Контроль – это взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов, которая направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. Применительно к учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку итогов учебной деятельности школьников [4].
Существуют три основных вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного индивидуального уровня обученности, уровня достижений каждого ученика. Сравнение исходного начального уровня обученности с достигнутым позволяет анализировать динамику и измерять эффективность дидактического процесса [7]. Текущий контроль – это оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные учебные достижения. Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления их знаний и умений.
Целью исследования стало выявление средств контроля достижения планируемых результатов (предметных и метапредметных), а также разработка системы контроля достижения планируемых результатов на уроках английского языка в начальной школе.
Планируемые результаты – это система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения отдельного предмета, а также возрастной специфики учащихся [1]. Планируемыми предметными результатами на уроках английского языка в начальной школе являются: умение реагировать вербально и невербально на услышанное, умение воспринимать на слух содержание небольших сообщений, умение использовать языковую догадку, умение понимать на слух речь учителя и одноклассников (аудирование); умение читать про себя слова и предложения, включающие изученный материал, умение читать про себя понимая смысл предложения, умение свободного чтения вслух адаптированных текстов с правильным произношением, умение адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка, умение вести читательский дневник на английском языке, умение систематизировать слова по тематическому признаку, умение найти нужную информацию в тексте за короткий промежуток времени (чтение); умение грамматического и графического написания английский слов, умение составить и написать короткое личное письмо, умение писать с опорой на образец, умение составить и написать простые предложения из предложенных слов, соблюдая грамматические нормы (письмо) [2;3].
Метапредметными результатами являются: умение слушать и вступать в диалог, развитие умения вести элементарный этикетный диалог, участвовать в коллективном обсуждении; строить коллективное взаимодействие, умение выбирать подходящие языковые и речевые средства для успешного решения элементарных коммуникативных задач (диалогическая речь); умение сказать несколько предложений на предложенную тему (о себе, о семье, еде, игрушках, своём доме, о друге, о школе) (монологическая речь); а также умение взаимодействовать с окружающими при выполнении разных заданий [2;3].
Средство – это орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности [6].
Разработанная система контроля достижения планируемых результатов на уроках английского языка включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и результативный.
Целевой компонент: формирование у младших школьников предметных и метапредметных результатов.
Содержательный компонент: школьная программа «Английский в фокусе», дополнительная Кембриджская программа Storyfun for Starters и YLE Tests Starters.
Аудирование: умение реагировать вербально и невербально на услышанное, умение воспринимать на слух содержание небольших сообщений, умение использовать языковую догадку, умение понимать на слух речь учителя и одноклассников.
Чтению: умение читать про себя слова и предложения, включающие изученный материал, умение читать про себя понимая смысл предложения, умение свободного чтения вслух адаптированных текстов с правильным произношением, умение адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка, умение вести читательский дневник на английском языке, умение систематизировать слова по тематическому признаку, умение найти нужную информацию в тексте за короткий промежуток времени;
Письмо: умение грамматического и графического написания английский слов, умение составить и написать короткое личное письмо, умение писать с опорой на образец, умение составить и написать простые предложения из предложенных слов, соблюдая грамматические нормы.
Диалогическая речь: умение слушать и вступать в диалог, развитие умения вести элементарный этикетный диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить коллективное взаимодействие, умение выбирать подходящие языковые и речевые средства для успешного решения элементарных коммуникативных задач.
Монологическая речь: умение сказать несколько предложений на предложенную тему (о себе, о семье, еде, игрушках, своём доме, о друге, о школе).
Технологический компонент: задания для проверки знаний и умений через действия (раскрась, нарисуй, соедини линией, покажи, и т.д.); задания в занимательной форме (в форме головоломок и загадок), отличающиеся от заданий школьного учебника; задания на основе использования личного опыта ученика – высказывания о своей семье, своём доме, друге, организация речевого взаимодействия в рамках соответствующих ситуаций; тесты, промежуточные и комплексные проверочные работы: речевые задания в ситуациях межличностного общения; проектные и творческие работы; выставки индивидуальных и коллективных работ учащихся; викторины по английскому языку; праздник английского языка как итоговое средство контроля; составленные учащимися пособия (для себя и друга), содержащие подборки для художественного и познавательного чтения на английском языке; читательский дневник по литературе на английском языке; занимательный, несплошной (с картинками) текст для чтения; систематизирование слов по тематическому принципу; задания при работе с текстом по прогнозированию содержания по заголовку, иллюстрациям; проведение ролевых игр; портфолио; адаптированный текст для чтения; задания на основе аудиозаписей [5].
