Full text

Введение

 

Особую значимость в обучении иностранному языку приобретает компьютерная лингводидактика. В этой новой отрасли знаний компьютер рассматривается как дидактическое средство, поскольку подача учебного материала происходит особым способом. «Компьютерная лингводидактика – область лингводидактики, изучающая теорию и практику использования компьютеров в обучении иностранному языку» [1].

В настоящее время в инклюзивном образовании господствует традиционный подход к обучению иностранным языкам с вытекающими противоречиями, обусловленными нереализованностью лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам. Важным является пересмотр различных видов учебной деятельности в инклюзивном образовании с целью модификации методик обучения иностранному языку, реализуемых с помощью ЭСУН, использование возможностей которых создает предпосылки для интенсификации процессов изучения иностранного языка, интерактивности, незамедлительной обратной связи, компьютерной визуализации учебной информации и возможности многократного повторения. Также представляется необходимым организованно управлять учебной и проектной деятельностью, контролировать результаты обучения. Как отмечает Е. В. Смирнова, «мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения иностранным языкам; они способствуют резкому росту интереса студентов к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании иностранных языков не только подогревает мотивацию студентов, не только делает практические занятия более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию преподавателя» [2].

Стремительно изменяются и совершенствуются информационно-коммуникационные технологии, но сфера образования, к сожалению, использует их не самым активным образом.

Все это влечет необходимость раскрытиялингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании и пересмотра парадигмы учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса и интерактивными средствами обучения.

Проанализировав существующие прикладные программные средства и электронные учебные средства, мы увидели их нацеленность на тренинг и самоконтроль полученных знаний, умений иноязычной деятельности. Отмечается недостаток разработок в области использования ЭСУН для организации, например, проектной деятельности по иностранным языкам, визуализации учебной информации, адаптивности к индивидуальным особенностям каждого обучаемого с ОВЗ. Информация, расширяющая самостоятельность студентов в выборе режимов учебной деятельности, изложена дискретно. Малоубедительно разработана методика использования программных средств и ЭСУН для обучения иностранному языку в условиях аудиторных занятий, с учетом особенностей обучаемых с ОВЗ. Требуется разрабатывать индивидуальные способы управления учебной деятельностью, адаптировать формы предъявления учебного материала к индивидуальной специфике восприятия информации.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Следует отметить, что проблеме лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам посвящены в основном работы, связанные с теорией и методикой обучения иностранному языку, таких авторов, как Н. Д. Гальскова [3], И. А. Зимняя [4], Л. П. Меркулова, И. А. Киреева [5], А. А. Миролюбов [6], С. Г. Тер-Минасoва [7], С. К. Фоломкина [8].

Так, в работах Н. Д. Гальсковой, И. А. Зимней, А. А. Миролюбова, С. Г. Тер-Минасовой обозначены современные подходы к обучению иностранным языкам: личностно ориентированный, коммуникативный и социокультурный, которые представляются значимыми при обучении иностранному языку студентов с ОВЗ на основе электронных средств учебного назначения.

В работе С. К. Фоломкиной [9] отмечается, что при обучении иностранному языку студентов с ОВЗ важно преодоление отрицательных свойств контроля через создание системы управления процессом иноязычного образования с помощью набора контрольных инструментов открытого и скрытого контроля, коррекции, наблюдения, а также системы самоконтроля и самооценки уровня знаний на основе ИКТ.

Анализ исследования Л. П. Меркуловой и И. А. Киреевой [10] показывает, что внимание методистов обращено главным образом на вопросы формирования компетенции межкультурного общения студентов, в том числе с использованием дистанционного образования, в целях организации межкультурного диалога со студентами стран изучаемого языка.

Вместе с тем данная тема представляет все больший интерес в рамках педагогики проектирования образовательных систем и процессов, социолингвистики и знаний в области информационно-коммуникационных технологий (Б. Дендев [11], П. В. Сысоев [12], М. А. Бовтенко [13], Д. Р. Паркер [14], Н. Робертс и Ф. Феррис [15], К. Ветцель [16], Дж. Е. Дж. Вудроу [17], Р. Замбо, К. Ветцель и Р. Бас [18]).

