Full text

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: «Письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов; (Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Боголюбов., Е.В. Гурьянов, Л.Я. Желтовская, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова, Е.Н. Соколова, Н.А. Федосова).

Эта проблема актуальна и с точки зрения следующих положений: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ученике. Проблема плохой каллиграфии учащихся также частично связана с появлением компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Из-за отсутствия постоянных упражнений в письме, возникают такие трудности как: овладение формой букв, освоение наклонного письма, безотрывного письма и способов соединения.

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Проверяя тетради учеников, учителя с каждым днем все больше и больше убеждаются в том, что у большинства далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много каллиграфических ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом и составляет 25-30%. Исследование этих проблем методистами М.М. Безруких и Т.Е. Хохловой показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачатую вплоть до окончания школы. Причины возникновения проблем многочисленны: педагогические, медицинские, физиологические, отсутствие системы коррекции каллиграфии. Учитель зачастую не замечает, как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Кроме того, жёсткость требований к каллиграфии, недостаточное знание и учет индивидуальных возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома к нему приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья младшего школьника.

На всех этапах развития методики обучения грамоте было много споров о почерке. Одни методисты считают, что хороший почерк – это немаловажное условие грамотности, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк – это характер, поэтому сформировать его невозможно. Между тем, если почерк отражает характер, нельзя отрицать тот факт, что учитель, работая над почерком, может содействовать формированию характера. Поэтому многие учителя, работая над каллиграфией учащегося, работают и над его поведением, т.е. воспитывают его. Поэтому обучение письму в последнее время стало частью нравственного и эстетического воспитания, а это, в свою очередь, очень важно, так как период становления почерка совпадает с периодом формирования личности.

Красивое письмо – это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно через обучение письму научить ученика думать, развивать логику, сделать этот учебный предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным [2].

Несмотря на все старания учителя, довольно часто в классе из тридцати человек только двое могут писать каллиграфическим почерком. Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.

Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:

а)       учащиеся сидят, «скорчившись», поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б)          пишут буквально «носом»;

в)           левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;

г)        правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу);

д)   голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к правому плечу;

е)   вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

Во-вторых, недостаточный учёт мотивационно-потребностного блока формирования каллиграфии, т.е. формирование отношения ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» – два почти непреодолимых препятствия на пути к каллиграфии у младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.

В-третьих, анализируя положение дела с каллиграфией, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:

а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;

б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;

в) ошибки исправляются учеником или после многократного перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;

г) углы тетради загнуты и затерты;

д) не соблюдается единый орфографический режим.

В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей при формировании каллиграфии в процессе письма – это несформированность почерка, иначе говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма [4].

В связи с этим в методике обучения учащихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические ошибки:

1. Нарушение наклона шестьдесят пять градусов. Это нарушение, как правило, приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных – неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных – неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м – л, вместо д – а.

Для успешного преодоления ошибочного написания отдельных элементов букв очень важно разобраться в их причинах и, в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий приём.

Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке, исправление ошибок второй группы требует развитие глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок в формировании каллиграфии в процессе письма требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвёртой группы связаны с нарушением внимания [6].

В методике обучения учащихся письму выделяются также ошибки, которые замедляют скорость и ухудшают качество письма, это:

1) неправильное написание овалов, когда ученик начинает их сверху и ведет не справа налево, а слева направо;

2) неправильное начертание петель у букв, когда нижний элемент отклоняется вправо.

Причинами такого написания служат неправильные направления движения руки при написании. Исправить эти ошибки можно, дав ученику конкретное указание и продемонстрировав правильное направление руки.

Особую трудность для исправления представляет так называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или крупное письмо, растянутость букв, снижение качества написания от начала текста к его концу. Причиной служит напряжение мышц плечевого пояса. Ученик быстро утомляется и концу урока его письмо просто ужасно. В результате установления этого «препятствия», учитель должен помочь первокласснику расслабить мышцы при помощи различных упражнений, запомнить это ощущение и продолжить письмо дальше [4].

Каллиграфические ошибки встречаются не только в написании отдельных букв, элементов букв, но и целых предложений. В этом случае можно выделить следующие группы ошибок.

1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.

3. Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.

5. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

7. Имеет место «заборность», угловатость письма.

8. Не соблюдается связность букв при письме.

9. Полная неразборчивость почерка, «каша».

В методике обучения учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических ошибок.

Так, доцент Д.С. Фонин отмечает, что ошибочное написание элементов букв заключается не в шариковой ручке и недостаточной разлиновке тетради, а в том, что у учащихся начальной школы недостаточно развиты познавательные процессы, в частности восприятие. Ученый добился высоких результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину букв, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке [2].

Многие методисты, в том числе и В.Ф. Одегова, считают, что во избежание болезненного перехода от одной разлиновки к другой, первоклассников следует обучать письму в тетрадях в одну линейку с расстоянием между строк 9 мм. Этот опыт был заимствован в чехословацкой школе и применен в России. Суть метода заключается в том, что сначала дается образец крупной буквы (на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут рядом такие же по размеру 2–3 пробные буквы), затем в следующей строчке дается буква меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания, в третьей строке буква мельче, чуть ниже половины строки. Такое обучение письму снимает напряжение и исключает монотонность в работе [2].

Нарушение почерка учащихся может быть связано, как отмечалось выше, и с познавательной сферой. Так, у младших школьников может быть нарушена или недостаточно развита зрительная память, в результате чего и могут возникнуть каллиграфические ошибки. Разрешить возможные трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать тот или иной процесс.

