Валеология – (от лат. valeo – «быть здоровым») – общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека [1]. Основоположником валеологии является советский учёный, доктор медицинских наук, профессор Израиль Брехман (80–90–е г. г. ХХ в.) Он обратил внимание на то, что необходимо сохранять и укреплять здоровье практически здоровых людей. В 1987 г. И. Брехман издал первую монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье» [2].
Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья учащихся еще до того, как они заболеют [3]. Особой специфической чертой валеологического подхода к уроку является его рефлексивность. Рефлексивная деятельность на уроке ведет к формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения. Рефлексия – (от лат. reflexsio – обращение назад) [4].
Подход – совокупность приёмов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь [5].
Существуют показатели правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе:
– проведение уроков на основе валеологического подхода;
– применение здоровьесберегающих технологий на уроках;
– организация подвижных перемен.
Валеологический подход к учебному процессу подразумевает системную организацию следующих элементов:
– валеологически обоснованное расписание учебных занятий;
– физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока;
– использование активных методов обучения;
– обеспечение необходимых санитарно–гигиенических норм в учебных помещениях;
– создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения [6].
Достижению положительного результата в валеологическом воспитании младших школьников посредством валеологического сопровождения образовательного процесса, а также путем обучения детей управлению собственным здоровьем посвящены работы Р.И. Айзмана, Э.Н. Вайнера, В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой.
Здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает их достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к учебной и социальной среде. Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности [7].
Валеологичный урок должен способствовать сохранению здоровья и жизненной энергии как учащихся, так и учителя в течение всего урока. Этому способствует организация двигательной активности учащихся, занимающая примерно треть урока: должны проводиться физкультминутки, валеопаузы, подвижные дидактические игры, перемещения детей в пространстве класса. Валеологичный урок должен вызывать в детях радостные эмоции, мотивировать желание здоровой жизни, формировать положительную самооценку, чувство удовольствия от каждого дня, создавать оптимистический настрой. С этой целью учителю необходимо прежде всего не допускать постоянных дисциплинарных грубых замечаний детям, особенно унижающих их чувство собственного достоинства. Необходимо проявлять уважение к собственному мнению и любому, даже не совсем верному ответу, ученика, одобрять самые удачные ответы детей, стимулировать достижение высоких результатов.
Валеопаузы – короткие пятиминутные эвристические беседы, которые помогут ребёнку не только немного отдохнуть от умственной нагрузки, но и извлечь из этих бесед что–то нужное и полезное.
Способность человека к общению является важнейшим условием его комфортного нахождения человека в обществе. Даже небольшая перестановка мебели в классе – расположение детей в классе за партами по периметру вдоль трех стен или так называемым творческим полукругом:
– уже обеспечивает заметное снижение их агрессивности и повышение эффективности их общения. Такое рассаживание учеников даёт возможность реализации важного принципа здоровьесберегающего образования – принципа взаимообозрения, когда каждый ребенок в каждый момент может видеть глаза каждого члена коллектива. Это способствует формированию у учащихся умений невербального общения, умений наблюдения, создаёт ситуации обмена между детьми положительными эмоциями и чувствами смотря глаза в глаза друг другу;
– периодически можно ставить парты клином на весь рабочий день. Работа в такие дни идёт особенно активно, дети эмоциональны, рискованы, доброжелательно настроены по отношению друг к другу;
– расстановка парт по кругу используется на уроках, не требующимх обращения к классной доске. Находясь в таком творческом кругу хорошо читать стихи, сочинения, организовывать беседы;
– можно практиковать одноместное рассаживание. Такое рассаживание имеет ряд преимуществ:
1. Учащиеся не отвлекаются на соседа по парте, сосредотачивают своеё внимание на выполнение работы, следовательно, увеличивается продуктивность труда; 2. Второе достоинство заключается в характеристиках парты, которая регулируется под рост школьника; 3. Третье преимущество одноместных парт заключается в их мобильности, что позволяет с лёгкостью изменять пространство класса, используя различные схемы расстановки парт [8].
Рекомендуется применять на уроках психогимнастику. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитию и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоцианально–личностной сферы) [9, 106]. Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которой является сохранение психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей. Психогимнастика имеет ряд достоинств:
– игровой характер упражнений, что очень любят младшие школьники;
– сохранение эмоционального благополучия детей;
– опора на воображение;
– возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
– опора на естественные механизмы в развитии ребёнка;
– преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
– снятие психического напряжение и сохранение эмоционального благополучия ребёнка;
– создания возможности для самовыражения;
– развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребёнком себя).
Предотвратить перегрузки на уроках помогут следующие организационные перестройки процесса обучения:
1. Смена динамических поз ученика каждые 15–20 минут урока.
2. Организация зрительно–пространственной активности учащихся, особенно работа в режиме дальнего зрения. Например, дети могут прокладывать «речевой маршрут», осуществляя чтение с доски, подходя к тексту шаг за шагом.
