Full text

Введение

 

Студенческие годы – период взросления и самоопределения, «время личностного и социального становления» [1], приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Студенчество представляет собой особую социально-демографическую группу, составляющую стратегический потенциал страны. Именно в этом возрасте наиболее активной становится проблема развития субъектности личности студента. В условиях вуза «формированию социального опыта молодежи способствуют воспитательно-образовательные традиции – идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного времени и передаваемые от одного поколения к другому» [2].

Развитие мирового сообщества определяет высокие требования к образовательной подготовке студентов. В последнее время существенно возрос поток информации, необходимой для обязательного усвоения обучающимися с целью их успешной социализации, что интенсифицирует весь учебный процесс, а влияние ряда социальных факторов подвергает перегрузкам студенческую молодежь. Это не может не сказаться на здоровье молодого поколения. Кроме того, ситуация осложняется рядом социально-экономических факторов, не позволяющих внедрять в необходимом объеме здоровьесберегающие технологии обучения и обеспечивать полноценный отдых студентов в свободное от учебы время.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Вопросы организации летнего отдыха молодежи, развития личности и самоопределения современных студентов становились предметом исследования российских и зарубежных ученых. Важное место в этом ряду занимают исследования возможности саморазвития, самореализации (А. Маслоу) [3], взросления как самостоятельной фазы развития (Х. Ремшмидт) [4], создания эмоциональной атмосферы в коллективе и места в обучении эвристических и творческих задач (Э. Стоунс) [5], понимания поведенческих мотивов (Л. Хьелл, Д. Зиглер) [6], использования синергетического подхода к формированию творческой направленности в условиях досуга (О. А. Калимуллина) [7], здоровьесберегающих технологий (В. Н. Бородулин) [8], условий организации досуговой деятельности (О. Н. Беляк) [9], интеллектуального развития молодежи в летнем лагере (Е. А. Канайкина) [10], вариативных форм досуга студенческой молодежи (А. Р. Вагапова) [11], гражданской активности (В. А. Грибанова) [12], психолого-педагогического содержания лагерной смены (Р. П. Попок) [13] и др.

Однако практически отсутствуют работы, которые бы раскрывали сущность и специфику организации воспитательной работы со студентами в летний период в условиях спортивно-оздоровительного лагеря. Актуальность данного исследования очевидна, поскольку в современной социально-экономической ситуации необходимо выявить особенности организации работы со студентами с целью успешного обеспечения условий для их активного летнего отдыха, укрепления здоровья и саморазвития.

Сегодня проблема охраны здоровья студенческой молодежи России становится предметом обсуждения на различных уровнях. В «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г.» в качестве проблем указано значительное снижение уровня здоровья молодого поколения, отсутствие сформированной культуры здорового образа жизни, сохранение на высоком уровне заболеваемости среди молодежи, вредные привычки: потребление наркотиков и алкоголя, табакокурение, высокое число искусственных прерываний беременности и низкие репродуктивные установки. Среди возможных задач для решения названных проблем предлагается широкий спектр направлений работы, среди которых особое место отводится разработке программ и организации специализированных интенсивных тренингов в летних профильных школах, лагерях, вовлечению молодежи в творческую деятельность, развитию и поддержке инициатив молодежи [14].

В рамках нашего исследования важно подчеркнуть, что здоровый образ жизни студенческой молодежи включает, помимо базовой культуры здоровья, различные виды активности и условия, способствующие реализации культуры здоровья через здоровьесберегающие виды активности [15].

Отдельного внимания заслуживает проблема здоровья обучающихся в каникулярное время, традиционно изучаемое в контексте организации оздоровительной кампании. Исследователи констатируют тот факт, что студенты по окончании учебного года в период длинных летних каникул пропускают два месяца занятий спортом и оздоровительной физической культурой, что, конечно, сильно сказывается и проявляется в снижении результатов, наработанных за учебный год, ослаблении мышечного тонуса и снижении качества жизни в летний период из-за гиподинамического образа жизни современной молодежи [16]. Конечно, серьезный ущерб образу жизни студентов в летний период наносит неэффективное использование свободного времени, неумение качественно организовать собственный досуг и проявление кибераддиктивного поведения.

В работах зарубежных авторов анализируемая проблема изучается в различных аспектах. В центре внимания ученых находится деятельность студенческих кампусов, традиционно являющихся мощными научными центрами, обладающими современной инфраструктурой и широкими возможностями организации досуга. Их локация (городской, сельский или пригородный типы), безусловно, влияет на особенности социализации студентов конкретного университета. По мнению Р. В. Дорохиной, большую роль в этом процессе играют «студенческие корпорации», которые выступают «неотъемлемой частью воспитательного процесса, направленного на формирование ценностей лидерства», транслирование социокультурного кода общества и формирование вузовской среды [17].

