Full text

Сегодня движение World Skills набирает все большую силу и способствует повышению статуса и популяризации рабочих профессий. Однако для того, чтобы развиваться, изучать опыт специалистов других стран и делиться собственным опытом в области рабочих специальностей, необходимо знание профессионально ориентированного английского языка.

Отсюда возникает проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International. Современные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) способствуют реализации профессионально ориентированной технологии обучения, формирующей динамическую модель успешного специалиста. Целью обучения профессионально ориентированному английскому языку является формирование у студентов колледжа общекультурных компетенций (далее – ОК), профессиональных компетенций (далее – ПК), а в нашем случае – профессионально ориентированной языковой компетенции (далее – ПОЯК) как наиболее значимой для выполнения требований к рабочим специальностям со стороны World Skills International.

Английский язык тесно связан с чемпионатом по профессиональному мастерству, который организуется World Skills International (далее – WSI). Главной целью здесь является повышение профессиональной подготовки квалифицированных рабочих со знанием английского языка и применением ее в будущей профессиональной деятельности.

Развитие движения World Skills в России выдвигает высокие требования к уровню владения студентами английским языком по своей специальности, например, 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)». Движение World Skills тестирует качество подготовки и практической направленности обучения студентов колледжей, и в том числе в области профессионально ориентированного английского языка. Основная часть заданий на чемпионате предлагается только на английском языке. Для студентов колледжа, участвующих в отборочном туре World Skills, знание английской терминологии по специальности помогает уменьшить продолжительность времени на ознакомление с заданиями, представленными на английском языке, а изучение иностранного языка для студентов колледжа необходимо для успешного выполнения профессиональных обязанностей в рамках соревнований, проводимых по стандартам World Skills. Безусловно, такие знания повышают конкурентоспособность выпускников на международном рынке труда. В связи с этим необходимо выявление и установление приоритетных форм и методов повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому. На современном этапе развития СПО ставится задача обновления содержания образования в области иностранного языка путем усиления его практической направленности.

Однако исследование результатов профессиональной подготовки студентов ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва) при обучении английскому языку по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» позволило определить проблему повышения качества данной подготовки с учетом требований World Skills International. Собственный педагогический опыт в этом направлении свидетельствует о необходимости поиска таких форм и методов учебного процесса, которые могут позволить эффективно использовать мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования на основе профессионально ориентированного английского языка и т. п. в обучении студентов колледжа.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа посвящены отдельные труды отечественных ученых. Например, в работе М. М. Журкиной [1] представлены особенности методики обучения иностранному языку в системе СПО и условия ее оптимизации. Отмечено, что профессиональная направленность обучения иностранному языку в условиях образовательных учреждений СПО имеет определенную специфику на каждом этапе обучения и здесь важен компетентностно ориентированный подход. В настоящее время перед системой СПО поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда. В. П. Топоровский рассматривает научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров учреждений СПО региона и перспективы повышения его эффективности. По мнению В. П. Топоровского, важная задача ресурсных центров – формирование рынка образовательных услуг через маркетинг потребностей территорий с налаживанием коммуникаций и развертыванием службы сервиса ресурсов квалифицированных рабочих кадров региона [2]. Кроме того, проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа обозначена в документе федерального уровня Минобрнауки РФ [3].

