Введение
В условиях изменяющейся образовательной действительности, стандартизации и повышения качества современного дошкольного образования актуальны разработка и внедрение в практику образования новых педагогических технологий, способствующих повышению уровня методического и технологического сопровождения организации процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Исключительную важность в контексте реализации ФГОС ДО приобретает задача накопления знаний и формирования представлений у детей дошкольного возраста. Решению данной проблемы способствует реализация основных задач в контексте освоения образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», предлагаемых для освоения детьми дошкольного возраста в рамках образовательной программы. Дети дошкольного возраста пробуют накопить систему знаний и представлений, каким-то образом упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем определенные связи и закономерности. Процесс их познания строится на любознательности и пытливости, которые проявляются в условиях новизны и необычности деятельности дошкольника. Особый умственный подъем в дошкольные годы эффективен тогда, когда ему способствует увлеченность чем-то и влечение в интересные и занимательные виды деятельности.
Многочисленные исследования российских (А. С. Макаренко [1], В. А. Сухомлинский [2], Т. С. Комарова [3], Б. М. Неменский [4], Б. М. Теплов [5] и др.) и зарубежных ученых (Я. А. Коменский [6], И. Г. Песталоцци [7]) доказывают, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно содействует росту и увеличению знаний и представлений об искусстве своего и других народов, что в целом способствует интеллектуальному росту детей, а также их художественно-эстетическому развитию. Формирование представлений об искусстве родного края крайне важно для развития и этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Следовательно, изучение искусства своего и другого народов актуально и доступно уже с дошкольного возраста.
Какие методы, приемы и средства используются при формировании представлений об искусстве Мордовии, какова технология работы с тетрадью на печатной основе по ознакомлению и изучению искусства родного края – основные вопросы, на которые пытается ответить наша исследовательская работа.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу формирования представлений об искусстве, в которых в качестве педагогического средства рассматривается родной край, достаточно разрозненны.
Отечественные искусствоведы В. С. Воронов [8], М. С. Каган [9], М. А. Некрасова [10] отмечали важную роль искусства в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения.
Так, основным показателем искусства В. С. Воронов считает традиционность. По мнению автора, искусство насыщено традициями и хранит долгие и крепкие устои [11]. Изучая искусство, М. С. Каган отмечает, что познание и оценивание слиты здесь воедино [12]. Как основу развития и закрепления культурно-исторических связей характеризует искусство и М. А. Некрасова. По ее мнению, связью, которая переводит знания человечества в опыт, оказывается именно традиция [13]. Интересна и точка зрения Б. М. Неменского, где он высказывает мысль о том, что сфера художественной культуры предполагает не логическое, а именно эмоционально-образное познание жизни [14]. Б. Т. Лихачев полагает, что искусство является своеобразным способом постижения мира. Подчеркивая роль искусства в постижении мира, он видел глубокое своеобразие в процессе художественного познания. Искусство – форма познания природы, человека, общества и его истории. Но познание глубоко своеобразное, ибо произведение искусства не просто сообщает, информирует, но прежде всего вызывает ответную активность читателя, зрителя, слушателя, мобилизует его эстетическое переживание [15]. Широко использовал в практике воспитательного воздействия искусство и А. С. Макаренко, предлагая малолетним правонарушителям летние путешествия по культурным местам страны. Искусство музыки, кино, живописи, скульптуры, слова, «театра в разнообразных своих сочетаниях обращено ко всем чувствам детей и вызывает у них высокие эмоционально-эстетические переживания, которые лежат в основе формирования эстетического отношения» [16]. Уникальным явлением в жизни общества искусство считал и В. А. Сухомлинский. Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Формирование представлений о предметах происходит в процессе усвоения знаний о свойствах и качествах предмета, форме, цвете, величине, положении в пространстве [17]. Автором концепции о психологических основах художественного творчества является Б. М. Теплов, считая искусство отражением окружающего мира и представлений человека об этом мире в форме художественного образа [18].
Подчеркивает важность воспитания на родном материале К. Д. Ушинский. Он полагает, что такое воспитание призвано развивать у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам. Обосновывая принцип наглядности обучения, он указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств», получаемый ребенком в том числе через восприятие разнообразных произведений искусства, как своего, так и другого народа. К. Д. Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений [19]. Искусство, художественно-эстетическое развитие и воспитание являются центральной проблемой всей научной деятельности Т. С. Комаровой. Автор утверждает, что с бытом и традициями народа дети знакомятся, изучая разнообразные произведения искусства, приобщаются к духовной культуре своего народа, тем самым накапливая представления об окружающей действительности [20].