В исследовании К. Хуанга и Б. Карлтона отмечается факт зависимости уровня удовлетворенности студенческой жизнью от качества внеучебной, досуговой деятельности [18]. Действительно, современный студент в условиях виртуализации общества потребления предъявляет повышенные требования к своему времени и пространству. Среди них на первое место выходит т. н. «экономика впечатлений» (Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор), ориентированная на усиление интереса к качественной услуге в сфере рекреации, индустрии досуга и оздоровления [19].

Сегодняшние университеты по праву могут быть определены как самостоятельные бренды, имеющие собственную образовательную политику, миссию, ценности, фирменный стиль и другие атрибуты. О. Н. Барановская в своей работе об инновационных методах обучения рассматривает вопрос о роли квестов в развитии познавательной деятельности студентов, их «немотивированной мотивации», которую можно использовать в условиях вуза повсеместно [20].

Проводимые в вузах исследования подтверждают указанный тезис о имеющей место тенденции компьютеризации и технологизации жизнедеятельности современного студенчества, что чревато сокращением двигательной активности и серьезным увеличением психоэмоциональной нагрузки студентов.

Очевидно, что проблемное поле, связанное с интересами современного молодого поколения, включает, помимо кибераддикции, химических зависимостей, низкий уровень осведомленности о положительной роли физкультурно-массовых мероприятий, отсутствие практики непосредственного участия в них, низкую мотивацию к участию в активных видах досуга и др. [21]

М. А. Пуйлова, анализируя особенности общекультурной подготовки молодого поколения, указывает на то, что данная проблема и социально, и практически, и научно актуальна в современных условиях [22].

Р. С. Данилов, анализируя роль свободного времени в решении воспитательных задач учебно-тренировочной группы студентов, отмечает необходимость обращения внимания на специфику проведения воспитательной работы в условиях спортивно-оздоровительного лагеря. Автор подчеркивает, что «спортсменам труднее полноценно тренироваться, если их досуг проходил неинтересно (62%)» и не был структурирован [23].

В связи с этим нам близка позиция, представленная в работе О. А. Калимуллиной, которая сравнивает социально-культурную среду, в которую оказывается погружен современный молодой человек, с мозаикой. Автор утверждает, что она складывается из разных форм и методов педагогической и социокультурной деятельности, которые способствуют формированию творческой направленности личности [24]. Под воздействием именно такой структуры современного досуга молодой человек изменяет свой внутренний мир, духовно-творческие ориентиры и самореализуется в современной досуговой среде. При этом реализация потенциала культурно-досуговой деятельности современной молодежи обеспечивается при учете субъективных условий («личностных потребностей в досуге»), а также объективных социально-культурных условий, которые будут способствовать раскрытию человеком собственных потенций [25].

Не вызывает сомнений, что система воспитательной деятельности в современном вузе должна быть нацелена на личностно-гуманистический подход, при котором сам студент становится организатором воспитательного процесса и его активным соучастником. При таком подходе студент получает все возможности для самореализации, а вуз, в свою очередь, должен создать все условия для саморазвития личности, помочь ей самосовершенствоваться в социально-профессиональной сфере жизнедеятельности.

Для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего четкой гражданской позицией, возможностей только учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодежи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает деятельность в период каникул.

Каникулы для студентов являются возможностью не только отдохнуть от учебной деятельности, но и включиться в активную социально значимую, полезную и интересную для них деятельность. О. С. Газман определяет педагогику каникул как совокупность педагогических стратегий и технологий, обеспечивающих свободу самоопределения и саморазвития личности в интересной для него деятельности и создающих наиболее широкие возможности для приобретения жизненно важного социального практического опыта в условиях жизни вне дома.

В пространстве каникул на базе основных ценностей – свободы и интереса – развертываются неформальные педагогические деятельности со-трудничества, со-творчества и межличностного общения. Ученый выделяет две ценности, лежащие в основе педагогики каникул: творчество и совместность [26].

