Введение
Развитие высшего военного образования в современной социально-экономической и политической обстановке требует нового подхода к уровню военно-профессиональной подготовленности будущих военных специалистов. Современный офицер должен самостоятельно и ответственно использовать достижения военной науки и практики, пользоваться современными источниками информации, включаться в исследовательскую деятельность, понимать, теоретически обосновывать и практически решать актуальные военно-профессиональные задачи.
Очевидно, что в будущем потребности общества в высококвалифицированных военных специалистах, владеющих современными теоретическими знаниями и умениями использовать их в профессиональной деятельности, владеть методологией научного исследования, будут постоянно возрастать.
Исследуя проблему военно-профессиональной подготовки будущих офицеров, следует отметить, что от организаций высшего военного образования требуется целенаправленная работа по формированию и развитию у курсантов методологической культуры и исследовательского мышления.
Включение курсантов в исследовательскую деятельность способствует формированию навыков самостоятельного поиска решений исследовательских и военно-профессиональных задач, развитию творческих способностей, умений работать в группе, что, безусловно, будет способствовать формированию у них методологической культуры.
Сложная военная техника и вооружение требуют от специалиста высокого уровня профессионализма, самостоятельности, умения нестандартно мыслить, принимать взвешенные и ответственные решения, обладать способностью к творчеству. А следовательно, уже на этапе обучения в вузе курсант должен развивать исследовательское мышление, приобретать прочные и глубокие знания и профессиональные компетенции, уметь генерировать новые идеи, применять методы исследовательской работы.
Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали, что только 40% курсантов проявляют интерес к исследовательской деятельности. В то же время только 11% курсантов владеют исследовательскими умениями на достаточно высоком уровне, чтобы заниматься исследовательской работой. У 50% курсантов, принявших участие в экспериментальной работе, не сформированы или проявляются крайне редко информационно-коммуникационные умения, 38% курсантов испытывают трудности при составлении тезисов к научной статье, затрудняются составить библиографическое описание книги или научной статьи. Практически не сформированными остаются теоретико-методологические умения, связанные с оформлением методологического аппарата исследования. Более 50% курсантов отметили затруднения при проведении опытно-экспериментальной работы, выборе наиболее целесообразных методов исследования, проведении анализа, систематизации и обобщении полученных результатов, способа их оформления, установлении причинно-следственных связей.
Основными причинами слабой подготовки курсантов к исследовательской деятельности, на наш взгляд, являются: 1) преобладание формального подхода к процессу формирования исследовательских умений; 2) недостаточная разработанность содержательного и методико-технологического обеспечения исследовательской деятельности будущих военных специалистов в условиях их военно-профессиональной подготовки в вузе.
Следует отметить, что процесс формирования исследовательских умений курсантов направлен на овладение ими методологическими умениями, установление межличностных отношений между преподавателями и курсантами, организацию их совместной творческой исследовательской деятельности, в результате которой происходит профессиональное становление и развитие личности будущего офицера.
Формирование исследовательских умений актуализирует теоретические знания по гуманитарным и военным дисциплинам, связанным с непосредственной военной специализацией, развивает у курсантов активную позицию, положительную мотивацию к военно-профессиональной подготовке и исследовательской деятельности, осуществляет связь с практической деятельностью, способствует развитию исследовательских навыков и исследовательских качеств курсантов военного вуза.
Исследовательские умения способствуют творческой самореализации курсанта, определяют эффективность его учебно-познавательной деятельности, позволяют осуществлять перенос знаний, умений и навыков в любую область как познавательной, так и практической деятельности. Кроме того, уровень сформированности исследовательских умений курсантов выступает определенным критерием эффективности образовательной деятельности вуза, ориентированной на повышение качества профессиональной подготовки военного специалиста и его профессиональное совершенствование.
Таким образом, формирование исследовательских умений является одним из важнейших направлений подготовки военных специалистов, одним из компонентов целостного педагогического процесса военного вуза.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Теоретические аспекты формирования общеучебных умений учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов, в том числе военных, активно изучались отечественными педагогами, дидактами и методистами разных учебных предметов.
Проблему формирования общеучебных и исследовательских умений у учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов, в том числе военных, они рассматривали как одну из важнейших задач общеобразовательной школы и вуза, направленную на формирование знаний и умений использовать эти знания для решения учебных и профессиональных проблем исследовательским путем.
