Введение
Современная политика в сфере высшего военного образования включает в себя факторы, способствующие наиболее эффективному формированию и воспитанию культурной, духовно развитой личности военного специалиста, способного к постоянному совершенствованию [1], творческому решению профессиональных задач, самостоятельному приобретению новых знаний и умений, развитию профессиональных компетенций [2], владеющего в совершенстве культурой деловой речи, способного эффективно организовать на основе коммуникативных, этических и нормативных знаний, умений и навыков культуры деловой речи управленческую, командную и другие виды военной деятельности.
В данном исследовании определено, что проблема формирования культуры деловой речи военных специалистов является актуальной в современной науке, так как ученые считают ее одним из существенных компонентов культуры военно-профессионального общения, выступающим необходимым условием профессионального становления и саморазвития личности офицера. Решение этой проблемы требует системных изменений в процессе обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях (далее – военных вузах), приводящих все его компоненты в соответствие с современными требованиями к совершенствованию военно-профессиональной компетентности будущего офицера. Нам представляется, что наиболее перспективным является формирование культуры деловой речи курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает ее адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деятельности.
Цель статьи – дать обзор становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в отечественной психолого-педагогической литературе, сопоставить современный образовательный процесс в высшей военной школе с основами, заложенными в педагогике конца XIX – первой половины ХХ века, провести анализ научных исследований по указанной проблеме за последние десятилетия, с его помощью определить сущность, содержание и структуру процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также наметить на их основе пути и условия, способствующие эффективности процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Исследуя процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, мы обратились к анализу становления и развития данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Большое влияние на теорию и практику исследуемого нами педагогического процесса оказали идеи отечественной педагогики конца XIX – начала XX века. В свое время еще К. Д. Ушинским была сформулирована концепция теории саморазвития ребенка, что невозможно без знания родного языка. Основатель антропологической педагогики в России считал, что слово является главнейшим средством человеческого развития, и придавал исключительное значение родному языку в воспитании и образовании. Изучение родного языка, по мнению К. Д. Ушинского, имеет значение не только как средство развития мышления учащихся; через него познается народная жизнь, мысли и чувства народа [3].
В дальнейшем идеи К. Д. Ушинского получили своё развитие в трудах С. И. Архангельского [4], Ю. К. Бабанского [5], Ф. И. Буслаева [6], В. В. Виноградова [7], Л. С. Выготского [8], Б. Н. Головина [9], Ю. Н. Караулова [10], М. Н. Кожиной [11], В. Г. Костомарова [12], А. Н. Леонтьева [13], С. И. Ожегова [14] и т. д. Особое внимание ученых было уделено формированию у обучаемых высокой культуры речи вообще и культуре деловой речи в частности, что предполагало умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами родного языка. При этом правильной исследователи назвали ту речь, в которой соблюдены нормы русского литературного языка, отмечая, что «разумный союз нормы и целесообразности обеспечивает культуру речи общества и отдельного человека» [15].
Анализ фундаментальных педагогических исследований по изучаемой нами проблеме показал, что в педагогике высшей военной школы культурно-речевой аспект всегда был в центре внимания фундаментальных педагогических исследований и рассматривался при изучении следующих проблем: историко-педагогический анализ военного образования в России XVIII – начала XX века и его гуманизация (И. А. Алёхин [16], В. Я. Гожиков [17], В. М. Коровин [18], А. Р. Полянин [19], В. А. Свиридов [20], Л. Н. Ховрина [21] и др.); развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов, теоретическое и технологическое обеспечение процесса военного образования, формирование гуманистических ценностей и нравственной культуры курсантов, совершенствование гуманитарной и правовой подготовки (А. В. Белошицкий [22], В. И. Вдовюк [23], В. Е. Голомин [24], Ю. М. Кудрявцев [25], А. А. Лукьянец [26], М. А. Лямзин [27], А. М. Мамчур [28], О. А. Мартыненко [29], В. Н. Новиков [30], Ю. С. Руденко [31], Т. С. Сливин [32], В. Е. Уткин [33] и др.); повышение эффективности индивидуального, комплексного, дифференцированного подходов к воспитанию курсантов в процессе обучения, повышение культуры общения в военно-педагогической деятельности (В. А. Акиндинов [34], А. А. Аронов [35], А. В. Барабанщиков [36], И. В. Биочинский [37], А. К. Быков [38], В. Н. Гуляев [39], В. П. Давыдов [40], В. П. Масягин [41], В. Д. Самойлов [42], В. Я. Слепов [43], Б. А. Федулов [44] и др.); подготовка офицерского состава к достижению психологического и информационного превосходства над противником (А. Г. Караяни [45], И. В. Сыромятников [46], И. В. Шаравов [47] и др.); реализация гуманитарной подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях развитых зарубежных государств (А. И. Афанасьев [48], Т. А. Карпова [49], И. Д. Ладанов [50], Н. Ф. Феденко [51], П. И. Фисенко [52], С. М. Фильков [53], Н. Г. Чумичев [54] и др.). Научные труды названных авторов позволили выявить психолого-педагогические тенденции зарождения, становления и развития гуманитарных и культурно-речевых аспектов профессиональной подготовки военнослужащих, дали возможность в нашем исследовании использовать эти научные и прикладные положения и применить их к современному процессу формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов.