В методике обучения грамоте существуют упражнения, которые направлены на тренировку зрительного восприятия, пространственного восприятия и т.д. Совокупность различных видов упражнений поможет учителю начальных классов развить психические процессы. Это в свою очередь и станет основой каллиграфического письма.

Русский народ всегда ценил красивое письмо, это отражено в поговорке «Красиво писать – красоту творить». Вопрос, как научить этому ребенка, волнует многих учителей начальной школы, так как красивое письмо – это еще и грамотное письмо, поэтому в 3-4 классах неправильное каллиграфическое письмо порождает орфографические ошибки, поэтому учителя этих классов перед тем как перейти к теме урока проводят минутки чистописания. Такая работа не всегда результативна, так как в большинстве случаев учащимся неинтересно делать то, что как им кажется, они давно умеют. К примеру, учитель начальной школы Г.И. Карнаухова смогла с этим справиться, и теперь на уроках чистописания учащиеся сами через рисунок предмета рождают образ, рождают новую мысль. Сначала при составлении композиции, штрихуя, её учащиеся придумали очень интересные рассказы о дружбе, путешествовали по родному краю, разгадывали лесные тайны. Эта работа помогла не только формировать умение писать быстро, соблюдая четкость, плавность, ритмичность, наклон, связность, линейность письма, но и позволила развивать речь учащихся, языковое чутье, фонематический слух и орфографическую грамотность. Вот такие минутки чистописания и становятся для учеников праздником. Они отличаются разнообразием, учащиеся могут сами составлять предложения, вспоминать пословицы и загадки. Именно такая работа и вызывает интерес, у младших школьников появляется стимул писать красиво [60].

Итак, методика становления и развития каллиграфического письма прошла длительный период своего развития. Она претерпела существенные изменения. Но в настоящее время разработаны основные направления по формированию красивого и четкого почерка. Для современной методики обучения элементарному письму графический навык представляет собой сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и рукодвигательного. Связное письмо должно быть естественным результатом формирования навыка возрастного совершенствования координации движений, а не искусственно навязанным требованием, не соответствующим функциональным возможностям младшего школьника, затормаживающим формирования и развитие каллиграфического навыка в процессе письма, а порой и приводящим к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

Исходя из определения графики как раздела лингвистики, который изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно и сам процесс изображения её, необходимо уточнить содержание понятия «графический» и «каллиграфический» навык. Понятие «графический» навык «вбирает» в себя всё содержание графики, тогда как «каллиграфический» навык характеризует внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо» [3].

Одним из важнейших условий развития каллиграфического навыка письма является создание таких гигиенических условий, как:

– правильный подбор мебели;

– правильная посадка;

– положение тетради;

– направление освещения;

– оптимальность формы ручки;

– продолжительность беспрерывного письма и т.д. [2].

Стул должен стоять так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна стоять на 7-10 см от линии края стола. Туловище школьник держит прямо, не сгибая ни вперёд, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова слегка наклонена вперёд, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от тетради. Для ребёнка маленького роста это расстояние чуть меньше. Локти пишущего ученика немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Тетрадь располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела; правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости; свет при письме падает справа [9].

Дети обучаются наклонному письму под углом в 65 градусов к строке. Наблюдения показали, что именно такой наклон благоприятствует скорописи. Обучая детей наклонному письму, учитель с первых дней в школе следит, чтобы в ходе письма кисть находилась в одном и том же положении относительно предплечья, а движение руки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе и в плече. При этом правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе, придерживая его. Тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строки приходилось на середину груди пишущего. По мере заполнения страницы, тетрадь продвигается вверх, но начало заполняемой строки по-прежнему находится напротив центра груди пишущего.

Велика роль доски в обучении письму. На чёрном или тёмно-коричневом фоне доски учитель и дети пишут, как правило, белым мелом (для подчёркивания и выделения букв, слогов используются цветные мелки). В 1-м классе на доске делается разлиновка, которая совпадает с разлиновкой страницы в тетради [1].

Парта подбирается в соответствии с существующими нормативами (по маркировке). Расстояние от первой парты до доски – не менее 2 м, от последней парты – не более 8 м. Свет падает с левой стороны сидящих учеников. Освещённость на поверхности парты – 75–80 люксов. У доски должны быть дополнительные светильники с отражателями. Высота доски нижнего края – 85 см от пола, доска матовая [1].

Важное значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса – 5 мин.; для II – 8 мин.; для III – 12 мин.; для IV – 15 мин. После каждого «сеанса» письма дети должны переменить форму деятельности и обязательно посмотреть вдаль, например на доску [28, с. 83].

Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму обеспечит не только эффективность формировании каллиграфии в процессе письма и работоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическое развитие, их нормальное зрение, правильную осанку.

Развитие каллиграфического навыка письма определяется таким критерием, как чёткость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв (например, ж, Ж, т, Т) она в 1,5 раза больше, чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой («в линейку») высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним [3].

Следующим показателем каллиграфического навыка является связанность письма. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится чётким и устойчивым, а темп письма – более ускоренным.

Ещё одним из важнейших условий развития каллиграфического навыка является скорость письма, которая проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.

Развитие ускоренного письма – не самоцель, а условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге. Если каллиграфический навык письма развит, то все критерии, рассмотренные выше, проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая чёткость письма будет показательной только при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности каллиграфического навыка утрачивает своё значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя формирования каллиграфии в процессе письма и его навыка, в частности графической грамотности, каллиграфической чёткости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Развитие связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика [3].