Full text

Формированию общедидактических умений и навыков самостоятельной деятельности способствует система самостоятельной работы, которая дает учащимся возможность самостоятельно овладевать знаниями по русскому языку на основе переноса имеющихся знаний, умений и навыков в новую ситуацию.

В последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, яснее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации [2].

Самостоятельность как свойство личности школьников реализуется в деятельности, другими словами, самостоятельность связана с деятельностью, поскольку умения – это практические действия. В методике русского языка есть все те предпосылки, на которых может быть построена система самостоятельной работы учащихся, а значит, и эффективное развитие у учащихся самостоятельности. А.И. Высоцкий выделяет следующие признаки самостоятельности:

– выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание);

– умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);

– умение отстоять своё мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

– умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности [1].

Самостоятельность с точки зрения методики преподавания русского языка – это качество личности, проявляющееся в умениях производить аналитико-практические действия с языковым материалом и развитых навыках самоконтроля [2].

Самостоятельная работа младших школьников рассматривается как средство обучения. Если учащиеся ещё в начальных классах привыкнут к самостоятельной работе, то эта привычка останется у них на всю жизнь. Конечно, в начальной школе понятие самостоятельной работы относительно, так как она основывается на выполнении учителем ряда помогающих функций. Педагог должен побуждать учащихся к самостоятельной работе, главное, чтобы стремление самостоятельно работать возникло у учащихся не по принуждению, а по велению воли, то есть нужно сделать так, чтобы самостоятельная работа стала потребностью ученика. От этого во многом зависит успеваемость учащихся.

Самостоятельная работа служит важнейшим средством организации самостоятельной познавательной деятельности школьника, в процессе которой происходит формирование самостоятельности как качества личности учащегося. Выдающийся ученый-педагог Б.П. Есипов писал: «Известно, что всякое качество личности развивается в процессе деятельности. Самостоятельность может развиваться у учащихся лишь в процессе самостоятельных работ» [3]. Навыки самостоятельной работы непосредственно влияют и на повышение познавательного интереса младших школьников.

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности и участию в ней, общению с соучастниками познания [2].

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не присущ человеку от рождения [74].

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творчески действий и жизнедеятельности в целом. Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию учащегося, привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно ученые различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию и, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии возникновения интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске [4].

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения [4].

Школа не в состоянии вооружить младших школьников всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность учащегося к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

Самостоятельное выполнение работы должно начинаться с самоконтроля и самооценки. Контроль и оценка – важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают младшему школьнику осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а так же постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.

Самоконтроль – это умение ученика оценить свою работу с двух точек зрения: «Верно ли я ответил, выполнил работу? Всё ли я ответил, все ли выполнил?». Самооценка – динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности обучающегося. Сформированные навыки самостоятельной работы повышают самооценку школьников [4]. Осознавая уровень своей успешности в учебной деятельности, ученик без побуждения или принуждения извне обращается за помощью или с предложениями взаимодействия к учителю и одноклассникам, т.е. инициативно выходит за пределы организуемой учителем деятельности. Осуществив контроль и оценив результаты (как положительные, так и отрицательные), он не останавливается на достигнутом, а продолжает деятельность.

Таким образом, навыки самостоятельной работы учащихся, а именно: подбор источников информации по теме, упражнений по теме, взаимное составление и выполнение в паре заданий со словарными словами, взаимоконтроль и т.д. становятся фактором формирования в процессе обучения русскому языку самостоятельности как личностного качества, формирования всех стадий познавательного интереса и адекватной самооценки достижений учащихся.

Учитель начальных классов всегда должен помнить об условиях, соблюдение которых обеспечивает эффективность самостоятельной работы на уроках русского языка. Первое условие включает в себя правила организации самостоятельной работы:

1) любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель;

2) каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы;

3) самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся;

4) полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе;

5) на уроке должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ;

6) содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес;

7) самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся;

8) все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию;

9) в заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика [3].

Вторым условием формирования навыков самостоятельной работы ученика является использование различных источников приобретения знаний (объяснение учителя, наблюдения учеников, анализ их жизненного опыта, самостоятельное изучение материала учебника).

Третье условие – самостоятельное приобретение новых знаний на основе имеющихся жизненных представлений, усвоенных ранее знаний, изучение учебника и других источников. При этом очень важную роль играет система вопросов и заданий учителя, побуждающих младших школьников к самостоятельным поискам фактов и выводов. Самостоятельные работы, их правильный подбор формируют у школьников навыки познавательного характера, помогают вооружить учеников умением наблюдать изучаемые языковые явления, языковой материал и выделять в нём существенные признаки, делать правильные умозаключения и выводы, применять их на практике. Знания в таком случае будут прочнее.

Четвертым условием является хорошо спланированный учебный процесс, именно такой процесс обеспечит ученику самостоятельное восприятие изучаемых предметов и явлений, правильность образования понятий, логичность мышления и действий учащихся, проверку полученных результатов.

Пятое условие: подача посильных, но вместе с тем требуемых от ученика полного напряжения сил заданий и упражнений по русскому языку. Невозможно обеспечить индивидуальные задания всем учащимся класса. Но вполне возможно дать классу ряд заданий возрастающей трудности (обычно в двух – трёх вариантах), тогда каждый ученик сделает ровно столько, сколько он может.

