Full text

 

Развитие коммуникативных умений одна из главных задач современного начального образования. Современный образовательный процесс в начальной школе строится во многом на умении учащихся сотрудничать (со сверстниками, с учителем и т.д.). А сотрудничество в младшем школьном возрасте невозможно без сформированности на достаточно высоком уровне коммуникативных умений учащихся. Самореализация и самоактуализация личности в социуме также напрямую находится в зависимости от сформированности ее коммуникативных умений. Именно поэтому ФГОС начального общего образования обращает так много внимания формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [1]. Все эти аргументы подтверждает актуальность данной проблемы исследования.

В педагогической науке представлены множество способов формирования и развития коммуникативных умений младших школьников. На наш взгляд, наряду с другими способами, решению данной проблемы способствует технология коллективных творческих дел (КТД), разработанная И.П. Ивановым. Изучая эту технологию в рамках исследования пришли к выводу о том, что по этапам реализации, решаемым образовательным и воспитательным задачам, технологии проведения, формам организации она созвучна с современными интерактивными технологиями образования, реализуемыми в начальной школе.

По мнению автора технологии КТД И.П. Иванова, обучение в школе невозможно без взаимодействия: ученик-ученик, ученик-учитель. Особенно первокласснику, который не имеет опыта и способностей в общении, не просто проникнуть в незнакомую для него среду без чьей-либо посторонней помощи. Педагогу нужно аккуратно включить нового ученика сначала в школьную, а вслед за этим во взрослую жизнь. Успешному включению ученика может способствовать развитие культуры общения у младшего школьника. Потому формирование коммуникативных умений во многом зависит от реализации развивающей функции образовательного процесса в школе, в частности, в начальных классах. Немало важным фактором, влияющим на развитие личности, подготовленного к жизни в обществе, является участие младшего школьника в коллективном творческом деле.

Коллективной творческой деятельностью, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» [3].

Смысл данной технологии состоит в том, что при планировании жизни классного коллектива формируются периоды учебного года и подобные темы комплексного воспитательного значения, которым могут быть посвящены определенные периоды в каком-либо из классов начальной школы. Жизнь любого коллектива в каждом таком периоде, а также работа педагогов должны быть одухотворены основной мыслью. Каждая из этих мыслей должна отображать различные стороны жизнедеятельности классного коллектива младших школьников. Технология организации коллективного творческого дела предполагает:

– организацию жизни детского коллектива как социально важной – на основе коллективной заботы учителей и учеников об усовершенствовании  окружающей жизни, жизни собственного коллектива и самосовершенствовании, о родных и не родных людях;

– построение коллектива на принципах сменяемости ролей (в коллективе отсутствует стабильность поручений и постоянных руководителей, управляющих, где каждый способен испробовать себя в любой роли), опоры на «небольшие группы» внутри коллектива (структура данных групп часто изменяется – таким образом, ученики учатся взаимодействовать с различными людьми), группового планирования, подготовки, анализа и организации общих дел, взаимоотношений и действий;

– организацию жизнедеятельности детского коллектива как личностно важной, эмоциональной, чувственной и насыщенной;

– организацию жизнедеятельности детского коллектива как художественно инструментованной (посредством ритуалов, традиций, игровых приемов и т.п.);

– особенную позицию педагога как старшего товарища или друга («рядом и чуть впереди»), искреннего и понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми» [3].

Главным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело. Непосредственно правила его образования и составляют основу технологических процессов  коллективной творческой деятельности. В организации «классического» КТД шесть стадий:

Первая стадия – заблаговременная работа коллектива, целью которой является составление планов на предстоящее дело, формирование мотивации.

Вторая стадия – коллективное планирование, разработка проекта КТД. На данном этапе детский коллектив делится на микро группы (команды, звенья, экипажи, бригады), где каждая разрабатывает собственный вариант проведения предстоящего дела. С целью активизации деятельности учеников педагог может применять разнообразные способы:

– подсказка (совет почитать какую-либо книгу, посмотреть телепередачу);

– «заговор» («Давайте по секрету от других подумаем вот над чем…»);

– мозговой штурм;

– увлечение воспитанников перспективой предстоящего дела;

– прямое участие в обсуждении. Здесь каждая микро группа защищает собственный вариант выполнения КТД перед всем коллективом. При коллективном обсуждении различных способов, вариантов рождаются проекты КТД. Избирается «совет дела» – временный орган, которым будет управлять проведением КТД; в него входят представители всех микро групп.

Третья стадия – совместная организация КТД. Комитет дела устанавливает совместно разработанный план, организовывает и распределяет по микро группам поручения, связанные с его подготовкой. Данные задания обсуждают в микро группах, которые планируют и принимаются делать работу согласно отдельным частям единого замысла, принимая во внимание выбранные раннее пожелания и предложения членов коллектива. На этой стадии микро группы увлекаются своими «кусочками» предстоящего дела, подготавливают креативные сюрпризы, компоненты дизайна, вознаграждения. Совет дела согласовывает их деятельность.

