Full text

Введение понятия «толерантность к детям с особыми образовательными потребностями (ООП)» в научный оборот и наполнение его новым содержанием на сегодняшний день актуально и обусловлено, на наш взгляд, следующими факторами: 1) обилием и многообразием вариантов трактовки понятия «толерантность» в научной литературе; 2) спецификой межличностных отношений в коллективе, где присутствуют дети с ООП; 3) необходимостью воспитания толерантных взаимоотношений в условиях инклюзии, интеграции в коллектив детей с ООП [1].

В науке отмечается многоплановость феномена толерантности. Ученые до сих пор не выработали общего взгляда на его содержательное наполнение. В педагогическом аспекте А.А. Гусейнов, Д.В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, А. А. Реан, В.А. Ситаров, П.В. Степанов, и др. рассматривают толерантность как сформированное или формируемое моральное качество, моральную добродетель, комплексное личностное качество, родовое сущностное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие.

Лозовская М.В., Белянина Л.А. Колокольцева М.А., Смирнова Н.В. говорят о широком освещении выявления уровня толерантности к студентам с ограниченными возможностями здоровья у здоровых сокурсников [3]. Однако в исследованиях наблюдается дефицит знаний о выявлении уровня толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями и самого понятия толерантность к данной категории детей. Многообразие вариантов трактовки ведет к смешению семантически близких понятий, отсутствию понимания сущности явления, обозначаемого данным понятием и возникновению трудностей в педагогическом целеполагании при формулировке воспитательных задач, связанных с формированием данного качества.

Воспитание толерантных межличностных отношений в инклюзивном коллективе приводит к необходимости конкретизации понятия толерантности к детям с особыми потребностями для отражения специфики межличностных отношений в инклюзивном классе.  Отсутствие четкого определения понятия «толерантность к детям с особыми образовательными потребностями» ведет к затруднениям в подборе эффективных воспитательных средств и методов. Все это обуславливает необходимость уточнения и конкретизации определения понятия толерантности к детям с ООП. Само понятие «толерантность» имеет множество различных значений. При обращении к трактовкам понятия «толерантность» в иностранных языках нами обнаружены его следующие значения: в английском языке «tolerance, to  tolerance» означает готовность к снисходительности, терпимости, отсутствию дискриминации, готовность без протеста принимать что-либо; в немецком «toleranz» – означает терпимость, допустимое отклонение от чего-либо; в французском языке «tolerance» – расшифровывается как терпимость, попустительство, допуск на отклонение; в испанском «tolerencia» – понимается как способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных.

Можно сделать вывод, что при переводе с различных языков в большинстве случаев понятие «толерантность» выступает синонимом терпимости, отсутствия открытого протеста, иногда безразлично-равнодушного отношения. Для того, чтобы развести понятия «толерантность» и «терпимость», обратимся к работе Е.Ю. Клепцовой. Автор определяет терпимость как свойство личности, в котором человеком выражается собственное отношение к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, проявляющееся в виде повышения сензитивности к объекту в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей. Е.Ю. Клепцова разграничивает данные понятия по ведущему механизму. Так, ведущим механизмом толерантности выступает терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятие, как вторичный механизм. Ведущим механизмом терпимости, по мнению автора, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность) с активным применением терпения [3]. Таким образом, автор разводит данные понятия, выделяя терпимость как ведущее или вторичное проявление.

Таким образом, толерантность к детям с ООП выражается, прежде всего, в принятии такого ребенка, признании его равных прав, желании его понять с последующим подключением терпимости к отдельным поступкам и характеристикам [1].

В работе А.Г. Асмолова в качестве ключевых слов для понимания сущности толерантности выделяются такие как признание, принятие, понимание. Эти ключевые слова раскрывают сущность толерантности к детям с особыми потребностями, а именно: признание права другого на отличие, принятие его как равного (независимо от внешних различий и состояния здоровья) и желание понять его потребности [3].

А.П. Оконешникова рассматривает толерантность как проявление воли и выдержки в отношениях и всеобщее сопротивление ненависти и враждебности [4]. При воспитании толерантности младших школьников к детям с ООП необходимо препятствовать проявлению агрессии и нетерпимости к таким детям. Одним из критериев сформированности толерантности, на наш взгляд, является способность к самоконтролю и регуляции своего поведения при взаимодействии с детьми с ООП.

П.В. Степанов под сущностью толерантности признает ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур [1]. Проанализировав данное определение считаем нужным выделить еще один критерий сформированности толерантности младших школьников к детям с ООП, а именно ценностные ориентации, которые выражаются в принятии себя и другого, чуткости в поведении. Ю.А. Ищенко понимает под толерантностью внутреннее активное отношение, которое выражается в двух противоположных формах: в форме сострадания и молчания или в форме действия или диалога. Толерантность по мнению автора может быть представлена в поступках, словах или мыслях человека [1].

