Full text

Введение

 

Поиск современных перспективных стратегий образования требует объединения фундаментальных философско-методологических концепций трансляции культуры с осмыслением тех проектов образования, которые предназначены для конкретных жизненно важных условий, сложившихся в обществе в данный момент времени. Поскольку стратегия образования страны представляет собою план, нацеленный на длительный период времени, то в ней обозначается главная цель – укрепление цивилизационного уровня общества на основе воспроизводства и накопления человеческого капитала.

На пути к ее достижению решаются такие частные задачи, как: эффективное развитие российского образования путем обеспечения его доступности и высокого уровня качества; реализация мер по совершенствованию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях; создание и распространение структурных и технологических инноваций в дошкольном,  школьном, среднем профессиональном и высшем образовании; усиление роли современных технологий в общем образовании; формирование востребованной системы оценки качества образования на всех его уровнях; создание общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, направленной на реализацию интеллектуальных, творческих ресурсов общества; обеспечение становления культуры самовыражения субъектов образования.

Анализ имеющихся образовательных проектов позволяет выделить отдельные группы стратегических направлений:

– стратегии управления образованием, где особое значение имеет учет требований государства и общества;

– стратегии формирования человеческого капитала, рассматриваемого как синтез образовательной, интеллектуальной, физической, социальной и др. составляющих индивидуальной культуры человека, включающей воспроизводство способности к личностному и социальному развитию;

– стратегии образования в течение жизни;

– стратегии профессиональной подготовки, призванные обеспечивать высокий качественный уровень и конкурентные преимущества молодых специалистов.

Именно вопросы профессиональной подготовки находятся в настоящее время в центре внимания многих теоретических и практических исследований в области педагогики.

Профессиональная подготовка, являясь процессом «овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности» [1, с. 354], предполагает, что в ее ходе происходит освоение профессиональной деятельности, развитие профессионально значимых личностных качеств, которые, по обоснованному мнению С. М. Воробьева, В. Н. Гончарова, Н. А. Поповой [2], необходимы и достаточны для успешного включения человека в нее и последующего профессионального роста.

Современная профессиональная подготовка в вузах России осуществляется в соответствии с требования профессиональных стандартов, на основе которых в марте 2018 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС ВО 3++). Среди содержащихся в них универсальных компетенций, присутствует группа «самоорганизация и саморазвитие» [3, с. 8], предполагающая ориентацию выпускников на самостоятельность, способность к профессиональному совершенствованию в течение всей жизни.

Кроме того, «современный рынок труда формирует заказ на качество профессионального образования не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности как специфических для определенной профессиональной сферы, так и общих для всех профессий и специальностей» [4, с. 16].

Решение этой задачи может происходить в рамках каждого из вышеназванных стратегических направлений. Отметим наличие в них множества более конкретных векторов развития, детерминирующих разные пространства для функционирования системы образования в России и мире. Это связано с тем, что обозначенные стратегии во многих случаях определяют изменения, усовершенствования только отдельных составляющих образования вообще и профессионального, в частности. В результате часто возникает противоречивость свойств и характеристик, обретаемых системой образования.

