Full text

Совершенствование системы начального образования ориентировано на формирование крепкого фундамента с целью дальнейшего обучения. Это подразумевает не только лишь освоение младшими школьниками основных знаний и умений, но и, в первую очередь в целом, их успешное вовлечение в учебную деятельность, умение использовать приобретенные в начальной школе знания и умения в разных ситуациях, в том числе и приближенные к настоящей жизни. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в каждой школе разрабатывают систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Ориентиром, который конкретизирует и уточняет требования стандарта к образовательным результатам являются планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся и их родителей. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Согласно ФГОС система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна [1]:

– закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

– ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

– обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

– предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

– позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание определенных блоков оценивания. В первом блоке представлены главные прогнозируемые результаты освоения конкретного учебного предмета. Во втором блоке («Выпускник научится») отображены цели (продемонстрированные точно также, как прогнозируемые результаты), определяющие систему учебных действий, требуемых для последующего обучения. Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отображает ожидаемые результаты, определяющие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих основную систему знаний по учебным предметам начальной школы.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, содержащая текущую и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников [1]. Согласно ФГОС в начальной школе оцениваются следующие группы результатов образования: личностные, метапредметные и предметные.

. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Основным объектом оценки метапредметных результатовслужит сформированность ряда регулятивных, коммуникатив­ных и познавательных универсальных действий – т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий, целесообразно выносить в итоговые проверочные работы по учебным предметам или в комплексные работы на межпредметной основе.

Оценка предметных результатов может быть определена как оценка планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Результаты учебной деятельности младшего школьника – это его умения по применению полученных знаний в процессе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Младший школьник на уроках сам оценивает результаты своей деятельности в соответствии с «Алгоритмом самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда демонстрирует учителю выполненное им задание. Ученик имеет право изменить выставленную ему оценку и отметку, только в том случае, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Результаты работы учителя представляют собой разницу между результатами учебной деятельности учеников на начало школьного обучения и на конец обучения. Рост полученных результатов говорит о том, что учителю и школе удалось организовать образовательную среду, способствующую развитию учащихся начальной школы. При проверке, учитель имеет право изменить оценки и отметку, определенную себе школьником. После уроков за письменные задания оценку и отметку устанавливает учитель. Оценочная работа учителя начальных классов базируется на основании принципов общих программ начального образования [2]:

– применяется диагностическое  и срезовое оценивание, в зависимости от этапа обучения. При этом итоговая оценка может быть выставлена как общий результат накопленных оценок за промежуток обучения;

– оценивается с помощью оценки лишь результат работы учащегося, но никак не его индивидуальные качества.

– оценивание может являться только лишь критериальным. Оценка в общей критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки предоставляют возможность ученикам не только лишь овладеть эффективными средствами управления собственной учебной деятельностью, но и также оказывать содействие формированию самосознания, готовности публично формулировать и защищать собственную позицию;

– оценивается лишь то, чему обучают;

– соблюдается правило добровольности выполнения задачи повышенной трудности.

Концепция оценивания планируемых результатов подразумевает: 1) включение обучающихся в контрольно-оценочную работу для того чтобы они обрели умения и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 2) использование критериальной системы оценивания; 3) применение различных типов, способов, форм и объектов оценивания; 4) оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их развития, а также оценивание осознанности любым обучающимся отличительных черт формирования собственного процесса обучения.

В любом учебно-методическом комплексе, соответствующем федеральному государственному образовательному стандарту, указаны следующие правила оценивания, которые обязательны для выполнения каждым учтелем начальных классов.

Что оцениваем? Предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должны являться следующие группы результатов образования: личностные, метапредметные и предметные. Результаты личных достижений обучающихся не подлежат итоговой оценке качества личности младшего школьника, а определяются только ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личные качества, в том числе любовь к Родине, толерантность, человеколюбие и др. Обобщенный анализ данных и иных личностных результатов учебной работы обучающихся должен проводиться в процессе разных мониторинговых изучений. Результаты учащегося – это действия по применению знания в процессе решения задач. Отдельные поступки, в первую очередь в целом удачные, достойны оценки (вербальной характеристики), а разрешение полноценной проблемы – балла и отметки (знака в зафиксированной системе) не предусмотрены. Результаты оценки педагога – это отличие между результатами воспитания учащихся в начале обучения и при окончании обучения. Рост результатов означает, что педагогу и школе в целом получилось сформировать образовательную среду, обеспечивающую развитие учащихся. Негативный итог сопоставления означает, что никак не получилось сформировать условия с целью эффективного формирования способностей учащихся.

