В соответствии с педагогическим принципом культуросообразности и в контексте культурологического подхода к образованию, формирование личностной культуры обучающихся выступает важной целью профессиональной подготовки. Реалии и тенденции социально-экономического развития российского общества, в частности, становление конкурентных отношений как одной из ключевых характеристик общественных (в том числе, трудовых) отношений обусловливают актуальность включения культуры конкурентных взаимодействий в содержание формируемой у будущих специалистов профессиональной культуры. Поскольку указанная задача является относительно новой для отечественной системы высшего образования, представляется важным исследование актуального состояния проблемы – прежде всего, на основе определения эффективности развития культуры конкурентных взаимодействий у студентов при отсутствии специально создаваемых для этого педагогических условий. Проведение соответствующего мониторинга составило цель нашего исследования.
При организации мониторинга мы базировались на следующих основных положениях относительно сущности, структуры и содержания, критериев и уровней сформированности культуры конкурентных взаимодействий [1,2, 3]:
1. Учитывая сущность и виды конкуренции, с одной стороны, и личностной культуры, с другой стороны, под культурой конкурентных взаимодействий правомерно понимать качество личности, базирующееся на интериоризированной системе культурно-экономических ценностных ориентаций и установок, сформированных знаниях, освоенных способах поведения, общения и деятельности, и позволяющее специалисту эффективно участвовать в сопернических и сотруднических взаимоотношениях, связанных с достижением экономических целей, ориентируясь на использование рациональных и этически приемлемых средств.
2. Структурно-содержательно культура конкурентных взаимодействий представлена следующими компонентами с соответствующим наполнением:
– аксиологическим, предполагающим ориентацию личности на общечеловеческие гуманистические ценности, в том числе, ценности сотрудничества и честного соперничества, индивидуальности и самосовершенствования, профессиональной и социальной ответственности; установки на нравственный выбор целей и средств конкуренции;
– когнитивным, включающим систему знаний и представлений в области нравственных, юридических, экономических основ конкуренции;
– рефлексивным, связанным со способностью анализировать, оценивать и корректировать собственные цели, средства, методы конкурентных взаимодействий в соответствии с нравственными, юридическими и экономическими индикаторами эффективности деятельности;
– коммуникативным, предполагающим способность специалиста к сотрудничеству в условиях конкуренции, к эффективному использованию вербальных и невербальных средств общения, в том числе, в стрессовых условиях, адекватно конкурентным ситуациям;
– деятельностным, включающим способности находить, проектировать, реализовать эффективные средства методы конкурентных взаимодействий, а также самопрезентационные умения.
3. Оценка сформированности культуры конкурентных взаимодействий осуществляется в соответствии с критериями, содержание которых обусловлено как содержанием вышеприведенных структурных компонентов, так и сущностью функций культуры. Исходя из этого, система критериев сформированности культуры конкурентных взаимодействий включает:
– ценностно–ориентационные, свидетельствующие об усвоении и использовании личностью этических норм при определении личных целей, выборе средств и способов осуществления конкурентных взаимодействий. Критериальными показателями выступают: выбор гуманистических ценностей (в том числе, ценностей развития общества, профессии и личности, собственной индивидуальности) как ориентиров при определении целей и средств конкуренции; рациональное предпочтение сотрудничества соперничеству, коллективных интересов узко-индивидуальным;
– познавательно-информационные, характеризующие освоение и реализацию личностью системы этических, юридических и экономических знаний о целях и способах конкуренции. Критериальными показателями являются: объем и глубина, осознанность и применимость знаний, а также понимание важности их применения в условиях конкуренции;
– регулятивные, описывающие направленность личности на рефлексию и коррекцию собственных целей, средств и методов конкуренции. Критериальными показателями являются следующие: осуществление рефлексивных действий, связанных с анализом моральных, юридических и экономических характеристик собственных целей, средств и методов конкуренции; изменение собственных целей, средств и методов конкуренции в случае их несоответствия этическим, юридическим или экономическим требованиям; адекватная самооценка как субъекта конкуренции;
– семиотические, характеризующие наличие у личности арсенала эффективных средств и способов взаимодействия в условиях конкуренции. Критериальными показателями выступают: рациональность выбора и эффективность применения целей, методов и способов конкуренции и коммуникации; вежливость и самообладание при взаимодействии с конкурентами, способность договориться, прийти к консенсусу; грамотность и убедительность публичных выступлений;
– креативные, иллюстрирующие достижение личностью целей конкурентного взаимодействия, приобретение конкурентных преимуществ. Критериальными показателями являются: благоприятный имидж и эффективная самопрезентация; использование эффективных, морально, юридически и экономически оправданных средств и методов конкурентных взаимодействий; самообразование.
