Действующая сегодня в России система образования отличается от предшествующей, советской, по крайней мере двумя ключевыми фактами. Во-первых, по мнению Г. А. Бордовского, произошла так называемая деидеологизация, разрушившая существовавшую систему воспитания, которая, несмотря на коммунистическую риторику, базировалась на общеизвестных библейских нравственных заповедях [1]. Во-вторых, согласно результатам исследования Российской академии образования, следует отметить изменение у детей ментальности, ценностных ориентаций, сопровождающееся принятием чуждых российской культуре образцов поведения, неспособностью концентрировать внимание на определенной деятельности, отсутствием выраженных интересов, рассеянности, а также гиперактивностью [2].
Об особенностях современных детей можно говорить и дальше, однако уже сказанное позволяет сделать вывод: они существенно отличаются от тех, с кем работали великие педагоги Ушинский и Пирогов, Каменский и Песталоцци, Корчак и Макаренко.
Все это инициирует внутрисистемные и внесистемные вызовы современной системе образования. Внутрисистемные вызовы связаны с изменением социального запроса, формулируемого субъектами из системы образования:
- востребованность «гибридных» специалистов: педагогов-тьюторов, педагогов-интеграторов, рабочих-инженеров, инженеров-предпринимателей;
- рост внимания к безопасности и здоровью обучающихся: обучение здоровью, повсеместное инклюзивное образование;
- «цифровые» дети: дети обучают родителей; обучение через деятельность в среде;
- обеспечение эффективности деятельности школы: рост требований к качеству образования.
Внесистемные вызовы формулируют внешние субъекты по отношению к системе образования:
- индивидуализация обучения: внесистемное образование (онлайн-образование); развитие образовательных сервисов; глобальная общедоступная образовательная среда;
- рост востребованности образования взрослых («обучение всю жизнь»);
- рост запросов на участие в управлении обучением детей со стороны родителей;
- массовое внедрение инноваций (сетевые формы обучения, использование дистанционного обучения, расширение профессионально-общественного участия).
Обозначенные вызовы отражаются на увеличивающейся сложности работы педагога. Возрастающая сложность приводит к увеличению временных затрат на подготовку к проведению занятий несмотря на то, что перед педагогической наукой всегда стоял вопрос поиска низкозатратных по времени технологий методической поддержки педагогов для достижения образовательных результатов обучающихся.
Традиционной технологией методической поддержки педагогов является так называемая технология настраиваемых решений. Они обычно не существуют в готовом для применения виде: адаптация, учет особенностей использования, компетентность педагога – все это может изменить решение до неузнаваемости.
К настраиваемым решениям можно отнести программно-методические материалы (примерные программы, конспекты, тесты, разработки и пр.), предметно-развивающие средства (дидактические игры, карточки с заданиями), аналоги (опыт работы других) и экспериментальную работу (пробы).
Настраиваемые решения сегодня достаточно затратная по времени технология для педагогов при подготовке к занятиям. Требуются новые образовательные решения методической поддержки педагогов, отвечающие современным требованиям и гарантирующие минимальные затраты времени.
Одной из таких технологий может выступить внедрение в педагогическую практику коробочных образовательных решений. Цель этой статьи – показать целесообразность новой технологии методической поддержки педагогов и обозначить основные стадии развития образовательного решения и фазы создания коробочного образовательного решения.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу трансформации методических средств, обобщаемых и предлагаемых для сопровождения профессиональной деятельности педагогов, достаточно разрозненны. В последнее время становится востребованным компетентностный подход как инструмент управления человеческими ресурсами организации, в том числе и образовательными. Наличие в организации большого количества разноплановой деятельности и ограниченное число компетентных кадров порождает дефицит квалификации и ведет к увеличению издержек из-за нарушения сроков и необходимости привлечения дополнительных ресурсов. Так появляется зависимость организаций от ключевых специалистов, особенно если работа сложная или узкопрофильная.