О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Платон [21], Аристотель [22].
Идеи художественно-эстетического развития сформулированы в трудах зарубежных педагогов Я. А. Коменского [23], А. Канцедикаса [24], М. Монтессори [25] и др.
Я. А. Коменский считал, что в процессе ознакомления с искусством своего народа удовлетворяется и интеллектуальная потребность ребенка в приобретении новых знаний о мире [26].
А. Канцедикас в книге «Искусство и ремесло» пишет: «Духовное богатство, высокая содержательность, отсутствие второстепенных, малозначительных смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключенный в произведениях народного искусства, подходит для подачи ее ребенку» [27].
Особое внимание народному искусству в развитии детского творчества уделяла М. Монтессори, отмечая, что народное декоративное искусство отвечает требованиям дошкольников, дает богатую пищу их художественному восприятию [28].
Ф. Чижек отмечал, что познание народного искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении [29].
Известный зарубежный исследователь К. Юнг, проявляя интерес к родной культуре, обнаружил типичные образы-символы, проходящие через всю историю мировой культуры, выражающие приобщенность человека к таинственной стороне жизни, – архетипы. Центральной идеей концепции национально-культурных архетипов является отражение опыта предыдущих поколений, воплощенных в архетипах – общечеловеческих первообразах. По мнению автора, архетип – это извечный сюжет или образ, повторяющийся от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, но каждый раз по-новому переосмысленный в соответствии с духом своего времени и своей культуры. Ученый считал, что культура есть общий и принятый способ мышления [30]. Потребность ребенка в знаниях и формировании представлений удовлетворяется в любой художественной деятельности, связанной с восприятием и познанием образцов народных произведений, воплощенных в разных материалах, свойствах различных материалов, видов искусства, обладающих большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка [31].
Д. Бленд указывал, что искусство для детей есть средство выражения своей индивидуальности и сообщения своих представлений о себе и своем мире [32].
Таким образом, изучение и обобщение научно-педагогических источников свидетельствует о необходимости реализации задач художественно-эстетического развития детей в учебно-воспитательном процессе различными средствами искусства (музыка, живопись, литература, прикладное и театральное искусство), в том числе и посредством искусства родного края. Работа по формированию у воспитанников представлений об искусстве не теряет своей актуальности и в настоящее время.
Материалы и методы исследования
С целью решения заявленной проблемы было осуществлено опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого были использованы диагностические методы исследования и педагогический эксперимент. Был разработан и апробирован педагогический инструментарий исследования в виде беседы, анализа продуктов детской деятельности, мини-викторины, педагогических проектов (авторская рабочая тетрадь). В исследовании приняли участие воспитанники дошкольной образовательной организации в количестве 30 человек.
База исследования – МАДОУ «Детский сад № 94» городского округа Саранск Республики Мордовия.
Результаты исследования
С целью выявления организационно-педагогических условий эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об искусстве родного края было проведено опытно-экспериментальное педагогическое исследование.
Опытно-экспериментальная работа велась по трем направлениям: выявление общих представлений об искусстве родного края, выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве Мордовии, выявление представлений о художественных произведениях искусства родного края.
Результаты проведенного индивидуального обследования показали, что имеющиеся представления детей об искусстве родного края крайне скудны и минимальны. К сожалению, полный объем представлений об искусстве родного края у респондентов зафиксирован не был. Частичный объем представлений об искусстве родного края демонстрируют 70% дошкольников экспериментальной группы и 60% дошкольников контрольной группы. Нулевой объем представлений об искусстве родного края выявлен у 30% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы.
В процессе проведенной беседы с детьми установлено, что дошкольникам известно всего лишь 1–3 вида искусства, в основном такие как вышивка, живопись и литература. Никто из детей не отметил декоративно-прикладное творчество мордовского народа как вид искусства. Однако многие дети знают основные цвета мордовского орнамента, который состоит из черно-бело-красного оттенков, и некоторые его простейшие элементы: ромб, квадрат, звезда, зигзаг, причем дети сравнивали «звезду» с цветком, а «зигзаг» с морем. К сожалению, зарисовать их смогли только два ребенка в экспериментальной группе и два ребенка контрольной группы. Дети утверждают, что мордовский орнамент можно встретить на флаге и в музее на костюмах.