В научных трудах Б. Дендева, П. В. Сысоева, М. А. Бовтенко представлены методология и практика информатизации обучения иностранным языкам. Вопросы создания особой системы общих и частных принципов, отражающих специфику компьютерного обучения в вузе, а также применения в учебном процессе средств ИКТ, рассматриваются в работах таких авторов, как Д. Р. Паркер, Н. Робертс и Ф. Феррис, К. Ветцель, Дж. Е. Дж. Вудроу, Р. Замбо, К. Ветцель и Р. Бас. При этом все указанные авторы отмечают, что современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу студентам готовых знаний, умений и навыков, а привитие умений самообразования.

Но при этом следует отметить, что огромный лингводидактический потенциал ЭСУН при обучении иностранным языкам студентов с ОВЗ в инклюзивном образовании используется в настоящее время недостаточно. Проведенный анализ научно-педагогической литературы в области коррекционной педагогики и социальной адаптации студентов с ОВЗ при обучении иностранному языку [19–23] показал, что существующая система обучения иностранным языкам студентов с ОВЗ недостаточно направлена на формирование личности студента, способного активно участвовать в диалоге культур. Будущему специалисту по окончании вуза необходимы фундаментальные знания в конкретной предметной области. Но, как справедливо отмечает В. Д. Байрамов, «если инклюзивный подход к образованию предполагает конкурентоспособность в процессе обучения студента с инвалидностью по сравнению со “здоровыми”, то вопрос дальнейшего становления вызывает огромные психологические барьеры». Это «связано не только с социализацией в образовательной среде, но и с реализацией людей с инвалидностью в общественной жизни. Социализация вне стен учебного заведения вызывает некий “страх”, скорее, это страх перед неопределенностью» [24].

Именно поэтому так важен для будущего специалиста с ОВЗ опыт работы с современными техническими средствами, применения их на практике. Реализовать это возможно, расширив диапазон применения ЭСУН в учебном процессе. Модифицируя традиционные методики обучения в инклюзивном образовании, работая над созданием и внедрением новых методов и форм обучения, можно способствовать разработке и применению программных средств, имеющих различные функции. В Московском государственном гуманитарно-экономическом университете (МГГЭУ), уникальном вузе, адаптированном для инвалидов, создаются компьютерные учебники по различным дисциплинам, используются электронные словари, игровые и моделирующие программы.

Однако в новых программных продуктах по иностранным языкам не всегда эффективно используются богатые возможности ЭСУН для инклюзивного образования. Поэтому необходимо выявлять пути повышения эффективности ЭСУН для студентов с ОВЗ. Проведение научных исследований с целью усовершенствовать учебный процесс в обучении иностранным языкам поможет обобщить имеющийся опыт использования ЭСУН для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов с ОВЗ языковых и неязыковых вузов.

 

Материалы и методы исследования

 

 Теоретико-методологической основой исследования в статье послужили:

‒     научные труды в области коррекционной педагогики и социальной адаптации студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного лингвистического образования (В. С. Джабраилова, М. П. Фомичева [25], И. А. Киреева, М. П. Фомичева [26],В. С. Джабраилова [27], О. А. Степанова, М. Э. Вайнер [28],В. Д. Байрамов, Е. М. Бабанова [29]);

‒     работы по теории и практике информатизации образования и обучения иностранным языкам (Л. А. Беляева, Н. В. Иванова [30], Е. А. Власов [31], М. Г. Евдокимова [32], И. И. Зубова [33], О. М. Ильянцева [34], М. А. Бовтенко [35], Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др. [36], Ю. В. Штурба [37], Дж. Штульман, Х. Тейлор и С. ЛаХайе [38]).

Анализ литературных источников позволил установить, что применение лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам дает студентам с ОВЗ возможность проявить свои таланты и оптимизирует процесс обучения иностранным языкам в целом, способствует эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Статья подготовлена на основе исследований (педагогическое наблюдение, метод анализа иноязычной коммуникативной компетенции, обобщение научно-педагогического опыта в инклюзивном лингвистическом образовании ), проведенных в рамках российских вузов г.г. Москвы, Самары и Тольятти (ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»; ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева»; ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»).