В связи с вышесказанным, особое место в анализе представленной проблемы необходимо уделить согласованию стратегий между собой, соотношению стратегии и практики образования. Такая рефлексивная связь проектов с результатами их воплощения, с анализом препятствий, возникающих в образовательных реалиях, создает благоприятные условия для достижения вышеобозначенной главной цели системы образования. Во многом устойчивость поступательного продвижения системы образования к стабильному повышению качества образованности членов общества зависит от стратегии профессиональной подготовки. По нашему мнению, в качестве одной из них способно выступить содействие становлению культуры самовыражения будущих специалистов.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В современных отечественных публикациях, посвященных стратегическим концепциям и моделям образования, отражается многообразие актуальных проблем. Так, Р. М. Шерайзиной обоснована важность разработки современных моделей непрерывного образования, отвечающих вызовам «социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране» [5, с. 175]. М. Ж. Хасаинов обращается к построению стратегии управления образованием, которая позволила бы «быстро реагировать на изменение запросов потребителя образовательных услуг, искать новые стратегии развития, модернизировать систему управления» [6, с. 76]. Автор предлагает в качестве перспективной технологию управления мотивацией персонала к непрерывному образованию. Инновационные подходы к модернизации системы управления образованием являются предметом исследования С. А. Ильиных [7]. Ею обоснована идея о необходимости повышения качества образования путем проектирования новых эффективных организационных структур внутри образовательных организаций. Важным автор полагает обеспечение высокого уровня потенциала эффективности создаваемых систем управления. О. Г. Стариковой [8] показана зависимость стратегии образования от цивилизационного тренда и культуры страны. При этом учитывается, что отечественное образование развивается как непрерывное, открывая перед человеком множество социальных перспектив реализации своих интеллектуальных способностей и социокультурных потребностей. Л. В. Бурая [9] обращает внимание на необходимость учитывать при определении стратегий образования требований всех субъектов образовательной деятельности. В этом случае, по мнению автора, происходит учет профессионального образа мира субъектов, в котором преломляются и реализуются профессиональные возможности человека. В целом, всеми названными авторами отмечается наличие в стратегиях образования тенденции к построению интегративного содержания образования с учетом таких принципов, как вариативность, системность, многофакторность.

Проблемы профессиональной подготовки в центре внимания научной школы, созданной Н. Э. Касаткиной. Ею подчеркивается необходимость обеспечения перехода от системы массовой подготовки специалистов к разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов освоения ими профессии с использованием «модели персонифицированного повышения квалификации, организацию инновационных площадок, … современные технологии обучения» [10, с. 10]. Во всех обозначенных работах ведущее место отводится идее о том, что именно образованный человек может быть специалистом с высоким уровнем квалификации. Следствием чего является мысль о необходимости рассмотрения образования как «самой эффективной в стратегическом плане инвестиционной сферы и для отдельной личности, и для любого государства» [11, с. 30].

Зарубежные авторы также активно изучают проблемы профессиональной подготовки. М. Дж. Доак [12] делает акцент на том, что ее преимуществом является ориентированность на практическое применение обретаемых навыков производственной работы. Б. Евинг [13], придерживаясь аналогичной точки зрения, предлагает разрабатывать адекватные инструменты оценки профессиональных компетенций, демонстрируемых обучающимися. У. Ренольд [14] указывает на важность качества взаимодействия между участниками систем образования и занятости, которое осуществляется через участие работодателей в определении профессиональных стандартов и сроков обновления учебных программ, сочетание теоретического обучения с практикой на рабочем месте. Р. О. Адевале [15] изучает влияние пола и профессиональной подготовки членов семьи на отношение студентов к формированию профессиональных навыков. В.-Д. Грайнерт [16] в своих исследованиях показывает на необходимость не только национального, но и межкультурного изучения механизмов возникновения смыслов, функций профессионального образования в мире. А. Хайккенен [17], анализируя имеющиеся модели, парадигмы профессионального образования в мире, получает вывод о том, что теория и практика развития профессиональных компетенций и идентичности требуют определенной политики реагирования на потребности в конкурентоспособных, мобильных, гибких молодых специалистах.

Наше исследование ориентировано на разработку такого стратегического направления профессиональной подготовки, как содействие становлению культуры самовыражения личности. В современных психолого-педагогических публикациях существует множество работ, посвященных самовыражению человека. В них описывается его сущность (А. С. Косогова [18]), составляющие (И. С. Осипова [19]), существенные признаки (С. С. Брикунова [20]), виды, способы и средства (И. В. Тарасова [21] и др.). Во всех них подчеркивается значимость осуществления самовыражения на каждом этапе жизненного пути человека. Еще большая важность придается культуре самовыражения личности, исследование которой представлено, например, в работах И. В. Поповой [22]. В связи с вышесказанным представляется целесообразным обратиться к более полному описанию обозначенной нами стратегии образования.

