Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению учеником школьной программой. Именно в начальный период обучения у младших школьников закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, слабое владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие учащиеся нередко отстают в процессе обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав такому учащемуся своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корректировать последствия.
Вопросы обучения слабоуспевающих школьников находятся в центре внимания современной педагогики. В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы обучения слабоуспевающих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих (И.А. Коробейников, В.П. Стрезикозин Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский, Л.И. Божович, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина и др.).
Проблема школьной неуспеваемости – сложная и чрезвычайно важная. Её пытаются решить издавна и самыми различными способами. Раньше был один способ – оставить ученика на второй год, ждать, пока он созреет для овладения программой определённого класса. На данный момент существуют специальные школы, классы выравнивания для таких детей, но эффективность их не всегда высока. Уже сам факт помещения учащегося в такую школу или класс травмирует его, выводит в разряд неполноценных. Поэтому следует искать способы повышения уровня коррекционной работы с такими детьми в условиях обычного класса.
Хотя задача раскрытия сущности преодоления неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения – его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями.
Определение сущности понятия «неуспеваемость», «слабоуспевающий ученик» встречается в работах М.Е. Волкова, В.С. Цетлин. Слабоуспевающий ученик – это ученик, учебно-личностные достижения которого не соответствуют содержанию образования, ФГОС НОО [3]. Слабоуспевающие дети обладают особым мироощущением, собственным восприятием, яркими, самобытными способами мышления.
Исследованию проблемы слабой успеваемости и способов ее преодоления посвящены работы Ю.К. Бабанского, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Л.С. Славиной и др. Авторы выделяют для слабоуспевающих учеников проблемы, связанные с формированием прочных знаний и умений, развитием мышления, интереса, самостоятельности, волевых качеств и др.
Неуспеваемость (и другие термины: неуспешность, отставание, слабая успеваемость) подразумевает отставание от нормы, то есть неуспеваемость относительно какого-либо норматива. За точку отсчета принимают различные нормы, и это определяет то, о какой неуспеваемости идет речь. Чаще всего имеют в виду некий обязательный минимум, уровень знаний, умений по данному учебному предмету (или по нескольким предметам). Под неуспеваемостью в педагогике понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвящённых изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года [1].
Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она – итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача педагога состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных видов отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при которых они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями. По данным Н.Н. Заваденко школьная дезадаптация отмечается у 31,6% младших школьников. Из них 42% составляют мальчики и 18,6% – девочки [3].
Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. По мнению Л.А. Регуш, «…в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник возникновения неуспеваемости учащихся формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом» [4].
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями учащихся, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Подход к изучению неуспеваемости путем анализа порождающих ее условий представлен в многочисленных публикациях, посвященных причинам неуспеваемости. Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, ибо они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» отвечает метод ее изучения – определение видов неуспеваемости.
А.А. Бударный различает два вида неуспеваемости. Он справедливо указывает, что «неуспеваемость – есть понятие в известной мере условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований» [1].
Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
I – общее и глубокое отставание (по многим или всем учебным предметам длительное время);
II – частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика));
III – неуспеваемость эпизодическая (то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая).
Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок» [3].
Для того чтобы добиться эффективности работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо, прежде всего, определить вызывающие ее причины. В каждом конкретном случае причина индивидуальна. Психологи говорят, что есть общие причины, характерные для определенного круга школьников. Педагоги обычно называют нежелание учиться и отсутствие познавательных интересов, дурное влияние семьи и улицы и т.д. Слабая успеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.
Известные ученые Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин слабой успеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам в первую очередь относятся социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.). Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д., поскольку общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Внешними причинами слабой успеваемости являются:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса.
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья младших школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также – низкое развитие их интеллекта.
К внутренним причинам следует отнести и проблему отсутствия мотивации учения, и проблему слабого развития волевой сферы у школьников. Об этом писал известный русский педагог К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не всем в учении интересно, и придется многое взять силой воли» [4].
Внутренними причинами слабой успеваемости являются:
1. Дефекты здоровья современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие, вызванное как приобретенными патологиями развития, так и генетически обусловленное.
3. Отсутствие мотивации к учению.
4. Слабое развитие волевой организации ученика.
Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин и проблема не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Анализ литературы по проблеме неуспеваемости учащихся позволил выделить несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:
- физиологический фактор;
- социальный фактор;
- психологический фактор.
На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии, девиантное поведение. Именно поэтому специалистам, работающим с детьми и родителям необходимо учитывать состояние здоровья ребенка и вариант его индивидуального развития при организации учебного процесса, как в школе, так и дома. Детям с ослабленным здоровьем в большей степени необходим щадящий режим, контроль над учебной нагрузкой, внимательное отношение со стороны учителей и родителей. П.П. Блонский считал, что причинами неуспеваемости могут стать патологическая наследственность (нервные и сердечные болезни), неблагоприятное утробное детство, плохая успеваемость родителей и другое [3].
Часто причиной слабой успеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима. Неблагополучная, неполная семья, отсутствие контакта с родителями, низкий материальный уровень семьи, школьная образовательная среда, СМИ, – все эти социальные факторы также могут привести ученика к неудачам в учении.
Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение: познавательная; мотивационная; эмоционально-волевая. Л.С. Славина среди причин слабоуспеваемости учащихся указывает следующие:
- неправильное отношение к учебе;
- трудности усвоения учебного материала;
- неумение трудиться;
- отсутствие познавательных учебных интересов;
- отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформулированные навыки и способы учебной деятельности [4] .
П.П. Борисов также предлагает подробную классификацию причин слабой успеваемости младших школьников, объединяя все возможные причины в 4 крупных блока:
- 1. Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы;
2. Социально-бытовые причины: неблагоприятные условия, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка;
3. Физиологические причины: общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), болезни нервной системы;
4. Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора [2].
Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, П.И. Раев считают, что школьная неуспеваемость может быть вызвана:
- психическими особенностями ученика;
- недостатком объема и качества знаний;
- недостаточно сформированной учебной деятельностью;
- отношением с окружающими;
- деформацией мотивов учения [4].
Среди названных причин (рис. 1) выделяются несколько основных, которые могут привести к неуспеваемости младших школьников.
Социальные причины
|
Физиологические причины
|
Психологические причины
|
Мотивационная сфера
|
Эмоционально-волевая сфера
|
Познавательная сфера
|
Обучение |
Рисунок 1 – Причины неуспеваемости учащихся начальных классов
Многие специалисты (Л.С. Славина, Л.А. Матвеева, П.П. Борисов и другие) отмечают, что в разных случаях школьная неуспеваемость может быть вызвана различными психологическими причинами. К ним относят свойства самого ученика, его способности, мотивы интересы и др. «Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей, – писал В.А. Сухомлинский, – привело меня к выводу, что у 85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания, низкая, неудовлетворительная работа на уроках и дома, второгодничество – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся лечению только в результате совместных усилий матери, отца, врача и учителя. С каждым годом нам становится всё яснее и яснее зависимость духовной жизни ребёнка – интеллектуального развития, мышления, внимания, памяти, устойчивости от игры его физических сил» [3].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что причины неуспеваемости младших школьников заключаются в следующем:
- непосильный объём информации;
- несовершенство методов обучения;
- отсутствие нужных познавательных мотивов учения;
- «интеллектуальная пассивность»;
- неправильные навыки и способы учебной работы;
- неверное отношение к труду.
Знание и предотвращение этих причин позволяет сделать процесс обучения школьников более эффективным. Чтобы младший школьник хорошо учился, необходимы важные условия: отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека; мастерство учителей, работающих с ним в школе.