Обратившись к научной литературе по теме нашего исследования, мы отметили, что во второй половине ХХ века ученые начинают особенно пристально изучать деловую речь и определяют ее как необходимый раздел лингвистики, характеризующий осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной, этически корректной эффективной деловой речи в заданных или смоделированных условиях делового общения [55].
В ходе дальнейшего исследования становления и развития указанной проблемы было отмечено, что процесс формирования культуры деловой речи и анализ его сущности, содержания и структуры рассматривается в работах современных ученых в основном с точки зрения формирования культуры общения, речевой способности, навыков публичной речи, коммуникативной компетентности, становления речевой деятельности (Т. Г. Бирюкова [56], Р. К. Дроздов [57], Т. А. Ладыженская [58], Г. С. Трофимова [59] и др.). Активно разрабатывается направление, связанное с профессионально ориентированной языковой культурой педагога в контексте высшего педагогического образования, курсовой подготовки учителей-словесников, специальных педагогических классов общеобразовательных учебных заведений, среднего профессионального педагогического образования (Н. Г. Грудцына [60], И. С. Данилова [61], А. Н. Ксенофонтова [62], Е. И. Мычко [63] и др.). Отдельные исследования затрагивают проблемы формирования культуры деловой речи при изучении процесса профессиональной подготовки специалистов того или иного профиля (А. А. Аронов [64], К. И. Вайсеро [65], П. А. Корчемный [66], А. Д. Лазукин [67] и др.). Ряд научных работ содержит анализ формирования культуры деловой речи как профессиональной на родном и иностранном языках у студентов в целом (Л. Н. Горобец [68], С. В. Знаменская [69], М. В. Леушкина [70], И. В. Стрелкова [71] и др.) и у представителей определённых специальностей – юристов, менеджеров, социальных педагогов, различных технических профессий (С. Н. Бирюкова [72], И. И. Галимзянова [73], Ф. П. Мухадиева [74], В. П. Сморчкова [75] и др.). В некоторых исследованиях делается анализ культуры деловой речи студентов определенных учебных заведений – курсантов военных вузов (Л. Н. Лазуткина [76], Т. А. Пашкова [77], А. В. Почепаева [78] и др.), студентов колледжей туристического профиля, студентов технических лицеев и вузов (Н. Ф. Горбунова [79], Я. Е. Кузнецов [80], А. К. Опришко [81], О. К. Сазонова [82], Н. П. Соболькова [83] и др.) и т. д. Есть группа исследований, посвященных проблеме формирования культуры деловой речи и языковой культуры специалиста в системе непрерывного образования (В. В. Соколова [84], Н. Н. Соловьева [85] и др.).
Было отмечено, что за последние 20 лет проблема формирования культуры деловой речи была рассмотрена в некоторых диссертационных работах по следующим направлениям: обучение культуре деловой речи иностранных студентов юридических специальностей; методика формирования информационной культуры специалиста в процессе изучения курса «Культура деловой речи»; формирование у слушателей юридических вузов культуры письменной деловой речи; формирование культуры деловой речи учащихся в региональной системе ссуз; педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов; формирование военно-речевой культуры курсантов вузов ВВ МВД России на интегративной основе; обучение стилистике деловой речи на уроках русского языка в профильных классах; методика компьютерных речевых игр «Военная деловая речь» на занятиях по русскому языку в военном вузе; формирование готовности к профессиональному общению курсантов военного вуза; структурно-композиционные и лингвистические экспрессивные особенности устной деловой коммуникации и др.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Одной из первых работ по исследованию процесса формирования культуры деловой речи можно назвать диссертационное исследование Ф. М. Кадыровой «Формирование деловой речи учащихся в языковом цикле ССУЗ», в котором деловая речь характеризуется как многоплановое явление, а сам педагогический процесс формирования культуры речи обучаемых средних специальных учебных заведений рассматривается на основе понятия «интегративное качество личности», отражающегося в профессиональной и социокультурной сферах через коммуникативную деятельность в деловом общении [86].