Результативный компонент: планируемые результаты:
1) предметные результаты – сформированность умений:
а) чтения: умения читать про себя понимая основной смысл предложения; умение читать слова и предложения, включающие в себя как изученный материал, так и новый материал;
б) письма: умения грамматического и графического написания английских слов; умение составить и написать простые предложения, соблюдая грамматические нормы;
в) аудирования: умения реагировать вербально и невербально на услышанное; умения воспринимать на слух небольших сообщений; умения использовать языковую догадку;
2) метапредметные результаты – сформированность коммуникативных умений сказать по говорению на обозначенную тему; умения вести элементарный этикетный диалог; умения выбирать подходящие языковые и речевые средства для решения элементарных коммуникативных задач; умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных заданий (строить коллективное взаимодействие).
Система реализуется в рамках трёх этапов:
- Вводный этап.
Комплексное тестирование (диагностика уровня достижения планируемых результатов на вводном этапе эксперимента.
Применяемые средства контроля – комплексный тест: задания в занимательной форме, отличающиеся от заданий школьной программы; задания для проверки знаний и умений через действия «проведи линии», «отметь верный вариант», «раскрась», «сопоставь слово и картинку», «составь слово», «ответь на вопросы»; задания на основе использования аудиозаписей.
- Основной этап.
Формирование у учащихся начальных классов предметных и метапредметных результатов по английскому языку на основе применения комплекса средств контроля достижения планируемых результатов включающего в себя: тему урока, средства контроля, планируемые результаты.
Тема «Знакомство». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей, выразительное чтение адаптированного текста; перевод текста; выполнение заданий в занимательной форме, отличных от заданий школьной программы; контрольные задания для демонстрации знаний и умений через действия (раскрась, нарисуй, соедини линией, покажи, и т.д.); выполнение речевых заданий в ситуациях межличностного общения (диалог и монолог).
Тема «Моя семья». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; систематизирование слов по тематическому признаку; выразительное чтение адаптированного текста; перевод текста; промежуточная комплексная проверочная по теме с использованием местоимений и притяжательного падежа; творческая индивидуальная работа; выполнение речевых заданий в ситуациях межличностного общения (диалог и монолог).
Тема «Части тела». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; промежуточная проверочная работа (словарный диктант); задание в занимательной форме, отличающееся от заданий школьного учебника; составление учащимися пособия (для себя и друга) содержащие подборки для познавательного чтения на английском языке; викторина; задания на основе использования личного опыта ученика – описание любимого персонажа мультфильма; речевое задание в ситуации межличностного общения.
Тема «Мир моих увлечений. Хобби» Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; занимательный несплошной (с картинками) текст для чтения; задания в занимательной форме (головоломки и загадки), отличающиеся от заданий школьного учебника; речевое задание в ситуации межличностного общения.
Тема «Мир вокруг меня»; повторение темы «Моя семья». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; занимательный несплошной (с картинками) текст для чтения; портфолио; промежуточная комплексная проверочная работа; проектная работа; речевые задания в ситуациях межличностного общения.
Тема «Мир вокруг меня. Мой дом. Домашние животные. Еда». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; занимательный несплошной (с картинками) текст для чтения; задания на основе использования личного опыта ученика; задания для проверки знаний и умений через действия (нарисуй, покажи, составь предложения); речевые задания в ситуациях межличностного общения;
Тема «Мир вокруг меня. Одежда. Цвета». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; адаптированный текст для чтения; систематизирование слов по тематическому принципу; викторина; комплексное тестирование; читательский дневник по литературе на английском языке.
Тема «Мир вокруг меня. Моя школа. Мои друзья». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; адаптированный текст для чтения; составление учащимися пособия (словарик) для себя и друга; задание для проверки знаний грамматики через действие «выбери правильный вариант».
Тема «Мир вокруг меня. Транспорт». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; систематизирование слов по тематическому признаку; выразительное чтение адаптированного текста; перевод текста; промежуточная комплексная проверочная по теме с использованием местоимений и притяжательного падежа; творческая индивидуальная работа; выполнение речевых заданий в ситуациях межличностного общения (диалог и монолог).
Тема «Мир вокруг меня. Спорт». Средства контроля: задания на основе использования аудиозаписей; выразительное чтение адаптированного текста; адаптированный текст для чтения; выполнение заданий в занимательной форме, отличных от заданий школьной программы; контрольные задания для демонстрации знаний и умений через действия (раскрась, нарисуй, соедини линией, покажи, и т.д.); выполнение речевых заданий в ситуациях межличностного общения (диалог и монолог);
Заключительный этап.
Комплексное тестирование (Диагностика уровня достижения планируемых результатов на заключительном этапе эксперимента). Средства контроля: комплексный тест; задания в занимательной форме отличные от заданий школьной программы; задания для проверки знаний и умений через действия «проведи линии», «отметь верный вариант», «раскрась», «сопоставь слово и картинку», «составь слово», «ответь на вопросы»; задания на основе аудиозаписей.
Таким образом, представленная система контроля достижения планируемых результатов на уроках английского языка в начальной школе делится на три этапа: вводный, основной, заключительный; включает в себя: целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. Данная система может быть использована для контроля достижения предметных (аудирование, чтение и письмо) и метапредметных (диалогическая речь и монологическая речь) результатов.