Вопросы внедрения стандартов и требований World Skills International в процесс обучения студентов колледжей рассматриваются в исследованиях российских и зарубежных ученых пока, на наш взгляд, недостаточно. В этом плане В. В. Кочеткова отмечает важность внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели профессионального образования и развития международного движения World Skills, где «дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя» [4]. Опыт работы по подготовке студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам World Skills Russia представлен в работе Н. М. Миняевой [5]. Одним из условий данной подготовки предлагается включение в образовательный процесс освоения программ дополнительного профессионального образования и участие в чемпионатах профессионального мастерства World Skills Russia. Из зарубежных ученых Х. Девид [6] в своем исследовании обозначил ключевые компетенции, необходимые для освоения специалистами среднего звена с опорой на требования World Skills International, и отметил, что движение World Skills можно использовать для проектирования современного образовательного процесса, обеспечивающего высокий уровень подготовки квалифицированных рабочих кадров. Х. Вейнерт и Д. Пенски [7] разработали механизм формирования профессиональных компетенций при подготовке рабочих кадров и пришли к выводу о том, что мониторинг результатов освоения основной профессиональной образовательной программы можно рассматривать как механизм управления формированием профессиональных компетенций. По мнению Х. Вейнерта и Д. Пенски, важны условия подготовки рабочих кадров на основе моделирования в учебном процессе профессиональной деятельности, которая бы давала возможность раскрытия способностей каждого учащегося в реализации его личностного и квалификационного потенциала, в приобретении профессиональных компетенций. T. Хатчинсон и A. Уотерс [8] описали особенности обучения английскому языку при подготовке к межкультурной коммуникации на основе стандартов World Skills International. В работе ученых обоснована ключевая роль ситуативности в отборе материала и организации его закрепления применительно к определенным ситуациям профессионально ориентированного общения в реализации коммуникативно ориентированного обучения английскому языку. К. Нутталл [9] в своем исследовании акцентирует наше внимание на методах оптимизации обучения и развития навыков чтения профессионально ориентированных текстов, что важно при обучении английскому языку специалистов среднего звена. В большем объеме стратегия и тактика решения данных вопросов представлены в электронных ресурсах [10].

В теории и методике обучения профессионально ориентированному иностранному языку наибольшее количество исследований посвящено улучшению качества учебного процесса в вузах и колледжах в целом. Так, А. В. Анненкова акцентирует наше внимание на том, что «цель изучения английского языка – коммуникация в профессиональных условиях и различных ситуативных действиях. Обучение английскому языку базируется на профессиональной направленности, межпредметности и коммуникативном подходе, чем и достигается введение профессионально направленной компетенции в образовательный процесс» [11]. Способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка в рамках профессиональной деятельности исследуются Н. В. Антоновой [12]. Как считает ученый, особое внимание уделяется профессиональной коммуникативной компетенции, иными словами, навыкам общения в профессиональных ситуациях. При изучении проблемы повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа считаем важным утверждение Т. Г. Клименко о том, что «в условиях мировой интеграции и глобализации эффективность и востребованность специалистов различного профиля напрямую зависит от уровня и качества иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалистов» [13].

Как отмечает Л. А. Кокшарова, «профессиональная направленность обучения требует интеграции иностранного языка с профильными дисциплинами, тщательного отбора и содержания учебных материалов, а также новых методических пособий, учебников по курсу английского языка» [14]. В работе Л. В. Покушаловой отмечено, что становление профессионально ориентированного образования связано с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. Данное положение важно для нашего исследования, поскольку «основным итогом образования становится не только получение знаний, а освоение компетенций, что необходимо для успешного специалиста» [15]. Н. Ю. Федорова в своей работе [16] одной из первых описала процесс разработки профессионально ориентированных учебных пособий по иностранному языку в соответствии с компетентностным подходом, которые должны обеспечивать подготовку профессионалов, способных творчески применять полученные знания на практике, решать задачи, выходящие за пределы учебных заданий, совершенствоваться в плане владения иностранным языком.

 Проанализировав в статье российские и зарубежные источники по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что аспекты решения данной проблемы рассмотрены ограниченно. Многие вопросы повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International требуют дальнейшего изучения.

Учебные материалы должны быть не только ориентированы на последние новости в профессиональной сфере деятельности, но и вмещать в себя научные открытия, новшества, касающиеся профессиональных интересов обучающихся, поскольку они будут способствовать оптимизации учебного процесса и некоторому сокращению временных затрат в учебном процессе благодаря большой отработке навыков при выполнении самостоятельной работы студентами.

Следовательно, необходимо более глубокое изучение отечественной и зарубежной литературы по проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International, где основной целью обучения профессионально ориентированному английскому языку является учет профессиональной специфики и методов его преподавания по отношению к практическим потребностям обучающихся. Поэтому без освоения профессионально ориентированного иностранного языка невозможно формирование целостной системы понятий, функционирующей в любой сфере деятельности.