В диссертации Н. Н. Соловьевой «Педагогическая система формирования языковой культуры специалистов в условиях непрерывного образования» дан анализ научных и прикладных положений феномена языковой культуры специалиста как педагогического явления, близкого к исследуемому нами понятию «процесс формирования культуры деловой речи». Языковая культура, по мнению Н. Н. Соловьевой [87], представляет собой упорядоченную совокупность языковых общих и профессионально ориентированных знаний и умений, универсальных и гуманистических способов познания и деятельности, является отражением зрелости и развитости всей системы социально значимых качеств личности, реализуется в индивидуальной речевой и коммуникативной деятельности, а также служит показателем качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и речевого поведения, функциональной грамотности, социальных чувств и эмоций. Несмотря на то что данное исследование характеризует языковую культуру личности в широком смысле слова, данная формулировка соотносима с культурой деловой речи военнослужащих и основные положения диссертационной работы Н. Н. Соловьевой применимы в том числе и для высшего военного образования.
В работе З. Н. Бетиной «Методика формирования элементов информационной культуры специалиста в процессе изучения курса “Культура деловой речи”» [88] исследуемый педагогический процесс соотнесен со степенью реализации комплекса лингвистических норм современного русского литературного языка в процессе делового общения военнослужащих и тесно связан с понятиями «информационная культура специалиста» и «интегративное качество личности». В работе дано определение культуры деловой речи как социокультурного качества личности, которое адекватно отражает общекультурную, профессиональную и личностную позицию будущего специалиста, являющегося средством адаптации к изменяющимся экономическим, политическим, социальным условиям жизни и профессиональной деятельности через коммуникативный, этический и нормативный аспекты в деловом общении. Ценным в исследовании нам представляется разработанный ученым курс «Культура деловой речи», предназначенный для преподавания в высших учебных заведениях.
В диссертационном исследовании С. В. Лычагиной «Формирование военно-речевой культуры курсантов вузов ВВ МВД на интегративной основе» [89] процесс формирования культуры речи офицеров МВД соотнесен с проявлениями в речевой деятельности физической, материальной и духовной составляющих культуры личности военнослужащего и всего общества в целом. С. В. Лычагина исследует речевую деятельность офицера, которая выполняет определенную функцию и обусловлена профессиональными потребностями личности военнослужащего в процессе его служебно-боевой и учебно-воспитательной деятельности. В работе сформулировано актуальное и для нашего исследования понятие процесса формирования культуры речи офицеров МВД как педагогического процесса по формированию основ военно-речевой культуры, являющейся базисным элементом в сфере военно-профессиональной коммуникации, что дало возможность представить его как целостную категорию педагогической науки и определить его роль как инструментария в педагогической практике.
В диссертации Л. Н. Лазуткиной «Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов» рассматриваемый нами педагогический процесс дан в контексте анализа речевой культуры военнослужащих в целом на основе блока гуманитарно-лингвистических дисциплин [90]. Для нас интересным представляется историографический анализ литературы по проблеме формирования культуры деловой речи в России и ее роли в культурно-речевом воспитании военнослужащих.
А. А. Счисленок в своем исследовании «Методика компьютерных речевых игр “Военная деловая речь” на занятиях по русскому языку в военном вузе» анализирует процесс формирования коммуникативной культуры военного специалиста, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов. Для осуществления данного педагогического процесса в военных вузах, по мнению А. А. Счисленок, необходимо создание организационно-педагогических, дидактических и психологических условий, а также использование активных методов (информационно-рецептивных, диалоговых, эвристических, исследовательских и др.) и форм проблемного обучения, одной из которых является разработка сценариев ролевых ситуаций или деловых игр [91]. Многие положения данной работы применимы к современному процессу формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и могут быть соотнесены с его сущностью, содержанием и структурой, однако здесь внимание уделено в основном формированию коммуникативной культуры военнослужащих, что сближает эту работу с исследованиями, содержащими анализ культуры делового общения.