 

 

 

Методологическая база исследования

 

Результаты данного исследования отражают комплексный взгляд авторов на рассматриваемую проблему, в основе которого лежат несколько методологических подходов:

-     системный подход, предполагающий рассмотрение процесса развития педагогической системы с точки зрения ее целостных характеристик;

-     аксиологический подход, изучающий ценностные ориентации студентов как субъектов образовательно-воспитательного процесса и позволяющий рассматривать их как важнейшие элементы личности, способной к ответственному выбору в мире материальной и духовной культуры, и обеспечивать мотивацию поведения и деятельности;

-     антропологический подход, опирающийся на человекосообразную модель образования, включающую принципы развития, событийности, субъектности, природосообразности, культуросообразности и свободосообразности.

Исходным теоретическим положением, с позиции которого анализируются педагогические факты, а также инструментом анализа и оценки рассматриваемого материала с точки зрения его роли в процессе совершенствования системы летнего отдыха студентов является система общедидактических положений о сущности педагогического процесса, о сущности личности, деятельностной природе воспитания и развития личности, социальной детерминированности педагогических явлений, досуге как ценности и др.

С целью изучения особенностей организации воспитательной работы со студентами вузов в условиях спортивно-оздоровительного лагеря нами были использованы теоретический анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и социологической литературы, анализ программных и методических материалов в сфере организации летней оздоровительной кампании, контент-анализ сайтов вузов, анализ отчетной документации работников СОЛ, наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, изучение отзывов и других продуктов деятельности обучающихся, отдыхавших в СОЛ «Ивушка» и др.

 

Результаты исследования

 

Организация летнего отдыха студентов представляет собой сложный процесс, который включает комплекс различных мероприятий и создание определенных условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности. Безусловно, главными задачами в этом являются:

-     соблюдение студентами режима дня и питания;

-     оздоровление студентов;

-     закрепление навыков здорового образа жизни;

-     развитие опыта совместной деятельности, опыта ответственного лидерства;

-     организация досуговой деятельности.

Как показывает анализ опыта организации воспитательной работы в вузах, летние оздоровительные лагеря занимают важное место в системе непрерывного воспитания. В условиях лагерей решаются те же задачи, что в семье и вузе, с учетом специфики летнего воспитательного учреждения – оздоровление и укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни, нравственных качеств, лидерского и творческого потенциала, приобщение участников лагеря к ценностям активного отдыха, развитие вузовских традиций и др.

В «Пособии по проектированию баз отдыха вузовских коллективов» отмечается, что «потребности в активных формах отдыха наряду с функцией оздоровления относятся к категории первичных, повседневных потребностей». В условиях спортивно-оздоровительного лагеря можно выделить такие виды функциональной нагрузки:

-     режимный активный отдых, оздоровление;

-     идейно-патриотическое воспитание;

-     социальные контакты, свободное общение по интересам;

-     совершенствование спортивного мастерства;

-     культурно-массовая работа, досуг, развлечения;

-      учеба, повышение квалификации;

-     культурно-познавательная, туристско-экскурсионная работа и др. [27]

Указанные направления работы в современных условиях актуализируются прежде всего через деятельность спортивных клубов, выступающих в рамках университета центром по подготовке к летней оздоровительной кампании. Как известно, в 2013 г. была создана Общероссийская молодежная общественная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов России». Среди направлений ее деятельности выделены:

-     проведение активной пропаганды ценностей и идей физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

-      организация и проведение соревнований, спартакиад, фестивалей, лагерей, просветительских, обучающих мероприятий и других культурно-массовых мероприятий;

-     внедрение физической культуры и спорта в учебную и трудовую деятельность, быт и отдых, в общественную жизнь молодежи;

-      разработка и реализация программ и проектов в сфере работы с молодежью и ее поддержки в нравственном, духовном, патриотическом и физическом развитии [28].

Как известно, спортивно-оздоровительный лагерь (СОЛ) является одной из воспитательных подсистем университета, в реализации программы которой происходит перенос формальных отношений «студент – преподаватель» на более широкий тип отношений «участник смены – социум». Эффективное функционирование данной подсистемы напрямую зависит от грамотной пространственно-временной организации смены и активного включения студентов во все направления жизнедеятельности лагеря, определяемого использованием поисковых, преобразовательно-рефлексивных и практико-ориентированных форм [29].

В этой связи в условиях СОЛ необходимо создать воспитательное пространство, в котором будет максимально использован коммуникативный и творческий потенциал студентов. Главным предметом внимания в летнем оздоровительном лагере являются следующие принципы организации, взаимодействия и развития участников оздоровительного процесса:

-     основы создания микроклимата в коллективе, важными среди которых являются гуманность и демократичность;

-     духовный, социальный, психологический и физический комфорт;

-     реализация, самореализация и личностный рост;

-     взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками процесса, добровольность участия, свобода в выборе деятельности;

-     общественная и личная ежедневная успешность каждого ребенка;

-           социальная готовность (позитивное отношение к социуму и его наследия; выживаемость, адаптация, приспособленность к жизни в обществе, умение строить отношения);

-     коммуникабельность;

-     нейтрализация антагонизмов;

-     позитивная направленность всех видов деятельности.