В своих работах В. В. Давыдов отмечал, что в результате овладения учебными действиями, с помощью которых решаются учебные задачи, у учащихся формируется умение учиться, которое характеризует обучающегося как субъекта учебной деятельности, обладающего такими личностными качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность и др. [1]
В психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к определению понятия «умение».
В «Психологическом словаре» умение рассматривается «как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков» [2].
Известный психолог К. К. Платонов определяет умение как способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях. Он считает, что «психологической основой умений является понимание взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами его выполнения» [3].
Такой же точки зрения придерживается Н. Д. Левитов, утверждая, что «умение означает успешное выполнение действия или более сложной деятельности, связанной с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий» [4].
По мнению И. Ф. Харламова, умение ‒ это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике [5].
Л. М. Фридман определяет умение как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно [6].
Такой же точки зрения придерживаются дидакты Б. П. Есипов [7] и А. В. Усова [8], считая, что сформированное умение позволяет успешно выполнить действия или более сложную деятельность, связанную с выбором и применением способов, действий, приемов учебной работы с учетом определенных условий, позволяющих усвоенные знания применить на практике. Таким образом, между знаниями и умениями устанавливаются функциональные связи и взаимозависимость.
Следует отметить, что овладение исследовательской деятельностью возможно при условии сформированных исследовательских умений как совокупности учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений, приобретенных на основе научных знаний и практического опыта. При этом учебно-исследовательские умения и навыки выступают основанием для развития научно-исследовательских умений, критического мышления и творческих способностей.
На актуальность разработки проблемы формирования исследовательских умений обращают внимание известные отечественные педагоги и дидакты, отмечая их важность для решения проблемных задач и ситуаций.
И. Л. Лернер определял проблемное обучение как процесс решения проблемных задач и ситуаций, в котором происходит не только творческое усвоение знаний, но и формирование учебных, исследовательских умений, овладение опытом творческой деятельности [9]. Раскрывая особенности проблемного обучения, автор отмечал, что данный дидактический метод готовит учащихся к самостоятельному применению знаний и методов науки в новых, незнакомых ситуациях.
В своем исследовании М. И. Махмутов отмечает, что качество процесса обучения и его эффективность определяются уровнем сформированности у учащихся умений и навыков самостоятельно учиться. При этом степень познавательной самостоятельности определяется тем, насколько сформированы у них умения: 1) видеть проблему и осознавать ее; 2) сформулировать или переформулировать проблему; 3) выдвигать предположения и гипотезы; 4) обосновывать и доказывать выдвинутые гипотезы; 5) применять на практике найденный способ решения учебной проблемы [10].
Эту позицию разделяет А. М. Матюшкин, отмечая, что проблемное изложение учебного материала способствует усвоению общих закономерностей, общих способов и условий действий, что создает большие возможности использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых практических и теоретических задач, формированию новых знаний и способов действия [11].
Понятие «исследовательские умения» многие учёные рассматривают в связи с научной исследовательской деятельностью.
Так, методологи Е. В. Бережнова и В. В. Краевский считают, что понятие «исследовательские умения» связано с научной исследовательской деятельностью учащихся. В связи с этим исследовательские умения рассматриваются ими как способ выполнения исследовательской деятельности, включающей умение выявлять проблему, выдвигать гипотезы, проводить наблюдение, ставить эксперименты, анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, объяснять и доказывать правильность своей позиции, делать выводы [12].
По мнению В. А. Сластенина [13], к исследовательским умениям следует относить умения проводить теоретические и эмпирические исследования, сравнивать, анализировать, выявлять существенные признаки предметов и явлений, обобщать, делать выводы, применять научные методы к решению учебных проблем.
Обобщая различные подходы к сущностным характеристикам исследовательских умений, Л. B. Хивинцева приходит к выводу о том, что исследовательские умения следует рассматривать «как совокупность осознанных целенаправленных умственных действий, выполняемых в соответствии с логикой и структурой научного исследования и находящихся под контролем мышления» [14].
В современной системе образования, считает Г. М. Деркач, должны быть созданы условия: 1) для развития личности обучающегося, его индивидуальности и творческих способностей; 2) формирования потребности учиться на протяжении всей жизни; 3) приобретения опыта практической деятельности в различных сферах; 4) самоопределения и самореализации. Поэтому от современных образовательных организаций требуется уже не простое включение исследовательских методов в образовательную практику, а целенаправленная работа по формированию и развитию культуры исследовательской деятельности, способностей к её осуществлению на протяжении всей жизни [15].