Так, например, и А. А. Шибаев отмечает, что регламентированность профессионального общения военных специалистов отражается в их речи, перечисляет этикетные формулы деловой речи и ее основные жанры (различные виды деловых документов, деловая беседа, совещание, деловой телефонный разговор и т. д.). Автор утверждает: чем более содержательной по объему является воинская деятельность, тем более многогранным, разнообразным выступает общение, то есть воинская деятельность предопределяет границы и способы общения навыками речевого искусства [92]. По мнению исследователя, карьера военного специалиста-профессионала во многом зависит от того, насколько он владеет культурой речи, от которой зависят образованность, воспитанность, интеллигентность, характер, темперамент, остроумие человека. Работа полностью посвящена профессиональному общению военнослужащих, что ничуть не снижает ее достоинства, но об интересующем нас процессе формирования культуры деловой речи курсантов сказано лишь фрагментарно.
Обращение к перечисленным работам позволило накопить достаточный материал для нашей работы, тем более что многие ученые рассматривали процесс формирования культуры деловой речи с точки зрения его сущности, содержания и структуры. Анализ разнообразных подходов исследователей к данной проблеме дал возможность определиться с выбором нашего технологического подхода и обосновать авторский взгляд на сущность, содержание и структуру педагогического процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также определить пути и условия его эффективной реализации.
В нашем исследовании за основу была выбрана технология коммуникативно-деятельностного подхода к обучению курсантов культуре деловой речи. Основы коммуникативно-деятельностного подхода были заложены в трудах психологов И. А. Зимней [93], А. Н. Леонтьева [94], С. Л. Рубинштейна [95]; получили свое дальнейшее развитие в теории речевой деятельности, разработанной А. А. Леонтьевым [96], в работах по речеведению (М. Н. Кожина [97], Т. В. Шмелева [98] и др.), текстоведению (И. Р. Гальперин [99], А. И. Новиков [100], Ю. А. Сорокин [101] и др.), методике преподавания русского языка (Т. А. Ладыженская [102], Е. И. Никитина [103], Н. А. Ипполитова [104], В. И. Капинос [105], О. М. Казарцева [106] и др.). По мнению ученых, исследующих данный подход, он оказался в последние годы весьма востребованным современным обществом, переживающим кризис духовной и речевой культуры, жаждущим позитивных изменений [107]. Не исключением является и армейская среда, в которой происходят аналогичные процессы, свойственные всему современному российскому обществу.
Методологическая база исследования
Согласно выбранной в данном исследовании технологии коммуникативно-деятельностного подхода в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и профессиональных особенностей его личности, что актуально для процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов.
Методическим содержанием коммуникативно-деятельностного подхода являются способы организации учебной деятельности курсантов, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и курсантами [108]. Иногда такой подход в научной литературе понимается слишком узко: как использование на занятии различных ситуаций, в то время как суть коммуникативно-деятельностного подхода заключается в создании для курсантов условий, в которых они должны принимать активное участие в деятельности, а сама деятельность была бы значимой для них и осуществлялась в рамках конкретных жизненных и профессионально-служебных ситуаций. При этом в основе коммуникативно-деятельностного подхода лежит не столько реальность самих ситуаций, сколько реальность деятельности в предлагаемых ситуациях военно-профессионального и делового общения курсантов.
Данный подход, на наш взгляд, прежде всего ориентирует преподавателя уделять внимание потребности курсантов в военно-профессиональной деловой коммуникации и усвоении ценной для них учебной информации с помощью профессионально значимой речевой деятельности. При этом, с точки зрения ученых, рассматривающих коммуникативно-деятельностный поход в обучении культуре деловой речи в соотношении языка, речи и деятельности, коммуникация тесно связана с понятием «деятельность», где деятельностный аспект, по их мнению, играет определяющую роль [109].