Называя выдающихся людей мордовского края, больше половины детей упомянули великого мордовского скульптора С. Д. Эрзю, а также мордовского художника Ф. В. Сычкова, но перечислить их произведения не смог ни один ребенок. Вопрос о мордовских композиторах и писателях позволил детям указать на известную мордовскую сказительницу С. М. Люлякину. Однако и ее произведения оказались детям неизвестны. Называя мордовских писателей, дошкольники упомянули лишь Я. Пинясова и Ф. Атянина. Стоим отметить, что практически половине респондентов известны их художественные произведения «Ласточка» (Ф. Атянина), «Обыкновенные варежки» (Я. Пинясова). К сожалению, других авторов дети не назвали. На вопрос, кого изображают мордовские игрушки, дети указали на медведя, человека и матрешку. Однако вопрос о посуде продемонстрировал 100%-ные представления детей о способах ее изготовления из глины. Вопрос о героях мордовских сказок позволил детям обозначить только покровительницу леса Виряву и покровительницу воды Ведяву. Полученные результаты показывают, что представления детей носят общий характер и не являются показательными.
Анализ продуктов детской деятельности, проведенный с целью изучения уровня сформированности представлений о декоративно-прикладном искусстве родного края, предполагал участие детей в творческом задании «Наряди Алдуню и Тятюню». Дошкольникам предлагалось украсить мордовским орнаментом силуэты в женском и мужском народном костюме. Качественная оценка детских рисунков осуществлялась по следующим критериям: соответствие цветовой гамме, наличие простых и сложных элементов мордовского орнамента, соблюдение композиции в орнаменте, наличие декоративных деталей для украшения костюма, аккуратность работы.
Проведенный анализ свидетельствует, что элементы мордовского орнамента, присутствующие в детских рисунках, достаточно просты и в изображении сводились к таким, как крест, галочка, ромб. Более сложные элементы мордовского орнамента в работах детей не встречались. Элементы примененного в рисунке орнамента располагались хаотично и беспорядочно, его размер нарушал законы симметрии, некоторые его детали были смещены или заходили за контур других. В большинстве работ наблюдалась неаккуратность и незавершенность. Кроме того, дети, стремясь передать колорит мордовского орнамента, нередко вносили с рисунок свою цветовую гамму (был использован, например, фиолетовый цвет), что скорее свидетельствует о недостаточном количестве знаний и представлений о мордовской народной вышивке. В детских работах отсутствовало разделение на мордовский «мокша» и «эрзя» костюмы. При декорировании силуэта в костюме дошкольники использовали некоторые элементы других росписей и вышивок: точки, пересекающиеся между собой вертикальные и горизонтальные линии. Не наблюдалось в детских работах и украшений на костюмах, отсутствовал пояс, мелкие монетки, ракушки и прочее. При декорировании мужского костюма дети использовали минимум элементов народного орнамента.
При проведении познавательной мини-викторины детям предлагалось определить вид мордовского искусства, назвать произведение мордовского автора (картину художника, музыкальное произведение, мордовскую вышивку, мордовскую сказку) и указать на особенности, отличающие их от других произведений искусства. Результаты показали, что из представленных произведений искусства дошкольники смогли правильно определить музыкальное произведение, мордовскую вышивку и мордовскую сказку. Объясняя свой выбор, дети указали на специфические особенности: в песне звучали непонятные слова на мордовском языке (на нем иногда говорят родители и бабушка с дедушкой), в вышивке использовалась красно-черно-белая гамма и основные элементы вышивки ромб и звезда, а в сказке рассказывалось про мордовских персонажей Виряву и Ведяву. Определить произведение мордовского художника дети не смогли. Возможно, это объясняется отсутствием характерных национальных деталей на картине.
Таким образом, педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо создавать максимум условий для ознакомления детей с искусством родного края и привлечения родителей к участию в реализации процесса формирования представлений об искусстве родного края посредством использования современных средств обучения, воспитания и развития детей – тетради на печатной основе, что будет способствовать более эффективному усвоению информации, знаний и представлений об искусстве родного края детьми дошкольного возраста [33].
Для реализации опытно-экспериментальной части исследования была разработана авторская модель рабочей тетради (тетради на печатной основе) по ознакомлению с искусством Мордовии. Использование такого современного учебно-воспитательного средства в дошкольной образовательной организации позволило эффективно комбинировать познавательную и художественно-творческую деятельность детей. Включение авторской рабочей тетради с системой познавательно-творческих заданий для детей 5–6 лет в непосредственно образовательную деятельность способствовало эффективному освоению дошкольниками образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Содержание рабочей тетради предусматривало работу с дошкольниками по двум направлениям: теоретическое ознакомление с видами и жанрами искусства, накопление объема представлений о народном и национальном искусстве; приобретение и закрепление практических умений и навыков в освоении представлений об искусстве Мордовии. Тетрадь на печатной основе включала систему познавательно-творческих заданий для дошкольников, знакомящих детей с основными видами искусства мордовского края. Задания для дошкольников систематизированы в тетради по следующим направлениям: живопись, вышивка, архитектура, музыка, литература, скульптура, декоративно-прикладное искусство, мордовская национальная одежда, театр, танец, устное народное творчество.