Толерантность, по мнению Р.Р. Валитовой, представляет собой моральную добродетель личности, которая характеризуется ее отношением к «другому» как к свободной, равнодостойной личности, активному субъекту диалога. Автором отмечается добровольное, сознательное подавление чувства неприятия, вызванного внешними или внутренними свойствами человека. [2]. Определяя толерантность как педагогическую цель, А.М. Байбаков понимает ее как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности, и при этом, обеспечивая устойчивость индивидуальности личности человека и гармоничное развитие личности в социуме [3]. Таким образом, толерантность в педагогическом аспекте включает признание, принятие, уважение и понимание непохожего, проявляющиеся в позитивном отношении к «иному».

В педагогической практике акцент делается на создание благоприятных условий для процесса формирования толерантности у участников образовательного процесса и самовоспитание. Е.В. Брянцева дает следующее определение толерантности: «Толерантность есть такой механизм процесса, конкретно – обучения и воспитания, саморазвития, который требует не только обмена информацией и взаимообогащения ею, но и умения адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние партнеров, выбирать по отношению к каждому такой тип взаимодействия, который отвечает требованиям морали и адаптирован к индивидуальным особенностям тех, с кем ведется диалог» [2]. В исследовании в определении понятия «толерантность к детям с ООП» нами также используются отдельные критерии толерантности, разработанные Г. У. Солдатовой, среди которых: равноправие (равный доступ к социальным благам для всех людей, независимо от принадлежности к какой-либо группе); взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (в том числе к инвалидам); сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах отношений, в отношениях между полами и между другими группами людей [2].

Из этих критериев нами отобраны те, которые отражают толерантные отношения в детском классном коллективе младших школьников. А.А. Глебов определяет толерантность как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий в рамках универсальных прав и свобод личности и при этом обеспечивать устойчивость индивидуальности личности человека; принимать взгляды, мнения и ценности других как объективно существующую реальность, умение не раздражаться, не испытывать чувства унижения, обиды, превосходства в процессе взаимодействия [3]. В этом случае толерантность понимается как расположенность человека к диалогу, к равноправному общению, которое предполагает отношение к «другому» как к равнодостойной личности и стремление к достижению взаимопонимания. Толерантные отношения в коллективе младших школьников, в который входят дети с ООП, также предполагают стремление к равноправию в общении, отсутствие избегания контактов по признаку состояния здоровья, отсутствие раздражительности от необходимости общения, стремление к достижению взаимопонимания без ощущения собственного превосходства. Из этого следует, что не существует единого подхода к определению понятия «толерантность».

Толерантность к детям с ООП, в нашем понимании, выступает в качестве внутренней установки, активной личностной позиции. Толерантность к тем, кто наносит вред нам и другим свидетельствуют о слабости внутренней позиции, о нежелании взаимодействовать с другим (в случае равнодушного отношения) [1].

О.А. Спицына понимает толерантность как готовность личности к осознанным действиям, которые направлены на достижение гуманистических межличностных отношений между людьми [3]. Таким образом, равнодушное отношение к тому, кто наносит вред другому и нежелание взаимодействовать, свидетельствуют о неготовности личности к толерантному взаимодействию.

Проанализировав трактовки понятия «толерантность» в научной литературе, нами был сделан вывод, что большинством авторов, среди которых Р. Р. Валитова, В.А. Тишков, Ю.А. Ищенко, Г.М. Шеламова, толерантность понимается как признание, принятие, уважение и понимание непохожего, проявляющееся в позитивном отношении к «иному». В этом случае толерантность заключается в настроенности человека на диалог, на равноправное общение, которое предполагает  отношение к «другому» как к равнодостойной личности и стремление к достижению взаимопонимания.

Рассматривая понятие «толерантность» необходимо рассмотреть противоположное понятие – «интолерантность», чтобы проанализировать это качество со всех сторон. Так, А.А. Погодина раскрывает проявления толерантности / интолерантности через такие характеристики как «отношение друг к другу», «общение, речевая характеристика», «действия, поступки, поведение» [1]. Следует отметить тот факт, что понятия «толерантность» и «интолерантность» рассматриваются автором как прямо противоположные и описываются по принципу контраста.

Путем анализа научной литературы совместно с Е.М. Сафроновой были выделены общие закономерности в формулировке понятия и наиболее характерные черты толерантности, которые применимы к детям с ООП. К ним относятся: признание, принятие, уважение и понимание ребенка с ООП, проявляющееся в позитивном отношении к «иному»; отношение к ребенку с ООП как к активному субъекту диалога; отношение к ребенку с ООП как к равноценной личности и сознательное добровольное подавление чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи и поведения); настроенность на понимание и диалог с ребенком с ООП; заинтересованное отношение к ребенку с ООП; доброжелательность; эмпатия; осознание равенства в возможностях и правах. [100].