Только подготовив учащихся к восприятию новых знаний, учитель организует их самостоятельную работу. Задание подбирается с таким расчетом, чтобы оно содержало определенную трудность, познавательный поиск, элементы исследования и предусматривало такие формы мыслительной деятельности, которыми младший школьник ещё не овладел, но способен овладеть при помощи и под руководством учителя. Перед всем классом ставится одна познавательная задача, но приёмы и способы, с помощью которых она может быть решена, индивидуализируются в зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся. Для одних достаточно общего указания о цели, порядке и способах её выполнения, для других – целесообразно расчленить познавательное задание на отдельные небольшие этапы, логически и структурно связанные между собой. Последовательное выполнение одного задания за другим приучает учеников на основе конкретных заданий вести рассуждения и делать выводы.

Подбор задания для индивидуальной самостоятельной работы очень сложен. Подобрать облегченное задание, посильное для слабого ученика, не трудно. Но здесь таится большая опасность. Если ученик со слаборазвитым отвлеченным мышлением из урока в урок обучать лишь на облегчённых заданиях с конкретным содержанием, то этим учитель будет усугублять недостатки в его развитии. Поэтому при подборе познавательных заданий для такого ученика учитель ставит перед собой цель: сначала включить его в посильную работу, а затем постепенно вести его к усвоению более сложного материала.

Шестое условие, продуманное педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся. При этом связи и отношения между объяснениями учителя и самостоятельной работой учащегося при изучении нового материала существенно меняются. В зависимости от специфики учебного материала и логики процесса обучения русскому языку эти связи носят различный характер.

Первый вид сочетания деятельности учителя и учащегося на уроке состоит в том, что учитель начальных классов сам не излагает новый материал, а лишь организует самостоятельную работу учащихся над этим языковым материалом. Он ставит перед ними вопросы, указывает способы выполнения заданий, проверяет выполнение заданий и делает необходимые уточнения и дополнения. Такие уроки дают хорошие результаты тогда, когда вновь изучаемые вопросы органически связаны с предшествующим познавательным и практическим опытом учащихся, новые понятия вытекают из ранее изученного материала и применяются такие виды самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют. Сюда относятся лабораторные работы, упражнения, практические занятия, экскурсии, объяснительное и комментированное чтение и письмо и так далее.

Второй вид сочетания устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что изучение нового материала начинается сообщениями учащихся об известных им явлениях. Уроки начинаются сообщениями учащихся тогда, когда им предшествовали наблюдения за явлениями природы, за языковыми явлениями, экскурсии, лабораторные работы, чтение книг, журналов и т.п. Существенно меняются в этом случае функции учителя. Его деятельность не может ограничиваться передачей знаний и проверкой их усвоения. Он организует и направляет самостоятельную работу учащихся, делает к их сообщениям необходимые дополнения и уточнения, обобщает изученный материал. Смысл и значение такого сочетания изложения и объяснения учебного материала с самостоятельной работой состоит в том, что школьники пользуются различными источниками приобретения знаний, овладевают методами наблюдения, анализа и обобщения изучаемых явлений.

Третий вид сочетания устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что учитель останавливается лишь на основных вопросах, а учащиеся самостоятельно изучают материал в полном объёме. В процессе изложения и объяснения новых языковых понятий учитель раскрывает то существенное и основное, что должно быть усвоено учениками, и намечает вопросы, которые будут изучаться ими самостоятельно.

Четвертый вид сочетаний устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что учитель делает лишь введение к теме урока, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают предусмотренные программой по русскому языку вопросы. Если предшествующий вид учебной работы предполагает самостоятельное приобретение новых знаний лишь по отдельным вопросам темы урока, то в данном случае самостоятельные задания учащийся, предусматривающие изучение ими более сложных вопросов, поднимаются на более высокий уровень. Такие уроки подготавливают учащихся к самостоятельной работе по расширению своего кругозора [5].

Названные формы связи устного изложения и объяснения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся, конечно, не исчерпывают всего богатства педагогического опыта. Усиление самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала не означает снижение роли слова учителя в обучении.

Большое значение для сознательного и прочного усвоения знаний имеет закрепление. Оно как бы вторично фиксирует в сознании учащихся известные им факты и понятия, формирует навыки и умения, восполняет образовавшиеся пробелы в знаниях и вместе с тем раскрывает новые стороны изучаемых явлений и процессов. Закрепление – непременный и обязательный компонент всего процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку. Такой вид закрепления включает в себя раскрытие новых сторон изучаемых вопросов и совершенствование знаний, умений и навыков на более широкой теоретической основе и на новом фактическом языковом материале. В процессе творческого закрепления ранее изученные вопросы повторяются в новой системе, раскрываются их новые стороны, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, ставят вопросы, пишут сочинения, к содержанию материала учебника добавляют описания своих наблюдений, высказывают свои суждения [3].

Следовательно, условиями успешного выполнения учащимися самостоятельной работы являются:

– чёткие указания учителя о её цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов, которые могут быть представлены в виде памяток;

– сочетание различных видов самостоятельных работ;

– познавательная значимость самостоятельных заданий, способствующих формированию привычки к самостоятельному познанию;

– использование различных источников приобретения знаний;

– внедрение оригинальных и занимательных форм организации самостоятельных работ.

Выявленные условия позволили в процессе исследования отобрать для реализации в практике необходимые и приемлемые условия для формирования навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.