Четвертая стадия – стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы по его подготовке. Соучастниками являются все без исключения. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального плана за счет сюрпризов, экспромтов, импровизаций.

Пятая стадия – коллективное подведение результатов, совместный анализ проделанного процесса. Данная стадия подразумевает участие каждого члена коллектива в обсуждении о проведенном опыте (своем и своих товарищей). Вероятны две линии анализа: анализ организации КТД (что понравилось? Почему? Кому скажем «Спасибо»?) и саморефлексия (что тебе дало участие в КТД? Что показалось важным? Помогло ли КТД что-то понять в себе?).

Шестая стадия – ближайшие последствия. У управляющих коллективом своя собственная цель: как правильнее в целом применять в учебной и внеучебной деятельности тот опыт, который его ученики накопили на планировании, подготовке, проведении и обсуждении коллективного творческого дела. Это может быть работа в микро группах на уроке, подготовка сюрпризов для малышей из детского сада, оформление летописи коллектива [3].

Каждое коллективное творческое дело считается единым средством воспитания, так как подразумевает формирование и развитие в единстве личностных, индивидуальных и субъективных качеств ученика.

Таким образом, коллективная творческая деятельность – организация совместной, коллективной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива принимают участие в планировании и анализе. Любое коллективное творческое дело состоит из этих шести стадий, в каждой, из которой главной целью считается сплочение классного коллектива, наполнение его жизни творчеством, самостоятельностью, общением.

При планировании коллективного творческого дела, где задействован каждый участник деятельности, применяют соответствующие формы работы [3]:

– «мозговая атака», или «мозговой штурм». Состав участников делится на две группы. Первая группа – «генераторы идей», где члены этой группы обязаны за короткое время обдумать и рассмотреть большее количество вариантов их решения, но, при этом они не имеют права обсуждать чужие идеи. Один участник из группы не принимает участие в «штурме» – он фиксирует всего лишь возникшие идеи. Вторая группа – «аналитики». Они обсуждают предложения «генераторов», ничего не изменяя, и выбирают рациональные и оптимальные. Уже после выполнения «атаки» группы меняются своими функциями. Руководитель предстает здесь в роли «заказчика»: коротко объясняет суть проблемы и правила проведения «мозгового штурма»;

– конкурс на лучшее предложение о содержании общей жизни;

– анкета-копилка типа «Хочу, чтобы было так» или «Думаю – мечтаю – предлагаю»;

– специальная газета-«молния» (особый тип стенной или радиогазеты. Включает мгновенное сообщение происходящего в жизни коллектива, что ставит вопрос-задачу для общего безотлагательного размышления. Не маловажно, чтобы все члены выпуска доделали дело до конца: собрали предложения и обсудили со всеми членами коллектива, осуществили меры для практического выполнения поставленной задачи. Газеты-«молнии» могут издаваться как специально созданной редколлегией, а также и поручаться каждый раз новой группе учащихся. В данном случае при последующих выпусках каждый из участников будет задействован);

– закрытый конкурс на лучшие общие дела (предложения ребят (персональные и массовые) подаются в пакетах под лозунгом вместе с другим (запечатанным) пакетом, в котором раскрывается авторство (данные пакеты обнародуются только после рассмотрения и оценки всех предложений под девизами)).

Уже при планировании предстоящего коллективного творческого дела у учеников проявляется заинтересованность в общении, влечение к новым знакомствам. Младшие школьники заражаются единым делом, стремятся находить в себе новые идеи, мысли в помощь товарищам. Именно эта деятельность объединяет  коллектив, что не маловажно для формирования общительности.

При организации творческой деятельности принимает участие каждый ученик или в составе совета коллектива, где каждый на протяжении всего периода проводит работу руководителя в своей микро, либо в составе того или иного «совета дела».

При подведении результатов учителя и родители организовывают общий сбор коллектива, где каждому предоставляется возможность выразить собственное мнение, мысль, где обсуждают положительные и отрицательные аспекты при подготовке и проведении КТД. Больше всего при обсуждении используют такую форму, как обсуждение по кругу. Коллективное рассуждение по кругу, дает возможность высказать свои собственные мысли, мнение по общему вопросу. Круг, в котором все участники сидят лицом друг к другу, царит доброжелательная атмосфера при обсуждении общего дела, настраивает участников на открытую беседу между собой, которая уравнивает их роль и позицию (в том числе и взрослого), предоставляет возможность рассказать свои чувства и мысли в атмосфере поддержки[3].