Кто оценивает? С внедрением ФГОС НОО формируется умение младших школьников к оцениванию собственной работы и работы одноклассников. Попав в школу, дошкольник полагает единственно верной оценкой собственной работы и их работы – оценку педагога. Педагогический авторитет, его слово – большая значимость для младших школьников. Нередко, учащемуся начальных классов весьма сложно справедливо дать оценку работы одноклассников, особенно собственных друзей по классу, что часто влияет на формирование завышенной самооценки. В методические комплексы, соответствующие стандартам заложено формирование рефлексии учебной деятельности учащихся, предусмотрена деятельность в группах, в двойках, а значит, младший школьник не может являться бездеятельным в оценивании групповой работы одноклассников. Он «примеривает» на себя различные роли: инициатора, исполнителя, координатора и обязан высказываться, оценивать, вести анализ, синтез. Ученик контактирует с одноклассниками, дает согласие, противоречит, и таким образом – он развивается. Учитель начальных классов должен обучать учеников тактичным высказываниям, мастерству справедливо оценивать исход. В случае если на уроках уделять соответствующий интерес формированию рефлексии младшего школьника, в таком случае результаты станут заметны: ребята станут учитывать мнение одноклассников; стремиться найти оправдание их ожиданиям; учащиеся и себя станут оценивать более объективно, стараться откорректировать собственные несовершенства. Итак, учитель и учащийся совместно предопределяют оценку и отметку, согласно , к примеру, такому «Алгоритму самооценки»:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось получить результат?

3. Выполнил задание правильно или с ошибкой?

4. Цель достигнута самостоятельно или с чьей-то помощью?

Сколько ставить оценок?Количество оценок ставить согласно количеству решённых задач. За любую учебную задание, либо категорию заданий-задач, демонстрирующую освоение отдельным необходимым действием учеником, обусловливается и, по возможности, ставится отдельная оценка.

Где накапливать отметки и оценки? Наилучшим способом организации системы накопительной оценки считается портфолио ученика. В портфель достижений учащихся начальной школы, который применяется для оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы, собираются выборки ученических работ, выполненных в процессе учебных уроков по абсолютно всем изучаемым учебным дисциплинам, а кроме того в процессе посещаемых обучающимися добровольных факультативных уроков, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения, а также, материалы исходной диагностики, переходных и итоговых стандартизированных работ по отдельным дисциплинам [3]. Остальные работы должны быть выбраны таким образом, чтобы их комплекс показывал нарастающие успешность, объём и глубину познаний ученика, результат его более высоких степеней формируемых учебных действий.

Учителю начальных классов немаловажно на любом этапе обучения совместно с младшим школьником подбирать, то, что считается для него результатом работы в данный период. Совместно с этим учитель передает ученику нормы и методы оценивания, содействует выработке у младших школьников самооценки собственного труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, учащийся также выполняет рефлексию выработанного, а педагог способен проследить как изменяется, формируется круг интересов детей, их мотивация, степень самостоятельности и прочие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений обучающихся за время обучения в начальной школе будет очевиднее, в случае если накопительная система оценивания будет функционировать с 1-го класса, поэтому так немаловажно оставить первые тетради, первые творческие работы учеников. Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы обязан в первую очередь сам учащийся. Педагог же приблизительно один раз в четверть пополняет только незначительную обязательную часть, а в остальном – учит учащегося системе пополнения портфеля важным набором материалов.

Когда ставить отметки?Текущие оценки выставляются по желанию учащихся, тематические – обязательны. За задачи, решённые при освоении новой темы, оценка ставится только лишь по желанию учащегося, так как он еще овладевает умениями и знаниями по теме и имеет возможность на ошибку. За любую задачу проверочной работы по результатам темы оценка ставится абсолютно всем учащимся, так как любой обязан продемонстрировать, как он овладел умениями и знаниями согласно учебной теме.

По каким критериям оценивать? Оценивать следует по признакам трёх уровней успешности:

– необходимый уровень (базовый) – решение стандартной задачи, подобной тем, что решали ранее большое количество раз, где требовались отработанные операции и уже давно изученные знания.

– повышенный уровень (программный) – разрешение нестандартной задачи, где понадобилось применение новых изученных в этот период, знаний или действий в новой необычной ситуации. Способность действовать в необычных условиях – данное различие от требуемого всем уровням.

– максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшийся в классе «сверхзадачи», для которой понадобились новые, самостоятельно освоенные умения и операции, или самостоятельно добытые знания, необходимые в последующих ступенях образования. Это показывает выдающиеся достижения отдельных учащихся по отдельным темам сверх школьных программных требований.

Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/отметки формируются согласно таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). В итоговой оценке выпускника начальной школы следует акцентировать две составляющие: 1) накопленные оценки, определяющие динамику личных образовательных достижений обучающихся, их развитие в овладении планируемых результатов, 2) оценки за стандартизированные итоговые работы, определяющие степень присвоения обучающимися главных формируемых способов действий в отношении основной системы знаний в период завершения начальной школы.

Таким образом, в статье рассмотрены основные аспекты система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, на которые следует ориентироваться всем субъектам образовательного процесса: учителям, учащимся и их родлителям.