Авторами сделан закономерный вывод о том, что использование лингводидактического потенциала ЭСУН направлено на формирование всех видов универсальных учебных действий по иностранным языкам. Поэтому для нас важно исследование лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании.

Основными методами применения лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании следует считать:

‒           изучение отечественных и зарубежных исследований, опыта в области обучения иностранным языкам с использованием ЭСУН в инклюзивном лингвистическом образовании;

‒     методы психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения студентов с ОВЗ: дидактические и коррекционные упражнения, моделирование и анализ социальных ситуаций;

‒     активные методики обучения иностранным языкам;

‒     педагогические технологии сотрудничества;

‒     интерактивные методики обучения;

‒     использование дистанционных технологий обучения иностранным языкам;

‒     обучение на основе опыта использования ЭСУН и особого программно-методического обеспечения для обучения иностранным языкам студентов с ОВЗ;

‒      обучение через реализацию трех этапов работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции;

‒     специальные задания в проектной деятельности с применением ЭСУН для самообучения;

‒     самообразование на основе использования ЭСУН и аутентичных материалов при изучении иностранных языков студентами с ОВЗ.

Следует особо отметить, что в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ при обучении иностранным языкам реализуются следующие коррекционно-реабилитационные задачи:

‒     обогащение и расширение знаний в области изучаемого иностранного языка и представлений о межкультурной коммуникации в целом;

‒     развитие личностных компонентов познавательной деятельности (целенаправленности, активности, самостоятельности);

‒     развитие познавательной активности и познавательных интересов в области изучаемого иностранного языка;

‒     формирование необходимого уровня социализации в интерактивном межкультурном диалоге;

‒     развитие коммуникативной деятельности в области иностранного языка;

‒     развитие общеинтеллектуальных умений и умений применять иностранный язык в сфере будущей профессиональной деятельности;

‒     развитие мнемической деятельности;

‒     укрепление и сохранение психофизического здоровья при обучении иностранному языку в условиях инклюзивного образования.

Электронные средства учебного назначения являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков.

К наиболее часто используемым в учебном процессе по иностранным языкам для студентов с ОВЗ можно отнести следующие электронные средства учебного назначения:

‒     отечественные и аутентичные электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

‒     электронные энциклопедии и специализированные справочники;

‒      отечественные и зарубежные тренажеры и программы тестирования по иностранным языкам;

‒     образовательные ресурсы Интернета;

‒     видео- и аудиотехника;

‒     научно-исследовательские работы студентов и проекты;

‒     мультимедийные презентации научно-исследовательских работ и проектов.

Прорыв в области использования ЭСУН, наблюдающийся в настоящее время, заставляет по-новому взглянуть на проблемы организации информационного обеспечения когнитивной деятельности для студентов с ОВЗ в процессе организации учебной деятельности по иностранным языкам.

Рассмотрим потенциальные возможности применения электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании более подробно:

‒     для осуществления поиска источников информации, в сети Интернет с использованием браузеров, таких как Mozilla Firefox, Opera и другие, а также поисковых систем (Ya.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т. д.) и работы с ней (компилирование, аннотирование, реферирование и  т. д.);

‒     для работы с текстами оригинальной зарубежной литературы, используя стандартные программы пакета Microsoft Office: в программе Microsoft Word можно создавать и редактировать как текстовый, так и графический материал; опция Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды для структурированной презентации докладов, а также сопровождения выступлений; в программе Microsoft Excel можно производить математические операции, анализировать данные, составлять списки и сводить их в таблицы, впоследствии выложив на веб-страницах; приложение Microsoft Office Publisher позволяет создавать флаеры, буклеты, брошюры и  т. д.;

‒     для автоматизированного разностороннего перевода текстов с помощью программ-переводчиков и электронных словарей;

‒     для хранения и накопления информации (USB флеш-накопители);

‒     для общения с иностранными студентами и преподавателями (Viber, Skype, e-mail, MailAgent и т. п.);

‒     для обработки и воспроизведения графических и звуковых файлов (проигрыватели AIMP, VLC Media player, KMPlayer, GOM Audio; программы для просмотра изображений Picasa, Irfan View, STDU viewer, программы и сервисы для создания схем и графиков: Сoggle, X Mind, MicrosoftVisio) и др.