В данной ситуации педагог стимулирует процесс самоопределения школьников, поскольку:

– ученики обучаются делиться собственными проблемами и мыслями, а не скрывать и подавлять их в себе;

– младшие школьники учатся выслушивать других участников КТД;

– у застенчивых и, как правило, спокойных и тихих учащихся имеется возможность высказаться и быть услышанными наравне со всеми, так появляется опыт проявления себя в классе;

– ученики сравнивают свое мнение и мнение товарищей, это им помогает формировать собственную точку зрения;

– в такой атмосфере, как прямое и открытое общение, происходит формирование и развитие коллектива, участники лучше познают друг друга, где возникает чувство взаимопонимания и близости (похожие взгляды, эмоции, достаточно близкие проблемы и т.д.), формируется чувство «МЫ».

После группового обсуждения младшие школьники создают различные коллективные рассказы с изображениями, выпускают настенную газету, журнал, где основная идея – это оценка и результат прошедшего мероприятия. По возможности в оформлении таких мыслей должны участвовать все: именно так будет происходить развитие не только сжато передавать свои эмоции в речи, но и оформлять их в письменной форме, что тоже входит в понятие коммуникативных способностей младших школьников [3]. Здесь будет главным, чтобы школьники нашли себя в КТД, реализовали свою личность в деле, удовлетворили свою неуверенность в жизни, насытились богатством общения, содружеством и сотворчеством.

Абсолютно на всех этапах при организации КТД, необходимо обязательно внимательно относиться к учащимся с низкой самооценкой, неуверенностью, «новеньким», «трудным», кого коллектив по определенный причинам не принимает. Таким участникам трудно не только организовывать товарищей для выполнения поручений, а зачастую они сами не знают и не могут начать беседу со знакомыми людьми. Для такой личности ученика необходимо рационально применять технологию создания ситуации успеха. Именно эта технология предоставит всем возможность увидеть таких детей с неожиданной (неожиданно хорошей) стороны, изменяя свое отношение к ним в лучшую сторону, также они сами займут достойное место в команде, включаясь при этом в общую работу и в ситуации успеха применять способности.

С целью становления конструктивных взаимоотношений, учитель регулярно демонстрирует подобающее отношение и поведение, которые основываются при беседе, добивается реализации поставленных целей в поведении отношений между младшими школьниками. Для них очень важно иметь образ, соответствующий при выстраивании личных, деловых отношений с окружающими людьми [2]. Следовательно, получение опыта гуманных отношений в группе, сформированности убежденности в необходимости таковых отношений, осознание их «плюсов» – это один из важных результатов коллективной творческой деятельности и показатель верной организации взаимодействия, как учителей, так и учащихся начальных классов. Деятельность участников в творческой работе, дает ориентир на формирование у них коммуникативных способностей: свободно и легко устанавливать деловой и товарищеский контакт с людьми, стремиться расширять круг общения, участвовать в общественной деятельности [2].

Коммуникативные умения – это навык общения, который обеспечивает его эффективность и совместимость с другими людьми. В младшем школьном возрасте, ученики учатся навыку приобретения друзей, находят общий язык в данном возрастном диапазоне, а также стремятся совершенствовать навыки и умения тех видов своей деятельности, которые ценятся в интересующей его компании, чтобы быть лидером в этой группе и добиться успешности.

С целью изучения уровня развития коммуникативных умений у младших школьников было проведено исследование на базе школы № 21 х. Лосево Кавказского района Краснодарского края. В эксперименте приняли участие 25 учащихся 2 «Б» класса.

В начале эксперимента была проведена диагностика сформированности коммуникативных умений учащихся данного класса с помощью анкетирования. Цель анкетирования – выявить готовность учащихся к общению, их желание вступать в контакт с другими людьми. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что почти все школьники выражают готовность к общению (98%), имеют желание знакомиться и вступать в контакт со знакомыми людьми (79%), неохотно вступают в общение с малознакомыми и незнакомыми людьми 11% учащихся.

Учитывая полученные данные, на формирующем этапе эксперимента с целью развития коммуникативных умений младших школьников было разработано и реализовано 2 коллективных творческих дела:

1)  Коллективное творческое дело «Стенгазета «Я и Мы» с целью развития интереса школьника к себе и своим товарищам, открыть себя для других, открыть других для себя, показать свои положительные стороны, заинтересовать собой и своим другом других детей в классе.

2) Коллективное творческое дело, посвященное празднику 8 марта, с целью создать условия, способствующие оптимизации межличностных отношений детей в классе.

В процессе формирующего этапа эксперимента была разработана и реализована картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников, включающая игры-ситуации.

Повторная диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы показала уменьшение количества второклассников, которые испытывают неловкость и стеснение и потому неохотно вступают в общение с малознакомыми людьми на 4%. В результате проведенной работы в экспериментальном классе при реализации коллективных творческих дел уровень коммуникативных умений младших школьников повысился.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что технология коллективных творческих дел при реализации каждой из её стадий, способствует развитию коммуникативных умений младших школьников и подтверждает свою эффективность.