 

Методологическая база исследования

 

Методологическую базу исследования составили: гуманистическая теория К. Роджерса и А. Маслоу, теория о самовыражении, разработанная А. С. Косоговой, теории научной школы Н. Э. Касаткиной об особенностях и характеристиках профессионального образования в России и имеющихся в нем перспективных стратегиях. Были использованы идеи аксиологического, культурологического и деятельностного подходов для описания моделирования становления культуры самовыражения как перспективной стратегии современного образования. Нами были применены следующие теоретические методы исследования: анализ литературы по проблемам теоретического построения и реализации на практике перспективных стратегий образования; синтез имеющихся в них сведений для формулирования выводов об особенностях моделирования становления культуры самовыражения; теоретическое обобщение, систематизация, примененные нами при описании представлений о перспективных стратегиях образования, о самовыражении и культуре самовыражения.

 

Результаты исследования

 

С целью выстраивания стратегии образования, ориентированной на содействие становлению культуры самовыражения личности, были проанализированы те стратегии образования, которые перспективны в настоящее время.

В результате сделан вывод о том, что в педагогике сложились два основных взгляда на смысл термина «стратегия образования». В первом речь идет о конкретном долгосрочном плане достижения цели образования, во втором – о долгосрочном качественно определенном направлении развития образования. Следовательно, стратегии образования можно разделить на частные и общие.

В работах Б. В. Авво, А. А. Акали, Е. С. Заир-Бека и др. [23] представлены такие частные стратегии образования, как: самоуправляемое, экспериментальное, критическое обучение, коммуникативные стратегии, обучение в партнерстве.

К числу общих стратегий относятся названные нами ранее перспективные стратегии управления образованием, формирование человеческого капитала, образование в течение жизни, стратегии профессиональной подготовки.

Первая группа сориентирована на модернизацию управления образованием путем разработки соответствующей эффективной системы. Осмысление стратегических задач и отражение их в зеркале современного социума позволяет выявить многофакторность проблемы управления образованием и высветить условия ее разрешения. В результате рефлексируются отдельные грани: широкая доступность знаний; динамичность образовательного процесса; модульность образовательных блоков; ориентированность программ на практическое применение знаний; самоуправляемое, мотивированное, гибкое, технологичное образование. При этом, предметом осмысления остается соотнесение модернизации управления сферой образования со стратегическими задачами государства. Акцентируется внимание на проблеме мотивации социальных партнеров, средств и методов выражения социальных инициатив в сфере образования [24]. Полноценное участие государства и общества в решении стратегических задач образования способствует становлению и развитию собственно государственно-общественных отношений [25].

Отметим, что кроме государства и общества в стратегиях управления образованием необходимо ориентироваться на каждого из его субъектов: руководители сферы образования, педагоги, воспитанники и обучающиеся, родители. Это подразумевает, кроме всего прочего, существование возможностей для их самовыражения и становления, совершенствования культуры самовыражения. Ведь именно при этом условии, как было показано нами ранее [26], личность комфортно чувствует себя в условиях системы образования, принимает предъявляемые к ней требования (в плане обучения, воспитания, развития) и получает оптимальные для себя результаты.

Уже в фундаменте проектирования будущего образования стратегические задачи связываются с задачами личностного развития индивида. В результате для исследования открывается актуальность понятия «человеческий капитал» и области науки об его формировании. Обозначенное понятие включает совокупные качества человека, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, включая особенности его самовыражения и характеристики проявления культуры самовыражения. В широком историческом и социально-экономическом контексте жизнедеятельности человека стратегия управления образованием становится элементом управления человеческими ресурсами [27]. Человеческий капитал проявляется как синтез образовательной, интеллектуальной, физической, социальной культуры человека, которая представляет воспроизводство его ассоциированной способности к развитию профессиональной компетентности, здоровья, мотивации, культуры. Здесь мы подразумеваем все, что связано с культурой самовыражения субъектов педагогического процесса.

Стратегия формирования человеческого капитала содержит системы задач по производству человеческого капитала; расходам на образование и инвестициям в него. Стратегическое проектирование образования учитывает необходимость создания качественных основ человеческого капитала, позволяющих целесообразно использовать человека в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствовать этим росту производительности труда и общественного производства [28]. Подчеркнем, что речь, прежде всего, идет о существовании у человека возможностей для самовыражения. Ведь именно в этом случае он с большей отдачей способен прикладывать свои силы в трудовой деятельности, повышая тем самым производительность труда.

