Проектная деятельность – это учебно-познавательная активность школьников, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата [1]. По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.
Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [5]. Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект» и «деятельность». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта; уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству [3].
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. С точки зрения учителя проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать школьников проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации [2]. Понятие «деятельность» можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования
Главная идея проектной деятельности – это направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этим результатом является продукт проекта. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность, понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных интегративно при изучении различных учебных предметов [4].
В процессе анализа педагогической литературы были определены виды проектов в педагогике; особенности организации проектной деятельности, этапы работы над проектом у младших школьников, а также особенности изучения кубановедения младшими школьниками. Выявлена структура универсальных учебных действий и конкретизирован перечень коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) при выполнении проектов.
Выполнение проектной деятельности в группе требует от младших школьников наличия коммуникативных действий. На уроках кубановедения, в силу специфики содержания изучаемого материала, востребованы нестандартные методы организации деятельности учащихся. Поэтому актуальность исследования обусловлена потребностью школы в применении проектной деятельности при организации уроков кубановедения. В процессе исследования выдвинута гипотеза , которая заключается в том, что, если при обучении младших школьников будет реализован комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности учащихся, то это, вероятно, будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативных УУД.
В экспериментальной части исследования в рамках констатирующего этапа были подобраны диагностические методики для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий среди младших школьников: 1) Методика «Совместная сортировка» А.В. Бурменской с целью выявления коммуникативных действий в отношении позиции собеседника (коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация); 2) Методика »Дорога к дому» с целью выявления уровня сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (действия управления поведением партнера (контроль, коррекция); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Результаты диагностики по двум методикам позволили сделать вывод о преобладании низкого уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального и контрольного классов.
На формирующем этапе эксперимента были выявлены, структурированы, представлены на схемах и в таблицах: виды проектов в педагогике – по виду доминирующей деятельности: исследовательские, информационные, творческие, ролево-игровые, практикоориентированные; по предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты; по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные проекты; по продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные проекты.
В исследовании также определены особенности организации проектной деятельности в начальной школе: проект должен быть посильным для выполнения его младшими школьниками; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов; учителю следует вести целенаправленную подготовку учащихся к выполнению проектов; нужно обеспечить руководство проектом со стороны педагогов и родителей – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника; если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта; обязательная презентация результатов работы учащимися по проекту в той или иной форме.
На формирующем этапе эксперимента структурированы виды коммуникативных УУД учащихся при выполнении проектов на уроках кубановедения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В процессе исследования был разработан и апробирован комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности учащихся (таблица 1), способствующий формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Таблица 1
Комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности, способствующий формированию коммуникативных УУД
Тема урока кубановедения |
Вид и тема проекта |
Содержание проекта, его продукт |
Формируемые УУД |
«Кубанские умельцы» Дата проведения: 10.11.16 г. Длительность проведения: сдвоенный урок |
Вид: творческий, групповой проект. Тема проекта: «Мастерская ремесленни-ка» |
План: 1.Выбрать нужную иллюстрацию из конверта; 2. Вписать название ремесла; 3. Указать материал из которого изготавливается изделие; 4. Название изделий; 5. Приклеить иллюстрацию с изображением ремесленника и его изделия, изготовленного в мастерской; 6. Творчески оформить работу. Продукт: буклет «Мастерская ремесленника». |
– согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества (кооперация); – умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция); – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
«Народные обычаи и традиции. Кубань много-национальная» раздел «Духовные истоки Кубани» Дата проведения: 24.11.16 г. Длительность проведения: урок |
Вид: информацион-ный, групповой проект. Тема проекта: «Казачья хата» |
План: 1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения казачьей хаты; 2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант; 3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место; 4. Изготовить изделие, оформить его. Продукт: Макет казачьих хат. |
– согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества (кооперация); – умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция). |
«Раститель-ный и животный мир Кубани» Дата проведения: 15.12.17 г. Длительность проведения: сдвоенный урок |
Вид: информацио-нный, групповой. Тема проекта: «Красная книга», составленная учениками |
План: 1. Сбор нужной информации о вымирании животных, занесённых в Красную книгу. 2. Используя свой жизненный опыт, разработка правил поведения на природе. Продукт: «Красная книга» с правилами поведения на природе. Изготовление экологических листовок в поддержку исчезающих животных и растений |
– согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества (кооперация); – умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция); – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
«Растительный и животный мир Кубани» Дата проведения: 12.01.17 г. Длительность проведения: сдвоенный урок
|
Вид: информацио-нный, групповой. Тема проекта: «Живые барометры природы» |
План: 1. Написать название растения или животного, его научное название, описать внешний вид. 2. Выяснить почему это растение или животное называют барометром? 3. Найти и написать народные приметы, относящиеся к этому растению или животному. Продукт: альбом «Живые барометры природы» |
– согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества (кооперация); – умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция). |
«Кубань – территория здоровья» Дата проведения: 16.02.17 г. Длительность проведения: урок |
Вид: Информационный, групповой. Тема проекта: «Карта почв Краснодарского края» |
План: 1. Описать типы почв, встречающихся на Кубани; 2. Описание растений и животных этих почв; 3. Защита почв; 4. Подобрать пословицы и поговорки о почве, земле. Продукт: карта почв Краснодарского края. |
– согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества (кооперация); – умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция). |
На контрольном этапе эксперимента с помощью тех же диагностических методик, но на другом стимульном материале была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий третьеклассников в экспериментальном и контрольном классах. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что на контрольном этапе эксперимента у учащихся экспериментального класса сформированность коммуникативных универсальных учебных действий по параметрам: согласование усилий в процессе организации и осуществление сотрудничества (кооперация); умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации выше, чем у учащихся контрольного класса.
Таким образом, цель исследования по выявлению особенностей организации проектной деятельности учащихся на уроках кубановедения, разработке и апробированию комплекса уроков кубановедения на основе проектной деятельности достигнута. Гипотеза исследования о том, что, если при обучении младших школьников будет реализован комплекс уроков кубановедения на основе проектной деятельности учащихся, то это, вероятно, будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативных УУД, подтвердилась.