Full text

Ориентация федерального государственного образовательного стандарта общего образования на результат – освоение обучающимися не только знаний, умений и навыков, но и творческих компетенций, способности самостоятельно мыслить, активно развиваться в условиях инновационной информационной и коммуникативно насыщенной среды – ставит перед педагогами сложную проблему оценки не только информационной составляющей образовательного результата, но и деятельностной, и личностной составляющих. Ограниченность педагогических диагностик личностного развития обучающихся серьезно осложняет решение задачи оценивания качества педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. 

Предлагаем педагогам знакомство с диагностикой личностного развития обучающихся, основанной на оценке сформированности компонентов деятельности, позволяющей оценить также уровень развития универсальных учебных действий, соответствующих содержанию каждого компонента деятельности.

Концепция компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области, опирается на идеи отечественной теории деятельности, в которой  выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка и профессиональная деятельность. [1] 

Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих  действий  субъекта деятельности.

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем  - законом микрогенезиса Хайнца Вернера [2], каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза.

Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста. Ведущая деятельность каждого возраста определяет  лишь  «вектор»  личностного развития  субъекта.

Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека. (табл.1) 

Таблица 1.

Формирование субъектных качеств личности в рамках ведущих типов деятельности в процессе онтогенеза 

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

 деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эстетическое и эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, аккуратность, исполнительность

Регулятивный

Игровая деятельность

Накапливание опыта, работа с информацией,

в коллективе

 

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование рефлексия

 

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

(по И.С.Гессену)

Решение творческих задач

 

Креативность

Творческий

Профессиональ

ная деятельность

Решение профессиональных задач

Способность к самосовершенст

вованию

Самосовершен

ствования

    

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности):  эмоционально-психологический,  регулятивный,  социальный,  аналитический,  творческий,  самосовершенствования.

Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся.

В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.    

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий 

Компоненты

учебной деятельности

 

Типы УУД

 

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

Личностные

 

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

Данный подход используется для оценки деятельностных и личностных результатов обучающихся в образовательном процессе. [3]

Для оценки уровня сформированности компонентов деятельности и соответствующих универсальных учебных действий обучающегося педагогу предлагается обобщить результат наблюдения за поведением обучающегося в образовательном процессе. Аналогичная работа может быть предложена самим подросткам или их родителям.

В качестве примера предлагается оценка уровня сформированности компонентов  деятельности  у ученицы 10 класса Анастасии (15 лет) (табл.3). В таблицу заносятся данные наблюдения педагога за поведением ученицы.

Таблица 3

Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности
Анастасия, 15 лет

Компо

нент

Показатели

1

2

3

4

Сумма

баллов

Эмоционально- психологическ.

Владение эмоциональными способами поведения

 

 

Х

 

 

13

Открытость в общении

 

 

Х

 

Доверие к педагогам

 

 

Х

 

Учение с интересом

 

 

 

 

Х

Регулятив

ный

Аккуратность

 

 

Х

 

 

12

 Ответственность

 

 

 

Х

Организованность

 

 

Х

 

Доведение дела до конца

 

Х

 

 

Социальный

Любознательность

 

Х

 

 

 

 

10

Информированность

 

 

Х

 

Умение работать в коллективе

 

 

Х

 

Проявление терпимости к другим мнениям

 

Х

 

 

Аналитиче

ский

Концентрация на учебе

 

Х

 

 

 

 

8

Способность к теоретическому анализу

 

 

Х

 

Самостоятельное выполнение домашнего задания

 

Х

 

 

Готовность к самостоятельному учению

Х

 

 

 

Творческий

Способность генерировать идеи

 

Х

 

 

 

 

9

Умение принимать решения в различных ситуациях

 

Х

 

 

Умение нестандартно мыслить

 

 

Х

 

Создание собственных продуктов деятельности

 

Х

 

 

Самосовершенст

вования

Способность к оценке и самооценке

 

 

Х

 

 

 

 

10

Самостоятельное выявление допущенных ошибок

 

Х

 

 

Умение извлекать пользу из полученного опыта

 

 

Х

 

Желание учиться дальше

 

 

 

Х

 

 

Для оценки используется следующая шкала: 1 балл – качество проявлено слабо, 2 балла – качество проявлено частично, 3 балла – качество проявлено не в полной мере, 4 балла – качество проявлено ярко. Максимальный балл – 16 баллов.