Вышеозначенные ЭСУН создают широкие возможности для организации учебной деятельности и самостоятельной работы по иностранным языкам для студентов с ОВЗ. Они помогают использовать электронные технологии как для изучения отдельных тем, так и для осуществления самоконтроля полученных знаний.

Современные компьютерные программы требуют от обучающегося сосредоточенности, концентрации внимания, активизации мнемопроцессов. Не всякий студент способен работать в этом режиме: психические особенности характера, тип нервной системы и восприятия студента становятся зачастую причиной неуспеваемости. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют уменьшать объем информации, необходимой студенту с ОВЗ. Однако при организации учебной ситуации с применением компьютерных программ информация предоставляется обучающимся более структурированной, с эффектами анимации, в виде текстов/диаграмм/графиков/рисунков. Все это, по нашему мнению, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Среди множества факторов, определяющих возможность обучения иностранным языкам при использовании ЭСУН, важнейшим является наличие специального программно-методического обеспечения (ПМО).

В широком смысле программно-методическое обеспечение образования включает: программы, позволяющие компьютеризировать организацию учебного процесса (например, базы данных для организации дистанционного обучения); программы, используемые для подготовки учебных материалов; программы, предназначенные непосредственно для обучения. Понятие «программно-методическое обеспечение обучения» может быть отнесено к комплексу компьютерных средств обучения и электронных средств учебного назначения, предназначенных для изучения иностранных языков. Прорыв в области ЭСУН, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности в инклюзивном образовании.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать ее бесспорные достоинства: общекультурное развитие обучающихся; совершенствование языкового уровня; создание благоприятного психологического климата; возможность реализации индивидуализации обучения; реализация принципа обратной связи; сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий студентов; активизация навыков самостоятельной работы.

Несмотря на значительное продвижение ЭСУН в учебный процесс по иностранным языкам, проблема выбора между традиционным занятием и занятием с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки.

 

Результаты исследования

 

По результатам исследования в статье представлены анализ и научное обоснование, а также сущность и структура комплексного применения лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Прежде всего, дана характеристика электронных средств учебного назначения для обучения иностранным языкам в инклюзивном образовании. Затем исследуется практика использования электронных средств учебного для обучения иностранным языкам в инклюзивном образовании, компоненты программно-методического обеспечения для обучения иностранным языкам студентов с ОВЗ и опыт реализации методического обеспечения.

1. Анализ лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании позволяет утверждать следующее:

‒     использование лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании дает возможность. использовать ЭСУН как эффективные средства обучения;

‒     различные виды речевой деятельности возможно тренировать при помощи ЭСУН. Различные компьютерные программы позволяют сочетать их в разных комбинациях, что способствует формированию лингвистических способностей, создает коммуникативные ситуации, автоматизирует языковые и речевые действия, а также помогает реализовать индивидуальный подход к студентам с ОВЗ и ускорить темпы самостоятельной работы.

2. Выявлено и установлено, что под электронными средствами учебного назначения (ЭСУН) для развития иноязычной коммуникативной компетенции понимается «совокупность прикладных и инструментальных программных средств и учебно-методических материалов, ориентированных на автоматизацию процессов сбора, поиска, архивирования, передачи-приема, тиражирования иноязычной информации» [39].

3. Дана характеристика электронных средств учебного назначения для обучения иностранным языкам в инклюзивном образовании. Они ориентированы на автоматизацию процессов сбора, поиска, архивирования, передачи-приема, тиражирования иноязычной информации. Последняя представлена в символах, анимации, аудиовидеоинформации, при реализации обратной связи; при визуализации изучаемых языковых явлений; интерактивном диалоге с пользователем; реализации различных режимов работы с учебным материалом; автоматизации отработки орфографических, грамматических, лексических, фонетических иноязычных навыков.