В трудах А. С. Труновича и А. С. Шлыгина в качестве снятия данной организационной проблемы рассматриваются коробочные решения, направленные на внедрение средств, обеспечивающих профессиональную деятельность кадров [3]. Е. Ю. Виноградова и А. И. Галимова проводят эконометрический анализ формирования корпоративной информационной системы на российских предприятиях, рассматривая понятие «коробочное решение» как альтернативу решения, учитывающего специфику конкретной организации, являющегося наиболее затратным по времени и финансам [4]. В продолжении данных исследований встречается отождествление коробочных решений с новым этапом развития технологий – технологий готовых, отработанных и доступных [5]. С другой стороны, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, внедряемых в деятельность организаций, обособляет группу универсальных средств, называемых коробочными решениями [6]. В то же время в исследованиях Ю. В. Боковой делается вывод о невозможности поставки сложного продукта в виде коробочного решения, которое позволяет сократить расходы на индивидуальные настройки, но не исключает их в полной мере [7].
В зарубежных трудах коробочные решения могут быть рассмотрены как средства персонализированного обучения. Так, психолог Б. Блум описал феномен, известный как два-сигма (две кривые нормального распределения результатов учащихся), который заключается в том, что обычный студент, обучаемый персонально по индивидуальной программе, показывает результаты на 98% выше контрольной группы, обучаемой стандартными методами [8]. Персонализация обучения может проявляться в атрибутах учебного процесса: целях обучения, учебных подходах, учебном контенте, его последовательности, темпе изложения, формах презентации. Атрибуты могут быть описаны для использования заинтересованным лицом как учебное (коробочное) решение [9]. Учебные решения позволяют менее успешным обучающимся обеспечить доступ к учебному материалу более сложного уровня, к более сложным видам деятельности, поскольку им предлагается методически проработанный алгоритм освоения данного материала [10, 11]. Обучение, построенное с использованием комплекса учебных решений, позволяет ученикам менее затратно по времени развивать умение делать осмысленный выбор в отношении своего обучения и формировать основу для непрерывного, самостоятельного обучения [12]. Б. Спитцер и Дж. Аронсон подчеркивают, что эффективная форма помощи обучающимся в учебе значима и для развития их личности и, например, может увеличить внутреннюю мотивацию и академическую вовлеченность. Академическая вовлеченность может выступить условием для уменьшения неравенства в уровне образования в учебном классе [13].
Таким образом, можно отметить научный интерес к трансформации методических средств, обобщаемых и предлагаемых для сопровождения профессиональной деятельности. Однако в известных авторам источниках описываются либо разрозненные результаты эффективности использования коробочных решений, либо крайне узкоспециализированные вопросы, связанные с информационными средствами.
Методологическая база исследования
Методологической базой нашего исследования становится разработка теоретических основ внедрения технологии коробочных образовательных решений в образовательную среду учебных заведений как одного из эффективных способов методической поддержки педагогов для существенного уменьшения временных затрат при подготовке к учебному процессу.
Напомним, что традиционной технологией методической поддержки педагогов является технология настраиваемых решений, которые на первый взгляд имеют низкие ресурсные затраты на их внедрение.
Представим главный результат внедрения образовательного решения – качество образовательных результатов обучающихся – зависимым от вложенных ресурсов, таких как объем работ, финансовые затраты, время (рис. 1).
Рис. 1. Показатели эффективности для настраиваемых решений
Получим минимальные финансовые затраты на приобретение и внедрение решения. Временные затраты будет неопределенными из-за необходимости настройки данного решения под конкретные условия, и, как следствие, объем работ по внедрению решения тоже не определен. Получается, что качество образовательных результатов обучающихся, заявленное разработчиком образовательного решения, будет носить вероятностный характер. Апробация настраиваемого решения для проверки результатов внедрения, как правило, является единственным способом точно определить, будет ли эффективно данное решение в конкретных условиях.