В.К. Кочисов и О.У. Гогицаева считают, что именно младший школьный возраст является начальной стадией для формирования культурологических основ духовно-нравственного воспитания [3]. Это подтверждает необходимость воспитания такого нравственного качества как толерантность в этот возрастной период. Именно в этом возрасте, по мнению Л.С. Выготского, происходит «утрата детской непосредственности», что позволяет ребенку руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения [2]. Поэтому в младшем школьном возрасте, в отличие от дошкольников, появляется способность к самоконтролю и регуляции своего поведения (ассертивность), которая выражается в умении владеть собой, терпении, уравновешенности и преодолении раздражительности, что является показателями поведенческой составляющей толерантности. По мнению В.К. Кочисова, О.У. Гогицаевой младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению духовно нравственных правил и норм [3]. Авторы также считают, что «социальная ситуация развития» в младшем школьном возрасте объясняет необходимость формирования личностных качеств именно в этот период [2].

Повышенная восприимчивость к усвоению духовно нравственных правил и норм способствует процессу воспитания толерантности как нравственного качества личности. Согласно концепции Ж. Пиаже в интеллектуальном развитии ребенка 7-11 лет наблюдается переход к конкретно-эмоциональному мышлению, что влечет за собой перестройку его сознания, моральных суждений и способности к сотрудничеству с другими людьми. Это обуславливает выбор таких показателей как способность вести диалог и сопереживать другому. Анализ исследований М.А. Перепелициной, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, Н.К. Бахаревой, Е.Ю. Клепцовой, В.А. Панина, Ю.В. Кузнецовой, О.А. Спицыной, Е.Г. Левченко и др. позволяет обнаружить варьирование количества компонентов толерантности от двух до четырех. М.А. Перепелицина выделяет четыре компонента, среди которых мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и коммуникативно-деятельностный [2]; Н.К. Бахарева выделяет три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий [1];  Е.Ю. Клепцова – мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, конативный [3]; Ю.В. Кузнецова – мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, конативный [3]; О. А. Спицына – мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий [1]; Б.З. Вульфов, Е.А. Стрельцова, Л.А. Шкатова выделяют одинаковое количество компонентов, среди которых эмоционально-мотивационный, поведенческий, инструментальный, деятельностный компоненты.

Следует отметить, что у каждого автора эти компоненты наполнены уникальным содержанием. Учитывая идеи Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о трех уровнях достижений воспитательного результата (приобретение социального знания; формирование ценностного отношения к социальной реальности; получение опыта самостоятельного общественного действия) [3] и результаты исследований
Е.М. Сафроновой о целевых ориентирах процесса формирования опыта толерантного поведения [1], в исследовании были выделены три компонента толерантности – знаниевый, отношенческий и поведенческий. На основе выделенных характерных черт толерантности сформулированы критерии и показатели сформированности толерантности младших школьников к детям с ООП, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики толерантности младших школьников к детям с ООП

 

Компоненты толерантности младших школьников

к детям с ООП

Критерии и показатели сформированности толерантности у младших школьников

1.Знаниевый компонент

 

Владение знаниями о: равноправии людей; способах реагирования и поддержки лиц с ООП; нравственных нормах взаимодействия с лицами с ООП; значимости доброжелательности, терпения, сопереживания

2.Отношенческий компонент

 

Эмпатия: чувствительность, сопереживание; понимание внутреннего мира человека с ООП; умение слушать, способность к рефлексии.

Эмоциональная устойчивость: доброжелательность;  вежливость; эмоциональное восприятие человека с ООП.

Ценностные ориентации: принятие себя и человека с ООП; чуткость в поведении; отсутствие предвзятого отношения к инаковости человека с ООП; равноправие людей

3. Поведенческий компонент

 

Овладение опытом толерантного поведения, которое характеризует: способность сопереживать человеку с ООП; готовность и стремление прийти на помощь.

Коммуникативная компетентность: способность вести диалог; умение устанавливать межличностные контакты. Способность к самоконтролю и регуляции своего поведения (ассертивность): умение владеть собой; терпение; уравновешенность; преодоление раздражительности

 

Исходя из анализа научных исследований проблемы воспитания толерантности и собственной позиции, под толерантностью к детям с ООП в исследовании понимается духовно-нравственное качество личности, характеризующееся принятием и уважительным отношением к человеку независимо от состояния его здоровья; стремлением и готовностью к взаимодействию с ребенком с ООП независимо от его инаковости, не акцентируя внимания на внешних особенностях; желанием и способностью оказывать помощь в той мере, в которой она необходима ребенку с ООП, и выбирать такой способ взаимодействия, который не ущемляет его достоинство, подчеркивая возможности и признавая как самодостаточную личность. Под сущностью толерантности к детям с ООП понимается не только право на различие людей по внешнему виду и поведению, право быть другим, но и право быть таким как все, пользоваться одинаковым набором услуг и свободой выбора. Толерантность, в нашей трактовке, выглядит как сознательно формируемая модель взаимоотношений, выражающаяся, прежде всего, в принятии младшего школьника с особыми потребностями, признании его равных прав, желании его понять и, в дальнейшем, терпимом отношении к действиям и характеристикам другого, если они не противоречат общечеловеческим нормам морали и нравственности [3].