В последние годы проблема формирования исследовательских умений у курсантов военных вузов становится достаточно актуальной и широко обсуждается учёными, педагогами и педагогической общественностью.
По мнению О. П. Бажора, умения следует рассматривать как возможность осуществлять деятельность, компоненты которой приобрели определенную степень автоматизации в изменяющихся условиях. В своем диссертационном исследовании он предлагает конкретные методики организации исследовательской деятельности с целью формирования научно-исследовательских умений и навыков; определяет основные виды исследовательских умений, выявляет этапы их формирования [16].
Методике организации исследовательской деятельности в военном вузе посвящены диссертации И. Д. Белоконь и О. В. Добровольскова.
Так, О. В. Добровольсков методологически обосновал и раскрыл основные этапы процесса формирования исследовательских умений курсантов в военном вузе, определил организационные формы и средства их формирования на каждом из этапов профессиональной подготовки [17].
Привлечение курсантов к научной, инновационной, проектной, конструкторской и другим видам деятельности, по мнению И. Д. Белоконь, является эффективным средством формирования исследовательских умений и навыков как в учебной, так и во внеучебной работе, что в целом способствует развитию военно-профессиональной компетентности современного военного специалиста [18].
О. А. Валеева и Г. И. Железовская считают, что исследовательская работа курсантов должна организовываться с использованием активных и интерактивных методов и технологий [19].
Таким образом, авторы данных исследований единодушно отмечают роль исследовательских умений в развитии творческих способностей и активной позиции исследователя, установлении связи теории с практикой, развитии профессиональных мотивов и исследовательских качеств у курсантов военного вуза.
Следует отметить, что исследовательские умения характеризуются сознательным владением совокупностью операций, которые являются способами осуществления умственных, практических и исследовательских действий, соответствующих логике научного исследования.
Вопросы формирования умственных и практических умений у обучающихся рассматривались и зарубежными педагогами и психологами.
Зависимость умственного развития учащихся от их активности, организации процесса обучения, использования различных способов деятельности в познании окружающего мира была установлена немецким педагогом А. Дистервегом.
В своих педагогических трудах он неоднократно отмечал, что в процессе обучения у учащихся необходимо развивать самостоятельность, стремление получить ответы на поставленный вопрос, а также стимулировать их к самостоятельному поиску способа решения проблемных или незнакомых ситуаций [20].
В трудах известного швейцарского педагога И. Г. Песталоцци раскрыта идея о том, что обучение учащихся должно сопровождаться исследованием событий, фактов и явлений окружающего мира, которое соответствует психологическим особенностям учащихся, их стремлению заниматься различными видами деятельности [21].
Большой вклад в развитие проблемы формирования исследовательских умений через включение учащихся в проектную деятельность внесли американские ученые Дж. Дьюи и его последователь Уильям Херд Килпатрик.
Дж. Дьюи обосновал реформирование школьной системы Соединённых Штатов, предложив способ обучения, основанный на самостоятельном получении знаний из практической деятельности и собственного опыта [22]. Успех и эффективность такого способа обучения зависят от уровня сформированности умственных, практических, творческих и исследовательских умений. В качестве основного метода обучения им использовался метод проектов.
По мнению У. Х. Килпатрика, центром учебной работы должна быть познавательная активность самих учащихся, направленная на разработку проекта, его оформление и публичную защиту [23].
Значительный вклад в развитие идеи метода проектов внес американский педагог Е. Коллингс, который разработал целый спектр проектов, выполняемых в рамках разных учебных дисциплин. Согласно его мнению, в учебном процессе выбирается тот или иной вид ведущей деятельности (учебная, исследовательская, практическая и др.), а учебные предметы выступают средством осуществления выбранной деятельности [24].
Различные исследователи связывают формирование исследовательских умений с развитием творческого мышления.
В своих работах П. Торранс, Дж. Гилфорд описывают творческое мышление как процесс чувствования трудностей, проблем, построения догадок, формулировки гипотезы, оценки и тестирования этих догадок и гипотез, возможности их пересмотра, проверки, обобщения результатов [25, 26].