3. Рассматривание расположенных на стенах сюжетных, предметных картинок, цифрового материала размером от 1–3 см в режиме дальнего зрения.
4. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, поговорок, стихов в разном темпе в качестве речевой разминки на уроках чтения, при этом работа ведется в режиме пошагового алгоритма: на каждый шаг – отдельный слог или слово; передвижение по классу, выполняя задания учителя.
5. Применение методики сенсорно–координаторских тренажей при проведении физминуток [8]. Суть методики в следующем: в верхних углах класса прикрепляются четыре сюжетных изображения, которые вместе составляют единую картинку. Под каждой сюжетной картинкой помещается одна цифры – 1, 2, 3, 4. Ученики встают со своих мест и, стоя, по команде учителя – один, два, три, четыре по очереди фиксируют взгляд на соответствующих картинках, совершая синхронные движения головой и туловищем. Затем порядок счета изменяется и т.д. Школьники должны успеть рассмотреть все четыре сюжета, чтобы ответить на заданный затем вопрос. Продолжительность тренировки составляет 1–1,5 минуты.
Характерным признаком развития валеологии является возникновение новых направлений исследований, научных подходов: Например, аксиовалеологии – нового научного направления, раскрывающего смысл медико–биологических рекомендаций валеологии в многомерном контексте: ценностном (аксиологическом контексте), обусловленном отношением личности к миру, сферой ценностей конкретной социальной среды, в контексте философии телесности, в контексте социокультурных традиций и ментальных норм [10]. Это означает, что если человек внутренне убежден в стремлении к здоровому образу жизни, все остальное приложится (необходимые знания, пути, средства, способы, время и т. д.).
Также есть второе направление валеологии – эковалеология. Она занимается изучением проблемы взаимоотношений человека и окружающей его среды (биологической и социальной). Не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Критериями здоровьесбережения, на которые должен опираться учитель при планировании уроков следующие:
– обстановка и гигиенические условия в классе;
– психологический климат;
– чередование видов учебной деятельности;
– количество, чередования видов преподавания;
– место и длительность применение ТСО;
– поза учащегося, чередования позы в течение урока;
– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
– плотность урока.
Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога [11]. Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.
Большую роль в негативном влиянии на психологическое здоровье ребёнка оказывает школьная оценка. Поэтому лучше применять безотметочный способ оценивания. Безотметочное обучение не только предоставляет ученику возможность оценивать свои достижения самому, но и помогает сформировать у ребенка адекватную самооценку.
Рассмотрим способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника. В понятии способ должна быть отражена связь деятельности преподавателя и учащегося. Способ обучения – это система принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся, применяемая для обучения, развития и воспитания. Способ содержит и правила как действовать, и сами методы действия.
Существует достаточно много способов безотметочного оценивания, например, способы оценивания Г.А. Цукерман: «Волшебные линеечки», «Карточка сомнений», «Светофор», «Говорящие рисунки», «Лесенка успеха» и т.д. Также можно применять «Метод зелёной ручки», который учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а наоборот – замечать свои успехи и стремиться к лучшему. Суть этого метода заключается в том, что педагог не выделяет красной пастой ошибки ученика, он помечает зелёной ручкой те моменты на письме, которые у ребёнка получились наиболее удачно. Это помогает школьнику концентрировать внимание не на своих ошибках, которые откладываются в фотопамяти, а на своих достижениях. Когда ребенок концентрирует своё внимание на положительных вещах, он получает совсем другие эмоции, он не пытается избежать ошибки, а стремится сделать всё хорошо. Это дает некую положительную мотивацию. Таким образом, ребёнок с детства привыкает замечать достоинства, а не недостатки. Можно применять знаковую оценку (плюс, минус), использовать «штампики», «золотой билет», цветовую оценку и музыкальную.
Также существуют всем известные традиционные способы оценивания, такие как: отметки, заменители отметок, вычитательная оценка, накопительная оценка (портфолио), высказывание в устной форме и так далее. Исходя из перечисленных средств оценивания, можно структурировать способы оценивания.
Представим составленную в исследовании классификацию способов оценивания в таблице 1.
Таблица 1
Способы организации валеологического подхода
к оцениванию достижений младших школьников
Традиционные способы оценивания – применение отметок; – применение заменителей отметок; – использование оценочных высказываний в устной форме; – применение вычитательной оценки; – применение накопительной оценки |
Способы оценивания на основе валеологического подхода – применение «Волшебных линеечек»; – использование «Светофора»; – применение «говорящих рисунков»; – применение «Лесенки успеха»; – использование метода «зелёной ручки»; – применение знаковой оценки (плюс, минус); – использование «штампиков»; – применение «золотого билета»; – применение цветовой оценки; – использование музыкальной оценки |
Необходимо предоставлять ученику возможность оценивать свои достижения самостоятельно. Применение различных способов оценивания позволяет развивать у учащихся способность к самообучению, самоуправлению и самообразованию [12]. Организация валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника способствует сохранению психологического, и прежде всего, эмоционального здоровья учащихся начальной школы.