Full text

Книга, чтение, библиотека на протяжении всей истории развития обществ привлекали лучшие умы человечества. Многие знаменитые люди были великими читателями: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и многие другие. Их творчество внесло неоценимый вклад в мировую культуру, формируя у обычного читателя духовность и вкус к чтению.

Стоит вспомнить слова В.А. Сухомлинского: «Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами». В.А. Сухомлинский продолжил педагогические традиции Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого и других выдающихся педагогов. В современном мире такая трактовка определения «чтение» не потеряла своей актуальности.

Понятие чтение стоит рядом с таким определением как грамотность. Мы можем сказать, что грамотность – это необычайно гибкое и многоликое понятие, сопровождающее образование на всех этапах его исторического и научного развития и неразрывно  связанное с ним. Невольно в разговоре, мы используем словосочетания: «элементарная грамотность», «профессиональная грамотность», «компьютерная грамотность» и т.д. Произнося слово «грамотный», мы говорим о человеке («грамотный специалист»), и так же можем иметь в виду объект («грамотный текст»). В наше время, где, с одной стороны, все еще присутствует проблема грамотности как умение читать и писать для отдельных регионов, а с другой – встает проблема социализации в обществах с высокой информационной культурой, это понятие становится все более многозначным.

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа — это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру.

Неудивительно, что многие ученые и педагоги всего мира пытались прийти к соглашению по отдельным направлениям этого понятия. В научном сообществе появилась концепция «функциональной грамотности», которая  рассматривается как «аналогичная образованию на протяжении всей жизни и  охватывает все то, что включает жизнь» [5]. Участники Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО 1978 г. согласились с тем, что «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом  для своего собственного развития и развития общины» [5]. Но, если мы рассмотрим понятие «грамотность» в наших российских реалиях, то можем утверждать, что: «Функциональная грамотность характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности, стандартные жизненные проблемы, проблемы ориентации в системе ценностей, проблемы подготовки к профессиональному образованию» [6].

В других государствах, как и в современной России, существует проблема потери интереса к чтению. В последнее время во всех развитых странах мира обсуждаются проблемы так называемого «кризиса чтения». Особенно это можно проследить в отношении чтения детей и юношества. Отмечается сокращение объема чтения по мере взросления.

Читательский портрет школьника во многом определяется в 10–11 лет. Опыт учителей показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то можно полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются - он станет «читающим» человеком. Если же интереса к чтению не возникло, то в старшем школьном возрасте, этот учащийся пополнит ряды «нечитателей». Семейное чтение, как наилучший способ общения и ненавязчивого воспитания исчезает, и к четырнадцати годам подростки приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен.

Падение интереса к чтению – это, безусловно, проблема социальная и для России тревожное явление. Нужно учитывать влияние системы ценностей современного общества на динамику процессов в сфере образования, и чтения в том числе. В современном мире мы наблюдаем диалог культур в образовательном процессе, а с другой стороны много негативных явлений: недооценка роли чтения в общественном сознании, разобщенность поколений. Так же негативно на сознание людей, а особенно на детей, влияет агрессивная политика средств массовой информации: мощное влияние рекламы. Формируется коммерческий спрос книжной продукции.

Фокусирование этой проблемы происходит на уровне школы, в которой работа выстроена на книжной культуре. Происходит противостояние экранных образов, картинок и культуры чтения. Нужно отметить, что визуальные образы формируют клиповое сознание, так сказать поверхностное и лишают человека возможности осмыслить, так как информация быстро меняется, а затем и не возникает в этом потребности. Многие психологи считают, что это приводит к торможению в развитии, так как зрительный образ главенствует над словесным. Чтение дает большой простор для воображения, является индивидуальным и творческим процессом, более эффективным средством образования и воспитания личности.

В этой связи можно отметить проблему дистанцирования детей от взрослых и нужно отметить роль семьи в формировании читательского интереса. Конечно, в наше не простое время сама семья претерпевает изменение: расслоение по уровню дохода, неравенство возможностей. Но ведь именно в семье закладываются нормы культурные, поведенческие. У многих родителей есть желание  приохотить своих детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. В таких семьях, как правило, поощряется ежедневный просмотр телевизора. Самая малочисленная категория родителей по данным журнала «Образование и общество» (только около 22%, данные Российской государственной библиотеки), уделяет большое внимание развитию детей, читают вместе с ними детские книги [1]. К сожалению, большинство родителей очень мало осведомлено о детской литературе и предпочтениях детей. Данные аспекты свидетельствуют о том, что необходимо приобщать к чтению не только детей, но и их родителей. Это и есть сегодняшняя проблема, родители дистанцируются от детей, в обществе наблюдается рост детско-подросткового одиночества. Риски одиночества, это, во-первых, высокий уровень подросткового суицида, а во-вторых, быстро растущая зависимость от социальных сетей. Это крайне мало изученный феномен, но уже ясно, что детский социальный интернет стал опасной территорией, заимствующей и часто гипертрофирующей традиционные проблемы подростковых компаний: травлю аутсайдеров, агрессию, распущенность и пр.