Итоговые баллы наносятся на лепестковую диаграмму (рис.1):  

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающегося
Анастасия, 15 лет 


Рис 1. 

Анализ результатов: представленный рисунок ярко демонстрирует наиболее развитые компоненты деятельности – эмоционально-психологический и регулятивный, соответственно универсальные учебные действия личностные – мотивация, и регулятивные – способность к деятельности по образцу, ответственности и аккуратности. Можно предположить повышенный уровень эмоциональности у обучающейся.

На низком уровне сформированность социального, аналитического, творческого компонентов деятельности и компонента самосовершенствования. Соответственно можно говорить о низком уровне сформированности универсальных учебных действий коммуникативных – взаимодействия в коллективе, работа в группе в команде, познавательных – способностей к анализу, решению проблемных ситуаций, личностных – создания творческих продуктов, регулятивных с позиции контроля и оценки, самооценки.

При разработке рекомендаций необходимо учитывать равномерное гармоническое развитие всех компонентов деятельности.

В соответствии с данными анализа результатов можно предложить рекомендации по работе с учащейся: поддерживать интерес к познанию, самостоятельности, учить нестандартно подходить к решению проблемы.

Следующий шаг - обобщение оценок каждого ученика в сводную таблицу, при этом выявляется средний уровень сформированности компонентов деятельности в классе с точностью до десятых.

В результате полученная картина может быть более равномерной, чем рисунки, отражающие особенности каждого обучающегося. Приведем пример результатов диагностики, проведенной педагогом Зайковой Т.Ф. по результатам наблюдения за поведением обучающихся 10-го (математического) класса:

Результаты диагностики компонентов деятельности и универсальных учебных действий  у обучающихся «10» (математического) класса 
МАОУ СОШ №200  г. Екатеринбурга 

Цель: установление уровня сформированности компонентов деятельности и универсальных учебных действий у обучающихся, анализ полученных данных, составление рекомендаций.

Таблица 4

Структура компонентов деятельности

 

 

 

Обучающиеся «11» класса

 

Компоненты деятельности

 

Эмоционально – психологический

 

Регулятивный

 

Социальный

 

Аналитический

 

Творческий

 

Самосовершен

ствования

1

12

15

11

13

11

12

2

13

14

10

15

15

16

20

11

11

12

13

15

16

21

12

15

11

13

11

12

Средний балл

11,9

13,8

11,2

14,2

12,8

14,8

 

Итоговые средние баллы наносятся на диаграмму (рис.2):

Уровни сформированности компонентов деятельности
у обучающихся 
«10» (математического) класса МАОУ СОШ №200  г. Екатеринбурга

 

Рис. 2

Анализ:наиболее сформированы регулятивный, аналитический  компоненты и компонент самосовершенствования, что свидетельствует о большем развитии логического мышления, наименее сформированы социальный и эмоционально-психологический, творческий компоненты – компоненты правого полушария, что характерно для математического класса.

Для нахождения процента сформированности универсальных учебных действий предлагаются следующие формулы: процент сформированности личностных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения эмоционально-психологического и творческого компонентов деятельности, процент сформированности регулятивных  универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения регулятивного компонента и компонента самосовершенствования, процент коммуникативных универсальных учебных действий берется из социального компонента деятельности, познавательных – из аналитического без изменения (табл.5).

Таблица 5.

Структура универсальных учебных действий

 

УУД

 

 

Личностные

 

(эмоцион-психол+творч.)

2

 

Регулятивные

 

(регулятивные+

самосоверш.)

2

 

Коммуника

тивные

 

(социальный)

 

Познаватель

ные

 

(аналитический)

 

Средний балл

12.3

14,3

11,2

14,2

 

Универсальные учебные действия, на формирование которых нужно обратить внимание:коммуникативные и личностныеуниверсальные учебные действия.

Рекомендации:для развития эмоциональной сферы, развития интереса к математикепривлекать обучающихсяк участию в занимательных конкурсах, викторинах, формировать познавательную мотивацию, для развития коммуникативных универсальных учебных действий усилить внимание к групповым формам работы.

Таким образом, анализ результатов проведенной диагностики позволил выявить проблемы в формировании компонентов деятельности у обучающихся и соответствующих им универсальных учебных действий.

Данная диагностика позволяет проводить качественную оценку деятельностных результатов и личностных особенностей обучающихся, разработать рекомендации для каждого обучающегося и класса в целом.

Сравнение процентов достижения каждого компонента поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг личностного развития отдельного ребенка и качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в целом.