На управление человеческим развитием направлены также стратегии формирования поликультурного образовательного пространства. Человеческий капитал актуализируется как межкультурная проблема, отражающая взаимодействие культур в многокультурном сообществе [29]. При разработке мультикультурных стратегий образования предложен переход на новый уровень личностного развития – уровень полисубъектности личности с использованием методологических рефлексивных инструментов научной педагогики [30]. Кроме того, отмечается, что мультикультурализм в обществе будет эффективным, если реализуется в образовании, направленном на освоение универсальных, ключевых, культурных и мультикультурных компетенций [31]. По нашему мнению, идеи мультикультурализма основаны на том, что каждый человек должен иметь возможность по-своему осуществить самовыражение, придерживаясь своих культурных, религиозных и других ориентиров. При этом важно, чтобы в самовыражении проявлялось уважение к самовыражению других людей, стремление не ограничивать его, т. е. культура самовыражения личности.

Стратегия образования в течение жизни разрабатывается в контексте непрерывного образования при учете тенденций, отраженных в новых моделях образованного человека, международной интеграции национальных образовательных стандартов, освоении дистанционных форм образования. Качество образования в течение жизни рассматривается исследователями как человеческий капитал. Принцип образования в течение жизни приводит к развитию и формированию института индивидуальной траектории образования отдельного человека [32]. Она предполагает наличие таких условий, в которых возможно максимально полное самовыражение, проявление человеком своей культуры самовыражения.

В стратегических проектах профессионального образования акценты смещаются на социально-экономические основания и инновационную культуру специалиста, обеспечивающую восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, т. е. открывает возможности непрерывного обновления общества [33]. В стратегии развития системы дополнительного профессионального образования предлагается учитывать требования нормативно-правового обеспечения системы образования страны [34].

Анализ стратегических проектов образования показывает их направленность на более глубокое осмысление практики образования. Так как образование является ключевой трансляционной системой в социальном пространстве, то опора на практику позволяет отразить социальный запрос в стратегических целевых ориентациях (зачем передавать); содержании (что передавать); оптимальных методах (как эффективно обеспечить передачу и адекватное восприятие традиционных ценностей). Проблема сохранения и передачи традиционных культурных ценностей является одной из приоритетных для каждого общества на всех этапах его развития [35].

Подчеркнем, что реализация каждой из описанных стратегий осуществляется успешно, когда в соответствующих механизмах существует ориентация на предоставление человеку возможности проявить, выразить себя, т. е. когда он свободно включается в самовыражение. «Самовыражение – широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе других лицам и создания определенного образа себя» [36, с. 242].

При этом, во многих сферах жизнедеятельности человека значимо не столько самовыражение, сколько демонстрируемая личностью культура самовыражения (например, в педагогической деятельности). Ее мы определяем как часть индивидуальной культуры человека, характеризующуюся совокупностью ценностных ориентаций, средств самораскрытия и самопрезентации, демонстрируемых им в любом проявлении своей активности.

Нами показано [37], что становление культуры самовыражения представляет собой процесс непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самопознания с ее аксиологическим, гносеологическим, эмоциональным, деятельностным и/или рефлексивным компонентами.

Обратимся к основополагающим вопросам разработки интересующей нас стратегии образования, состоящей в содействии становлению культуры самовыражения личности. В этом аспекте мы исходим из идеи построения модели содействия становлению культуры самовыражения.

Моделирование в науке традиционно рассматривают как процесс создания, построения моделей. «Модель – мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте» [38, с. 120].

  Педагогическая модель – «мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта педагогического исследования, принципы его внутренней организации и функционирования, презентующиеся в виде культурной формы» [39, c. 126]. Такая модель является результатом педагогического моделирования, т. е. «отражения характеристик существующей модели педагогической системы в специально созданном объекте» [40, c. 126].

Е. А. Лодатко [41], анализируя модели, которые находят применение при описании педагогической действительности, делят их на динамические, факторные, типологические.

Динамические модели позволяют учесть фактор времени, т. е. разворачиваемость, переход процесса профессиональной подготовки студентов от одного этапа к другому, а также аналогичные характеристики для процесса становления культуры самовыражения личности.