Исследуя особенности творческого мышления, Дж. Гилфорд [27] выдвинул гипотезу, согласно которой решение проблемных ситуаций невозможно без достаточно развитых интеллектуальных способностей: легкость обнаружения проблемы, способности человека к анализу, оценке и синтезу, беглость и гибкость мышления. Иными словами, процесс решения исследовательских задач требует применения целого ряда интеллектуальных операций.
По мнению А. Маслоу и К. Роджерса, с креативностью связаны такие важные для исследователя черты, как уверенность в себе, независимость суждений, склонность к риску, ответственность и самостоятельность, которые являются средством реализации собственного потенциала человека, его самоактуализации [28, 29]. Именно такие черты человека и характеризуют его как исследователя.
Становится очевидной необходимость уделять больше внимания развитию творческого мышления, творческих способностей курсантов в процессе формирования их исследовательских умений. С этой целью при организации учебно- и научно-исследовательской деятельности наряду с решением проблемных задач с помощью заранее известных или хорошо отработанных способов решения следует применять задачи эвристического или исследовательского характера, при решении которых могли бы проявляться творческие способности обучающихся, позволяющие им находить новые нестандартные формы решения.
Не следует забывать и об индивидуальных различиях творческих способностей, о необходимости учёта уровня их развития при разработке заданий исследовательского характера, постепенном усложнении их содержания.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что учёные неоднозначно определяют не только сущность и содержание понятия «исследовательские умения», но и, исходя из разных оснований, виды исследовательских умений [30].
Так, И. А. Зимняя и Е. А. Шашенкова в зависимости от направления исследовательского поиска предлагают выделять следующие группы исследовательских умений:
‒ интеллектуально-исследовательские умения (умения анализировать, сравнивать факты, явления, концепции, поставить цель и задачи, умение критически анализировать информацию и др.);
‒ информационно-рецептивные (умение наблюдать, собирать и обрабатывать информацию, составлять обзор, умение работать с литературой и др.);
‒ продуктивные умения (умение проводить эксперимент, использовать эмпирические и теоретические методы исследования, осуществлять библиографический поиск и др.) [31].
В соответствии с принципом структурных элементов учебной деятельности Ю. К. Бабанский выделяет: 1) учебно-организационные, 2) учебно-информационные, 3) учебно-интеллектуальные умения. Исследовательские умения являются составной частью всех трех данных групп умений [32].
С учетом действий, входящих в состав умений, современные исследователи рассматривают четыре уровня исследовательских умений: 1) операционные (интеллектуальные) исследовательские умения; 2) организационные исследовательские; 3) исследовательские умения сотрудничества; 4) рефлексивные исследовательские умения [33].
Таким образом, изучая особенности исследовательской деятельности, ученые выделили целый ряд исследовательских умений, лежащих в ее основе. Определился набор действий, включенных в структуру исследовательской деятельности. Осуществляя её, обучающиеся должны определить проблему, выдвинуть предположение, выбрать способ проверки его истинности, разработать программу предполагаемого эксперимента, самостоятельно провести эксперимент и зафиксировать результаты наблюдения. После этого сформулировать выводы, сопоставить их с первоначальной гипотезой, защитить правильность сделанных выводов.
Методологическая база исследования
Теоретико-методологическую базу исследования составила совокупность взаимосвязанных между собой методологических подходов:
‒ компетентностный подход ориентирует и преподавателей, и курсантов на результаты подготовки к военно-профессиональной деятельности, которые рассматриваются нами не как объем усвоенной информации, а как способность военного специалиста использовать полученные профессиональные знания и умения для решения военно-профессиональных задач в мирное время и в боевой обстановке;
‒ деятельностный подход к исследованию проблемы предполагает использование общедидактических принципов и учёт особенностей профессионального обучения курсантов в военном вузе. Исследовательская деятельность курсантов носит целенаправленный, творческий, поисковый характер, а результат обеспечивается широким кругом знаний и умений, владением теоретическими и эмпирическими методами, навыками самостоятельной опытно-экспериментальной работы, практическим опытом исследовательской работы;
‒ аксиологический подход предполагает овладение методологической культурой; интеграцию всех систем ценностей, развитие индивидуальности личности курсанта.
С целью изучения мотивации курсантов к исследовательской деятельности, их готовности участвовать в различных видах исследования, а также определения уровня сформированности учебно- и научно-исследовательских умений мы использовали наблюдение, анализ деятельности курсантов на аудиторных занятиях, во время самостоятельной работы вне аудитории, анкетирование, позволяющее изучить и проанализировать уровень сформированности исследовательских и общеучебных умений, необходимых для проведения научных исследований, а также определить мотивацию и познавательный интерес к исследовательской деятельности.
