Full text

Проектная деятельность – это учебно-познавательная активность школьников, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата [1]. По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.

Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [5]. Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект» и «деятельность». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта; уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству [3].

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. С точки зрения учителя проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать школьников проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации [2]. Понятие «деятельность» можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования

Главная идея проектной деятельности – это направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этим результатом является продукт проекта. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность, понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных интегративно при изучении различных учебных предметов [4].

В процессе анализа педагогической литературы были определены виды проектов в педагогике; особенности организации проектной деятельности, этапы работы над проектом у младших школьников, а также особенности изучения кубановедения младшими школьниками. Выявлена структура универсальных учебных действий и конкретизирован перечень коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) при выполнении проектов.

Выполнение проектной деятельности в группе требует от младших школьников наличия коммуникативных действий. На уроках кубановедения, в силу специфики содержания изучаемого материала, востребованы нестандартные методы организации деятельности учащихся. Поэтому актуальность исследования обусловлена потребностью школы в применении проектной деятельности при организации уроков кубановедения. В процессе исследования выдвинута гипотеза , которая заключается в том, что, если при обучении младших школьников будет реализован комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности учащихся, то это, вероятно, будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативных УУД.

В экспериментальной части исследования в рамках констатирующего этапа были подобраны диагностические методики для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий среди младших школьников: 1) Методика «Совместная сортировка» А.В. Бурменской с целью выявления коммуникативных действий в отношении позиции собеседника (коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация); 2) Методика »Дорога к дому» с целью выявления уровня сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (действия управления поведением партнера (контроль, коррекция); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Результаты диагностики по двум методикам позволили сделать вывод о преобладании низкого уровня сформированности коммуникативных  универсальных учебных действий у учащихся экспериментального и контрольного классов.

На формирующем этапе эксперимента были выявлены, структурированы, представлены на схемах и в таблицах: виды проектов в педагогике – по виду доминирующей деятельности: исследовательские, информационные, творческие, ролево-игровые, практикоориентированные; по предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные проекты; по продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные проекты.

В исследовании также определены особенности организации проектной деятельности в начальной школе: проект должен быть посильным для выполнения его младшими школьниками; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов; учителю следует вести целенаправленную подготовку учащихся к выполнению проектов; нужно обеспечить руководство проектом со стороны педагогов и родителей – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника; если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта; обязательная презентация результатов работы учащимися по проекту в той или иной форме.

На формирующем этапе эксперимента структурированы виды коммуникативных УУД учащихся при выполнении проектов на уроках кубановедения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В процессе исследования был разработан и апробирован комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности учащихся (таблица 1), способствующий формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Таблица 1

Комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности, способствующий формированию коммуникативных УУД

 

Тема урока кубановедения

Вид и тема проекта

Содержание проекта, его продукт

Формируемые УУД

«Кубанские умельцы»

Дата проведения: 10.11.16 г.

Длительность проведения: сдвоенный урок

Вид: творческий, групповой проект.

Тема проекта: «Мастерская ремесленни-ка»

 План:

1.Выбрать нужную иллюстрацию из конверта;

2. Вписать название

ремесла;

3. Указать материал из которого изготавливается изделие;

4. Название изделий;

5. Приклеить иллюстрацию с изображением ремесленника и его изделия, изготовленного в мастерской;

6. Творчески оформить работу.

Продукт: буклет «Мастерская ремесленника».

– согласование усилий в процессе организации

и осуществление сотрудничества (кооперация); – умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция);

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

«Народные обычаи

и традиции. Кубань много-национальная»

раздел «Духовные истоки Кубани»

Дата проведения:

24.11.16 г.

Длительность проведения: урок

Вид: информацион-ный, групповой проект.

Тема проекта: «Казачья хата»

 План:

1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения казачьей хаты;

2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант;

3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место;

4. Изготовить изделие, оформить его.

Продукт: Макет казачьих хат.

– согласование усилий

в процессе организации

и осуществление сотрудничества (кооперация);

– умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция).

«Раститель-ный

и животный мир Кубани»

Дата проведения:

15.12.17 г.

Длительность проведения: сдвоенный урок

Вид: информацио-нный,

групповой.

Тема проекта: «Красная книга», составленная учениками

 План:

1. Сбор нужной информации о вымирании животных, занесённых в Красную книгу.

2. Используя свой жизненный опыт, разработка правил поведения на природе.

Продукт: «Красная книга» с правилами поведения на природе. Изготовление экологических листовок в поддержку исчезающих животных и растений

– согласование усилий

в процессе организации

и осуществление сотрудничества (кооперация);

– умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция);

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации

«Растительный и животный мир Кубани»

Дата проведения:

12.01.17 г.

Длительность проведения: сдвоенный урок

 

Вид: информацио-нный, групповой.

Тема проекта: «Живые барометры природы»

План:

1. Написать название растения или животного, его научное название, описать внешний вид.

2. Выяснить почему это растение или животное называют барометром?

3. Найти и написать народные приметы, относящиеся к этому растению или животному.

Продукт: альбом «Живые барометры природы»

– согласование усилий

в процессе организации

и осуществление сотрудничества (кооперация);

– умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция).

«Кубань – территория здоровья»

Дата проведения:

16.02.17 г.

Длительность проведения: урок

Вид:

Информационный, групповой. Тема проекта: «Карта почв Краснодарского края»

 План:

1. Описать типы почв, встречающихся на Кубани;

2. Описание растений и животных этих почв;

3. Защита почв;

4. Подобрать пословицы и поговорки о почве, земле.

Продукт: карта почв Краснодарского края.

– согласование усилий

в процессе организации

и осуществление сотрудничества (кооперация);

– умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция).

 

На контрольном этапе эксперимента с помощью тех же диагностических методик, но на другом стимульном материале была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий третьеклассников в экспериментальном и контрольном классах. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента у учащихся экспериментального класса сформированность коммуникативных универсальных учебных действий по параметрам: согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества (кооперация); умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации выше, чем у учащихся контрольного класса.

Таким образом, цель исследования по выявлению особенностей организации проектной деятельности учащихся на уроках кубановедения, разработке и апробированию комплекса уроков кубановедения на основе проектной деятельности достигнута. Гипотеза исследования о том, что, если при обучении младших школьников будет реализован комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности учащихся, то это, вероятно, будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативных УУД, подтвердилась.