Заметим, что, исходя из содержания компонентов и критериев, культуру конкурентных взаимодействий можно считать системной социально-профессиональной компетенцией специалиста (в частности, спортивного педагога), обеспечивающей ему достижение личностных и профессиональных целей (трудоустройство/карьера, профессиональное совершенствование, изменение социальной/профессиональной позиции, статуса и пр.) морально оправданными и экономически рациональными средствами и методами.
4. Определение уровня сформированности культуры конкурентных взаимодействий осуществляется посредством тестирования, анкетирования, экспертной оценки на основе дифференцированного оценивания всех критериальных показателей; при этом для каждого показателя используется пятибалльная шкала (от –1 балла до +3 баллов):
– 1 балл – проявляется (наблюдается, демонстрируется) качество, противоположное оцениваемому показателю,
0 баллов – показатель отсутствует, не проявляется,
+ 1 балл – показатель выражен слабо, проявляется редко и случайным образом,
+ 2 балла – показатель не устойчив, проявляется в ситуациях определенного контекста (целевого, операционального, ценностного и пр.),
+ 3 балла – показатель устойчив, проявляется во всех случаях, ситуациях.
Уровень культуры конкурентных взаимодействий по отдельным критериям определяется путем суммирования баллов, полученных при оценивании критериальных показателей с опорой на закон нормального распределения [4]. Критериальные интервалы суммарных баллов, как и количественные характеристики уровней, таким образом, зависят от количества оцениваемых показателей по конкретному критерию. В исследовании использованы пять интегрированных уровней культуры конкурентных взаимодействий:
– отрицательный уровень ([-19, 0) баллов) – условно определен как антикультура и образуется как сумма отрицательных баллов по всем критериям (максимально негативный тип культуры конкурентных взаимодействий), либо как сумма отрицательных и положительных баллов по разным критериям;
– нулевой ([0] баллов) – образуется как сумма нулевых баллов по всем критериям («культурный вакуум»), либо как сумма отрицательных и положительных баллов по разным критериям;
– низкий ((0-19] баллов) – характеризуется либо низкими уровнями по всем критериям, либо существенным доминированием одного критерия над остальными;
– средний ((19-38] баллов) – характеризуется либо средними уровнями по всем критериям, либо доминированием нескольких критериев над остальными;
– высокий ((38-57] баллов) – характеризуется либо высокими уровнями по всем критериям, либо незначительным «отставанием» одного – двух критериев.
5. С точки зрения уровней развития отдельных компонентов культуры конкурентных взаимодействий, а также выраженности отдельных критериальных показателей в рамках одной группы критериев, правомерно выделение следующих форм культуры конкурентных взаимодействий:
– гармоничная, характеризующаяся относительно одинаковым развитием всех структурных компонентов (соответственно, отрицательным, нулевым, низким, средним или высоким уровнями);
– дисгармоничная (диссонансная), характеризующаяся либо доминированием (более высоким уровнем сформированности) одного или нескольких компонентов при более низких значениях остальных компонентов (критериальный диссонанс), либо несоответствием, несогласованностью нравственных, юридических и экономических составляющих культуры конкурентных взаимодействий с доминированием одного или двух векторов (когнитивный диссонанс).
С учетом вышеприведенных положений было организовано констатирующее исследование, направленное на определение уровней и форм культуры конкурентных взаимодействий, доминирующих у обучающихся разных курсов, и являющихся результатом обучения и воспитания при традиционном построении образовательного процесса в вузе. Контингент испытуемых составили студенты Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, обучающиеся по направлениям «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности»: 1 курс – 58 чел., 2 курс – 60 чел., 3 курс – 62 чел., 4 курс – 56 чел.