Иной технологией методической поддержки педагогов являются коробочные образовательные решения, предназначенные для оказания методической поддержки педагогов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Коробочное образовательное решение можно определить как пакет программно-методического и предметно-развивающего обеспечения, который может быть использован потребителями образовательных услуг (дети, родители, педагоги, администраторы, работодатели) для самостоятельного использования (проект «под ключ»).
Коробочным образовательным решениям присуща максимально простая процедура внедрения: достаточно выполнить шаги инструкции, после чего решение в большинстве случаев уже внедрено. Рассмотрим показатели эффективности для коробочных образовательных решений (рис. 2).
Рис. 2. Показатели эффективности для коробочных образовательных решений
Финансовые затраты на приобретение и внедрение решения в большинстве случаев выше, чем у настраиваемых решений. Однако если учесть, что коробочное решение определяет исчерпывающий объем работ с планируемым временем на их выполнение, то финансовые затраты будут окончательными и, в отличие от настраиваемых решений, для апробации и настраивания под условия данные ресурсы уже не потребуются. Поэтому в результате финансовые затраты могут оказаться ниже, чем у настраиваемых решений. При предсказуемых вершинах треугольника (показателях эффективности) качество образовательных результатов обучающихся как результат внедрения приближается к заданному разработчиком решения. Предсказуемость качества является ключевой характеристикой коробочного решения.
Приведем примеры.
Пример 1. Педагогу предоставили комплект образовательной робототехники для использования на занятиях. Он им никогда ранее не пользовался и не применял на своих занятиях. К комплекту робототехники идет только инструкция по подключению и техническому использованию оборудования. Получается, чтобы начать использовать новый комплект на занятиях, первым делом педагогу нужно разобраться самому, разработать конкретные занятия с использованием оборудования, апробировать эффективность данных занятий и только после этого начать использовать в непосредственной работе с детьми. Здесь легко увидеть непланируемые затраты на внедрение решения: время, объем работ, а может, и рост финансовых затрат, связанный с направлением педагога на курсы обучения. Это настраиваемое решение.
Пример 2. Педагогу предоставили комплект образовательной робототехники, вместе с которым идет образовательная программа со всеми конспектами занятий, раздаточным и наглядным материалом для использования на занятиях по преподаваемой дисциплине. Дополнительно комплект предусматривает специализированную программу, подразумевающую направление педагога на обучение у производителя данного комплекта. Перед нами уже коробочное образовательное решение.
Любая технология в своем развитии проходит несколько стадий. Так, коробочные образовательные решения, по итогам наших исследований, проходят три основные стадии развития: 1) уникальность; 2) стандарт; 3) коробочное решение.
Первая стадия «Уникальность» связана с появлением идеи образовательного решения. Кто-то разработал решение и разово получил желаемый результат. Решение уже есть, но с ним знакомы единицы. Качество результатов от внедрения решения отсутствует, так как нет детализации необходимых работ, финансовых и временных затрат на внедрение решение под условия, которые не идентичны месту пробного внедрения (рис. 3).
Рис. 3. Показатели эффективности для коробочных образовательных решений на стадии «Уникальность»
Таким образом, на данной стадии образовательное решение зависит целиком и полностью от исполнителя, от условий его использования и нет гарантии и предсказуемости качества достигаемого результата.
Если образовательное решение начинает использовать в работе достаточное число педагогов, то решение переходит в стадию «Стандарт». Сейчас уже имеет место детализация необходимых работ, финансовых и временных затрат на внедрение решения. Но качество достигаемого результата зависит от разработчика решения, от его опыта по внедрению данного решения (см. рис. 4).
Рис. 4. Показатели эффективности для коробочных образовательных решений на стадии «Стандарт»
Таким образом, на данной стадии при внедрении образовательного решения предсказуемые затраты, планируемое время и качество зависят от разработчика.
