Настоящий период развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) России характеризуется внедрением в практику современных инженерно-технических средств охраны и надзора (далее – ИТСОН), обеспечивающих качественно новый уровень безопасности в пенитенциарных учреждениях. Современные ИТСОН следует рассматривать как человеко-машинные системы (man-machine system), или эргатические системы, т. е. системы, состоящие из людей и техники, причем все элементы такой системы (и человек, и электронная техника), используя преимущества и того и другого, повышают эффективность предотвращения угроз в условиях динамически изменяющейся оперативной обстановки на объекте УИС.
Человек-оператор, работающий в режиме управляющего объекта и выполняющий одну или несколько его функций (прием и оценка информации, принятие решения и действия, направленные на его исполнение и контроль) в эргатической системе, обеспечивает ее нормальную работу.
Общая тенденция к обеспечению охраны и надзора на объектах УИС дистанционным методом, с использованием систем электронного обнаружения и видеонаблюдения, сложность и многофакторность развития оперативной обстановки в процессе служебной деятельности делают, с нашей точки зрения, актуальным применение практико-ориентированного подхода к организации обучения ИТСОН, при котором органически соединяются разнородные знания – когнитивный потенциал дисциплин специализации и практика их применения, в результате чего возникает новое, целостное, системное знание.
Рефлексия собственного опыта преподавания учебной дисциплины ИТСОН позволила выявить следующий набор форм, методов, делающих возможной реализацию практико-ориентированного подхода в обучении ИТСОН:
1) лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности);
2) практическая демонстрация (показ) ИТСОН и рассказ (работа в малых группах);
3) тренинги с использованием ситуационных задач, имитирующих служебную деятельность сотрудников ФСИН, с непосредственной эксплуатацией ИТСОН.
Концептуально содержательный компонент модели обучения ИТСОН, реализуемой с помощью данных форм, основывается на разумном сочетании изучения теоретической составляющей и квазипрофессиональной подготовки. В целях ориентирования содержания учебной дисциплины на реальные потребности работодателя ведется постоянный мониторинг способов и методов организации охраны и надзора на объектах УИС с использованием современных ИТСОН. В ходе реализации модели обучения ИТСОН достигается цель – формирование профессионально-специализированной компетенции «способность применять и использовать технические и инженерные средства надзора и контроля», обеспечивается высокий уровень готовности будущего выпускника к осуществлению практической деятельности.
Разработанная нами модель функционирует следующим образом. Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы в методы и условия их применения, и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс – самонастраивающаяся система. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание учебной дисциплины. Наиболее изменяемые элементы – это методы, средства и педагогические условия, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.
Таким образом, возникает необходимость выявления педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности практико-ориентированного обучения ИТСОН в вузах ФСИН. С этой целью нам нужно изучить и проанализировать опыт исследователей практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании, сравнить его с собственным опытом и сделать соответствующие выводы.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Практико-ориентированные образовательные технологии всегда находились и находятся в центре внимания педагогов-исследователей. В последние годы вопросам их организации посвящены работы Р. А. Аджимуллаевой, И. В. Жулановой, Л. Е. Солянкиной, П. И. Образцова, Ф. Г. Ялалова.
Так, например, И. В. Жуланова раскрывает практику вузов Европы в организации профессионального обучения в области социальной работы:
«– общее количество часов, отведенных на практическое образование (до 50% времени обучения в университете);
– использование в обучении определенных (креативных) методов (метод проблемно-ориентированного обучения, метод проектов и др.);
– ориентация обучения на работу в группе, команде;
– интеграция учебных предметов как “способ приближения” учебной (аудиторной) ситуации к реальной, фактической, способ задания целостного представления о будущей профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;
– большинство университетских преподавателей имеет значительный опыт практической социальной работы, и, продолжая преподавать, они постоянно обращаются к практической деятельности, которую рассматривают как источник повышения квалификации, профессионального мастерства» [1].
В свою очередь Л. Е. Солянкина выдвигает следующие условия организации профессиональной подготовки компетентного специалиста:
«– вся организация образовательного процесса (содержание учебных дисциплин и всех видов практик, информационные технологии и технические средства обучения) обладает практико-ориентированной направленностью;
– знакомство студента с реальной производственной ситуацией будет осуществляться до его выхода на практику» [2].
В своем диссертационном исследовании Р. А. Аджимуллаева обосновывает комплекс условий, способствующих повышению эффективности практико-ориентированных методов обучения в процессе их реализации в вузе МВД России:
«– привлечение к проведению практических занятий специалистов из следственных подразделений ОВД;
– постоянное развитие учебно-методической материальной базы;
– разработка и накопление практико-ориентированных методических материалов;
– организация обмена опытом преподавателей кафедр специализированных и общеобразовательных дисциплин по использованию практико-ориентированных методов;
– обогащение критериев оценки уровня подготовленности курсантов и деятельности преподавателей, включающих критерий использования практико-ориентированных методов обучения;
– необходимость изменения в оценках и самооценках курсантов и преподавателей позиции профессионала» [3].