Результаты исследования
На наш взгляд, исследовательские умения следует рассматривать как способ осуществления исследовательской деятельности, включающей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, умения сравнивать, классифицировать, сформулировать цель, структурировать материал, самостоятельно провести эксперимент, наблюдение, объяснить и доказать правильность своей позиции, идеи.
В своем исследовании мы выделяем три группы исследовательских умений:
‒ информационно-коммуникационные умения, включающие умения отбора необходимого для исследования материала, его структуризацию и представление в виде текста исследования. С целью развития информационных умений организуется работа курсантов по составлению библиографических списков, написанию кратких рефератов, докладов и сообщений по теме своего исследования, постановке целей и задач исследования, планированию и организации экспериментов, овладению методами и методиками исследования, анализу, обобщению полученных результатов и их объяснению. Коммуникативные умения проявляются в умении выстраивать свое поведение в совместной исследовательской деятельности, выбирать интонацию, жесты во время диалога, предусматривать реакцию собеседника, адекватно выражать свои взгляды, подбирать аргументы для доказательства своей мысли. Не менее важными являются речевые умения и умения самоконтроля, а также умения организовать сотрудничество, создать благоприятный психологический климат для работы в команде;
‒ теоретико-методологические умения, в состав которых входят умения разработать методологический аппарат исследования (определить объект и предмет исследования, обосновать актуальность, выявить противоречия, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу и др.);
‒ теоретико-эмпирические умения, составляющие группу умений, включающих владение теоретическими (анализ, сравнение, конкретизация, абстрагирование, индукция и дедукция, систематизация и обобщение и др.) и эмпирическими (наблюдение, тестирование, анкетирование, обобщение передового педагогического опыта и др.) методами исследования. К этой группе мы относим и умения самостоятельного проведения опытно-экспериментальной работы, интерпретации полученных результатов, оформление работы.
По мнению Н. В. Мамедовой, формирование исследовательских умений представляет собой целенаправленное, систематическое, последовательное и сознательное внедрение в целостный педагогический процесс военного вуза элементов исследования, регулирование взаимоотношений между преподавателями и курсантами посредством планомерной организации и рациональной совместной исследовательской деятельности, направленной на профессиональное становление личности курсанта [34].
Разделяя мнение Н. В. Мамедовой, считаем, что формирование исследовательских умений курсантов в военном вузе должно осуществляться поэтапно при постоянном усложнении предлагаемых исследовательских работ.
На первом этапе происходит первое знакомство с понятиями «умение», «исследовательские умения», «учебно- и научно-исследовательские умения», раскрываются их сущность и особенности, развивается положительная мотивация к исследовательской деятельности, формируются навыки работы с учебной информацией.
В процессе учебных занятий курсанты приобретают первичные навыки анализа и синтеза, систематизации и обобщения научных фактов, предметных знаний, подбора, обработки и представления информации, полученной из разных литературных источников, её обобщения, систематизации; работы с понятиями; структурирования информации; подготовки сообщений и выступлений с ними на лекциях и семинарах. Кроме того, в рамках научно-исследовательской работы курсанты углубляют знания по дисциплине, учатся обнаруживать и разрешать противоречия; решать экспериментальные задачи, используя знакомые способы решения.
Готовясь к семинарским занятиям, курсанты самостоятельно работают с учебной и дополнительной литературой: составляют библиографические списки, подбирают литературу по проблеме или для подготовки реферата (доклада); проводят анализ различных точек зрения ученых на проблему, осуществляют поиск вариантов решения проблемных ситуаций. Курсанты привлекаются к участию в дискуссиях по проблемам; конспектируют научные статьи, составляют схемы и таблицы; самостоятельно определяют и формулируют цели, задачи и ход исследования; разрабатывают критерии оценки; проводят научное наблюдение, опрос, анкетирование; оформляют результаты исследования в форме отчета.