Перед обществом встает так же проблема потребительской деформации  «нормальной» семьи – семьи полной, заботящейся о ребёнке, семьи, в которой нет явной ассоциальности (что не означает отсутствия скрытой). Но самое главное, что всё сводится к заботе о материальной стороне жизни (одежда, игрушки, питание) и учёбе. А в обычной жизни получается, что искренняя детско-родительская общность разрушена потребительскими практиками: папа в «своём» интернете, ребенок в «своём», мама смотрит «свой» телевизор. Реальное время общения членов семьи сокращено до минимума. Большую же его часть они, находясь рядом, пребывают каждый в «своём» мире. Можно назвать это ситуацией «виртуального исчезновения» значимых взрослых в семье. На эту ситуацию накладываются риски, связанные со школой. Вслед за родителями учителя перестают быть значимыми взрослыми, превращаясь в поставщиков образовательных услуг. Это означает разрушение искренних подлинно продуктивных, основанных на любви и иерархии детско-учительских отношений. Результатом становится катастрофическое снижение внутренне мотивированного отношения к знаниям, любознательности и трудолюбия. Их заменяет потребительский запрос полезного знания. Как следствие, школа фактически перестаёт быть социальным компенсатором семейных нарушений, что хотя бы отчасти получалось у неё в советское время. Совершенно очевидно, что развитие навыков чтения, как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению, как жизненной потребности в решающей степени зависит от семьи и от школы.

Проблема приобщения к чтению, в настоящее время, стала предметом общественного интереса. В нашей стране есть богатый опыт, традиции по этому вопросу. Проблема чтения – проблема освоения информационных знаний, культуры прошлого и настоящего. Используя мультимедийные средства и особенно Интернет, как показывают исследования, молодые люди чаще всего обращаются к развлекательным программам, не требующим никакого напряжения ума. Социально-культурный смысл таит в себе вопрос – что читать? Ценность классических произведений проверена веками, они никогда не устареют, пока живо человечество. Бульварная литература несет читателю духовно-нравственное опустошение личности. Умение выбрать нужную, интересную книгу – непростая задача.

Если обратиться к истории, по историческим меркам совсем небольшой прошел период, а именно к годам советской власти, то нужно отметить очень важную особенность того периода. В советское время был преодолен сословный характер образования, в течение века удалось ликвидировать пропасть между образованными людьми и необразованными, а за этим может и все многие наши проблемы стоят. Народ стал грамотным и это всего за сто лет, это достижение становится понятным, если учесть всю остроту и сложность проблемы. Кажется, что сегодня мы идем в обратном направлении и вот это достижение ХХ века можем потерять. А ведь оно многое объясняет – и достижения в науке, и наши успехи в космосе и прочие успехи.

В настоящее время идет активный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников, поднятие уровня образованности, однако школы не всегда являются лидерами и инициаторами этих процессов. В основном наблюдается модернизация литературного образования в разработке учебников нового поколения, совершенствование форм обучения чтению. Но в образовательной практике школы отсутствует понимание приобщения к чтению как общепедагогической задачи. В учебных программах школ уделяется недостаточное внимание чтению как общеучебному навыку, связанному не только с предметами «Литературное чтение» и «Русский язык». Программа не должна принуждать ребенка к чтению, а формировать в нем внутреннюю потребность в этом. «Нет ничего дурного если мы развернем книгу перед ребенком раньше, чем он может понимать ее и находить интерес в чтении» К.Д. Ушинский [4].

Особенности современной ситуации диктуют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Для решения проблем чтения и грамотности в России можно предпринять некоторые меры, например это может быть: изменение имиджа чтения в обществе, активное внедрение программ развития чтения, определение государственной стратегии в области развития библиотечной сети, совершенствование системы книжной торговли и другое.

Необходимо отметить, что какие бы не были выбраны пути решения данной проблемы, главное – действия должны быть нацелены на развитие любви к чтению у детей. Именно чтение, художественных произведений вносит неоценимый вклад в развитие  человека. Формирует у ребенка правильные черты характера, воспитывают в нем патриотические чувства, дают понятие о добре и зле. В младшем школьном возрасте воспринимается информация полученная из книги, ярче, представляются образы и самое главное, ум ребенка очень подвижен в этом возрасте, так сказать все схватывает на лету. Именно в детстве возможно воспитать культуру чтения, традицию. Конечно же на уровне семьи должен подниматься престиж чтения, так как именно семья та ячейка общества, где ребенок получает первые навыки жизни.

