Full text

В современном образовательном пространстве инклюзия признана наиболее актуальной, развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. В настоящее время необходимость развития инклюзивного образования в школе не вызывает сомнения. Перед обществом стоит острейшая проблема вовлечения людей с ограниченными возможностями (ОВЗ) в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. «Изменения в современном социуме предопределяют изменения в системе образования. На данный момент все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество. В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями. В настоящее время для решения этого вопроса было введено инклюзивное образование.

Существуют различные точки зрения к раскрытию понятия инклюзивного образования, представленные в рисунке 1. Сущность инклюзивного образования в различных научных отечественных и зарубежных источниках трактуется по-разному. Анализ определений инклюзивного образования позволяет рассмотреть термин с точки зрения различных авторов.

Кандидат психологических наук С.Н. Сорокоумова даёт такое определение инклюзивному образованию – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Профессор Ульф Янсон рассматривал инклюзию, как принцип организации образования, который определяется явлением социально-педагогического характера. Трактовка этого понятия В.И. Слободчикова заключается в том, что инклюзивное образование – предоставление образования каждому человеку равных возможностей, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. ЮНЕСКО использует термин инклюзивное или включенное образование  для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах [1; 2].

 

 

 

Рисунок 1 – Различные точки зрения к определению понятия «инклюзивное образование»

 

Анализ понятия «инклюзивное (включенного) образование» дает возможность разделить точки зрения различных психологов и педагогов на понимание термина в широком и узком смысле. В широком смысле инклюзивное образование рассматривается как особый социально-педагогический процесс для развития социальной мобильности «нетипичных» учащихся (лиц с ОВЗ, с инвалидностью, с индивидуальным вариантом личностного развития), расширения перспектив будущей профессиональной конкурентоспособности лиц с ОВЗ. В узком смысле инклюзивное образование ученые трактуют как процесс обучения и воспитания лиц с нормативным развитием и лиц с ОВЗ, инвалидностью в едином (целостном социально-педагогическом) континууме образовательного учреждения, в котором созданы необходимые психоэмоциональные, учебно-методические, технологические условия, а также условия индивидуализации удовлетворения его образовательных потребностей.

В настоящее время все больше можно констатировать наличие различных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим все подходы, представленные в рисунке 2.

Инклюзивные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями разделяются на дескриптивные, которые отражают использование понятия «инклюзия» на практике и прескриптивные, формирующие его понимание и предписывающие контексты его употребления, подходы. В дескриптивных подходах рассматривают инклюзию в следующих направлениях: как процесс, направленный на обучение лиц с ОВЗ или лиц «имеющие особые образовательные потребности»; как реакция на дисциплинарное исключение; как процесс, направленный на все группы лиц, подвергаемых эксклюзии. Прескриптивные подходы включают в себя направления инклюзии, как механизм создания школы для всех; как «образование для всех»; как принципиальный подход к развитию образования и общества [3].

 

 

Рисунок 2 - Инклюзивные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями

 

Охарактеризуем подробнее дескриптивные подходы. Инклюзия в этом подходе определяется как процесс, направленный на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и иных лиц в категории «имеющие особые образовательные потребности». Данный подход делает акцент на инклюзии, прежде всего, как на неотъемлемой части образования для лиц с ОВЗ или «особыми потребностями в обучении». Рассматривая учащихся с позиции «ограниченности возможностей здоровья» или наличия «особых потребностей», данный подход не учитывают то множество факторов, которые затрудняют или оптимизируют участие таких учеников в образовательном процессе. В этом же подходе инклюзия характеризуется как реакция на дисциплинарное исключение Данная группа определений акцентирует внимание на учащихся, подвергающихся исключению из класса/школы за нарушение правил школьного распорядка. В данном ключе инклюзия рассматривается как мера, обратная процессу исключения. Инклюзивная педагогика направлена на поиск решений, позволяющих отказаться от исключения ребенка из образовательного процесса. Этот подход рассматривает инклюзию как процесс, направленный на все группы лиц, подвергаемых эксклюзии. В последние годы термин «инклюзия» все чаще используется для описания процессов возможности преодоления дискриминации и факторов, неблагоприятных для жизни групп подвергаемых риску маргинализации эксклюзии – экономической, социальной, культурной или связанной с какой-либо иной стороной жизни общества. «Социальная инклюзия» в образовании направлена категории учащихся, которые могут потерять возможность обучения.

Прескриптивные подходы описывают определение этого понятия с разных сторон. Инклюзия как механизм создания школы для всех группа и ставит перед учебно-воспитательным процессом цель – создать «школу для всех», а также разработать такие педагогические подходы, которые смогли бы удовлетворить самые различные потребности учащихся. «Школы для всех» направлены на создание взаимовыгодных отношений между школой и обществом – отношений, основанных на уважении к «разнообразию» и принципах инклюзивного образования. Инклюзия как «образование для всех». Движение в защиту «образования для всех» зародилось в 90-х годах прошлого века. Задачи, которые движение ставит в отношении работы с обозначенными группами населения, носят глобальный характер, а инклюзивное образование рассматривается как средство помощи и поддержки таких групп. Инклюзия как принципиальный подход к развитию образования и общества. В соответствии с данной точкой зрения, разработка мероприятий, методик и политик, направленных на внедрение конкретных приоритетов и ценностей, возможна только при условии четкой формулировки и заявления общества. В данном контексте инклюзия: призывает к реструктуризации культуры образовательных учреждений; опирается на тот факт, что все, особенно лица, подверженные риску маргинализации и эксклюзии, имеют право на обучение и участие в воспитательно-образовательном процессе; рассматривает важность воспитателей, педагогов и членов общества как образовательного процесса.

На сегодняшний день один из актуальных, волнующих вопрос в образовании является перспективы развития и включения инклюзивного образования. Рассмотренные в статье понятия и подходы инклюзивного обучения могут быть полезны в отечественной практике образовательной инклюзии. Вопрос об инклюзивном образовании пока еще исследуется недостаточно: до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей – специалистов инклюзивного образования. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов. Тем самым будут создаваться более благоприятные условия для социальной мобильности из наименее обеспеченных слоев современного российского общества. В этих всех реформах и изменения в практике образования включают в себя будующие перспективы развития инклюзивного образования РФ в целом.