При формировании представлений об искусстве родного края детям раздавался комплект познавательно-творческих заданий на печатной основе, соответствующий одному из представленных направлений. Задания для дошкольников были подобраны в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Предложенные задания носили как репродуктивный, так и воссоздающий характер и использовались системно или в комплексе. Такая работа строилась по принципу «от простого к сложному», что в целом повышало активность и работоспособность детей и оказалось особенно эффективной формой работы с дошкольниками, поскольку позволяло в непринужденной форме осваивать необходимые знания и представления об искусстве родного края. В процессе выполнения таких заданий у детей формировался интерес к различным видам мордовского национального искусства.
Выполнение познавательно-творческих заданий, представленных в определенной логической последовательности, открывало дошкольникам новые знания и представления о характерных и специфических особенностях мордовского народного искусства: вышивки, орнамента, знакомило с творчеством мордовских художников, композиторов и писателей, позволяло обогатить словарный запас ребенка и освоить некоторые понятия на мордовском языке.
Выполняя задания, дети осваивали представления о традиционной одежде мокша и эрзя, получали представления об основных частях костюма мордовской женщины и мужчины (рубаха туникообразного покроя (панар), верхняя плечевая одежда (руця), короткая распашная одежда (мушказ), лапти (карть), портянки – онучи (пракстат), холщовые штаны (понкст), пояс (пулай), предник), головные уборы («панго-пуло»), налобные повязки «сорока»), изучали особенности народной вышивки, знакомились с основной (красно-черно-белая) и дополнительной (зеленый, желтый, розовый, алый, сиреневый) цветовой гаммой, рассматривали геометрический орнамент, состоящий из различных комбинаций геометрических фигур (ромб, квадрат, крест, розетка), ломаных линий и геометризированных растительных элементов (рыба, краб, конь, цветок, огонь, утица, дерево, звездочка, бабочка), знакомились с поясными украшениями и подвесками из бисера, монет, бахромы и раковин-каури («цеконя», «килькш»), учились самостоятельно составлять мордовский узор, украшать мордовский женский и мужской костюмы, составлять украшения из пуговиц и монет «сюлгамо», рассказывать по иллюстрациям и картинкам, лепить глиняные игрушки и многое другое [34]. Кроме того, комплекс познавательно-творческих заданий рабочей тетради знакомил дошкольников с мордовскими народными сказками, легендами, былинами, сказаниями и эпосом. Дети раскрашивали образы покровительниц воды, леса и поля Вирявы, Ведявы, Паксявы, пахаря-богатыря Тюшти, читали про них сказки и пересказывали.
Особое восхищение и глубокий интерес вызывали практические задания творческого характера: «Раскрась узор», «Подбери орнамент к мордовской рубахе», «Распиши мордовское полотенце», «Нарисуй мордовскую игрушку» и другие. Выполнение таких творческих заданий развивало у детей способность к продуцированию новых идей и вариантов, а также к целенаправленным действиям. Кроме того, такие задания давали широкие возможности для художественно-эстетического развития, активизировали у дошкольников творческий потенциал и способствовали развитию их креативности в целом, в достаточной степени гарантировали формирование представлений об искусстве родного края. Такие задания давали возможность общения ребенка с произведениями искусства родного края.
Серия познавательно-творческих заданий, разработанная авторами рабочей тетради, способствует эффективному решению комплекса задач художественно-эстетического, познавательного развития в рамках реализации ФГОС ДО, а также позволяет приобщить дошкольников без привлечения дополнительных обучающих средств к истокам народной культуры, познакомить с основными видами искусства и сформировать систему знаний и представлений об искусстве родного края.
Заключение
Результаты внедрения разработанной технологии использования рабочей тетради с детьми 5-6 лет показали, что ее применение в процессе познавательного и художественно-эстетического развития позволяет рационализировать формы преподнесения информации детям об искусстве родного края; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к любой информации и различным видам искусства родного края; активизировать познавательную и художественную деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Проведенное исследование показало эффективность предложенной модели рабочей тетради на печатной основе «Дошкольникам об искусстве Мордовии», основанной на многообразии видов народного и национального искусства.