Именно поэтому целесообразно актуализировать возможности тематической смены, позволяющей включить студенческую молодежь в жизнедеятельность СОЛ через активное использование таких современных форм социальной активности, как проектная деятельность, квест, флешмоб, арт-парад, перфоманс и др.

Отметим необходимость серьезной комплексной подготовки в рамках информационной кампании к летнему сезону как педагогических работников, так и студентов, отправляющихся на отдых: несмотря на произошедший переход от детства ко взрослости, опыт летней оздоровительной кампании студентов (особенно первокурсников) подсказывает, что нередко в условиях лагерного общежития приходится сталкиваться с достаточно распространенными психологическими проблемами:

-     низким социометрическим статусом студента;

-     низким уровнем развития конфликтологической культуры;

-     низким уровнем самоорганизации;

-     неготовностью к участию в жизни лагеря;

-     неготовностью к соблюдению режимных моментов и др.

Эти факты свидетельствуют о том, что административный и педагогический корпус лагеря, разрабатывая программы физкультурно-оздоровительной и социально-культурной направленности, непременно должен учитывать и психолого-педагогический аспект при организации студенческого отдыха в СОЛ.

На наш взгляд, к особенностям эффективной организации воспитательной работы со студентами вуза в условиях СОЛ можно отнести:

1) поддержку функционирующего в структуре вуза спортивного клуба, осуществляющего свою деятельность в тесном взаимодействии с администрацией образовательного учреждения и структурными подразделениями: кафедрой физического воспитания, профсоюзной и студенческой организациями [30];

2) единство планирования и анализа непрерывной работы по подготовке и проведению летней оздоровительной кампании студентов в СОЛ, основанное на представлении о взаимосвязи между процессами адаптации, коммуникации, идентификации и качеством общения, отдыха, досуга и оздоровления участников смены;

3) проектирование программ смены лагеря с опорой на административный и методический уровень взаимодействия всех участников деятельности СОЛ, на реализацию принципа интереса, единства рекреации и познания совместной деятельности;

4) создание креативной развивающей среды, предполагающей единство художественно-эстетического, информационного, предметного, природного, эмоционального и содержательного компонентов;

5) комплекс условий, воздействующих на приобщение студентов к здоровому образу жизни: безопасность отдыха, соблюдение участниками смены дисциплины, рациональное питание, регулярное занятие физической подготовкой, участие в культурно-массовых мероприятиях и др.;

6) непосредственное участие студентов-активистов и представителей студенческих организаций в разработке и проектировании программы смены с учетом их аксиологического, коммуникативного, креативного, организационного, деятельностного потенциалов;

7) разработку конкурсных условий поддержки инициатив студенческого самоуправления, способствующих повышению интереса к организации летнего отдыха студентов, а также к позитивным аспектам молодежной субкультуры со стороны участников образовательно-воспитательного процесса, активному включению студенческих групп и профессорско-преподавательского состава в единую и целостную систему образовательно-воспитательной деятельности в процессе профессиональной подготовки» [31];

8) создание программ профильных смен, учитывающих конкретные направления подготовки вуза, а также возможности информального образования и социальных, педагогических, психологических, культуротворческих технологий социальной анимации [32];

9) применение медиаобразовательных и интерактивных технологий, учитывающих возможности методов игры и игрового тренинга, методов театрализации, состязательности, равноправного духовного контакта, воспитывающих ситуаций, методов импровизации [33];

10) рассмотрение возможностей СОЛ в качестве базы практик и образовательной площадки для проведения курсов повышения квалификации по развитию проектной культуры обучающихся (режиссура, тайм-менеджмент, event-индустрия, волонтерство, социальное предпринимательство и др.);

11) чередование групповых, массовых, индивидуальных форм работы со студентами во время лагерной смены;

12) использование принципа соревновательности при комплектовании команд (групп) смены;

13) использование системы обратной связи, рефлексивных форм при подведении итогов дня, смены, а также создание собственных традиций участников летнего оздоровления студентов;

14) обязательное информационное сопровождение деятельности СОЛ университетскими СМИ, в том числе через официальный сайт вуза и социальные сети.