Заключительной стадией развития является «Коробочное решение». Как только разработчику удается представить и описать свое решение так, что каждый заинтересованный педагог без участия разработчика может его внедрить и достичь заданного качества, то решение достигло стадии коробочного (рис. 5).
Рис. 5. Показатели эффективности для коробочных образовательных решений на стадии «Коробочное решение»
Таким образом, на данной стадии предсказуемые затраты, планируемое время и качество не зависят от разработчика.
Рассмотрим жизненный цикл создания коробочного образовательного решения. Под жизненным циклом понимаются определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своего создания, а также функционирования. Такое разделение важно не только с теоретической, но также и с практической точки зрения, ведь оно дает возможность лучше контролировать процесс создания образовательного решения.
Нами выделены шесть фаз создания коробочного образовательного решения:
1) концепция;
2) модель;
3) конструкт;
4) технология;
5) рефлексия;
6) внедрение и эксплуатация.
Стоит отметить, что переход от рефлексивной фазы в случае неуспеха происходит к фазе «Модель», в противном случае – к шестой фазе «Внедрение и эксплуатация».
Рассмотрим действия, выполняемые на каждой фазе.
Концептуальная фаза:
- формулирование проблемы;
- определение заинтересованных сторон;
- определение цели;
- выбор критериев;
- концепция решения.
Фаза моделирования:
- построение модели (образа будущего решения);
- апробация;
- оптимизация модели (проверка модели на устойчивость при возможных изменениях условий);
- независимая экспертиза;
- выбор модели.
Фаза конструирования:
- декомпозиция коробочного продукта на части;
- агрегирование (соединение частей в целое);
- исследование условий применения;
- описание конструкта решения.
Технологическая фаза – задействование системы условий, форм, методов, средств и критериев для создания коробочного решения.
Рефлексивная фаза:
- итоговая самооценка; сопоставление полученного результата с поставленной целью;
- экспертиза с привлечением независимых экспертов;
- оценка приобретенного опыта команды разработчиков.
Фаза внедрения и эксплуатации:
- внедрение решения;
- сопровождение решения;
- модернизация решения.
Таким образом, рассмотренные фазы отражают все элементы работы над коробочным образовательным решением как над проектом – от зарождения идеи до ее реального воплощения в массовое производство с дальнейшей эксплуатацией.
Результаты исследования
Рассмотренная технология коробочных образовательных решений прошла апробацию при работе с педагогическими коллективами региональных инновационных площадок Министерства образования Кировской области. Так, например, МКДОУ «Детский сад № 20 “Росинка”» г. Омутнинска Кировской области разработано коробочное образовательное решение «В инженеры б я пошел…», МКДОУ «Детский сад “Рябинка” – Центр развития ребенка» г. Омутнинска совместно с КОГПОБУ «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права» выполнили коробочное образовательное решение «Основы конструирования с Lego WeDo», МКДОУ «Детский сад № 14 “Солнышко”» г. Омутнинска – «Играем в инженерику». Данные коробочные решения получили грантовую поддержку от хозяйствующих субъектов муниципального образования и сейчас внедряются в работу других образовательных организаций.
Заключение
Таким образом, значимым результатом исследования является описание технологии коробочных образовательных решений, позволяющих организовать работу поэтапного перехода от разработки настраиваемых решений к коробочным образовательным решениям, способствующим снижению временных затрат педагогов на организацию занятий в учебной деятельности детей. Практическая ценность рассматриваемой технологии обосновывается через проектный треугольник. Такие важные параметры технологии методической поддержки педагогов, как объем работ, время и затраты, связаны между собой: изменение значения одного из этих параметров вызывает изменение значений двух других. Например, при увеличении объема работ увеличивается стоимость или длительность выполнения решения. Коробочные образовательные решения позволяют уравновесить эти три параметра и достичь результата планируемого качества. Стоит отметить, что затраты времени на внедрение коробочного решения определяются готовностью педагога к принятию внедряемого решения, и здесь особая роль принадлежит руководству образовательной организации.