 

Методологическая база исследования

 

Теоретические и методологические ориентиры исследования:

-     работы отечественных и зарубежных ученых по теории и практике мультикультурного образования: Л. А. Апанасюк, И. А. Киреева [17], Л. Г. Копрева [18], В. В. Левченко [19], A. Блум [20], Р. Лангацкер [21], П. Хаддлстон и Л. Ю. Рутледж [22] и др.;

-     исследования в области использования иностранного языка как компонента профессиональной подготовки Н. В. Антоновой [23], К.С. Браженец [24], М. В. Даричевой [25], О. Г. Евграфовой [26], Л. А. Зарицкой [27], О. В. Матвеевой [28], Н. В. Мищенко [29], И. Г. Молчановой [30], В. Л. Подольской [31] и др.;

-     положения нормативных документов в сфере образования [32] и др.

Анализ литературы в области исследования позволил установить, что учет требований World Skills International при обучении английскому языку студентов колледжа дает им возможность проявить свои таланты в сфере профессиональной деятельности и оптимизирует процесс обучения иностранным языкам в целом, способствует эффективному формированию общекультурных, профессиональных компетенций и профессионально ориентированной языковой компетенции, обозначенной в требованиях World Skills International.

Статья подготовлена на основе исследований (педагогическое наблюдение, метод анализа сформированности профессионально ориентированной языковой компетенции, обобщение педагогического опыта в системе среднего профессионального образования), проведенных в ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва) по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».

Авторами сделан закономерный вывод о том, что повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку важно и возможно с учетом требований World Skills International путем использования особых форм и методов в образовании при формировании профессионально ориентированной языковой компетенции.

Приоритетными формами и методами повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку были:

-            изучение отечественных и зарубежных литературных источников по теме исследования;

-            анализ педагогического опыта в области обучения иностранным языкам в системе СПО;

-            изучение требований World Skills International к овладению общекультурными, профессиональными компетенциями и профессионально ориентированной языковой компетенцией студентами в системе СПО по иностранным языкам;

-            методики организации и управления международным образованием;

-            методики мультикультурного образования;

-             методы и формы решения профессиональных проблем;

-             инновационные и креативные формы и методы в образовании;

-            анализ и проектирование программных решений;

-            проектные формы и методы разработки программных решений;

-             методы тестирования решений в сфере профессиональной деятельности;

-            активные методики обучения иностранным языкам;

-            педагогические технологии сотрудничества;

-            использование дистанционных технологий обучения иностранным языкам.

Прежде всего, необходимо отметить, что содержание учебного материала для занятий по английскому языку по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» отбиралось с учетом ФГОС СПО по двум направлениям: общая языковая культура, т. е. формирование ОК, и профессиональная направленность, т. е. формирование ПК, но с учетом формирования профессионально ориентированной языковой компетенции. В целях улучшения координации и интеграции учебной деятельности были проанализированы учебные программы профилирующих дисциплин по специальностям «Рисунок с основами перспективы», «Живопись с основами цветоведения», «История изобразительного искусства», «Дизайн-проектирование» и проведена коррекция рабочих программ по английскому языку, то есть имело место обогащение профессиональными понятиями учебного материала и его использование в профессионально ориентированном обучении английскому языку. При этом профессионально ориентированные темы, включающие понятия, по времени изучения и содержанию (календарно-тематический план) были согласованы с рабочими программами специальных дисциплин, что способствует формированию ПОЯК.

А теперь более детально посмотрим на содержание отдельных профилирующих дисциплин на втором курсе специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» и отметим наиболее необходимые темы для изучения на английском языке.

По дисциплине «Живопись с основами цветоведения» изучаются следующие разделы: природа и основные свойства цвета, теоретические принципы гармонизации цветов в композициях, особенности психологии восприятия цвета и его символики. На изучение данной дисциплины отводится 178 часов.

По дисциплине «Рисунок с основами проектирования» рассматривается раздел «Основы рисунка, перспективы и художественной графики» в объеме 178 учебных часов.