Факторные модели позволяют отразить действие факторов, влияющих на процесс становления культуры самовыражения обучающихся. Ранее нами показано, что среди них целесообразно выделить внутренние (субъективность, структура сознания, характеристики личности) и внешние (система образования, социализация, общение) [42].

Типологические модели в интересующем нас контексте следует описать как те типы моделей профессиональной подготовки, которые можно выделить в образовательной практике с учетом возможностей содействия становлению культуры самовыражения студентов.

Кроме того, учтем, что все педагогические модели делятся на три базовых типа: содержательные (предметом моделирования является содержание изучаемого педагогического объекта – становления культуры самовыражения личности), структурные (предметом моделирования является структура исследуемого педагогического объекта), функциональные (предметом моделирования является «ориентированность исследуемого объекта на реализацию определенных, педагогически значимых функций» [43, с. 127]).

Построение содержательных моделей позволяет представить в наглядном виде содержание профессиональной подготовки студентов, отражающее возможности содействия становлению их культуры самовыражения. Речь идет об особенностях учебных планов, реализуемых для студентов, о том, какие учебные дисциплины могут быть в них включены, о заданиях, предлагаемых для аудиторной и самостоятельной работы и т. д. Структурные модели представят срезы этого процесса в статике, демонстрируя структуру культуры самовыражения студентов и процесса ее становления. Функциональные модели создадут представление о роли в профессиональной подготовке становления культуры самовыражения студентов и наоборот, о влиянии содействия становлению культуры самовыражения на качество профессиональной подготовки. Теоретическое обобщение сущности, особенностей построения и возможностей применения каждого из названных типов педагогических моделей, позволило нам сделать вывод, что в большей степени соответствуют характеристикам культуры самовыражения, специфике ее становления факторно-динамические модели. Именно их построению будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Построение рассмотренных моделей происходит в рамках концептуальных подходов, учитывающих, что «на педагогическую систему можно осуществить только «мягкие» воздействия, помогая ей обрести новое качество, выбрав один из возможных вариантов развития» [44, с. 34]. В связи с этим модель профессионального образования, ориентированного на содействие становлению культуры самовыражения как перспективной стратегии образования, целесообразно строить на основе поиска и использования внутренних тенденций развития образовательной системы, ее саморазвития. В этом случае педагогический процесс управляется преподавателями через советы и рекомендации, через студенческое самоуправление. В таком представлении профессиональная подготовка является созданием условий, в которых становятся возможны процессы приобретения знаний самими обучающимися в результате их активной учебно-профессиональной деятельности, построенной на самоорганизации. Тогда при выборе дальнейшего профессионального пути обучающиеся сумеют сориентироваться на один из собственных путей развития, на свои ценностные предпочтения, в которых будут присутствовать как значимые ценности их будущей профессиональной деятельности.

Н. А. Копыловой [45] названы следующие концептуальные подходы к моделированию профессиональной подготовки: гуманистический, антропологический, личностно-ориентированный, креативный, аксиологический, системно-деятельностный, акмеологический, культурологический, технологический, задачный, синергетический.

Рассмотрим их применительно к моделированию профессиональной подготовки, учитывая, что ее стратегической основой выступает содействие становлению культуры самовыражения студентов.

Гуманистический подход в этом смысле подразумевает ориентацию на гуманизм как основу всех изменений, происходящих с компонентами культуры самовыражения студентов в ходе профессиональной подготовки. Тогда в центре внимания преподавателей оказывается создание условий и такой образовательной среды, в которых проявится гуманистический стиль взаимоотношений, успешно сложатся положительные черты личности, повысится воспитанность и обученность студентов. Рассматриваемый подход предполагает взгляд на каждого студента как на целостность, которая активно развивается и саморазвивается. Его применение позволяет при моделировании профессиональной подготовки обозначить в качестве одного из ее результатов сформированность потребности и способности к изменению студентами в лучшую сторону своих характеристик культуры самовыражения.

Антропологический подход основан на видении каждого студента и преподавателя как свободной, независимой, самостоятельной, активной личности. В нем существует возможность описывать изменения, происходящие с культурой самовыражения обучающихся с учетом влияния на этот процесс как внешних, так и внутренних факторов.

