Одной из волнующих проблем современной начальной школы является психологическое здоровье младших школьников. В настоящее время возросло количество детей с повышенной тревожностью, беспокойством и страхами, различного рода нарушениями эмоционально-волевой сферы. Изучение причин возникновения и предупреждение школьной тревожности и страхов у младших школьников значительно снизит проблемы, которые могут поджидать их в будущем. Эти причины могут скрываться в семейных проблемах, социально-экономических преобразованиях, информационном росте, политической нестабильности, неблагоприятных микросоциальных и бытовых условиях. Проблема тревожности при обучении в школе рассматривалась в различных трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева Л.С. Славиной, Э.М. Александровской, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Б.И. Кочубея, Е.В. Новиковой. З. Фрейда, К. Хорни, Г. Салливана, А. Адлера, Р Мэя. и других.
В психолого-педагогической литературе понятие «тревожность» определяют по-разному. Рассмотрим различные дефиниции данной категории. В Большом психологическом словаре, тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [2].
В Словаре практического психолога, тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Ряд ученых, А.И. Захаров [1], Л.В. Макшанцева, А.О. Прохоров, предполагают, что тревожность как свойство личности формируется под влиянием постоянно повторяющихся ситуаций актуализации тревоги, сначала как готовность к проявлению тревоги, а в дальнейшем как новообразование эмоциональной сферы.
По мнению К. Хорни [2], базовая тревожность – это то состояние, в котором находится ребенок, который чувствует себя беспомощным, изолированным, в мире, который воспринимается им, как потенциально враждебный. А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. По определению Р.С. Немова, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Е. Савина, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. По определению С.С. Степанова [3], тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Обобщая, можно отметить, что тревожность рассматривается с разных позиций: как свойство личности, как определённое эмоциональное состояние, как следствие отрицательных переживаний.
Большинство ученых считают, что для тревожной личности свойственны такие проявления, как беспокойство, излишнее напряжение, негативные предчувствия, а также повышенная активность вегетативной нервной системы. Тревога является способом организма среагировать на ситуацию стресса, и может иметь различную интенсивность и период протекания. Тревожность не является однозначно отрицательным явлением, определенный приемлемый уровень тревожности не только допустим, но и необходим для правильной активной деятельности.
Существует понятие оптимального уровня тревожности, который так же называется желательным. Все вышесказанное, несомненно, тесно связано с понятием школьной тревожности.
Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ученика с различными компонентами школьной образовательной среды. Наиболее типично возникновение школьной тревожности под воздействием социально-психологических факторов или факторов образовательных программ:
- учебные нагрузки;
- сложности в освоении школьной программы;
- выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности;.
- неадекватные ожидания со стороны родителей;
- неблагоприятные отношения с педагогами.
- непринятие детским коллективом, сложности в общении со сверстниками.
Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося.
Также формированию тревожности могут способствовать завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей. Основными переживаниями тревожных детей, связанными с общением со сверстниками, являются тревога и зависимость. Поэтому ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для таких детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность и, как следствие, снижающим эффективность их учебной деятельности.
К физическим причинам школьной тревожности учащихся относятся проблемы с их сном и хронические заболевания ребенка (проблемы с неврологией, с психическим здоровьем).
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Среди признаков школьной тревожности можно отметить такие, как:
- ухудшение соматического здоровья учащегося.
- «беспричинные» головные боли, боли в животе, тошнота, головокружение, резкое повышение температуры;
- нежелание ходить в школу;
- отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
- раздражительность и агрессивные проявления обучающегося;
- рассеянность или снижение концентрации внимания
- страхи, связанные со школой.
Е.К. Лютова и Г.Б. Монина выделяют следующие критерии определения тревожности у младшего школьника:
1) постоянное беспокойство;
2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
3) мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
4) раздражительность;
5) нарушения сна.
С целью изучения уровня школьной тревожности у младших школьников на базе МБОУ СОШ № 58 г.Краснодара был проведен констатирующий этап эксперимента. Выборку составили обучающиеся 2-х классов в количестве 24 человек (16 мальчиков и 8 девочек). В качестве диагностического инструментария были использованы: проективная методика «Несуществуующее животное» и методика «Незаконченные предложения». Результаты проведённой диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты проведённой диагностики уровня школьной тревожности у младших школьников (% от числа опрошенных школьников)
Уровни школьной тревожности |
Методика «Несуществующее животное» |
Методика «Незаконченные предложения» |
Высокий |
42,1% |
42,1% |
Средний |
31,6% |
36,8% |
Низкий |
26,3% |
21,1% |
Как видно из таблицы, по результатам диагностической методики «Несуществующее животное» высокий уровень показали 8 обучающихся, что составило 42,1%, средний уровень у 6 обучающихся, что составило 31,6%, низкий уровень лишь у 5 обучающихся, что составило 26,3% от числа учащихся принимавших участие в исследовании. Результаты уровня тревожности по методике диагностики «Незаконченные предложения» незначительно отличаются от представленных выше. Полученные результаты в ходе констатирующего этапа эксперимента позволяют сделать вывод о том, что достаточно большое количество младших школьников имеют высокий уровень школьной тревожности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить несколько направлений в работе по коррекции школьной тревожности у младших школьников. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Большинство отечественных психологов Б. Кочубей и Е. Новикова, Е.К. Лютова, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, М.И. Чистякова считают, что коррекцию тревожности нужно вести в следующих направлениях:
- консультационная работа с родителями, педагогами, направленная на снятие факторов, провоцирующих повышение личностной тревожности младших школьников;
- формирование осознания собственных эмоций и чувств;
- обучение умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство;
- укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе;
- выработка конструктивных способов поведения в трудных для обучающегося ситуациях.
Особую зону риска представляет собой момент поступления в школу, период психофизиологических и личностных изменений у первоклассника. Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима дня, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
В случае неудовлетворения потребностей первоклассника, отражающих его внутреннюю позицию, важнейшего личностного новообразования, может привести к переживанию устойчивого эмоционального неблагополучия, став источником тревоги и беспокойства. Р.В. Овчарова [4] для преодоления школьной тревожности у обучающихся в первом классе считает необходимым:
Итак, среди различных переживаний человека тревожность занимает важное место, ведь частo она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Опираясь на вышеперечисленные факторы возникновения тревожности и страхов у младших школьников, мы убедились, что данная проблема является актуальной и требует более подробного исследования. Изучение проблемы школьной тревожности должно быть одним из составляющих при подготовке будущих учителей начальных классов.