Рассмотрим специфику организации воспитательной работы СОЛ «Ивушка», функционирующего как структурное подразделение Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). В Положении о воспитательной работе РГЭУ (РИНХ) отмечается, что в структуру воспитательной и спортивно-массовой работы в университете включены:

-     комплексы спортивно-оздоровительных лагерей;

-     спортивные клубы РГЭУ (РИНХ);

-     ответственные за секционную и спортивную работу Университета, филиалов и колледжа;

-     ответственные за воспитательную, спортивно-массовую работу в СОЛ и т. д., что свидетельствует о высоком уровне работы, направленной на пропаганду и популяризацию идеологии здорового образа жизни среди обучающихся [34].

В соответствии с Положением о текущем контроле за состоянием здоровья обучающихся РГЭУ (РИНХ) деятельность студенческого спортивно-оздоровительного лагеря «Ивушка», расположенного в п. Весело-Вознесенка (Неклиновский район), направлена:

-           на формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющих сознательно вести здоровый образ жизни;

-     создание условий для активизации позиции студента в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, воспитание умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья, потребности в знаниях по физической культуре и спорту [35].

Спортивно-оздоровительный лагерь «Ивушка» имеет более чем сорокапятилетнюю историю. За этот период в лагере сложились определенные традиции, которые бережно хранятся. Традиционный подход наблюдается и в организации воспитательной работы со студентами. Однако изменения, происходящие в обществе, не могут не сказываться на требованиях к обновлению содержательной и процессуальной сторон воспитательной работы в СОЛ.

Задолго до старта летней оздоровительной кампании формируется кадровый состав и разрабатывается программа лагерных смен, подготовкой которых занимаются преподаватели кафедры физического воспитания, спорта и туризма, опытные специалисты Социально-культурного центра, Первичной профсоюзной организации обучающихся, Студенческого совета РГЭУ (РИНХ) и других подразделений университета. Осуществляется планирование тематических смен. Несмотря на единую концепцию смены, каждая из них имеет свою особенность. Например, в спортивной смене акцент смещен на насыщенную спортивными мероприятиями деятельность сделана ориентация на студентов, которые активно занимаются различными видами спорта: теннисом, футболом, волейболом, дартс, бадминтоном, чирлидингом и др. Материально-техническая база лагеря позволяет проводить тренировки и соревнования по данным направлениям.

Профсоюзная смена организовывается таким образом, чтобы молодежь, активно вовлеченная в профсоюзную работу, имела возможность реализовать свой потенциал профсоюзного лидера в мастер-классах, обучающих семинарах и других видах деятельности.

Творческая смена собирает студентов, талантливых в различных сферах вокального, хореографического, сценического, изобразительного искусства, клипмейкерства и др.

Интересен опыт организации тематической лагерной смены. Так, в рамках программы тематической смены «Школа общественного развития» студенты, отдыхавшие в СОЛ «Ивушка», в течение 10 дней работали над формированием таких компетенций, как коммуникативная (день СМИ), родительская (день семьи), здоровьесберегающая (день здоровья), актерская (день искусств), политическая (день традиций), лингвистическая (день родного языка), спортивная (день спорта), толерантная (день толерантности), игровая (день Нептуна), проектная (день итогового проекта).

 

Заключение

 

Таким образом, проведенный анализ источников по обозначенной проблеме и имеющийся опыт по организации воспитательной работы со студентами вузов в условиях спортивно-оздоровительного лагеря позволили подтвердить тезис о востребованности различных форм культурно-досуговой деятельности в дискурсе современного воспитания молодежи. В летний период особенно возрастает потребность в качественном отдыхе, не только удовлетворяющем разнообразные потребности студенчества, но и способствующем развитию личности молодых людей. В связи с этим целесообразно обратить внимание на инфраструктуру студенческого спортивно-оздоровительного лагеря, особенности эффективной организации воспитательной работы со студентами вуза в условиях СОЛ, а также технологии психолого-педагогического и социально-культурного сопровождения обучающихся.

В ходе исследования мы попытались обратиться к основным проблемам педагогики каникул. Это позволило определить основные тенденции и совокупность принципов развития спортивно-оздоровительного лагеря в современных условиях и на перспективу. В работе обозначены факторы, сдерживающие развитие студенческого летнего отдыха, а также направления преодоления негативных явлений в этом вопросе. Нами был охарактеризован опыт работы спортивно-оздоровительного лагеря «Ивушка» РГЭУ (РИНХ). Считаем, что основные усилия исследователей данной проблематики должны быть направлены на определение механизмов подготовки педагогических кадров для работы в летних студенческих лагерях.