Таким образом, анализируя педагогические условия, способствующие реализации практико-ориентированных технологий обучения, внедряемых в академическую образовательную деятельность, мы отметили те, которые, по нашему мнению, наиболее часто встречаются в педагогических исследованиях последних лет:
1.Увеличение количества учебных часов на практические занятия.
2. Формирование профессионального самоосознания обучаемых.
3. Интеграция профильных учебных дисциплин.
4. Использование активных методов обучения.
5. Моделирование ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности.
С целью учета влияния ведомственной специализации нами также были рассмотрены результаты исследований, связанных с проблематикой совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах ФСИН России. Так, М. В. Киселев выделяет следующие педагогические условия эффективной профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: «формирование у слушателей мотивации к творческой учебной деятельности, стимулирование творческих подходов к решению учебных задач, приближенных к реальной обстановке в пенитенциарных учреждениях» [4].
В свою очередь Л. В. Ковтуненко доказывает результативность следующих принципов в процессе профессионально-педагогического становления курсантов в вузе ФСИН, включающих:
«– учет общих педагогических принципов (гуманизации, демократизации, целостности, профессиональной целесообразности, политехнизма);
– признание развития личности курсанта как цели и результата учебно-воспитательного процесса;
– индивидуальный подход; координацию усилий руководящего, строевого и профессорско-преподавательского составов образовательного учреждения по организации и проведению профессионально-педагогического обучения, воспитания и личностного развития курсантов» [5].
Н. Н. Ивашко относит к педагогическим условиям реализации модели адаптации курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России следующие:
«– реализация образовательного процесса вуза ФСИН России на основе учёта особенностей актуального развития курсанта, требований и ожиданий образовательной среды вуза;
– реализация разнообразных возможностей образовательной среды вуза ФСИН России для самореализации личности курсанта в учебной, внеучебной и служебной деятельности;
– формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в курсантских коллективах, снятие адаптационных барьеров, связанных с неприятием субординации;
– формирование мотивации к учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов» [6].
В. Г. Игошин выдвигает условия реализации модели профессиограммы инспектора отдела охраны:
«– развитие и укрепление ценностных мотивов формирования профессионального интереса через совершенствование необходимых качеств личности;
– введение новых критериев определения достигнутого уровня профессиональной компетентности инспектора отдела охраны, сформулированных в его квалификационной характеристике;
– органическое единство и последовательное применение спецкурсов “Организация режима и охраны в исправительных учреждениях”, “Особенности организации службы караулов по охране и конвоированию”, “Профессиональная деятельность инспекторов отдела охраны” и всех видов практики (учебной, производственной, преддипломной);
– ее приближенность к условиям реальной профессиональной деятельности инспекторов, активное использование современных педагогических технологий, педагогического мастерства преподавателей и уровня учебно-материальной базы, применяемой на занятии» [7].
Г. А. Гиренок выявляет педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у курсантов вуза и повышения эффективности этого процесса:
«– развитие у курсантов потребности расширить профессиональные знания и коммуникативные способности;
– опора на самостоятельную работу курсантов;
– творческий характер заданий для самостоятельной работы и их вариативность;
– интеграция самостоятельной работы курсантов и опыта использования современных педагогических, профессиональных и информационных технологий; взаимосвязь формирования познавательной мотивации и коммуникативной активности личности;
– личностные качества преподавателя, создающего творческую атмосферу для общения и совершенствования коммуникативной компетенции;
– изучение дисциплины в формате модульно-рейтинговой системы» [8].
Анализ зарубежных источников также говорит о важности приобретения навыков эксплуатации технических систем. Так, в своем пособии для тюремного персонала E. Койл считает необходимым проведение надлежащего технического обучения персонала: «Сотрудники должны знать требования по обеспечению режимной безопасности. Это требует изучения технологии обеспечения безопасности: ключи, замки, оборудование видеонаблюдения и сигнализации» [9].
Р. Р. Поуп отмечает, что в США существует система заказов пенитенциарных образовательных программ для университетов и колледжей. В этих программах большое внимание уделяется практическим занятиям с демонстрацией деятельности действующего персонала тюрем по использованию технических средств [10].
Анализируя труды исследователей, посвященные проблематике совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах ФСИН России, мы пришли к выводу, что в работах последних лет практически не исследованы условия самой образовательной среды ведомственного вуза, ресурсы «производственной базы» – учреждений УИС, возможности привлечения к учебным занятиям практических работников, не разработана модель выпускника (что должен уметь и чем владеть выпускник в условиях модернизации ИТСОН объектов УИС?), не описаны подходы к реализации интегративных связей когнитивного потенциала дисциплин специализации (алгоритмы решения наиболее важных профессиональных задач).