Проанализировав программы профильных дисциплин, мы разработали содержание программы обучения профессионально ориентированному английскому языку на втором курсе по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», где профессионально направленный модуль включает ключевые темы: образование и наука; основы рисунка; техника рисунка карандашом; цвет в дизайне интерьера.

С опорой на рабочие программы профилирующих дисциплин при обучении английскому языку дизайнеров темы, изучаемые на практических занятиях по специальности, затрагиваются и на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в объеме 70 практических часов и 10 часов, выделяемых на самостоятельную работу. При составлении рабочей программы по профессионально ориентированному английскому языку необходимо обеспечить интеграцию обсуждаемых тем и проблем в профессиональных текстах, рассматривать одни и те же ситуации профессионального общения под различным углом зрения. Рассмотренные разделы в программах профилирующих дисциплин разбиты на соответствующие блоки и в рабочей программе по дисциплине «Иностранный язык» также, а прохождение тем строится от общего к частному.

Благодаря этому создается условие, при котором специальная дизайнерская терминология, полученная на профилирующих дисциплинах, ориентирует студентов на изучение английского языка, связанного с его будущей профессией. Использование ситуационных задач, терминов, соответствующих темам специальных дисциплин, повышает мотивацию формирования профессионально ориентированной языковой компетенции, способствует закреплению полученных профессиональных знаний.

В занятия часто были включены профессионально направленные аутентичные тексты, задания по развитию монологической и диалогической речи, творческие задания в виде проектов для дальнейшей дискуссии по профессиональной теме. Данные задания помогут обучающимся в сфере дизайна повысить качество формирования профессионально ориентированной языковой компетенции для выполнения требований World Skills International.

Материал занятий представляет систематизированный комплекс текстов и упражнений, полностью соответствующий учебной программе и требованиям World Skills International.

Практические занятия направлены на формирование, развитие, закрепление, обобщение и систематизацию новых знаний, умений и навыков. Кроме того, подготавливают студентов к сдаче дифференцированного зачета по английскому языку и международного экзамена World Skills. На практических занятиях рассматриваются различные ситуации, с которыми могут столкнуться наши студенты на производственной практике и в дальнейшей профессиональной деятельности в странах дальнего зарубежья. Больше всего студентам понравились деловые и ролевые игры, однако недостаточное знание лексического профессионального минимума часто мешало поначалу им полностью реализовать свои возможности. Осознание необходимости увеличения словарного запаса мотивировало студентов на дополнительное изучение английского языка. Благодаря разработанным занятиям в ходе проведенных тестирований мы увидели положительную динамику усвоения и употребления лексического материала профессиональной направленности.

Таким образом, повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International является неотъемлемой частью подготовки современного специалиста с перспективой выхода на международный рынок труда. Путем практической деятельности на занятиях по английскому языку в учреждениях среднего профессионального образования студенты закрепляют и совершенствуют полученные ими знания, навыки и умения по профильным дисциплинам, а также расширяют свои возможности в будущей профессиональной деятельности.

 

Результаты исследования

 

Как результат исследования в статье представлено научно-практическое обоснование необходимости повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International с опорой на приоритетные формы и методы повышения качества профессиональной подготовки студентов.

Обучение английскому языку с учетом требований World Skills International в системе СПО может, на наш взгляд, представлять собой процесс реализации образовательного курса по английскому языку с целью формирования у студентов профессионально ориентированной языковой компетенции. Обучение профессионально ориентированному английскому языку может мотивировать студентов колледжа на продолжение образования в иноязычной среде, овладение профессией и осуществление профессиональной деятельности на международном рынке труда, а также достижение других личностно значимых целей. Методика обучения профессионально ориентированному английскому языку широко развивается. Сегодня сфера профессиональной деятельности ставит задачи формирования у обучающихся таких компонентов, как готовность к межкультурному общению, которая была бы востребована на работе по специальности при взаимодействии с зарубежными коллегами.

Обращение к профессиональной деятельности, профессионально-лингвистическому развитию средствами иностранного языка позволяет решать ряд проблем, связанных с профессиональной подготовкой будущего специалиста в целом.