Личностно-ориентированный подход предполагает создание образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей студентов при освоении ими профессиональной деятельности. Отношения преподавателей и студентов носят при этом субъект-субъектный характер, положительно сказываясь на изменениях, происходящих с культурой самовыражения молодых людей.

Благодаря креативному подходу появляется возможность формировать у студентов творческий стиль выполнения элементов будущей профессиональной деятельности и затем переносить его на самостоятельный труд. Это подразумевает развитие умений студентов решать возникающие перед ними новые, нестандартные учебно-профессиональные и профессиональные задачи, развитие способностей создавать новое в содержании и организации своей будущей профессиональной деятельности.

Аксиологический подход органично включается в наши представления о том, что определяющим в структуре культуры самовыражения студентов является ее аксиологический компонент. В указанном подходе реализуется ориентация на описанные нами ранее виды и уровни ценностей личности, включая профессиональные.

Системно-деятельностный подход целесообразно рассмотреть как подход, принятый за основу при разработке стандартов образования на всех его уровнях. Его ведущая идея состоит в том, что «главный результат образования – не отдельные знания, умения, навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях» [46, с. 56]. Благодаря применению в моделировании становления культуры самовыражения студентов как стратегической основы их профессиональной подготовки этого концептуального подхода мы получаем возможность успешно содействовать развитию у обучающихся потребности и способности к непрерывному целеобразованию, вовлечению их в учебно-профессиональную деятельность. Возможно также выстраивание процесса профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей студентов. Основной задачей преподавателей с точки зрения рассматриваемого подхода, является создание и организация условий, инициирующих их самоорганизуемую деятельность, подразумевающую постановку цели, планирование, организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Этот подход позволяет представлять цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств, необходимых будущим профессионалам; исходя из них, обосновать не только способы выполнения профессиональной деятельности, но и содержание профессиональной подготовки в их взаимосвязи; выделить результаты образования в виде сформированных компетенций.

Акмеологический подход важен в рассматриваемом контексте, т. к. в современных условиях развития общества остается актуальной реализация стремления человека к самым высоким достижениям в профессии. Подход позволяет выделить факторы, способствующие достижению вершин профессионализма: объективные (качество полученного человеком образования) и субъективные (способности человека, его ответственность, компетентность, умение решать профессиональные задачи). Следовательно, при моделировании становления культуры самовыражения студентов как стратегической основы их профессиональной подготовки необходимо ориентироваться на создание соответствующих условий.

Культурологический подход к моделированию мы полагаем использовать в качестве основополагающего, т. к. именно его суть в максимальной степени соответствует представлениям о культуре самовыражения студентов и ее становлении. Он подразумевает приобщение студентов к общечеловеческой культуре, выработку культуры профессиональной деятельности.

Технологический подход позволяет создавать условия, в которых студенты осваивают вариативные технологии выполнения профессиональной деятельности и учатся их применять для достижения высоких результатов в своем труде. Этот концептуальный подход можно использовать как вспомогательный в каждом из уже названных.

На основании рассмотрения концептуальных подходов к построению педагогических моделей нами сделан вывод о том, что с сущностью самовыражения, культуры самовыражения, становления культуры самовыражения хорошо согласуются аксиологический, культурологический, системно-деятельностный подходы. Их положения выступают для нас исходными в дальнейшей разработке модели становления культуры самовыражения личности как перспективной стратегии современного образования.

 

Заключение

 

Изложение материала статьи позволяет заключить, что для согласования одновременно существующих и реализующихся в современном образовании перспективных, но часто противоречащих друг другу стратегий, возможно в рамках каждой из них продвигаться в направлении содействия становлению культуры самовыражения субъектов педагогического процесса.

В определенной степени это «уравновесит» влияние каждой стратегии на систему образования за счет, с одной стороны, максимальной ориентации на личность, ее потребности, запросы, способности, возможности, а с другой – отразит соблюдение требований общества к поведению, самовыражению личности. Благодаря этому успешнее будет осуществляться управление системой образования, можно будет говорить о качестве сформированности человеческого капитала, об осуществлении успешного образования в течение жизни и о профессиональной подготовке, соответствующей запросам личности, общества, государства.