Методологическая база исследования
При решении проблемы поиска педагогических условий, повышающих эффективность практико-ориентированного обучения ИТСОН, методологическую базу составили: системный подход в профессиональном образовании (З. Ш. Тухтаева, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. М. Сидоркин, А. Р. Ходжабоев) [11–15], личностно ориентированный подход (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) [16–19], рефлексивно-деятельностный подход (Н. Г. Алексеев, О. Б. Даутова, В. И. Загвязинский, А. Н. Леонтьев) [20–23], трансдисциплинарный подход (Л. П. Киященко) [24], использование активных форм в профессиональном обучении (И. П. Подласый, В. П. Беспалько) [25–26].
Результаты исследования
Учитывая личный опыт автора в проведении пилотажных экспериментов по обучению современным ИТСОН, мнение практических работников, мы пришли к выводу о том, что повышению эффективности данного процесса будет способствовать следующий комплекс педагогических условий.
1. Первым необходимым условием, без которого невозможно реализовать последующие, является создание практико-ориентированной среды в вузе ФСИН.
Практико-ориентированную среду можно разделить на внешнюю и внутреннюю, включающие в себя следующие структурные элементы:
— специально организованные выездные занятия;
— учебно-лабораторная база вуза;
— система регулярной консультативной поддержки курсантов;
— механизмы взаимодействия с учреждениями-партнерами.
Внутренняя среда — это деятельность учебного отдела, выпускающих кафедр по организации различных мероприятий (учебных занятий, учебных практик и др.) в целях обеспечения практико-ориентированного изучения дисциплин специализации. Внешняя среда — это совокупность учреждений партнеров учебного заведения, созданных на их базе учебных рабочих мест, практических работников учреждений, участвующих в учебном процессе.
В условиях практико-ориентированной среды преподаватель учебной дисциплины «Инженерно-технические средства охраны и надзора» имеет возможность конкретизировать актуальные практические задачи и проецировать их на учебный процесс.
В Академии ФСИН России применительно к изучению учебной дисциплины «ИТСОН» реализуются специально организованные мероприятия в практико-ориентированной среде —выездные практические четырехчасовые учебные занятия и внеучебные практики, организуемые учебным отделом, центром практического обучения, кафедрой организации режима и надзора в УИС в ИК-2, СИЗО-1, Отделом конвоирования УФСИН по Рязанской области. Планирование и тематика выездных практических занятий инициируются преподавателями, ведущими дисциплину.
В рамках внеучебной практики курсанты ежедневно, согласно плану-графику, посещают учреждения УФСИН России по Рязанской области, где помогают сотрудникам нести службу в качестве часового пульта управления техническими средствами охраны (надзора), участвуют в проведении ежедневного технического обслуживания ИТСОН.
Учебно-лабораторная база вуза представляет учебные рабочие места: часового пульта управления техническими средствами охраны, часового пульта управления техническими средствами надзора. Оборудование учебных рабочих мест и полигонов должно быть максимально приближено к уровню оснащения исправительных учреждений и позволять выполнять основные виды деятельности специалиста (в нашем случае дежурного помощника начальника колонии, начальника караула).
Взаимодействие с учреждениями УИС обеспечивает качество подготовки выпускников и способствует формированию у преподавателей профессионально-педагогических компетенций. Формирование этих компетенций происходит в результате личностного общения с практическими работниками учреждений УИС, методической работы по созданию рабочих мест, ознакомления с вновь вводимыми в эксплуатацию современными ИТСОН, обучения и воспитания будущих специалистов УИС.
2. Следующим условием является привлечение к проведению практических выездных занятий специалистов подразделений инженерно-технического обеспечения территориальных органов, исправительных учреждений, следственных изоляторов, отделов по конвоированию. В идеальном случае это должен быть специально назначенный руководством учреждения сотрудник из числа инженеров или старших техников, включенный в расписание учебных занятий.
Вполне понятно, что специалист-практик гораздо лучше, чем преподаватель, знает «свое» учреждение, может рассказать и показать особенности оборудования ИТСОН вверенного ему объекта.
Он выступает проводником и организатором учебного занятия на территории учреждения, дополняет и конкретизирует рассказ преподавателя, является судьей последней инстанции в разрешении спорных ситуаций, возникающих в процессе проведения тренингов. Еще одно немаловажное преимущество – возможность деления учебной группы на части (одновременная работа преподавателя и сотрудника учреждения в разных подгруппах).