Таким образом, на первом этапе развиваются учебно-исследовательские умения и формируются навыки учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская работа, организуемая на учебных занятиях, является обязательной для курсантов. Основная и наиболее распространенная форма – подготовка докладов и написание рефератов, которые выступают одним из средств организации самостоятельной работы, глубокого изучения дисциплины с использованием первоисточников, научной литературы, тематических научных журналов, систематизации и обобщения знаний, развития умения логично излагать учебный материал, делать аргументированные выводы. Следует отметить, что на данном этапе выявляются наиболее способные, заинтересованные в исследовательской работе курсанты, желающие увлеченно заниматься этим видом деятельности.
На втором этапе общепрофессиональной подготовки курсанты включаются в самостоятельную исследовательскую деятельность, связанную с выполнением курсовых работ. Этот этап позволяет эффективно использовать все виды самостоятельной работы курсантов, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, осуществлять перенос знаний из одной дисциплины на предмет изучения другой, а также обеспечивает системность и последовательность изучения учебного материала, позволяет использовать индивидуальный подход к обучению, воспитывать у курсантов потребность в самообразовании и саморазвитии.
У курсантов формируются навыки самостоятельно применять теоретические знания для решения прикладных задач, проведения научных исследований, разработки методологического аппарата курсового проекта. На этом этапе курсанты активно занимаются в научных кружках, научных обществах, участвуют в конференциях, семинарах, конкурсах, а также в совместных проектах с преподавателем.
Военно-научное общество, научные кружки кафедр – всё это позволяет курсанту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, включиться в активное обсуждение результатов своих научных исследований. Участие курсантов в научной работе, многообразие её форм и методов, современных технологий обучения требует комплексного подхода к планированию и организации исследовательской деятельности и предполагает поэтапную, последовательную реализацию мероприятий и форм научной работы в соответствии с логикой образовательного процесса. Содержание работы кружков на разных кафедрах имеет свои особенности, однако основным направлением в их деятельности является выполнение курсантами во внеучебное время научных исследований по проблемной тематике кафедры. Для выполнения более серьёзных исследований создаются временные творческие коллективы, в состав которых входят преподаватели и курсанты. Успех работы временных творческих коллективов в значительной мере обеспечивается тщательной подготовкой к ним, активной заинтересованностью в работе научного кружка преподавателей кафедры, выбором темы научного исследования.
Исследовательская деятельность курсантов в кружках может осуществляться разными способами: регулярные посещения заседаний кружка; участие в небольших экспериментах, обсуждении теоретических и прикладных проблем исследования; подготовка реферативных докладов по определенной тематике на основании изучения литературных источников; самостоятельное выполнение исследовательских проектов, в которых полученные данные соответствуют уже изученным в науке и представленными в научной литературе; исследовательские работы поискового характера, в результате которых могут быть получены новые научные данные.
Третий этап исследовательской деятельности курсантов связан с подготовкой квалификационных исследовательских проектов. На этом этапе ярко проявляются научно-исследовательские умения и творческие исследовательские способности курсанта, уровень его военно-профессиональной подготовки, научный кругозор, умения самостоятельно принимать решения в сложных проблемных и профессиональных ситуациях.
Для того чтобы формирование и развитие исследовательских умений протекало эффективно, необходимо создать определенные педагогические условия, к которым отнесем следующие:
‒ развитие у курсантов положительной мотивации, познавательного и профессионального интереса к исследовательской деятельности;
‒ создание образовательно-исследовательской среды в вузе с целью вовлечения курсантов в различные виды самостоятельной исследовательской деятельности;
‒ организация совместных с преподавателями вуза исследовательских проектов;
‒ учёт специфических особенностей военно-профессиональной подготовки военных специалистов, особенностей организации их самостоятельной внеаудиторной деятельности;
‒ ориентация тематики исследовательских проектов на проблемы военно-профессиональной деятельности курсантов, её практико-ориентированность;
‒ наличие высокого уровня сформированности общеучебных, интеллектуальных и исследовательских умений.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного нами теоретического и эмпирического исследования убеждают нас в необходимости формирования исследовательских умений курсантов в аудиторное и внеаудиторное время.
Безусловно, на всех этапах организации исследовательской деятельности курсантов в военном вузе создаются условия для включения курсантов в творческий поиск, исследование проблем, приближенных к военно-профессиональной деятельности; организации активного участия курсантов в различных конкурсах, студенческих форумах, конференциях, учитывая их потребности, познавательные интересы и запросы, что способствует формированию и развитию учебно- и научно-исследовательских умений, проявлению творчества, инициативы будущих офицеров, развитию их познавательного интереса и мотивации.