Нельзя недооценивать воспитательную роль детской книги, именно переживая вместе с героем тот или иной сюжет, пропуская через себя ребенок получает эмоциональную окраску действия. Книга прежде всего учит мыслить и думать ребенка. Невозможно заменить чтение новыми техническими достижениями в области мультимедиа, картинок. Активно читающие люди лучше владеют речью: она выразительнее, богаче словарный запас; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе; имеют большой объем памяти и творческое воображение. Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социальноценного человека.

Психологическое воздействие так же стоит отметить, дети начитанные, успешные в учебе чувствуют себя более уверенно в дальнейшем, чем их сверстники, которые не читают и имеют поверхностное и отрывочное образование.

В силу своего возраста и не знания как наверстать упущенное, такие дети чувствуя свое бессилие становятся озлобленными, агрессивными и как следствие этого вырастают людьми не довольными собой. Знания дают уверенность личности в будущем, но только не поверхностные, а полученные системно.

В России отношение к книге было всегда особенным. Иметь дома библиотеку всегда считалось престижно и являлось признаком богатства, культуры и уважения. Считается, что в процессе чтения происходит формирование основных суждений и стереотипов сознания, морали, образов мира. В российском обществе растет социальный слой малограмотных, не умеющих читать молодых людей, имеется в виду не считывающих информацию, а именно читающих осмысленно и вдумчиво, относящихся, как правило, к группам социального риска. Социальные последствия этого явления для общества крайне негативны. Именно малограмотные люди пополняют армию безработных.

Каковы причины такого неблагоприятного положения в области читательской культуры? Огромным исследовательским потенциалом для ответа на этот вопрос располагает социология. Чтение рассматривается как социальная практика, основным содержанием которой является освоение информации и знаний. О проблемах чтения писали отечественные исследователи Х.Д. Алчевская, Н.А. Рубакин. Чтение можно охарактеризовать, как жизнеохраняющую функцию культуры, технологию интеллектуального воспроизводства общества. Очень точно по этому вопросу высказался однажды А.А. Зиновьев – «Серьезно я вам скажу: читайте больше старую литературу, она не развратит и не засорит ваших умов, новая же только сбивает людей с толку» [3].

Новым оригинальным способом обратить внимание подростков на проблему чтения становится литературный флеш-моб, в рамках которого можно спланировать и провести яркие, интересные акции, направленные на популяризацию книги. Перспективным в этом направлении являются конкурсы социального плаката, пропагандирующего чтение. Примером может послужить конкурс от издательства «Эксмо», проходивший под девизом «Читать не вредно. Вредно не читать»[3]. Вообще в детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши. И здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы (участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке, присутствие родителей на уроках литературы, помощь в поисках и распространении литературных текстов, работа со списком литературы для внеклассного чтения). Возможна организация в школах или в библиотеках различных мероприятий – «Вечер книги», «Ночь историй» и другие. Посещение музеев связанных с книгопечатанием и историей создания книги. В центральных библиотеках городов существуют специальные экскурсии в книгохранилища и в отделы уникальных и редких изданий.

На основе использованных литературных источников складывается вывод о том, что можно конечно, заменить книгу компьютером, лекции преподавателя записать на любой носитель информации, к сожалению все к этому и идет, но важно понять, что никакая техника, самая современная передача информации не замещает живого лица в классе. Люди учатся не у компьютера. И культура передается не из компьютера, а от одного человека к другому. Проблема личного взаимоотношения, личной взаимосвязи, фигура преподавателя, его эстетический, интеллектуальный опыт важнее всех компьютеров мира.

Здесь стоит упомянуть о том, что глобальный переход от индустриальной экономики к информационной, обусловил усложнение форм чтения и письма, а также появление новых форм передачи  информации. Письменная коммуникация становится главной, а цифровые формы чтения и письма вытесняют печатные. 

Грамотность человека XXI века характеризуется все больше письменной формой, в которой передается все большая часть информации. Мы наблюдаем движение к «обществу грамотности», в котором необходимым условием успеха является не только понимание все более сложных продуктов знания, но и способность эти продукты создавать. В этих условиях резко возрос интерес в обществе к образованию, особенно к высшему, это является следствием развития информационной экономики.

Современная школа является основным фактором формирования и воспитания грамотной личности, которая потом в жизни сможет успешно социализироваться в обществе. Очень важно понять, что образование продукт штучный, оно может охватывать все слои населения, но на выходе – он штучный. Образование готовит индивидуальности. Оно должно четко уловить чем один человек отличается от другого и дать нужное ему направление и приобщить к чтению.