3. С целью повышения результативности применения методов практико-ориентированного обучения ИТСОН необходимо, чтобы курсант оценивал себя не с позиции учащегося, а с позиции сотрудника учреждения УИС. Исследователями (Л. T. Бородавко [27], Ф. З. Кабиров [28], A. A. Вербицкий [29]) было доказано, что образ мышления обучающегося и работающего специалиста значительно различаются между собой. Если для обучающегося на первом плане (как для самого себя, так и в оценке преподавателя и одногруппников) стоят оценочные баллы, другими словами, степень усвоения теоретического материала, то для начинающего специалиста важны профессиональные особенности, способность ориентироваться в производственной обстановке, совершать правильные действия.
Учебная дисциплина «ИТСОН» изучается в 8-м и 9-м семестрах, одновременно с этим на четвертом курсе в период прохождения учебной практики происходит первое знакомство с профессией. Поведению курсантов присущ интерес к дисциплинам специализации, интенсивно ведется поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе практики.
На последнем курсе, в преддверии окончания вуза, начинают формироваться четкие практические (пенитенциарно направленные) установки на будущий род профессиональной деятельности. Генерируются новые, выходящие на первый план профессиональные ценности, связанные с будущим местом службы, занимаемой должностью, материальным обеспечением.
Задача преподавателя – найти ответы на возникшие вопросы, подвести курсанта к осознанию важности обеспечения надзора и охраны на объектах УИС человеко-машинным способом, научить ориентироваться в оперативной обстановке на основе данных дистанционного электронного наблюдения, дать целостное умение действовать в условиях оперативно изменяющейся ситуации.
К объективным условиям, влияющим на профессиональное самоосознание будущих специалистов, можно отнести:
– профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса;
– единство и взаимосвязь учебной (академической) деятельности и практико-ориентированной (квазипрофессиональной, профессиональной) подготовки.
К субъективным условиям можно отнести следующие:
– система признаваемых жизненных ценностей, как более частное – профессиональная ценностная ориентация;
– учебная активность курсанта в овладении будущей профессией;
– интеллектуальные способности;
– внутренняя установка на поиск еще не решенных проблем (склонность к научному творчеству);
– владение сложными коммуникативными навыками и умениями;
– сформированность самоконтроля и самооценки.
4. Трансдисциплинарный подход. В настоящее время развитие науки характеризуется усилением интегративных тенденций в изучении объектов, процессов. Это происходит потому, что современная наука исследует сложноорганизованные и саморазвивающиеся системы, требующие кооперативного взаимодействия различных научных дисциплин.
По мнению автора, профессиональная подготовка курсантов вузов ФСИН по специальности «Правоохранительная деятельность» упирается в литературную метафору «стык дисциплин», в нашем случае – дисциплин специализации, которая превращается в реальную границу, образованную «дисциплинарными коробками».
Главное достоинство использования трансдисциплинарного подхода в профессиональной подготовке курсантов вузов ФСИН с применением современных ИТСОН, с нашей точки зрения, заключается в переходе к исследованию реальности эксплуатации ИТСОН, при котором органически соединяются разнородные знания: когнитивный потенциал дисциплин специализации и практика их применения, в результате чего возникает новое, целостное, системное знание.
По мнению В. С. Мокия, «замысел идеи трансдисциплинарности заключается в том, что все природные феномены, предметы или процессы можно представить в образе некоторого условно ограниченного пространства. Тем самым создается возможность определить показатель, который принадлежит каждому пространству. Этим показателем является его состояние» [30].
Применительно к рассматриваемой нами теме под пространством мы понимаем процесс эксплуатации ИТСОН, в более развернутом виде – состояние систем охранно-тревожной сигнализации, видеонаблюдения, контроля управления доступом.
Система безопасности объекта УИС, включающая в себя вышеназванные системы, находится в постоянной готовности к применению. Главный показатель системы – ее равновесие (покой). При воздействии на систему нарушителя (под нарушителем понимается как спецконтингент, так и сотрудник, нарушающий должностные обязанности) система безопасности переходит из состояния покоя в тревожное состояние.
Трансдисциплинарный подход к профессиональной подготовке курсантов вузов ФСИН, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», основан на знании реальности практической деятельности начальника караула, дежурного помощника начальника колонии.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить следующее: обоснованные нами педагогические условия впервые рассматриваются в едином комплексе применительно к поставленной цели – совершенствованию обучения современным ИТСОН – и, возможно, не являются исчерпывающими. Очевидно, что их реализация в академической образовательной деятельности вуза ФСИН требует системности, последовательности, материального и методического обеспечения, определенной психологической позиции как преподавателей, так и курсантов, направленной на формирование личного эмоционально-ценностного, позитивного и заинтересованного отношения к изучению ИТСОН, применяемых в учреждениях УИС.