Педагогический анализ становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в психолого-педагогической литературе также показал, что понимание сущности феномена процесса формирования культуры деловой речи напрямую зависит от концептуальных позиций, занимаемых педагогами-исследователями. Во многих исследованиях процесс формирования культуры деловой речи с позиций его содержания, сущности и структуры рассматривается авторами преимущественно как переход с его одного качественного уровня на другой, где в основе градации лежит способ овладения знаниями, уровень самостоятельности обучающихся и др. Как правило, речь идет о двух уровнях в овладении речевой деятельностью: репродуктивном и продуктивном (П. Н. Пидкасистый [110]), т. е. об уровнях воспроизведения и продуцирования. М. Я. Алексеева [111] выделяет также творческий, Т. В. Збираник [112] – ситуативный, Е. О. Емельянова [113] – эвристический, исследовательский и т. д.
Интересным представляется мнение Т. В. Збираник, соотносимое с методологией нашего исследования. Ученый берет за основу процесс развития познавательной деятельности, который заключается в «движении учащегося от воспроизведения готовых знаний к открытию новых, от субъект-объектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному, при котором учащийся по мере все более активного, глубокого и самостоятельного осуществления процесса познания обретает и утверждает себя в качестве субъекта» [114]. Осуществить это, по мнению автора, возможно лишь при организации продуктивного типа обучения, основами которого являются принципы личностно ориентированного и проблемного обучения. Данное мнение коррелирует с исследованием процесса формирования культуры деловой речи курсантов на основе выбранного нами коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Результаты исследования
Анализ понимания процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов актуализировал в рамках данного исследования необходимость обращения к общенаучному пониманию категории деятельности, а также к существующим версиям понимания сущности речевой деятельности и ее развития, сложившимся в педагогической теории и практике.
Ученые определяют речевую деятельность как объект, изучаемый лингвистикой и другими науками (психологией, педагогикой, лингвистикой, логикой, физиологией и т. д.). О необходимости рассматривать культуру речи в тесном контакте с речевой деятельностью во всем ее многообразии психолингвисты заявляли еще в середине 70-х годов XX века. Характеризуя взаимосвязь этих понятий, ученые отмечали, что для построения объективной, чуждой вкусовым оценкам теории культуры речи необходимо обращение к психолингвистике или к теории речевой деятельности.
Сопоставляя высказанную в свое время К. Д. Ушинским концепцию теории саморазвития ребенка с его же утверждением о стремлении учеников к деятельности, мы еще раз убедились в верности выбранной нами технологии обучения.
Благодаря проведенному анализу и обобщению педагогических позиций по данной проблеме мы смогли охарактеризовать процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов как разновидность речевой деятельности, которая актуализируется специфическими действиями педагога и курсантов с целью выявления сущностных аспектов учебного материала в ходе обучения культуре деловой речи и осмыслением опыта этих действий по его овладению на чувственном, предметно-образном и смысловом уровнях.
Исследование различных подходов к изучаемой проблеме дало возможность обосновать авторское понимание педагогической сущности процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов как реализации спроектированной педагогом модели саморазвития речевой деятельности обучающихся. Содержание процесса формирования культуры деловой речи было представлено в виде поэтапной реализации системной совокупности организационно-мыслительных, организационно-коммуникативных и организационно-деятельностных игровых проектов, коррелирующих с саморазвертывающейся логикой саморазвития речевой деятельности курсантов. Структура процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению включает цели и задачи, соответствующие постнеклассическому уровню развития педагогической теории и практики; субъект-субъектные отношения; ранее обоснованные, а также выявленные в ходе исследования закономерности и зависимости, противоречия и принципы; технологию процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; результат, выражающийся в формировании у курсантов способности к самоактуализации развития речевой деятельности в процессе формирования культуры деловой речи.
Анализ исследованности проблемы формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов в психолого-педагогической литературе подтвердил еще раз ее актуальность, а также обучающую и воспитательную значимость как необходимой составляющей профессионального общения будущих офицеров. Это дало нам возможность наметить дальнейшие пути и условия решения данной педагогической проблемы. Было высказано предположение, что ее решение возможно посредством обновления содержания процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов с позиций проектирования технологии развития речевой деятельности курсантов и подготовки профессорско-преподавательского состава на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Заключение
Результаты анализа философской, психологической, педагогической, лингвистической литературы по вопросам становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи дают возможность сделать вывод, что данная педагогическая проблема по-прежнему является актуальной в современной науке. Однако, несмотря на ее востребованность, она остается все еще недостаточно изученной, особенно по вопросам её педагогической сущности, структуры, содержания, педагогических путей и условий формирования в системе военного образования.