В констатирующем исследовании использовался комплекс диагностических методов, включающий опрос и тестирование, экспертную оценку и самооценку. Ввиду ограниченности объема статьи, мы не имеем возможности подробно охарактеризовать диагностический инструментарий; ознакомиться с ним можно в диссертационном исследовании И.В. Лебедевой. Отметим только, что параметрами экспертной оценки, проводимой по результатам контент-анализа проективной, целеполагательной, ценностноориентационной, рефлексивной, практической деятельности студентов, служили сами критериальные показатели; экспертами выступали специально подготовленные для этой цели преподаватели. Методом опроса оценивался первый познавательно-информационный критериальный показатель; опрос включал вопросы в области нравственных, культурных, правовых, экономических, маркетинговых, коммуникативных, информационных основ конкуренции. Глубина, прочность и интегрированность знаний определялись по специально разработанной оценочной шкале.
Результаты проведенного констатирующего исследования позволили определить динамику формирования культуры конкурентных взаимодействий у студентов (таблица 1).
Таблица 1
Динамика формирования у студентов культуры конкурентных взаимодействий в процессе обучения
Уровень культуры конкурентных взаимодействий |
Количество испытуемых (%) |
|||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Отрицательный |
18,4 |
15,1 |
14,7 |
12,5 |
Нулевой |
22,2 |
21,5 |
21,6 |
21,9 |
Низкий |
37,7 |
38,7 |
41,8 |
41,1 |
Средний |
17,4 |
17,7 |
13,4 |
15,5 |
Высокий |
4,3 |
7,0 |
8,5 |
9,7 |
Форма культуры конкурентных взаимодействий |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
Гармоничная |
32,8 |
32,7 |
25,9 |
25,2 |
Диссонансная |
67,2 |
67,3 |
74,1 |
74,8 |
Можно видеть, что на всех курсах обучения у студентов доминирующими являются нулевой и низкий уровни сформированности и диссонансная форма культуры конкурентных взаимодействий. Для оценки достоверности различий использовались методы математической статистики [4]. При этом, если по уровням отмечается тенденция, пусть и статистически не значимая (Р>0,05), к увеличению количества респондентов с высоким и уменьшения – отрицательным уровнем культуры конкурентных взаимодействий, то по формам картина обратная: обнаружено систематическое увеличение (Р>0,05) доли испытуемых с дисгармоничными формами культуры конкурентных взаимодействий. Таким образом, в процессе обучения нарастает дисгармония в содержании культуры конкурентных взаимодействий: как критериальная, так и контекстная. Формирование, своего рода, антиценностей конкуренции препятствует и росту числа студентов с позитивными (средним, высоким) уровнями культуры конкурентных взаимодействий.
Недостаточное количество студентов, характеризующихся положительными, а именно, средним и высоким, уровнями культуры конкурентных взаимодействий обусловливает необходимость специальной педагогической работы по ее формированию с учетом индивидуально-психологических особенностей личности [5]. А анализ специфики выявленных диссонансов в развитии культуры конкурентных взаимодействий позволяет на индивидуально-дифференцированной основе определить ведущие направления педагогических воздействий. В частности, критериальные диссонансы в содержании и уровнях культуры конкурентных взаимодействий характеризовались превалированием когнитивного компонента над всеми остальными, а наименее сформированными оказались аксиологический и рефлексивный компоненты. Контекстные диссонансы отличались большей выраженностью экономических ценностных ориентиров конкуренции над нравственными и, в отдельных случаях, правовыми.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленной педагогической работы по формированию у студентов культуры конкурентных взаимодействий. Такая работа, на наш взгляд, предполагает создание педагогических условий, обеспечивающих, в частности, целесообразно широкое внедрение в образовательную практику рекомендаций, предложенных и экспериментально обоснованных И.В. Лебедевой, С.А. Хазовой [2, 6]. При этом следует учитывать специфику разных видов профессиональной деятельности и, следовательно, конкурентных взаимодействий в различных профессиональных сообществах. Эти особенности, отражаясь в содержании профессионального образования, требуют специальной деятельности, направленной на экстраполяцию существующих в науке и практике методических и практических разработок в условия конкретной образовательной среды.