и оценок результатов.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботние дни. В основном приглашаются все родители, но иногда лишь определенная группа родителей. Посещенные родителями открытые уроки завершаются их коллективным анализом. Отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности учащихся, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

В целях эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей младших школьников используются различные формы трудовой деятельности: оформление кабинета, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллеи, сбор макулатуры и создание классной библиотеки, а также формы досуга: подготовка концертов, совместные праздники, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования и конкурсы [5, c. 69].

Таким образом, современному классному руководителю начальной школы важно совершенствовать не только имеющиеся формы взаимодействия с родителями, но и вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей, желание посещать школу и взаимодействовать с друг с другом. Важно, чтобы родители усвоили главное правило, касающееся учащегося «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей» [4, c. 196].