В число таких электронных средств учебного назначения входят: компьютерные программы, разнообразные прикладные, энциклопедические, справочные и другие программы, которые могут эффективно использоваться в учебных целях. ЭСУН, например, для проведения проектной деятельности при обучении иностранным языкам уже на ранних этапах развития компьютерной лингводидактики включали комплекс программ, среди которых были не только обучающие, но и всевозможные прикладные, игровые, моделирующие программы.

4. Рассмотрена практика использования электронных средств учебного назначения для организации учебной деятельности при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу студентам с ОВЗ готовых знаний, умений и навыков, а привитие умений самообразования. При этом работа студентов на занятиях по иностранному языку носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Электронные средства учебного назначения для организации учебной деятельности при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Применение ЭСУН способствует ускорению процесса обучения, росту интереса студентов с ОВЗ к предмету, улучшает качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения и дает возможность избежать субъективности оценки. Практические занятия с использованием ЭСУН отличаются разнообразием, повышенным интересом студентов к иностранному языку, эффективностью.

5. Выявлены и установлены компоненты программно-методического обеспечения для организации учебной деятельности в преподавании иностранных языков студентам с ОВЗ. К компонентам программно-методического обеспечения относятся:

‒     обеспечение различных режимов восприятия аудиотекстов;

‒     наличие средств визуализации учебной информации, позволяющих наглядно представить процесс передачи иноязычной информации;

‒     наличие паралингвистических средств аудирования, уточняющих содержание учебного материала;

‒     возможность создания обстановки реальной коммуникации; возможность использования программ презентационной графики;

‒     возможность аудиозаписи собственной иноязычной речи для ее дальнейшего сравнения с эталонным вариантом; возможность обновления учебной информации и расширения содержания текста;

‒     наличие тренировочных программ, спеллеров, систем коррекции орфографии, осуществляющих формирование лексических и грамматических навыков письменной речи; возможность овладения умениями письменной речи на основе использования электронных шаблонов документов;

‒     наличие специализированной прикладной программы, позволяющей осуществлять ввод иноязычного текста с целью обучения письменной речи.

6. Представлен опыт реализации методического обеспечения для использования лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании.

Выделено три этапа работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции: первый этап (формирование лексических и произносительных навыков; формирование грамматических навыков; формирование орфографических навыков); второй этап (совершенствование навыков, приобретенных на первом этапе, и формирование умений иноязычной речевой деятельности); третий этап (формирование иноязычной коммуникативной компетенции).

Второй этап предусматривает целенаправленную взаимосвязь с навыками, усвоенными на первом этапе. Таким образом, осуществляется их комбинирование. Суть второго этапа заключается в трансформации материала и его комбинировании с навыками, усвоенными на первом этапе.

На третьем этапе формируются все качества чтения, говорения, аудирования, письма как деятельности и как продукта, необходимого для создания и реализации проекта на иностранном языке. Специфика работы на данном этапе заключается в том, что используются новые ситуации, более сложные с психологической и лингвистической точек зрения для студентов с ОВЗ. Опоры здесь служат лишь стимулом к видам речевой деятельности и направляют их в смысловом отношении.

Обучение осуществляется в диалогической, групповой и коллективной формах. Кроме того, учитывается индивидуальный подход при работе со студентами с ОВЗ.

 

Заключение

 

В результате проведенной работы сформулированы основные выводы:

  1. Осуществлен анализ лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании.
  2. Выявлено и установлено содержание понятия «электронные средства учебного назначения (ЭСУН)».
  3. Дана характеристика ЭСУН для обучения иностранным языкам студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обозначены особенности их использования в инклюзивном образовании.
  4. Рассмотрена практика использования электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании.
  5. Выявлены и установлены компоненты программно-методического обеспечения для обучения иностранным языкам в инклюзивном образовании.
  6. Представлен опыт реализации программно-методического обеспечения, этапы работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Материалы и результаты исследования могут быть применены при разработке педагогических программ по формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов с ОВЗ, а также в учебно-воспитательной деятельности учреждений высшего инклюзивного образования.

Выводы исследования могут служить основой для дальнейших научных поисков в разработке теории и практики обучения иностранным языкам студентов с ОВЗ.