В итоге обобщения научных трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования в статье, а также собственного педагогического опыта в ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва) при обучении студентов колледжа иностранному языку по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» были получены следующие результаты:

во-первых, современная литература в области дизайна и проектных технологий по данному направлению чаще издается на английском языке. Это научные профессиональные периодические издания, журналы, дайджесты. Литература, которая переведена на русский язык, имеется, но в малом количестве. Новейшие разработки зарубежных коллег печатаются в научных журналах на английском языке;

во-вторых, графические программные комплексы в основном создаются за границей, то есть также на английском языке, поскольку он является международным. Данные программы в переводе не полностью соответствуют источникам, поэтому с профессиональной точки зрения лучше ими пользоваться в оригинале;

в-третьих, расширяются границы профессиональной реализации и трудоустройства выпускников. Это возможная работа в мегаполисах нашей страны, в совместных российских и зарубежных компаниях, работа в качестве фрилансера через Интернет. И наконец, возможность продолжать свое обучение за рубежом, участвовать в международных фестивалях, европейских программах по профессиональной деятельности, грантах.

В свете вышеизложенного возрастает роль иностранного языка в профессиональной деятельности дизайнера, то есть необходимо профессионально-лингвистическое развитие; вместе с тем возрастает роль самостоятельной работы будущего дизайнера по предмету «Иностранный язык». Поэтому для студентов, обучающихся по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», иностранный язык, по нашему мнению, играет значимую роль в их профессиональной деятельности, особенно в последнее десятилетие. Эта тенденция возрастает по объективным причинам.

Важной представляется и самостоятельная работа, которая представляет собой активную деятельность в области изучения профессионально ориентированного иностранного языка. В ходе такой деятельности в соответствии с учебной задачей и с опорой на имеющийся опыт, знания и способности происходит активное преобразование учебного материала с целью расширения и углубления знаний и опыта, формирование и дальнейшее развитие познавательных способностей студентов колледжа.

Вышесказанное позволяет утверждать, что изучение профессионально ориентированного английского языка в ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва) с учетом требований World Skills International, как и в любой другой образовательной организации, является важным компонентом в профессиональной подготовке студентов, в том числе и по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» .

 

Заключение

Повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International будет более эффективным:

-     если осуществлен анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования;

-     обозначены теоретические и методологические ориентиры исследования;

-     определены педагогические условия, позволяющие достичь наибольшей эффективности деятельности педагога в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа;

-     выявлены и установлены приоритетные формы и методы обучения английскому языку с учетом требований World Skills International;

-     изучен опыт реализации форм и методов обучения английскому языку с учетом требований World Skills International в системе СПО.

По результатам исследования темы были рассмотрены и представлены:

-     приоритетные формы и методы обучения английскому языку студентов колледжа с учетом требований World Skills International;

-     способы разработки последовательной структуры и содержания профессионально направленного материала по английскому языку от общего к частному;

-     критерии отбора текстов: доступность для понимания и усвоения, методический потенциал, актуальность содержания, иллюстративная ценность, соответствие профессиональным интересам студентов колледжа, аутентичность текста и его источника, информативность;

-     критерии отбора профессионально ориентированной лексики: соответствие принципу доступности и посильности, сочетаемость, словообразовательная ценность, употребительность слов;

-     установлены направления интеграции тематики занятий профилирующих программ по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» по отношению к программе по иностранному языку на основе следующих документов: примерные рабочие программы, рабочие программы и календарно-тематические планы преподавателей по дисциплинам «Живопись с основами цветоведения», «Рисунок с основами перспективы», «Дизайн-проектирование», «История искусств».

Особо отметим, что в практические занятия по английскому языку по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» были включены профессионально направленные аутентичные тексты, задания по развитию монологической и диалогической речи, творческие задания в виде проектов для дальнейшей дискуссии по профессиональной теме. Данные рекомендации способствовали более эффективному формированию профессионально ориентированной языковой компетенции студентов колледжа и учитывали требования World Skills International касательно подготовки рабочих кадров.

Материалы и результаты исследования могут быть применены при разработке педагогических программ по повышению качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International.

Выводы исследования могут служить основой для дальнейших научных поисков в разработке теории и практики обучения иностранным языкам студентов колледжей.